Литературная гостиная "Экскурсия по "Читай - городу"
материал на тему

Шупинская Марина Леонидовна

Сценарий интерактивного мероприятия для учеников начальной школы, посвящённый уходящему году литературы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл god_literatury_v_chitay-gorode.docx36.6 КБ

Предварительный просмотр:

ЭКСКУРСИЯ ПО «ЧИТАЙ - ГОРОДУ»

Интерактивная мультимедийная программа для юных читателей, приуроченная году литературы в России и прочтению творческих работ

и сочинений учеников начальной школы Первой Московской гимназии.

Сценарный план мероприятия и презентации:

  1. Литературные врата – литературная терминология
  2. Дом торжеств– книги и писатели юбиляры
  3. Музей книги – история первых книг
  4. Типография – сюжет о книгопечатании
  5. Библиотека – сюжет о библиотеках
  6. Бюро находок – игра с карточками
  7. Телеграф – телеграммы от литературных героев
  8. Картинная галерея – сказка в живописи
  9. Дом литератора – коллективная игра и сочинения детей
  10. Филармония – песня «Новая книжка»

Ведущая: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами собрались, чтобы совершить необыкновенное путешествие в чудесный город знаний и мудрости, который озаряет нас каждый день новыми открытиями и свершениями. Это «Читай – город». Все мы: и дети, и взрослые, от рассвета и до заката ежедневно трудимся в этом городе. Нам нужно много постичь, важно много узнать. Итак, я с великой радостью приглашаю вас совершить экскурсию по нашему чудесному «Читай – городу»!

1.Литературные врата – литературная терминология

Ведущая: Дорогие друзья! Перед нами Литературные врата «Читай – города». Здесь мы задержимся на минутку, чтобы с торжественным настроением войти в славную обитель знания и мудрости!

                Литература - [лат. lit(t)eratura, буквально написанное, от lit(t)era - буква], один из основных видов искусства – искусство слова. Термином "литература" обозначают также любые произведения человеческой мысли, выраженные в письменном слове и обладающие общественным значением.

                Литература имеет огромное значение в жизни каждого человека. Книга - источник знаний, она заставляет человека мыслить, воспитывает собственное мнение, развивает воображение. Чтение - процесс, требующий участия интеллекта, эмоций, воображения, памяти читателя, опирающийся на весь его духовный опыт.

              «Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась». Герцен А. И.

            Итак, Литературные врата открыты, и мы входим с вами в наш «Читай -город» Добро пожаловать!

2.Дом торжеств– книги и писатели юбиляры

Ведущая: Друзья, мы вошли с вами в «Читай – город» и начинаем экскурсию. Первое замечательное здание, в которое мы войдём – это «Дом торжеств». Здесь отмечают свои дни рождения писатели, литературные произведения и книжки. Особенно почётно побывать в Доме торжеств в этом году, ведь Президент России Владимир Путин подписал указ, в соответствии с которым 2015 год объявлен в стране Годом литературы. 

«…Целью данного шага является привлечение внимания общества к чтению и литературе, сохранение русского языка, повышение интереса молодого поколения к книге…»

На официальном логотипе, выполненном в цветах российского флага, изобра-жены профили великих русских писателей и поэтов Александра Пушкина, Николая Гоголя и Анны Ахматовой.

Писателям и книжкам – юбилярам посвящён видеосюжет из Дома торжеств!

На экране демонстрируется видео про книжки -  юбиляры 2015 года.

  1. Музей книги – история первых книг

Ведущая: Дорогие ребята, мы продолжаем нашу экскурсию по «Читай – городу» и, продвигаясь вперёд по уютным улочкам города, мы непременно попадаем в Музей книгопечатания. Здесь нам непременно нужно узнать об истории создания первых книг.

             Известно, что раньше люди писали книги вручную. Написать от руки целую книгу невероятно сложно, поэтому в древности книги считались величайшей ценностью.

             Перепись книги была очень трудоёмкой и длительной работой. Например, Остромирово евангелие было переписано за семь месяцев (с октября 1056 г. по май 1057 г.). В книге 294 листка, значит переписывалось около 1,5 листков в день. 

             В XV веке Иоганн Гуттенберг изобрел печатный станок. С тех пор книги в Европе стали печатать. На Руси первый печатный станок сделал первопечатник Иван Фёдоров.

19 апреля 1563 года Фёдоров открыл в Москве первую на Руси "печатню", то есть типографию. Открыл он её по царскому веленью.  Правил тогда царь Иван Грозный.  

              Первая печатная книга на русском языке увидела свет в марте 1564 года. Она называлась "Деяния и Послания Апостолов", хотя чаще говорят просто "Апостол".

            К изданию следующей книги, сборника молитв «Часовник», первопечатник Иван Фёдоров и его помощник Пётр Мстиславец приступили 7 августа 1565 года. Именно по этой книге долгое время детей учили чтению.

            Иван Фёдоров создал азбуку, используя славянские буквы. Эту азбуку напечатали, и стали по ней учить детей не только из богатых семей, но и из бедных.

            Ивану Фёдорову сооружены памятники в Москве и во Львове.

  1. Типография – сюжет о книгопечатании

Ведущая: Мы дружны с печатным словом, если б не было его,

Ни о старом, ни о новом мы не знали 6 ничего!

Книге смелой, книге честной, пусть немного в ней страниц,

В целом мире, как известно, нет и не было границ.

Ей открыты все дороги, и на всех материках

Говорит она на многих самых разных языках.

Дорогие ребята, а сейчас мы с вами узнаем, как печатаются книги. А расскажет вам об этом наш корреспондент – Волчонок Зубок. Он уже познакомился со всеми секретами типографии и поделится с нами своими открытиями. Итак, мы идём в типографию!

Демонстрируется видеоролик о том, как печатаются книги.

  1. Библиотека – сюжет о библиотеках

Ведущая: В моём шкафу теснится к тому том,

И каждый том на полке словно дом…

Обложку-дверь откроешь второпях –

И ты вошёл, и ты уже в гостях.

Как переулок – каждый книжный ряд.

И весь мой шкаф – чудесный Книгоград…

             Дорогие друзья, в нашем «Читай – городе» есть удивительное здание – библиотека. Я приглашаю вас непременно посетить нашу библиотеку!

             Библиотека (греч «библос» - «книга» и «теке» -«место хранения») учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и письменности для общественного пользования.

            Библиотеки впервые появились на Древнем Востоке. Первой библиотекой считается собрание   глиняных табличек. 

               Одним из древнейших дошедших до нас собраний книг можно считать также ящик с папирусом. Для изготовления папируса использовалось растение, которое так и называлось – папирус.

             Самой крупной библиотекой древности считается Александрийская библиотека. Она была создана в третьем веке до нашей эры. Войны и пожары стали причиной того, что это богатейшее собрание папирусных свитков погибло.

               Новая Александрийская библиотека была построена на том месте, где когда-то стояла ее знаменитая предшественница. Словно солнце, встающее из моря, огромный комплекс библиотеки приподнимается над землей. Стены окружены бассейном, символизирующим Средиземное море. 

                  В Средние века центрами книгохранения были монастырские библиотеки. 

                  Современные здания библиотек имеют причудливый архитектурный дизайн. Вот так выглядят некоторые современные библиотеки.

             Российская государственная библиотека - крупнейшая публичная библиотека Российской Федерации.

             Библиотеки бывают не только публичные, но и домашние. Домашняя библиотека – это собрание книг отдельной семьи. Скажи, что ты читаешь, и я скажу, кто ты. Можно составить верное понятие об уме и характере человека, осмотрев его библиотеку.  

Пусть книги, друзьями заходят в дома!
Читайте всю жизнь – набирайтесь ума!

  1. Бюро находок – игра с карточками

Ведущая: Друзья, добро пожаловать в Бюро находок «Читай – города»!

Если в жизни вдруг случится потерять вам что-нибудь,  

Вы тогда в бюро находок не забудьте заглянуть!  

Краски здесь найдет художник, музыкант семь звонких нот...  

Но друзей терять не надо, их никто вам не вернет.  

На полках нашего бюро залежались забытые вещи героев сказок. Это корзинка подснежников, птичье перо, бутылка с пиявками, санки и два зонтика. Ребята, вспомните пожалуйста, каким сказочным персонажам принадлежат эти вещи. Тогда эти предметы вернутся к своим владельцам.

(Дети называют героев сказок по порядку предметов (важно!): 1.корзинка подснежников, 2.птичье перо, 3.бутылка с пиявками, 4.санки и 5.два зонтика)

Спасибо, вы помогли сказочным героям нашего города! А теперь я попрошу вас принять участие в следующем задании. Для этого на середину зала пусть выйдут одиннадцать учеников и возьмут в руки эти картинки. На картинках мы видим различные вещи. Эти вещи также поступили в наше Бюро находок.

Одиннадцать человек выходят на середину зала и берут в руки карточки.

Теперь ещё одиннадцать ребят возьмут свои карточки с изображением сказочных героев. Ваша задача состоит в том, чтобы внимательно изучить предметы на картинках ребят, найти тот, который принадлежит вашему сказочному персонажу и встать в пару с этим учеником. Задача понятна?

Ну, что ж, тогда за дело!

Проводится творческое задание. Дети выстроились парами.

По окончании игры, ученики вернули карточки Ведущему.

Молодцы, ребята! Желаю вам успехов в путешествии по нашему городу!

  1. Почтамт – телеграммы от литературных героев.

Ведущая: Здравствуйте, ребята! Рада приветствовать вас у здания городского почтамта. В наше время мобильных телефонов все шлют друг другу СМС сообщения, а между тем, есть весьма более распространённый и надёжный способ быстрой передачи информации – телеграф. Давайте зайдём в гости к нашему общему знакомому почтальону Печкину и узнаем у него, есть ли для нас какие – нибудь новости?

Так я и думала…Мы получили срочные телеграммы от тех литературных героев, которые очень хотели, но не смогли явиться к нам на праздник. Давайте прочтём эти телеграммы и назовём отправителя каждой телеграммы.

«Прибыть на праздник не могу тчк От меня сбежали брюки тчк»

«Услышите гром да стук - это я в коробчонке к вам спешу тчк»

«Приехать не могу тчк Срочно вызвали в Африку тчк»

«Улетел в путешествие с Мартином тчк Не знаю, когда вернусь тчк»

«Снова опоздаю тчк Опять потеряла туфельку тчк»

«Приеду, когда верну в свой дом сбежавшую посуду тчк.»

«Застрял в норе у Кролика тчк Срочно вызывайте команду МЧС тчк»

  1. Картинная галерея – сказка в живописи

Экскурсовод: Дорогие ребята. Я приглашаю вас посетить нашу картинную галерею. Вы все, конечно же любите читать книжки. А ещё более увлекательно следить за развитием сказочного сюжета, когда на страницах книг вы можете любоваться красочными иллюстрациями художников. Вы согласны со мной? Тогда давайте совершим небольшую экскурсию по выставке картин В.М. Васнецова – замечательного мастера кисти, одного из первых художников, обратившихся к русскому фольклору и создававшему свои полотна  на темы национальной истории, русских былин и народных сказок. Давайте вспомним названия самых известных его картин на сюжеты сказок.

Демонстрируется слайд – шоу картин В.М.Васнецова.

  1. Дом литератора – интерактивная игра с карточками – рифмами и прослушивание авторских творческих работ детей.

Ведущая: Приветствую вас, уважаемые любители литературы, юные поэты и будущие писатели! В нашем Доме Литератора все подчиняются законам литературных жанров. Отгадайте пожалуйста мои загадки!

1.Означает слово это, то, что ищут все поэты. (Рифма)

 

2.Её поэты сочиняют, царям, героям посвящают. (Ода)

3.Первое - это же имя мальчишки, ну а второе - читаете в книжке. (Роман)

4.На церкви первая блестит, и крест резной на ней стоит.

У государства есть вторая, народ её весь выбирает.

А третью в книжке вы найдёте и за полчасика прочтёте. (Глава)

А теперь я предлагаю вам сыграть в игру «Буриме». Ученики одного класса возьмут в руки карточку с напечатанным словом из одного конверта. Во втором конверте есть парные слова – рифмы для слов из первого конверта. Карточки с этими словами возьмут дети из другого класса. Ваша задача: постройтесь напротив друг друга колоннами, найдите рифмующиеся слова. Встаньте парами и придумайте две строчки, заканчивающиеся вашими словами, чтобы получилось маленькое стихотворение. Итак, мы начинаем!

Проводится игра. Дети читают сочинённые строки.

Ведущая:         С книжками мы все дружны: и ты, и я – читатели.

И, конечно, знаем мы, что пишут их писатели.

Писателем не просто стать, как и музыкантом –

Непременно обладать надо тут талантом.

Как в профессии любой, здесь свои секреты:

В книге действует герой строго по сюжету.

Вот дописана строка, и готова книжка…

Прочтут ее наверняка девчонки и мальчишки!

А сейчас настало время познакомиться с творческими работами наших учеников. И я приглашаю на сцену ребят, чьи литературные творения были высоко оценены и достойны предстать перед слушательской аудиторией.

Ведущий по – порядку приглашает учеников на сцену.

Дети читают стихи и рассказывают сказки, сочиненные дома.

(порядок может быть изменён)

1-2 классы

  1. Герман 1А. Стихотворение «Магазин игрушек».
  2. Даша Ш 1А. Сказка «Необыкновенное приключение маленькой феи».
  3. Дима 1А. Рассказ «Рыбалка».
  4. Настя 1Б. Рассказ «Верная дружба».
  5. Лиза 1Б. Стихотворение «Мы с братишкой».
  6. Маруся 2А. Стихотворение «Дождь идет на улице».
  7. Соня С. 2А. «Стихотворение про меня»
  8. София Ф. 2А. «Сказка о добре»
  9. Егор 2Б. Стихотворение «Пишу свой первый стих».
  10. 2Б. «Осенний стихопад». Цикл стихов про осень.

3-4 классы

  1. Саша О. 3А. Сказка «Легенда об Иван-чае».
  2. Саша З. 3А. Рассказ «Охотники за привидениями».
  3. Булат 3Б. Стихотворение «Хочу про зиму рассказать я».
  4. Сафия 3Б. Стихотворение и загадка «Зима».
  5. Арсений 4А. Стихотворение «Учусь».
  6. Максим 4А. Стихотворение «Бывает».
  7. Маша 4А. От «А» до «Я».
  8. Рома 4Б. Сказка «Умный Семён».
  9. Даша В. 4Б.Сказка «Принц и Дракон».

Ведущая:         Свежий ветер напевает дальних странствий голоса,

Он страницы раздувает, словно чудо-паруса!

Посреди любой страницы оживают чудеса,

Не слипаются ресницы, разбегаются глаза!

Но плывя по морю строчек, курса верного держись!

И тогда откроют книжки – замечательную жизнь!

Спасибо юным творцам слова! А сейчас, я предлагаю всем пройти в Филармонию «Читай – города» и всем дружно исполнить прекрасную и добрую песню «Новая книжка»!

  1. Филармония – песня «Новая книжка»

Дети выстраиваются по классам возле сцены и поют песню.

Я к вам обращаюсь, любимые дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Город над вольной Невой"

Этот сценарий мы использовали на праздниках для ветеранов....

Литературная деятельность поэта города Новоржева-Фёдорова М. И.

Работа отнесена к категории -  литературное краеведение. В ней показана деятельность новоржевского поэта Михаила Ивановича Фёдорова....

Внеклассное занятие по предмету «Детская литература». Литературный вечер «Солнечный город детства».

Такой вечер может быть проведен как внеклассное занятие по предмету «Детская литература», а также в среднем звене общеобразовательной школы.При подготовки к проведению этого вечера мы опирались на пед...

Литературная гостиная «Почитаем с пуговкой» для учащихся 1-4 классов

Внеклассное мероприятие проведено в рамках Дня науки и творчества. Это литературная гостиная с презентацией коллективного книгоиздательского проекта "Взгляд на мир глазами пуговки". Ребята 5-11 классо...

“Да любите друг друга”. Литературное путешествие в город Муром

Методическая разработка внеурочного занятия «“Да любите друг друга”. Литературное путешествие в город Муром» (представленного на профессиональный конкурс педагогов Московского ...

Литературный конкурс: "Хабаровск-город воинской славы"

Я с моими учениками принимала участие в литературном конкурсе, посвященном Хабаровску. Мы писали стихи на английском языке....

Литературно-музыкальная композиция "Города-герои"

Наши дети очень мало знают об истории прошедшей войны, что в конечном итоге и приводит к непониманию истинного содержания деятельности современных фашиствующих молодёжных объединений.Литературно-музык...