Урок-путешествие в город Русского языка
материал

Сойнова Анна Валентиновна

урок

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок-путешествие в город Русского языка.

Цели:

-проверить знания учащихся по основным разделам грамматики;

-развивать навыки коллективной и индивидуальной деятельности;

-углубить интерес к предмету;  

Оборудование: электронная презентация (Приложение), ПК, ордена (за каждый правильный ответ).

                                                           Ход урока.

1.Вступительное слово учителя. Слайд 1.

       -Дорогие ребята! Сегодня мы с вами отправляемся в необычное путешествие-путешествие по Стране Знаний .В нём много городов, но на этом уроке мы побываем лишь в одном из них.

       Я приветствую вас в городе не совсем обычном городе, самом лучшем- городе Русского языка. Слайд 2.

Русский язык один из самых красивых и богатых языков в мире. Но он не прост в изучении, имеет множество разделов и правил. И грамотному человеку следует их знать и понимать. Как говорится, «без букв и грамматики не обходятся и математики!»

              Представьте, что вы заняли места в воображаемом комфортабельном автобусе, а я как экскурсовод познакомлю вас с некоторыми правилами нашего путешествия.

     Итак , наши условия: быть дружными, сообразительными, наблюдательными, быстро и аккуратно выполнять все задания. Мы будем, играя, состязаться в познаниях по русскому языку.

Мы выезжаем на центральную улицу, которая называется улица ФОНЕТИКИ и ГРАФИКИ. Слайд 3.

-Кто здесь живёт?  (Звуки и буквы)

-Говорят, что на этой улице одни звуки живут на одной стороне, а другие на противоположной. Почему? (Это гласные и согласные)

-А каких звуков больше? (Согласных)

-«Рассыпанные буквы» Слайд 4.  Из букв составить слова:имза (зима), своол (волос), никга (книга),олкша (школа).

-«Заблудился звук».

Неизвестно, как случилось,

Только звук-то заблудился:

Заскочил он в чей-то дом

И хозяйничает в нём.

 Определите ,  в каком слове «заблудился» звук и поставьте его на место.

-Закричал охотник: Ой!  Двери (звери) гонятся за мной! Слайд 5.

-На виду у детворы   Крысу (крышу) красят маляры. Слайд 6.

-Синеет море перед нами,   Летают майки (чайки) над волнами. Слайд 7.

-Сколько слов можно прочесть, читая по часовой стрелке и против часовой стрелки? Слайд 8-9

(око,лес,лесок,сок,сокол,колесо,село,осёл)

- Молодцы! Все справились с заданием превосходно! Следующая остановка называется Лексика. Слайд 10. Здесь всегда многолюдно: здесь собираются и устраивают состязания Слова. Самый большой 17 томный  «Словарь современного русского языка» насчитывает 120 тыс. слов. А всего слов в современном языке и того больше -150 тыс.

-Найди лишнее слово. Слайд 11.

-огонь ,осень, пламя

-алфавит, азбука, буква

-бросать, кидать, прыгать

Метаграмма-это загадка, в которой из загаданного слова путём замены одной буквы другой получается новое слово. Слайд 12. Например: сом-дом, вол-вёл.

 -С ч  над морем я летаю,

С г  в машинах я бываю  (чайка-гайка) Слайд 13.

-С м меня ты надеваешь,

С л  собаку называешь  (майка-Лайка) Слайд 14.

-С к я в школе на стене,

Горы, реки есть на мне.

С п от вас я не таю-

В каждом классе я стою.   (карта-парта) Слайд 15.   

           

  ФИЗМИНУТКА  (музыкальная).

-Молодцы! Мы выезжаем на Падежный проспект. Слайд 16.

--Назовите хором все падежи русского языка.  Умницы!!!

-Прекрасно! Пора двигаться дальше. Внимание! Чтобы не попасть в Тупик ошибок (Слайд 17),нам нужно  проявить не просто зоркость, а орфографическую зоркость.

   Известно, что тому, кто хочет писать грамотно, необходимо «опознавать» орфограммы. Попробуем и мы разгадать текст, чтобы ехать дальше по городу  Русского языка.

Ноч приближалас и расла, как гразовая тучя.

Игра  «О-о-о!»   Надо отгадать слова, в которых нет гласных, кроме О.

-Продукт, из которого изготавливаю масло? 0-0-0  молоко Слайд 18.

-Хищная птица? 0-0 Сокол Слайд 19.

-Драгоценный металл?0-0-0  Золото Слайд 20.

-Съедобный герой русской народной сказки? 0-0-0  Колобок Слайд 21.

Молодцы!

 «Звёздный час». Слайд 22-24. Наше последнее задание будет связано с собственным запасом слов. Внимание, из слова КОНТРАБАС ( музыкальный инструмент ) можно составить 250 слов. Других слов! У нас 3 минуты. (Собака, кабан, карта, нота, работа, брат, батон, скот, батрак, барон, баран, астра, кобра, тоска, канат, табак, бокс и др.)

Слайд 25.

-Наше путешествие завершается. Нам ещё долго придётся общаться со словами, их формами, дальними и близкими родственниками. Это очень интересное общение - на всю жизнь. Слайд 25.   Город Русского языка- это пространство, которое всегда готово нас принять при условии, что мы очень бережно будем относится к нашей речи, любить свой язык и уважать язык других людей и народов.

Подсчёт орденов, определение победителя игры.

 -Спасибо всем участникам путешествия в Страну Знаний!!!  (Зачитать слова из Слайда  26).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок "Путешествие в Читай-город"

Урок с применением здоровьесберегающих технологий проводился в 5-ом классе по программе специальной коррекционной школы 8-го вида....

Урок-путешествие в город Русского Языка.

В занимательной форме дети систематизируют и закрепляют знания об имени существительном в ходе выполнения практических заданий....

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 5 класса "Путешествие по городу русского языка"

Внеклассное меропроятие представляет собой увлекательную интерактивную игру-путешествие по основным разделам языка. В ходе путешестия учащиеся останавливаются на различных станциях, выполняют  ко...

Урок-путешествие. Внеклассное мероприятие по русскому языку для 5–6-х классов (обобщающий материал по основным разделам русского языка)

Урок-путешествие. Внеклассное мероприятие по русскому языку для 5–6-х классов (обобщающий материал по основным разделам русского языка)данное мероприятие можно использовать на неделе русского языка и ...

Урок-путешествие. Внеклассное мероприятие по русскому языку для 5–6-х классов

Урок-путешествие. Внеклассное мероприятие по русскому языку для 5–6-х классов...