Разработка внеклассного мероприятия по предмету «эвенкийская литература»
план-конспект занятия (5 класс) по теме

Ринчинова Нелли Валерьяновна

 

Цели и задачи:

  • Подвести итог  самостоятельному чтению произведений учащимися;
  • Расширить  читательский кругозор учащихся;
  • Воспитать интерес  и любовь к творчеству писателей;
  • В творческой и игровой форме  выявить знания  учащимися  прочитанных произведений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Улюнханская средняя общеобразовательная  школа»

Разработка внеклассного мероприятия

по предмету «эвенкийская литература»

«П и с а т е л и    С е в е р а»

(викторина  «Счастливый случай» по  известным произведениям

эвенкийских писателей и поэтов)

подготовила: Ринчинова Нелли Валерьяновна,

учитель эвенкийского языка и литературы

2013г.

Цели и задачи:

  • Подвести итог  самостоятельному чтению произведений учащимися;
  • Расширить  читательский кругозор учащихся;
  • Воспитать интерес  и любовь к творчеству писателей;
  • В творческой и игровой форме  выявить знания  учащимися  прочитанных произведений.

Оборудование:

  • Выставка книг;
  • Портреты эвенкийских писателей;
  • Посередине кабинета игровой стол, в центре которого волчка (юла)  с разложенными  вокруг  прямоугольными табличками с названиями  конкурсов.
  • Магнитофон с  записью  песен.
  • Мешочек с бочонками, пронумерованными от 1 до 6.
  • Эксперты – консультанты  (жюри), которые помогают вести игру и оценивают  ответы участников.

Участники: учащиеся средних  классов, разбитые на  две команды.

Награждение: все участники получают «Грамоты» в зависимости от занятого места.

Ход игры:

Звучат позывные  телевизионной игры «Счастливый случай».

Ведущий (учитель): Дорогие ребята! Аяврил гиркил! Сегодня у нас необычный день. У нас сегодня  праздник. А на праздник принято приглашать гостей. Но сегодня у нас всё будет  по – другому. Мы пойдём в гости к известным  писателям, подарившим нам свои замечательные  произведения. И каждый  из них человек с богатой фантазией, собственным взглядом на мир и вещи, которые его окружают.

Ответы на вопросы будет оценивать строгое, но справедливое  жюри – наши  консультанты – эксперты. Представляю их вам.

Итак, мя начинаем.

При помощи волчка определяется порядок проведения  конкурсов.

Конкурс «Сказочное лото».

Ведущий (учитель) или его помощник  достаёт из мешочка  бочонки с номерами, зачитывает  под каждым из них  вопрос, команды  дают ответы.

Цель конкурса: узнать автора произведения.

Примечание:  бочонок под №5 – «Счастливый случай», дающий право  получить дополнительные 5 баллов.

  1. Кто является автором повестей «Сиротинка», «Хулама суглан»? (Никита Сахаров).
  2. Назовите  автора рассказа «Качона» и о каком учебнике говорится в нём? (Николай Ламатканов, учебник «Омакта  хокто»).
  3. Кто написал литературную сказку «Иӈтылгучан» по мотивам эвенкийских сказок о сове? (Анастасия Салаткина – Вакувагир).
  4. Назовите  автора биографической  повести «Второе рождение», которая была  впервые напечатана в сборнике «Мы – люди Севера» в 1949 году? (Пётр Семёнович Савин).
  5. Этот писатель и поэт является автором сборника стихов  «Оленьи тропы», работал внештатным  корреспондентом газеты «Огни Курумкана», его  произведения печатались  в разных газетах и журналах. Одно  из произведений называется  «Свадьба состоится». Назовите автора.  (Владимир Лоргоктоев).
  6. Эта писательница из древнего  эвенкийского рода  куркогир. Она является автором рассказа «Старик Чолко». Назовите  автора рассказа. (Анна Алексеевна Куркогир).

Конкурс: «Спешите  видеть»

Цель: каждая команда получает  задание  угадать  произведения по книжной иллюстрации. Номера иллюстрации разыгрываются  при помощи крутящегося  волчка.

  1. «Иӈтылгучан».
  2. «Баркана».
  3. «Первые шаги».
  4. «Качона».

Конкурс: «Ты – мне,  я – тебе»

В этом конкурсе один из участников  от команды  задаёт  свой вопрос одному  из представителей  другой команды. Вопросы вручаются  участникам конкурса в конвертах и до начала конкурса о содержании  вопросов они не знают. Цель: в этом конкурсе  участники должны вспомнить содержание произведений             (об основных моментах).

  1. Вспомните, о каком «чудесном чуме» говорится в автобиографическом  рассказе «Второе рождение».                      (Институт народов Севера).
  2. В каком деле  мальчик – сирота  находит утешение и заслуживает одобрение  пожилых эвенков  в рассказе «Сиротинка»?  (в резьбе по дереву)
  3. Кем стала по профессии девушка  из повести «Семья Алёны Увачан»? (доктором – хирургом).
  4. Кто был недоволен тем, что Колэ  хотел открыть  школу?             (шаман)

Конкурс «Тёмная лошадка»

Ведущий (учитель) зачитывает цитату  из произведений, цель  конкурса: узнать и назвать  героя по портрету.

  1. «Стройная, как сосна, красивая, как утренняя заря, так и светится  вся неудержимой радостью, буйной резвостью».                       (Синильга).
  2. «Это был  маленького роста старик в красивом  расшитом зипуне. Свои  белые волосы, из-за которых его так называли – седовласый, покрывал белым платком. Он хорошо знал оленей. Ещё он был хорошим охотником»            

                                                                                                   (Чолко).

  1. «Она была неграмотной, не умела  ни писать, ни читать, но знания её, судя по сказкам, были неисчерпаемы».                                          (Бабушка).
  2. «Его большая  чёрная борода наводила на меня ужас. Он не был  ни эвенком, ни русским, хотя по-русски говорил  довольно бегло».  (Чочан).
  3. «быстрая  и всегда весёлая  она ростом невысока, глаза черны, как черёмуха. «Точь в точь покойная мать», - думает, подглядывая на неё, отец».                                                                                         (Уриндак).
  4. «В кузнице куёт он,

Статный ладный  молодец,

Дело  знает он своё –

Ставит мушку на ружьё».                                                        (кузнец).

Конкурс «Дальше, дальше, дальше…»

Ведущий и его помощник читают начало произведения. Команды на скорость дают ответ. Кто правильно назовёт известное произведение быстрее, тот получает очко.

  1. «Вот и октябрь. Ковром  стелются  по земле  поблёкшие  листья. Выйдешь  рано утром с берданкой – чего только не увидишь в лесу!». («Свадьба состоится»).
  2. «Пятеро пастухов ехали верхом  на оленях в поисках  верховых, разбредших по лесу. Весной олени ходят небольшими табунами по  долинам речек и их  притоков  лакомиться  сочной зелёной  травкой».  («Баркана»).
  3. «Недалеко  от вершины сурового Талоя в витимской тайге  стоит стойбище  рода туруягир. Всего  восемь чумов и четыре палатки. Парни из стойбища отправились добывать  панты – рога изюбра».          («Качона»).
  4. «Я родился  в декабрьскую  лютую  стужу в глухой заснеженной тайге под большим, поставленным на попа камнем. Так у нас раньше водилось: роженицу  выгоняли из чума».                                   («Первые  шаги»).
  5. «Когда отец  покинул родной посёлок, невесело было у него на душе. В лодке был весь  наш скарб (доха,  железная печь, брезент для палатки, невод, ружьё, острога и  берестяной туес), трое детей, из них  самый младший – я, да ещё  дядя Василий, старик».  («Второе рождение»).
  6. «беспокойное было время. В таёжной  глуши, по берегам Витима и Олёкмы, партизаны готовились к последней схватке с колчаковцами. Наступали  решающие дни, после которых  над родной тайгой навсегда взвились победные красные  знамёна».                  («Сиротинка»).

Конкурс «Музыкальная шкатулка»

Командам предлагается прослушать по одному  музыкальному  фрагменту. Цель:  назвать его и автором стихов,  какой  песни является  известный поэт нашей долины.

  1. «Гудяй дуннэ».
  2. «Чукты».
  3. «Кукты».
  4. «Икэн – одёра».

По окончании  игры  жюри подводит итоги, объявляет команду – победительницу. Награждение.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по предмету "Музыкальная литература"

Методическая разработка урока "Творческий портрет Иоганна Себастьяна Баха" была участником городского конкурса  методических разработок учебных занятий с применением ИКТ в 2011 году. Данная разра...

СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ«А НУ-КА, МАЛЬЧИКИ!»

В атмосфере праздника, знакомить детей с родами войск,развивать память, внимание, организованность, самостоятельность, умение согласовывать интересы в процессе преодоления определенных, соответст...

Методическая разработка внеклассного мероприятияпо истории родного края для учащихся 6-7 классов

Методическая разработка внеклассного мероприятияпо истории родного края для учащихся 6-7 классовучителя истории и краеведенияМОУ ООШ №2 г.Юрюзани Катав-Ивановского муниципального районаГавенко Ольги А...

Внеклассное мероприятие по эвенкийскому языку в 8 классе «Путешествуем по стране ЛИНГВИСТИКА»

Данное внеклассное мероприятие проводится в рамках предметной недели по эвенкийскому языку. При проведении игры информационные технологии выполняют вспомогательную роль, что позволяет учителю зн...

Внеклассное мероприятие по эвенкийскому языку и литературе

Цель: формирование общеучебных компетенций по предмету за курс 8-9 классов....

конспект внеклассного мероприятияпо штукатурно - малярному делу " Строитель"

Конспект     занятия на тему « Строитель»  для 6 – 5 классовЦЕЛЬ: продолжать знакомить с профессией строителя, его профессиональными действиями.З...