Главные вкладки

    Открытый урок "Путешествие в Читай-город"
    методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

    Урок с применением здоровьесберегающих технологий проводился в 5-ом классе по программе специальной коррекционной школы 8-го вида.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kashmina_o.n.docx34.28 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

    для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

    «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

    г.Ногинска Московской области

                         

                 ШМО учителей русского языка

                Открытый урок чтения в 5 классе

                «ПУТЕШЕСТВИЕ В ЧИТАЙ - ГОРОД»

    Кашмина О.Н., учитель русского языка первой квалификационной категории, классный руководитель.

                               2010-2011 учебный год

           

                                        Урок чтения в 5 классе

    с использованием здоровьесберегающих технологий и технологии

    личностно-ориентированного обучения в образовательном

    процессе

            В работе с учащимися на уроках русского языка и чтения я применяю технологии, направленные  на сохранение физического здоровья учащихся, целью применения которых является

    1. обеспечение  сохранения здоровья за период  обучения в школе,
    2. формирование  у учащихся необходимых ЗУН, СУД и СУМ (по классификации Г.К. Селевко ) по здоровому образу жизни,
    3. обучение  использования полученных знаний в повседневной жизни.

    Среди здоровьесберегающих технологий я также особо выделяю технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии.

    Класс:5 «А»

    Количество учащихся: 9 человек

    Диагноз: лёгкая умственная отсталость

    Тема урока: Путешествие в Читай-город.

    Задачи: 1.Закрепление представлений учащихся о средствах  

               выразительности - тон, темп, логическое

               ударение.

     2. Развитие умений: владеть своим дыханием,

              распределять высоту голоса от тихого до громкого,

              отчётливо произносить звуки;

             развитие речи.

             3.Коррекция познавательных процессов психики учащихся:  

                внимания, мышления, памяти.

             4.Воспитание добрых отношений в коллективе

    между детьми.

    Оборудование:изображение «Читай-город»; специальные знаки остановок; индивидуальные карточки со слогами(см. приложение); книги «Чтение», 5 класс; предложениядля упражнения по развитию памяти, которые записаны на отдельных картах и закреплены на магнитной доске (см. приложение).

    ХОД УРОКА

    1. Организационный момент.

    1.1.        Массаж под классическую музыку.

    ЗАДАЧА: профилактика заболеваний, улучшение общего состояния организма, снятие усталости.

    Задание: -Чтобы хватило сил на всё занятие, мы выполним массаж.
    Каждое новое движение будем выполнять 3 раза, при этом
    проговаривая «У меня всё получится».

    1. движение: сложить ладони перед грудью, растереть их.
    2. движение: растереть лоб указательными пальцами от середины к вискам.
    3. движение: брови растереть.
    4. движение: уши растереть.
    5. движение: шею растереть.

    Используя этот психологический приём, я создаю атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса, снимаю эмоциональную напряжённость; кроме того, массаж такого типа способствует профилактике простудных заболеваний.

        1.2.        Комплименты.

    ЗАДАЧА: улучшить настроение, придать уверенность, способствовать добрым отношениям в коллективе.

    Задание: - А теперь, чтобы настроение было хорошее, скажем комплимент товарищу. (Учитель сначала подходит к одному из учеников, берёт его за руку, говорит комплимент, затем ученик поворачивается к товарищу, берёт его за руку и делает
    комплимент и т.д.)

    Я использую педагогические ситуации общения на уроке, позволяющие каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы. А также, по моему мнению, положительный эмоциональный настрой на работу всех учеников в ходе урока- это залог эффективности усвоения предлагаемых педагогом знаний.

    2. Подготовка к учебно-познавательной деятельности.

        - Сегодня на нашем занятии мы будем путешествовать. А куда
    путешествовать, прочитайте хором.

    - Как вы думаете, что это за город. Просто ли научиться хорошочитать? (Ответы детей.)

      - Вот так же не просто попасть в этот город. Мы сегодня
    посмотрим, как мы умеем читать и сможем ли стать жителямиЧитай-города. Итак, путешествие начинается. Маршрут нашегодвижения показан на доске. Посмотрите. (На доске знаками обозначены остановки: дыхательная, скороговорная, читательная, развитие памяти)

    2.1.        Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.

    ЗАДАЧА: развитие умения глубоко и ровно дышать, владеть своим дыханием.

     - Первая остановка дыхательная. Такое интересное название.
    О чём оно говорит? (Гимнастика подготовит нас к чтению)

    Задание:-Вы делаете глубокий вдох и разом выдыхаете весь воздух, повторяя звуки.

    - Как пыхтит тесто?     - Пых, пых, пых.

    - Как паровоз выпускает пар? - Из, из, из.

    - Как шипит гусь?  - Ш-ш-ш.

    - Как воздух выходит из шарика?  - С-с-с.

    В процессе обучения наиболее сильная нагрузка приходится на нервно – психическую сферу учащихся. Поэтому профилактика педагогическими средствами переутомлений, невротических реакций, а в ряде случаев и коррекция неблагоприятных психосоматических состояний детей на уроке являются приоритетными задачами в здоровьесберегающей работе

    учителя. С этой целью я с успехом применяю психогимнастику, дыхательные упражнения.

    2.2.        Упражнение «В горах».

    ЗАДАЧА: развитие умения распределять высоту голоса - от тихого до громкого и наоборот.

    Задание: - На нашем пути - горы. Нам надо подняться в гору и спуститься с горы. Мы будем считать шаги, при этом, чем выше в гору – тем громче голос и наоборот.

    1. Молодцы, ребята. Упражнение выполнили правильно. Мы
      продолжаем наше путешествие и видим: перед нами возникает
      новый знак. О чём он говорит?

    2.3.        Отработка дикции.

    ЗАДАЧА:развитие умения отчётливо произносить звуки и отличать темп чтения.

    Задание: - Прочитайте скороговорку в разном темпе: «На пригорке возле горки жили тридцать три Егорки».

    -        Молодцы, ребята, продвигаемся дальше.

    2.4. Развитие памяти (см. приложение 2.4.)

    ЗАДАЧА: развивать внимание, память.

    Задание: - Остановка «Развитие памяти». На этой остановке нам предлагают потренировать свою память. Перед вами предложения (читаю): Тает снег. Идёт дождь. Небо хмурое. Коля заболел. Запели птицы.Запомните их и приготовьтесь повторить.

    (Отмечаю тех, кто все предложения запомнил – выдаю жетоны.)

    2.5.        Чтение слогов.(Индивидуальные карточки по книге О.В. Узоровой «Практическое обучение детей чтению», см. приложение 2.5)

    Задание:-Остановка «Читательная». Вам предстоит
    правильно прочитать слоги. Читаете по 4 слога цепочкой.

    1. Прекрасно справились. Идём дальше.

                    Результатом использования в работе подобных заданий (задания 2.2.-2.5) при организации деятельности учащихся в процессе обучения является индивидуальное здоровье ученика, представляющее собой динамический комплекс психофизиологических свойств (улучшение памяти, внимания,

    логики и проч.), направленный на самосовершенствование и

    здоровый стиль жизни, повышается мотивация обучения.

                    Все задания второго этапа состоят из ряда упражнений, направленных на подготовку выразительного чтения.

    Физминутка.

    ЗАДАЧА: снятие усталости.

    Задание:-        Ребята, вы преодолели все препятствия и очутились в Читай-городе. Посмотрите, вот он. Давайте расскажем, что мы видим справа и слева, а поможет нам в этом физкультурная минутка.

    Это - правая рука.   (правую руку отводят в сторону)

    Это - левая рука.     (левую руку отводят в сторону)

    Справа - шумная дубрава,    (поднимают руки вверх)

    Слева - быстрая река.            (опускают руки вниз)

    Обернулись мы - и вот стало всё наоборот.

                                  (поворачиваются спиной)

    Слева - шумная дубрава,

                            (левую руку отводят сторону)

    Справа - быстрая река,

                         (правую руку отводят в сторону)

    Неужели стала правой моя левая рука.

                            (вытягивают руки перед собой)

    Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока в соответствии с современными требованиями является физкультминутка. Я обращаю особое внимание на эмоциональную составляющую физкультминутки. Это упражнение должно проводиться на положительном эмоциональном фоне.

    3. Закрепление изученного материала.

    -        Жители города будут рады вас видеть, но испытания наши не
    закончились. Мы пока шли - тренировались, а теперь покажем -
    чему научились. Перед нами дверь в город. Мы откроем её,
    если выполним задание.

    3.1.        Чтение рассказа Г. Скребицкого «Сентябрь». (Чтение, 5 класс.

    ЗАДАЧА: познакомить учащихся с рассказом Г. Скребицкого «Сентябрь», учить чтению вслух в паре с товарищем.

    Задание: -Жители города предлагают нам прочитать рассказ

    Г. Скребицкого «Сентябрь».

    Первичное чтение учителя.

    Вопросы для проверки восприятия.

    -Что можно наблюдать в природе осенью?

    - Какие изменения происходят в жизни зверей, птиц, насекомых осенью?
    Бинарное чтение рассказа детьми.

    Даю жетоны разного цвета, в соответствии с качеством чтения.

          Для профилактики мышечной и  нервно-психической напряжённости на уроке использую такие приемы как парная работа, работа в группах постоянного и переменного состава для предупреждения утомления. Таким способом личностно ориентированный подход к обучению, отсутствие стрессовых ситуаций формируют ту гигиеническую и позитивную психологическую среду,  в которой приоритеты отдаются поведению с ориентацией на здоровье.
    4. Итог.

    ЗАДАЧА: оценка и самооценка деятельности учащихся и выделение вопросов, требующих коррекционных уточнений на следующих уроках.

    -Примут ли жители нас в свой город? Что нам удалось? Над чем

    ещё предстоит поработать?

    Оценка работы учащихся на уроке.

    Часто при выставлении оценок дети испытывают психологический стресс. Для снятия эмоционального напряжения использую три вида оценивания:

    Ученик оценивает сам свою работу.

     Взаимопроверка (работа в парах).

     Обоснованная оценка учителя.

    - Наше путешествие закончилось, но жители города ждут вас к

    себе в гости на следующий урок чтения. Спасибо всем за работу,

    отдыхайте.

               

                   Использованная литература:

    1. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Автор-составитель З.Ф. Малышева. Чтение. 5 класс. М., «Просвещение», 2009
    2. О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. Практическое пособие для обучения детей чтению. М., издательство АСТ Премьера, 2000
    3. В.И. Ковалько. Школа физкультминуток. М., «ВАКО», 2005
    4. С.Н. Костромина, Л.Г. Нагаева. Как преодолеть трудности в обучении чтению. М., издательство «Ось-89», 1999

                        ПРИЛОЖЕНИЕ

    ПРИЛОЖЕНИЕ 2.4

    ИДЁТ ДОЖДЬ

    ТАЕТ СНЕГ

    КОЛЯЗАБОЛЕЛ

    ЗАПЕЛИ ПТИЦЫ

    НЕБО ХМУРОЕ

    МРА    ДРО     МЯС

    ЛРЁ    ЛЮК    КУЖ

    ПМЮ  ТПИ     ФЫХ

    ТПЕ    ЛИП     ПАЖ

    НГО    ДВЕ     МЛО

    БТИ    ЖГИ     ПРЮ

    НЛЯ   ЧУС      БНЕ

    РОТ    КГО     ФЫР

    ДАН   ЛЫС     ПОЧ

    ВЫГ   БОЗ      РЦЫ

    СЛО   НЗУ      ГОЖ

    ВРЕ   КВИ      ПУЖ

                       ПРИЛОЖЕНИЕ 2.5


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

    Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

    Торжественное открытие I открытого слёта юных экологов Агинского Бурятского округа (с приглашением команд Забайкальского края).

    Природа является первоосновой всякой красоты. Она может размягчить даже самые чёрствые сердца. Великая природа, окружающая нас, способна порождать великие мысли и поступки.Вы услышали звуки музыки. Ав...

    Открытое занятие по английскому языку в дошкольной группе в рамках "Дня открытых дверей" для родителей.Название "Вместе весело дружить""

    Открытое занятие для родителей детей, посещающих дошкольную группу. Дети с преподавателем ищут друзей для загрустившего Шалтая-Болтая, который хочет найти себе друзей среди  домашних питомцев ...

    Внеклассное мероприятие по литературе в 5-6 классах Путешествие в Читай-город

    Основные цели внеклассного мероприятия, к которому создана эта презентация - повышение интереса к чтению книг, знакомство с историей появления книг, развитие эрудиции, памяти, мышления детей....

    Игра-путешествие для учащихся 5-6 класса "Путешествие в Читай-город"

    Это мероприятие может быть проведено как внеклассное мероприятие по литературе или как мероприятие в рамках предметной недели. Цель: пробудить интерес учащихся к чтению, вспомнить известных литературн...

    Литературная гостиная "Экскурсия по "Читай - городу"

    Сценарий интерактивного мероприятия для учеников начальной школы, посвящённый уходящему году литературы....

    Путешествие в Читай-город

    Вводный урок литературы. 6 класс. Игра с использованием интерактивной доски....