Внеклассное занятие по предмету «Детская литература». Литературный вечер «Солнечный город детства».
методическая разработка по литературе на тему

Такой вечер может быть проведен как внеклассное занятие по предмету «Детская литература», а также в среднем звене общеобразовательной школы.

При подготовки к проведению этого вечера мы опирались на педагогику сотрудничества. Учитель и ученики работали как партнеры, используя творческие и игровые методы, с учетом концепции воспитания в рамках данной технологии.

Учащимся было предложено после изучения творчества Н. Н. Носова составить сценарий литературного вечера. Работа проводилась по групповому методу, с последующим обсуждением полученных результатов. После совместного обсуждения представители каждой группы вместе с учителем составили окончательный сценарий и приступили к постановке вечера.

Роли были распределены с учетом творческих возможностей и способностей студентов, а также с представлением свободы выбора и определении своей задачи в данном мероприятии. Целостность таких мероприятий очевидна: они формируют у студента положительную Я – концепцию, способствуют эффективной деятельности, творческому развитию личности, профессиональному самоопределению, что является актуальным для будущего педагога.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие по предмету «Детская литература». Литературный вечер «Солнечный город детства».

Методический комментарий

Такой вечер может быть проведен как внеклассное занятие по предмету «Детская литература», а также в среднем звене общеобразовательной школы.

При подготовки к проведению этого вечера мы опирались на педагогику сотрудничества. Учитель и ученики работали как партнеры, используя творческие и игровые методы, с учетом концепции воспитания в рамках данной технологии.

Учащимся было предложено после изучения творчества Н. Н. Носова составить сценарий литературного вечера. Работа проводилась по групповому методу, с последующим обсуждением полученных результатов. После совместного обсуждения представители каждой группы вместе с учителем составили окончательный сценарий и приступили к постановке вечера.

Роли были распределены с учетом творческих возможностей и способностей студентов, а также с представлением свободы выбора и определении своей задачи в данном мероприятии. Целостность таких мероприятий очевидна: они формируют у студента положительную Я – концепцию, способствуют эффективной деятельности, творческому развитию личности, профессиональному самоопределению, что является актуальным для будущего педагога.

Сценарий литературного вечера посвященного

Н. Н. Носову

«Солнечный город детства».

1. Вступление.

Ведущий 1. Имя Николая Николаевича Носова стало для читателей символом всего самого веселого и занимательного, что есть в детской литературе.

Ведущий 2. Один из современников назвал Н. Носова «человеком из детства»: «Когда я читаю и перечитываю носовские книги, писатель всегда представляется мне человеком из детства, ярко одаренным мальчиком, который волею судьбы стал детским писателем».

Ведущий 1. Любознательность, жизнерадостность, простодушие, искренность, расположенность к дружбе, которыми так щедро наделены его герои, были свойственны и писателю. Именно таким он был по глубинной сути своей.

Ведущий 2. Все произведения, написанные Н. Носовым, уместились в четырех томах его сочинений. Объем, согласитесь, не очень велик. Но надо помнить, что, выходя в свет, его книги становились бестселлерами. Имя Носова известно и в нашей стране и за ее пределами нескольким поколениям и взрослых и детей.

Ведущий 1. И сегодня мы обратимся к воспоминаниям современников Н.Н. Носова, к его рассказам и сказкам, чтобы еще раз побывать в замечательном сказочном городе, созданным писателем, в городе, где «всем одинаково светит хорошее, доброе солнышко», от которого нам «светло, тепло и на душе радостно», как говорил Незнайке волшебник – волшебник из Солнечного города – города детства.

Песня. И. Николаева «Маленькая страна».

Ведущий 2. На вопрос, как получилось, что вы стали детским писателем, Носов ответил так: «Да, понимаете. Как – то так вышло.… В школьные годы

мечтал стать музыкантом, потом забросил скрипку, увлекся химией, но вместо Политехнического института поступил в Художественный. Окончил же Институт кинематографии, потом работал в кино, потом стал детским писателем».

Ведущий 1. Читая эти строки, трудно сдержать улыбку. Но следующее признание позволяет понять всю важность и серьезность этого выбора: «Я долго не мог осуществить своего желания писать, потому что у меня не было своей темы». Своя тема у Н. Носова появилась тогда, когда он стал отцом и увидел детство не в тумане далекого прошлого, а в непосредственной близости. Он признавался, что «волшебная страна удивила его, а творчество начинается с удивления». Он увидел в ребенке то, чего не замечал раньше. Так появилось у него желание писать о детях и для детей.

Инсценировка рассказа Н. Носова «Дружок».

Ведущий 2. «Дети привлекают меня своей любознательностью, жаждой знаний, тягой к добру, справедливости. Они привлекают меня своей прямотой, непосредственностью, искренностью, доверчивостью, - говорил Носов.

Ведущий 1. «Дети для меня – очень интересные, изумительные и неожиданные существа. Дети мыслят и чувствуют на свой собственный лад. Мне любопытно наблюдать, как формируется душевный мир ребенка, как в нем зарождаются человеческие чувства, чувства сострадания, дружбы, любви, как создаются свои понятия и фантазии…».

Ведущий 2. Детская фантазия – неисчерпаемый источник комизма рассказов Носова. Один рассказ у него так и называется - «фантазеры».

Инсценировка рассказа Н. Носова «Фантазеры».

Ведущий 1. Сколько книг про Незнайку написал Носов? Казалось бы три части знаменитой трилогии.

Ведущий 2. Но фактически таких книг у него гораздо больше. Почти все книги Носова – о незнайках и для незнаек. И «Мишкина каша», «Огурцы», «Саша», «Телефон».

Инсценировка рассказа «Телефон».

Песня А. Пугачевой «Ученик волшебника».

Ведущий 1. Взрослый, перечитывая Носова, не может не заметить, что писатель не упускает любого повода сообщить ребятам что-нибудь интересное или полезное.

Ведущий 2. Достаточно внимательно вчитаться в произведения Носова, чтобы убедиться, что смысл всех забавных и волшебных похождений его персонажей неизменно сводится к торжеству знания и посрамлению невежества.

Ведущий 1. Н. Носову недостаточно доказать ребятам, что знания дают человеку огромные преимущества; важно убедить читателя, что путь к ним совсем не прост.

Ведущий 2. И Носов посмеивался над героями, которые стремятся сейчас же и здесь же блеснуть знаниями или умениями, которыми на самом деле не владеют. Как, например, в рассказах «Мишкина каша», «Федина задача» и даже в веселой сказке «Бобик в гостях у Барбоса».

Инсценировка сказки «Бобик в гостях у Барбоса».

Ведущий 1. Даже при долгих поисках не удается обнаружить хоть одну несмешную книгу Н. Носова. Смех – главный двигатель его творчества.

Ведущий 2. Герой рассказов Носова обычно активен, самостоятелен, погружен в стихию деятельности. Правда, эта деятельность, непременное желание что – то сотворить, обычно направлена не в то русло, как у героев рассказа «Замазка».

Инсценировка рассказа «Замазка».

Ведущий 1. Не создавая четких возрастных границ, автор наделяет своих героев одной общей для них чертой – наивностью, которая и служит главным родником носовского смеха.

Инсценировка рассказа «Ступеньки».

Ведущий 2. Создание героев, похожих на мальчишек из коротких рассказов, оказалось счастливой творческой находкой Н. Носова. Недаром веселый хвастунишка, который ничего еще не умеет, но за все берется, то и дело попадая в смешные передряги, в конце концов, становится центральной фигурой сказочной трилогии Носова о Незнайке.

Ведущий 1. В сказочной стране, созданной воображением писателя, все подчинено законам игры. Автор строит для детей веселую игрушечную модель взрослого мира. Статичность и размеренность этого уморительного делового мира нарушается постоянными затеями Незнайки.

2. Постановка сценки из повести Н. Носова «Незнайка и его друзья».

Танец «Полечка».

Ведущий 2. Забавная Незнайкина суета дает автору множество поводов наглядно продемонстрировать маленьким читателям, что без труда ничему не учатся. Даже волшебная палочка обманывает надежды Незнайки: овладев ею, он сразу же творит массу безответственных поступков. И палочка утрачивает волшебную силу.

Инсценировка сцены из гл. 3 и гл. 31 повести «Незнайка в солнечном городе».

Парад героев:

а) «Фантазеры». Проходят герои с репликами.

  • Пойдем, я тебе свою полпорцию мороженного дам.
  • И я тебе свою полпорцию отдам, вот только попробую разочек и отдам.
  • А вы разве не хотите?
  • Не хотим. Мы уже по десять порций съели сегодня.

б) «Замазка». Выходят Костя и Шурик.

  • Что это за кино мы смотрели? Я что – то ничего не разобрал.
  • А я, думаешь разобрал?
  • Какая – то чепуха на постном масле. Показывают же такие картины.

в) «Дружок». Реплика Миши в зал.

  • Где он теперь? Какой у него хозяин?
  • Может он обижает Дружка?
  • Пусть бы мне не вернули его, а только хоть бы сказали, что он живой и что ему хорошо!

г) «Бобик в гостях у Барбоса». Барбос Ваське, проходя по сцене.

  • Эх, Васька, опять я наказан! Даже сам не знаю, за что. принеси мне кусочек колбаски, если тебе дедушка даст.

д) «Телефон». Герой в зал.

  • Почему Мишка такой нескладный?
  • Зачем он все ломает?

е) «Незнайка». Выходит на сцену, произнося рифмы:

  • Пакля… рвакля… шмакля…
  • А вы что просто так сидите, лучше попробуйте придумать рифму к слову «пакля».

Занавес закрывается. Под звуки мелодии «Город» актеры выходят на сцену для поклонов.

Ведущий 2. Наш вечер подошел к концу. Спасибо за внимание. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка внеклассного мероприятия по предмету «эвенкийская литература»

Цели и задачи:Подвести итог  самостоятельному чтению произведений учащимися;Расширить  читательский кругозор учащихся;Воспитать интерес  и любовь к творчеству писателей;В творческ...

Рабочая программа по внеклассному занятию по ФГОС (класс 2) Литературный кружок

Данная программа составлена по правилам ведения внеклассного занятя по новым страндартам ФГОС....

Сценарий музыкально-литературного вечера "Солнечный гений"

Вечер посвяцен творчеству  В.А. Моцарта....

Внеклассное занятие, посвященное 75-летию Победы в Великой Отечественной войне: «Детство, опаленное войной»

Внеклассное мероприятие, цель которого - привлечь внимание к фактам участия детей в борьбе с фашистами в годы ВОВ,...

Методическая разработка урока внеклассного чтения по современной детской литературе.

Для методической разработки выбрана повесть Марины Аромштам «Когда отдыхают ангелы», которая в 2008 году была удостоена Большой премии конкурса «Заветная мечта», причем первое ...