Рабочая программа по внеклассному занятию по ФГОС (класс 2) Литературный кружок
методическая разработка по теме

Унгурова Инна Витальевна

Данная программа составлена по правилам ведения внеклассного занятя по новым страндартам ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Литературный кружок 2 класс40.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №28»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеклассному занятию

«ЛИТЕРАТУРНЫЙ КРУЖОК»

2 КЛАСС

Разработала И.В. Унгурова

Пояснительная записка

           Рабочая программа подготовлена в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения», реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию. Занятия рассчитаны на 1 час в неделю

Цель:   формирование второклассников как квалифицированных читателей, формирование интереса к сказкам и книгам, в которых их можно найти;  расширение читательского кругозора.

   Задачи:  

  • открыть мир народной мысли, народных чувств, народной жизни;
  • используя сказки разных народов вселять уверенность в свои силы, оптимистический взгляд на жизнь, надежду на победу добра;
  • развитие эмоционально – чувственной сферы;
  • обучение чтению – рассматриванию- сравнению- анализу;
  • формирование навыка чтения. 

Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века: резко возросла информированность детей. Если раньше школа и уроки были основными источниками получения ребенком информации о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ оказываются существенным фактором формирования картины мира у ребенка. Расширение кругозора, рост эрудиции, получение новых знаний о природе и обществе — несомненное преимущество современных детей. Однако увеличение объема информации, воспринимаемой детьми, порой сопряжено с негативной стороной информационного взрыва. Информация часто бессистемна, чрезмерна и не учитывает возрастных и психологических особенностей ребенка. Информационная среда нередко оказывается агрессивной и представляет прямую угрозу психологической безопасности ребенка, его личностному развитию.

Современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу. Телевидение, фильмы, видео вытесняют литературное и смысловое чтение. Непосредственным следствием низкой культуры чтения становятся трудности обучения в школе, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров; не сформированность внутреннего плана действий; трудности развития логического мышления и воображения. Невостребованным оказывается богатство мировой художественной литературы, возникает угроза прерывания канала передачи духовного нравственного опыта от поколения к поколению. Как и в эпоху борьбы с неграмотностью, лозунгом современной школы, к сожалению, становится требование «научить ребенка читать» — читать целенаправленно, осмысленно, творчески. В младшем школьном возрасте продолжается социально личностное развитие ребенка. Этот возрастной период  характеризуется появлением достаточно осознанной системы представлений об окружающих людях, о социальных и межличностных отношениях, о себе, о нравственно-этических нормах, на основе которых строятся взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, близкими и чужими людьми. Самооценка ребенка, оставаясь достаточно оптимистической и высокой, становится все более объективной и самокритичной. Уровень сформированности УУД в полной мере зависит от способов организации учебной деятельности и сотрудничества, познавательной, творческой, художественно-эстетической и коммуникативной деятельности школьников.

 Полноценное восприятие произведения предполагает овладением рядом умений: умение оценивать героев произведения, умение размышлять над мотивами, обстоятельствами, последствиями поступков персонажей, умение видеть динамику эмоций, осваивать идею произведения. При этом, каждый вопрос направлен на выявление одного из них. 

У второклассников, как и у первоклассника, над всеми психическими процессами доминирует наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Начинается развитие словесно-логического и образного мышления.

В качестве учебного материала для формирования  второклассников – читателей – кружковцев выбрана фольклорная (народная) сказка. Выбор сделан не случайно. Второклассник – читатель и слушатель особенный. Он теперь более рассудителен, и поэтому поэтические образы сказки для него убедительны и реальны. Сказка – это особое средство постижения жизни, близкий и понятный детям способ познания, изучения, раскрытия действительности. Продолжая вводить второклассников в народный язык, мы открываем ему мир народной мысли, народного чувства, народной жизни и учим анализировать происходящее. В сказке содержатся мечты народа, общественная мораль, народный характер, история жизни народа.

            Большое значение имеет выбор сказки. По мнению знатоков литературы, лучшими сказками для детей семи – восьми лет являются сказки, в которых  главными героями теперь являются человек и животные.   Они вселяют в учеников веру в свои силы, оптимистический взгляд на жизнь, надежду на победу. А именно добра, надежды и оптимизма часто не хватает современным детям. В младшем школьном возрасте развивается восприятие сказки. Чтобы обрести смысл жизни, ребенок должен выйти за узкие границы сосредоточенности на самом себе и поверить в то, что он сделает значительный вклад в окружающий мир, если не сейчас, то, по крайней мере, в будущем. Всему этому как раз и способствует сказка. Она проста и в то же время загадочна. Сказка умеет завладеть вниманием ребенка, возбудить его любознательность, обогатить жизнь, стимулировать его воображение, развивать интеллект, помочь понять самого себя, свои желания и эмоции, обрести чувство удовлетворенности тем, что он делает.

В мир сказок ребенка вводят взрослые. Они могут способствовать тому, чтобы сказка действительно становилась волшебницей, которая может преобразить ребенка и его жизнь. Известным отечественным детским психологом Л.Ф. Обуховой проанализировано развитие восприятия сказки в младшем школьном возрасте как особая деятельность ребенка. Она отмечает, что восприятие ребенка отличается от восприятия взрослого человека тем, что это развернутая деятельность, которая нуждается во внешних опорах. А.В. Запорожцем, Д.М. Дубовис-Ароновской и другими учеными выделено специфическое действие для этой деятельности. Это - содействие, когда ребенок становится на позицию героя произведения, пытается преодолеть стоящие на его пути препятствия.

Учебно-тематическое планирование

п/п

тема

Кол-во часов

1

Обогащение опыта эстетического восприятия окружающей действительности на основе сказок.

Развитие выразительности чтения и речи.

9 ч

2

Развитие воображения, фантазии, ассоциативного мышления, образного восприятия окружающего мира.

7 ч

3

Развитие умения анализировать и способность выразить в слове свои впечатления, свое видение предмета, состояние природы в произведениях народного фольклора.

9 ч

4

Обогащение опыта эстетического восприятия произведений народного фольклора. Развитие творческих способностей школьников.

8 ч

Содержание тем учебного курса

  1. Обогащение опыта эстетического восприятия окружающей действительности на основе сказок разных народов. Развитие выразительности чтения и речи (9ч) Обучение приемам выразительной речи и чтения. Совершенствование звуковой культуры речи. Обучение чтению сказок по ролям, драматизация произведений. Формирование у школьников способности воспринимать красоту природы, человека и предметного мира, потребности в нравственно-эстетическом отношении к окружающему миру.
  2. Развитие воображения, фантазии, ассоциативного мышления, образного восприятия окружающего мира (7ч).  Развитие воображения ребенка начинается с восприятия и осознания сюжетной линии и эмоционального контекста сказки, обсуждения нравственного урока, извлеченного из событийного содержания сказки. В этом плане у ребенка в процессе речевой деятельности проявляется воссоздающее воображение. Рисование красками героев сказок,  их словесное описание, рассказ по собственному рисунку. Рассказывание-импровизация на заданную тему. Развитие интереса у детей к услышанным сказкам, стимулирование активности при их обсуждении.
  3. Развитие умения выразить в слове свои впечатления, свое видение предмета, состояние природы в произведениях народного фольклора (9ч).  Активизация деятельность учеников в поисках подходящего слова для характеристики, описание героя, прочитанного произведения и его поведения. Коллективное сочинение различных историй. Устные или нарисованные и описанные ими рассказы детей на заданные или свободные темы.
  4. Обогащение опыта эстетического восприятия произведений народного фольклора. Развитие творческих способностей школьников (8ч). Развитие умения воспринимать на слух различные жанры  народного фольклора, эмоционально откликаться на них и передавать свое настроение в рисунках, в совместном обсуждении услышанного, при драматизации отрывков из произведений.

Методы  и формы

В качестве главных методов программы избраны методы: творческого, метода театрализации, моделирования, анализа и импровизации.

Основная форма занятий – игра.

ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД: используется в данной программе как важнейший художественно- педагогический метод, определяющий качественно- результативный показатель ее практического воплощения.  Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности, в первую очередь в сценической театрализации. В связи с этим, в творчестве и деятельности преподавателя и ребенка проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии.

МЕТОД ТАЕТРАЛИЗАЦИИ: способствует активизации познавательной деятельности учащихся, а также повышает интерес учащихся к предмету, усиливает эмоциональную сторону художественного произведения, расширяет знания и умения учащихся способствуют формированию мировоззрения учащихся, их эстетическому развитию. Основная задача таких занятий - развитие таких качеств, как память, образное мышление, речь. Будучи однажды сыгранной, игра останется в памяти как некое творчество, как ценность.

МЕТОД АНАЛИЗА: сказка для ребенка является не просто фантазией, но особой реальностью, помогающей установить для себя мир человеческих чувств, отношений, важнейших нравственных категорий, в дальнейшем - мир жизненных смыслов. Сказка выводит ребенка за рамки обыденной жизни и помогает преодолеть расстояние между житейскими и жизненными смыслами. Процесс самостоятельного осмысления  и сравнения сказок разных народов ребенком оставляет его на уровне житейского смысла и не рассказывает подлинной их нравственной сущности. Очевидно, что эту работу ребенок не может совершить без помощи взрослых. Интеллектуализация эмоций происходит в процессе познавательной эффективной деятельности по толкованию жизненных смыслов, отраженных в сказке. Этот процесс не открывается ребенком, а формируется по пути социального наследования.

МЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ: Обогащение речевого словаря упражнениями на развитие вербального воображения подготавливает переход к работе над собственным сочинением сказки. Первоначально иллюстрация, рисунок ребенка к сказке, служит опорой, через которую он передает собственное творческое завершение сказки, изначально заданной педагогом.

На следующем этапе, такой опорой служат разнообразные предметы из «волшебного сундучка», которые включаются в контекст сказочной ситуации при коллективном сочинении сказки. На этом этапе педагог предлагает лишь начало сказки, помогая завершить ее при затруднении детей. В усложненной форме педагог предлагает тему, которою раскрывают дети при коллективном сочинении сказки или в индивидуальной работе, совмещая с процессом создания иллюстрации к собственной сказке.

Таким образом, работа со сказкой сказки предполагает восприятие сказки, проживание и переработку ее нравственного урока, включение творческого воображения ребенка по разрешению проблемной ситуации сказки и раскрытию предложенной педагогом темы в сказочной форме.

МЕТОД МОДЕЛИРОВАНИЯ: Использование моделей для составления сказки позволяет детям лучше усвоить последовательность действий персонажей сказки и ход сказочных событий; развивает абстрактно-логическое мышление, умение оперировать символами и знаками; обогащает словарь, активизирует речь; воздействует на все органы чувств.

             Восприятие «сказочного урока» сказки состоит из следующих этапов:

  • расширение - обогащение опыта ребенка через восприятие и проживание новой сказки, сказочной ситуации;
  •  закрепление - осознание нравственного урока и проблемной темы сказки;
  • интеграция - соединение проблемной темы сказки разных народов с личным эмоциональным опытом ребенка, через направленную беседу и проговаривание;
  •  резюмирование - подводим итог проведенной работе.

Ресурсное обеспечение программы:

  1. Рабочая программа «В гостях у сказки»
  2. Методические рекомендации для учителя (см. список литературы для учителя).
  3. Дидактические материалы для работы с учащимися, памятки, рекомендации.
  4. Аудиосредства: магнитофон,  электронные аудиозаписи и медиа – продукты.
  5. Компьютер.
  6. Усиливающая аппаратура.
  7. Мультимедийный проектор.

Тематическое планирование

Тема занятия

Содержание занятия

1

Обогащение опыта эстетического восприятия окружающей действительности на основе сказок. Развитие выразительности чтения и речи

Русские народные сказки

Бабка и медведь

Прослушивание и сравнение сказок. Инсценировка сказки

2

Байка про тетерева

Прослушивание и чтение сказки. Анализ содержания.

3

Барин и гусак

Прослушивание сказок. Сравнение содержания сказок. Герои сказок.

4

Барин и кузнец

Чтение сказок читающими детьми. Выявление отличительных признаков народной и авторской сказки.

5

Глупая барыня

Чтение сказок. Анализ содержания. Действующие лица.

6

Дочь и падчерица

 Викторина.

По-щучьему веленью

Чтение сказок. Сравнение сюжетов. Инсценировка.

Кашица из топора

Чтение сказки. Анализ содержания. Иллюстрирование.

9

Мудрые ответы

Чтение сказки. Составление вопросов по содержанию сказки.

10

Развитие воображения, фантазии, ассоциативного мышления, образного восприятия окружающего мира

Украинские народные сказки

Воробей и былинка

Чтение сказки. Иллюстрирование. Викторина.

11

Дед и рак

Чтение сказки. Работа над пересказом.

12

Колосок

Чтение сказки. Анализ сказки. Сочинение сказки.

13

Портной и волк

Чтение сказки. Иллюстрирование.

14

Лисичка-кумушка

Чтение сказки. придумывание вопросов к тексту.

15

Соломенный бычок

Беседа.  Чтение сказки. Анализ сказки. Рисунки.

16

Два товарища

Выставка книг. Чтение сказок. Викторина.

17

Развитие умения выразить в слове свои впечатления, свое видение предмета, состояние природы в произведениях народного фольклора

Белорусские народные сказки

Воробей и мышь

Чтение сказки.  Чтение по ролям. Пересказ.

18

Как курочка петушка спасла

Чтение. Сравнение с мордовской сказкой.

19

Лев и волк

Чтение сказки. Работа по содержанию сказки.

20

Легкий хлеб

Чтение сказки. Анализ прочитанного.

21

Жадный богатей

Литературный праздник

22

Волшебная дудка

Чтение сказки. Работа над текстом.

23

Отцов дар

Чтение сказки. Сравнение с другими сказками про птиц.

24

Пилипка-сынок

Чтение и инсценирование сказки.

25

Покати-горошек

Чтение сказки, чтение в лицах. Анализ сказки.

26

Обогащение опыта эстетического восприятия произведений народного фольклора. Развитие творческих способностей школьников

Сказки народов севера

Голубая бусина

Выставка книг. Чтение. Сравнение.

27

Путешествие мышонка

Чтение и пересказ любимых сказок.

28

Длинный нос

Литературная викторина

29-33

Игра-драматизиция, подготовка к уроку-представлению.

Список использованной литературы:

  1. Акишина А.А. Жесты и мимика в русской речи. Лингвострановедческий словарь. - М., 1991
  2. Аллан Дж. Ландшафт детской души. СПб: Минск, 1997
  3. Андрианов М.А. Философия для детей в сказках и рассказах Пособие по воспитанию детей в семье и в школе. М.: Совр. слово. 2003. 280 с.
  4. Аникин В.П. Русская народная сказка/В.П.Аникин - М.: Просвещение, 1977 - 430с.
  5. Афанасьев А.Н. Народная русская сказка/ А.Н.Афанасьев - М.: Просвещение, 1980 - 111с.
  6. Богат В., Нюкалов В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду) Дошкольное воспитание.- 1994.-N1.-С. 17-19
  7. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений,т.4/В.Г.Белинский - М.: Просвещение, 1970 - 107с.
  8. Детская литература. Учебное пособие для педагогических училищ. Под ред. Е.Е.Зубаревой - М.: Просвещение, 1989 -398с.
  9. Нартова- Бачавер С. К. Народная сказка как средство стихийной психотерапии. - М., 1996.-С. 3-14
  10. Никифоров А.И. Сказка, её бытование и носители/А.И.Никифоров - М.: Просвещение, 1930 - 105с.
  11. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка/С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова - М.: Азбуковник, 1997 - 944с.
  12. Пастернак Н. Сказки нужны ребенку как воздух// Дошкольное образование.- № 8-2008. -23-35с.
  13. Попов Л.К., Попов Д.К., Кавелин Дж. Путешествие в страну добродетелей. Пособие для родителей по воспитанию./ Л.К. Попов, Д.К Попов, Дж. Кавелин - С.-П.: Нева, 1997 - 108с.
  14.  Пропп В.Я. Русская сказка/ В.Я.Пропп - Л.: Лениздат, 1984 -263с.
  15.  Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки/ В.Я.Пропп - Л.: Лениздат, 1986 - 415с.
  16.  Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям/В.А.Сухомлинский - Мн.: Народная асвета, 1981 - 287с.
  17.  Стаценко Р. Методика ознакомления детей с художественным словом//Дошкольное воспитание- № 7 -1980-6-11с.
  18.  Ткацкий И.Л. Спешите творить благо//Пионер - 1990 - №5 - 55с.
  19. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Детский мир и хрестоматия/К.Д.Ушинский - М.: Просвещение, 1986 - 350с.
  20. Франц фон М.-Л. Психология сказки. Толкование волшебных сказок.- СПб, 1998.
  21.  Юдин Ю. Дурак, шут, вор и черт (исторические корни бытовой сказки). Изд.: Лабиринт-К, 2006-336с
  22.  Яничев П.И. Психологические функции волшебной сказки.//Практический психолог.- № 10-11-1999. С.27-37.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной занятости, кружок Волшебная ленточка

Пояснительная записка    Рабочая программа внеурочной занятости  кружок «Волшебная ленточка» предназначена для учащихся  разновозрастного состава (5-7 классы). Для детей этого...

Рабочая программа индивидуально-групповых занятий Кружок «Рукодельница» для учащихся 5 – 7 классов

Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских спос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Краеведческий кружок детского фольклорного объединения «Истоки»

Настоящая программа является программой воспитания патриотизма у  школьников.   Историческое краеведение в школе  является одним из источников обогащения учащимися знаниями  о...

Рабочая программа по внеклассному занятию мини-футбол 5 - 6 класс

Программа для кружкового занятия по мини - футболу....

Адаптированная рабочая программа коррекционно – развивающих занятий по курсу «Дефектологические занятия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (I вариант) (5 – 8 классов)

Рабочая программа коррекционного курса «Дефектологические занятия» предназначена для проведения коррекционно-развивающих занятий с обучающимися 5–8 классов с умственной отсталостью (...