Элективный курс "Культура русской речи", 9 класс.
рабочая программа по русскому языку (9 класс) по теме

Данный курс позволяет систематизировать, обобщить и углубить знания учащихся по теории речевой культуры, актуализирует внимание на  формировании мыслительной и общей культуры личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8

с углубленным изучением отдельных предметов»

МАОУ «Средняя школа № 8»

Культура русской речи

Программа курса по выбору для учащихся 9 классов

(элективный курс рассчитан на 34 часа)

                             Программа составлена на основе примерной программы

Л.Г. Смирнова. Культура русской речи.

 Программа   элективного курса. -     

                                                 М: «Русское слово» 2005 г.

Учитель русского языка и литературы

Н.И. Шарыгина

   

г. Когалым, 2016

Пояснительная записка

      Программа элективного курса «Культура русской речи» предназначена для учащихся 9 класса средней общеобразовательной школы и рассчитан на 34 часа. Данный курс позволяет систематизировать, обобщить и углубить знания учащихся по теории
речевой культуры, актуализирует внимание на формировании мыслительной и общей культуры личности. Развитие продуктивного мышления осуществляется через анализ языковых норм в текстах различных стилей.

      К теоретической базе относится знание основных норм русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные); норм речевого этикета, признаков текста, основных признаков устной речи, логичности и уместности высказывания.

      Программа направлена на развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, способствует самореализации личности в творческой деятельности, стимулирует самообразование учащихся.

      Цель курса 

 Развитие речевой личности учащихся путем совершенствования нормативности и целесообразности их речи.


      Задачи
 курса:


      —  ориентировать преподавание на интенсивную интеллектуальную работу культуры мышления;

  —  способствовать приобщению учащихся к национальным культурным традициям, вырабатывать отношение к собственной речи как к производной этой культуры;

  —  формировать отношение к языковой культуре как фактору утверждения и укрепления российской государственности;

  —  помогать становлению культуросообразной речевой личности, способной к самореализации в высказывании;


      —  воспитывать у школьников уважение к нормам речевого этикета, личностной адаптированности этих норм;

—  развивать коммуникативные навыки, способность понимать, воспринимать, реагировать, реализуя перцептивную составляющую взаимодействия;

  —  способствовать формированию умения продуцировать и воспринимать целесообразные речевые структуры на основе норм языка, а из вариантов выбирать более приемлемые с целью их последующего закрепления в речевом поведении.

Формы проведения занятий:     лекции, практикумы, аналитические беседы.

Требования к уровню освоения курса

«Культура русской речи»

После завершения курса учащийся должен знать и уметь:

  1.  Строить речь в соответствии с языковыми нормами и качествами оптимальной речи (точность, логичность, уместность и т. д.), подчиняя сказанное требованиям этики и специфики ситуации.

  1. Исправлять речевые ошибки и недочеты в устной и письменной речи, умея аргументировать свою позицию требованиями современного русского языка, а при необходимости — и фактами исторического языкознания.
  2. Вести себя соответственно понятию языковой (речевой) личности; уметь строить грамотный монолог, достигая коммуникативного эффекта и, при ситуационном запросе, коммуникативного лидирования.
  3. Исключить из своей речи элементы ненормативной лексики и грамматики, умея объяснить, почему целесообразность употребления слова и фразы невозможна вне их нормативной кодифицированности.
  4. Уметь использовать необходимые источники информации для полного и корректного аргументирования или опровержения суждения.
  5. Привлекать лексические и стилистические резервы языка при строении речи для максимально точного и полного изложения мысли.
  6. Применять знания по фонетике, лексике, словообразованию, морфологии и синтаксису. Работать со словарями различных типов.

Наконец, учащиеся, освоившие курс «Культура русской речи», приобретают умение грамотно и целесообразно строить высказывание, устное и письменное, что обусловливает высокое качество жизни и возможность реализовать себя в будущей профессиональной деятельности.

Содержание курса «Культура русской речи»

      Понятие о культуре речи (1час)

      Язык и речь; современный русский литературный язык — высшая форма национального языка.

      Языковая и речевая личность (1 час)

      Культура речи как 1) область лингвистической прагматики; 2) характеристика нормативных компонентов языка; 3) атрибут личности.

      Норма и ошибка в речи  (3 часа)

      Культура речи и риторика; нормативность и целесообразность речи; норма языка и ошибка в речевом употреблении. Тавтология и плеоназм; контаминация как причина речевых недочетов и ошибок. Двусмысленность как речевое явление.
      Культура речи и современное состояние русской речи. Культура речи — фактор мыслительной культуры.

      Орфоэпические нормы русского языка (3 часа)

      Орфоэпия и фонетика — лингвистическая наука о звуковой стороне языка. Московская и Ленинградская произносительные традиции. Изменения в произношении слов, обусловленные динамичностью нормы.

      Произношение отдельных сочетаний звуков. Фонетические явления, их роль в поддержании языковых норм и адекватного речевого поведения: ассимиляция, диссимиляция, эпентеза, диереза, метатеза; стяжение звуков; ошибки, вызванные неверным функционированием названных фонетических процессов в речи. Особенности произношения слов с твердым-мягким согласным перед [э]; [э] — [о] на месте букв е — ё в некоторых словах русского языка. Явления аллитерации и ассонанса
в достижении речевой действенности и визуализации

      Русская акцентология (4 часа)

      Ударение, его фонетические компоненты (ударение динамическое, музыкальное, количественное); разноместность и подвижность ударения в русском языке.
     Лексика русского языка в историческом процессе и в современном употреблении

      Лексика русского языка. Разделение слов русского языка по происхождению на исконные и заимствованные. История их появления в русском языке. Приметы заимствований из разных языков. Судьба заимствованных слов.
      Исторические модификации лексики: устаревшие слова, неологизмы.
      Специфические явления лексики в синхронном осмыслении. Многозначность, омонимия (омонимы, омофоны, омографы, омоформы), антонимия, синонимия (синонимы идеографические, стилистические и др.). Паронимия как проблема культуры речи.
     

      

Грамматическая правильность русской речи (8 часов)

      Основные категории грамматики

      Имя существительное: род отдельных слов, склонение и род сложносоставных слов, аббревиатур; особенности в образовании падежных форм, специфика склонения географических названий.

   Имя прилагательное: семантические оттенки полных и кратких форм, специфика образования форм степеней сравнения.

   Имя числительное: склонение составных числительных (количественных и порядковых); числительные собирательные и возможность их образования.

   Местоимение: анафорическое и дейктическое; особенности синтаксиса предложений, исключающие двусмысленность, связанную с употреблением местоимений.

   Глагол: специфика недостаточных и избыточных, императива; деепричастие — особая форма глагола: образование форм деепричастий; координированность деепричастия с подлежащим (семантически) и сказуемым (синтаксически).

   Предлоги и их грамматически корректное использование в тексте. Функционирование союзов. Частицы, их стилистические и экспрессивные потенциалы. Особенности функционирования звукоподражаний и междометий в речи.

   Основные случаи согласования слов в тексте — моделирование, конструирование, объяснение морфологических и синтаксических закономерностей при рассмотрении взаимоотношений между словами.

Стилистические нормы. Стили в русском языке (6 часов)

      Понятие о стилистике. Стиль. Языковая основа стиля. Синонимия как основа стилистики. Коммуникативные стили; книжный (высокий), нейтральный, сниженный.
      Средства художественной выразительности речи — тропы, речевые фигуры. Речевые недочеты, приобретающие значение при создании эстетически выразительного текста. Взаимоотношения требований нормативности и художественной выразительности.
      Языковые черты и жанровые разновидности основных функциональных стилей современного русского языка: научного, официально-делового, публицистического, разговорного, художественного. 

Логичность и логика высказывания (3 часа)

      Целесообразность речи; условия логичности речи и причины логических ошибок. Логические ошибки в речи, их исправление или использование как специального средства художественной выразительности.

      Точность речи (2 часа)

      Точность речи. Точность предметная и понятийная. Речевые ошибки, связанные с неточностью. Точность — средство понимания текста в системе авторских ценностных ориентиров и коннотация. Слово, являющееся носителем новых смыслов, основанных на более точном видении ситуации и речевого поведения. Точность, зависящая от фигур речевой выразительности.

      Уместность речи (2 часа)

      Уместность речи — ситуативная (ситуационная) и стилистическая. Нарушение стереотипа ожиданий читателя и слушателя с точки зрения точности и уместности речи. Коммуникативная комфортность, обусловленная уместностью речи; этические нормы.

      Подведение итогов курса (1 час)

Тематическое планирование курса

«Культура русской речи» (34 часа)

Тема

Тип  занятия

Виды деятельности

1

Понятие о культуре речи

Лекция с элементами беседы

Конспект

2

Языковая и речевая личность

Практикум

Тренировочные упражнения.

3

Норма и ошибка в речи  

Лекция с элементами беседы.

Наблюдения.

Анализ текстов различных жанров.

4

Тавтология и плеоназм; контаминация как причина речевых недочетов и ошибок.

Аналитическая беседа.

Практикум.

Анализ текстов различных жанров.

5

Двусмысленность как речевое явление

Практикум.

Выполнение упражнений.

6

Орфоэпия и фонетика — лингвистическая наука о звуковой стороне языка.

Лекция

Конспектирование

7

Ошибки, вызванные неверным функционированием фонетических процессов.

Аналитическая беседа.

Наблюдения. Составление акцентологического словаря.

8

Явления аллитерации и ассонанса
в достижении речевой действенности.

Практикум

Написание текста  на лингвистическую тему.

9

Русская акцентология

Практикум, аналитическая беседа.

Составление словаря акцентологических ошибок. Выполнение тестовых заданий.

10

 Лексика русского языка. Разделение слов русского языка по происхождению.

Практикум

Выполнение тестовых заданий.

11

Многозначность, омонимия, антонимия, синонимия

Практикум

Написание текста  на лингвистическую тему.

12

Паронимия как проблема культуры речи.

Практикум

Наблюдения.

Выполнение тестовых заданий.

13

Основные категории грамматики.

Лекция с элементами беседы.

Конспектирование

14

Имя существительное.

Практические задания.

Работа с текстами.

15

Семантические оттенки полных и кратких форм прилагательных.

Практические задания.

Редактирование текста.

16

Особенности синтаксиса предложений, исключающие двусмысленность.

Аналитическая беседа.

Работа с текстами.

17

Координированность деепричастия с подлежащим (семантически) и сказуемым (синтаксически).

Практические задания.

Выполнение тестовых заданий.

18

Стилистические и экспрессивные потенциалы служебных частей речи.

Практические задания.

Создание текста.

19

Основные случаи согласования слов в тексте.

Практические задания.

Выполнение тестовых заданий.

20

Морфологические и синтаксические закономерности.

Практические задания.

Создание текста.

21

Стилистические нормы. Стили в русском языке

Лекция с элементами беседы.

Конспектирование.

22

 Средства художественной выразительности речи — тропы, речевые фигуры.

Практикум. Аналитическая беседа.

Редактирование текста

23

Речевые недочеты.

Практикум.

Работа с текстами.

24

Языковые черты и жанровые разновидности основных функциональных стилей современного русского языка.

Практикум.

Написание текста  на лингвистическую тему.

25

Нормативность и художественная выразительность.

Практикум.

Выполнение тестовых заданий.

26

Создание  текста с учетом стилистических особенностей.

Практикум.

Написание текста  на лингвистическую тему.

27

Логичность и логика высказывания

Дискуссия на актуальную, социально значимую тему.

Анализ текста.

28

Логические ошибки в речи.

Практикум.

Выполнение тестовых заданий.

29

Коммуникативный замысел и логика при создании текста.

Практикум.

Написание текста.

30

Точность речи.

Практикум.

Работа с текстами.

31

Точность, зависящая от фигур речевой выразительности.

Практикум.

Выполнение тестовых заданий.

32

Уместность речи

Лекция с элементами беседы.

Конспектирование.

33

Обусловленная уместность речи; этические нормы.

Практикум.

Написание текста.

34

Подведение итогов курса

Практическая работа

Написание текста  на лингвистическую тему

Критерии оценки за письменную и устную работу учащихся

  1. Решение тестовых заданий/ контрольно-измерительные материалы.
  2. Работа с текстом: содержательный анализ прочитанного текста / проверочные задания.
  3. Создание текста на лингвистическую тему / контрольные задания по написанию текста.
  4. Самоанализ средств художественной изобразительности / контрольные задания.
  5. Оценивание выполнения тестовых заданий на понимание текста/ процент выполнения заданий части А.
  6. Оценивание выполнения тестовых заданий на знание грамматических норм / процент выполнения заданий части В.
  7. Оценивание сочинений на лингвистическую тему / пятибальная шкала при соблюдении орфографических и пунктуационных норм.
  8. Использование контрольно-измерительных материалов (ГИА) / контрольные задания.

Список литературы

1. Казарцева, О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: учебное пособие / О.М.Казарцева – М., 1998.

2. Русский язык и культура речи: учебник / Под ред. проф. В.И. Максимова.- М., 2002.

3. Введенская, Л.А., Пономарев, А.М. Русский язык: культура речи, текст, функциональные стили, редактирование / Л.А.Введенская, А.М.Пономарев. – Ростов-на-Дону, 2001.

4. Голуб, И.Б. Стилистика русского языка / И.Б.Голуб. – М., 1997.

5. Скворецкая, Е.В. Культура речи (упражнения и рекомендации): учебное пособие / Е.В.Скворецкая. – Новосибирск, 1991.

6. Введенская, А.А., Павлова, Л.Г. Культура и искусство речи /А.А.Введенская, Л.Г.Павлова. – Ростов-на-Дону, 1996.

7. Ефремова, Т.Ф., Костомаров, В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка  / Т.Ф. Ефремова, В.Г.Костомаров. – М., 2000.

8. Иванова, Т.Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение. Грамматические формы / Т.Ф.Иванова. – М., 2004.

9.  Орфоэпический словарь / Под ред. Т.Н. Гурьевой. – М., 2003.

10.  Словарь трудностей / Под ред. Т.Н. Гурьевой. – М., 2003.

11. И.П. Васильевых, Ю.Н. Гостева, Г.Т. Егораева. Типовые тестовые задания по русскому языку (ГИА в новой форме), практикум по написанию сочинения на лингвистическую тему. – М,, 2016.

            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие элективного курса «Культура речи» в 8 классе по русскому языку на тему: «Использование поэтических тропов мастерами русского слова»

Цель: показать на примере художественных произведений красоту русской речиЗадачи: 1. закрепить знания по теме «Основные виды тропов»...

Элективный курс «Русская речь»

 Особенностью данного курса является его нацеленность на совершенствование основных видов речевой деятельности в из единстве и взаимосвязи: на развитие способности осознанно воспринимать звучащую реч...

Элективный курс "Русская речь"

элективный курс по подготовке к ЕГЭ...

Рабочая программа по элективному курсу (русский язык) «Средства речевой выразительности (Моя речь – мое достоинство)» 6 класс

Рабочая программа  по элективному курсу (русский язык)«Средства речевой выразительности(Моя речь – мое достоинство)»  6 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РУССКОЙ РЕЧИ" 10 класс

Цели рабочей программы элективного  курса по русскому языку в  10 классе:повторение и изучение выразительных средств речи.Задачи курса:воспитание культурно-ценностного отношения к русской ре...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ» Класс 10 Уровень базовый

     Центральные объекты изучения данного курса – лексическое богатство русского языка, текст как речевое произведение, язык как словесное искусств, а наиболее приемлемым я...