Рабочая программа элективного курса "Русское правописание: орфография и пунктуация"
рабочая программа по русскому языку (10 класс) на тему

Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 10 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektiv.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Краснодарский край Красноармейский район п.Октябрьский

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5

               УТВЕРЖДЕНО

        решением педагогического совета

        от «30» августа 2014 года протокол № 1

        Председатель___________И.В. Беляева

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

        Элективного курса «Русское правописание: орфография и пунктуация»

         

        Класс 10 «А»

        Учитель:   Котивец  Е.М.

       Программа разработана на основе авторской    программы  «Русское правописание: орфография и пунктуация. (10 класс)». Программа элективного (факультативного) курса  для 10-11 классов  С.И.Львовой; Москва, «Мнемозина» 2009г.

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа элективного курса разработана на основе авторской программы С.И. Львовой «Русское правописание: орфография  и пунктуация», опубликованной в сборнике  «Программы по русскому языку. Элективные курсы»  (Москва; «Мнемозина», 2009г.)

Цели и задачи курса:  повышение грамотности учащихся,  развитие культуры письменной речи. Свободное  владение орфографией и пунктуацией предполагает не толькознание правил и способность пользоваться ими, но и умение применять их, учитывая речевую ситуацию и необходимость какможно точнее передать смысл высказывания, используя при этом возможности письма. Особенностью данной системы обучения является опора на  языковое чутье учащихся, целенаправленное развитие лингвистической интуиции. В связи с этим основными направлениями в работе становятся, во-первых, усиленное внимание к семантической стороне анализируемого явления (слова, предложении), что обеспечивает безошибочное применение того или иного правила без искажения смысла высказывания. Во-вторых, опора на этимологический анализ при обучении орфографии, который держится на языковом чутье и удовлетворяет естественную, неистребимую потребность каждого человека разгадать тайну рождения слова, понять его истоки. Эта «этимологическая рефлексия» (Г. О. Винокур) становится надежным помощником в процессе формирования системы правописных умений и навыков. Программа дает представление о том, как нужно распределить материал по темам, какую последовательность изученияправил избрать, чтобы укрепилась уверенность в целесообразности системы русского правописания, в его мотивированности, логичности.

Для того чтобы полностью воплотить идею систематизации знаний и совершенствования на этой основе соответствующих умений, предлагается изолированное изучение каждой части русского правописания: орфография 10-й класс, пунктуация— 11-й класс. Такой подход, разумеется, не исключает, а напротив, предусматривает попутное повторение важных пунктуационных правил при рассмотрении орфографической системы, а в процессе обучения пунктуации совершенствование орфографических умений.

Практические задачи:

  • -формирование прочных пунктуационных умений и навыков,
  • -овладение нормами русского литературного языка,
  • -обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся,
  • -обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

   Для достижения основных целей курса необходимо пользоваться наиболее эффективными приемами, которые помогают реализовать указанные направления в обучении. Это прежде всего работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации; семантический анализ высказывания и поиск адекватных языковых средств для выражения смысла средствами письма; работа с разнообразными лингвистическими словарями (в том числе и этимологическим, который в краткой и лаконичной форме дает информацию не только о происхождении слова, но и объясняет, мотивирует его написание).

Коммуникативно-деятельностный подход к совершенствованию правописных умений и навыков способствует активному развитию грамотности в широком смысле этого слова — функциональной грамотности, то есть способности извлекать, понимать, передавать, эффективно использовать полученную разными способами текстовую информацию, а также связно, полно, последовательно, логично, выразительно излагать мысли в соответствии с определенной коммуникативной задачей и нормативными требованиями к речевому высказыванию (в том числе и правописными).

  Данная рабочая программа соответствует авторской программе С.И. Львовой «Русское правописание: орфография и пунктуация».

Общая характеристика учебного курса

Тематическое распределение часов.

п\п

Разделы, темы

Количество часов

Авторская программа

Рабочая программа

1.

Особенности письменного общения.

2

2

2.

Орфография.

32

32

Итого:

34

34

Содержание обучения

Разделы, темы

Кол.

часов

Особенности письменного общения.

Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка. Единство двух сторон общения: передача и восприятие смысла речи. Виды речевой деятельности: говорение (передача смысла с помощью речевых сигналов в устной форме) слушание (восприятие речевых сигналов, принятых на слух); письмо (передача смысла с помощью графических знаков) — чтение(смысловая расшифровка графических знаков). Формы речевого        общения: письменные и устные.

Речевая ситуация и языковой анализ речевого высказывании;

Особенности письменной речи: использование средств письма для передачи мысли (букв, знаков препинания, дефиса, пробела); ориентация на зрительное восприятие текста и невозможность учитывать немедленную реакцию адресата; возможность возвращения к написанному, совершенствования текста и т. д. Формы письменных высказываний и их признаки: письма, записки, деловые бумаги, рецензии, статьи, репортажи, сочинения (разные типы), конспекты, планы, рефераты и т. п.

Возникновение и развитие письма как средства общения.

2

Орфография

Орфография как система правил правописания (2 ч)

Русское правописание. Орфография и пунктуация как разделы русского правописания.

Некоторые сведения из истории русской орфографии.

Роль орфографии в письменном общении людей, ее возможности для более точной передачи смысла речи.

Орфографическое правило как разновидность учебно-научного текста. Различные способы передачи содержащейся в правиле информации: связный текст, план, тезисы, схема, таблица, алгоритм и др.

Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них: 1) правописание морфем («пиши морфему единообразно»); 2) слитные, дефисные и раздельные написания («пиши слова отдельно друг от друга, а части слов слитно, реже — через дефис»); 3) употребление прописных и строчных букв («пиши с прописной буквы имена собственные, с малой — нарицательные»); 4) перенос слова («переноси слова по слогам»).

Правописание морфем (18 ч)

Система правил, связанных с правописанием морфем. Принцип единообразного написания морфем — ведущий принцип русского правописания (морфематический).

Правописание корней. Система правил, регулирующих написание гласных и согласных корня. Роль смыслового анализа при подборе однокоренного проверочного слова.

Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые; е и э в  заимствованных словах.

Правила, нарушающие единообразие написания корня { ы и и в корне после приставок); понятие о фонетическом принципе написания.

Группы корней с чередованием гласных : 1) –кас-// -кос-, -лаг-//лож-, -бир //-бер-, -тир-// тер, -стил-//-стел и др.(зависимость  от глагольного суффикса –а-); 2)  -раст-// --рос-, -скак-//-скоч- (зависимость от последующего согласного);        3) –гар-// -гор-, -твар-//твор-, клан- // -клон-, -зар-// -зор- (зависимость от ударении). 4) корни с полногласными и неполногласными сочетаниями оло//ла, оро//ра, ере// ре, ело// ле.

Обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих,  непроизносимых, удвоенных. Чередование согласных в корне и связанные с этим орфографические трудности (доска — дощатый, очки — очечник).

Правописание иноязычных словообразовательных элементом (лог, фил, гео, фон и т. п.).

Правописание приставок. Деление приставок на группы соотносимые с разными принципами написания: 1) приставки на з/с— фонетический принцип; 2) все остальные приставки  (русские и иноязычные по происхождению) — морфологический принцип написания. Роль смыслового анализа слова при различении приставок при- и пре-.

Правописание суффиксов. Система правил, связанны написанием суффиксов в словах разных частей речи. Роль морфемно-словообразовательного анализа слова при выборе правильного написания суффиксов.

Типичные суффиксы имен существительных и их написание аръ-, -телъ-, -ник-, -изн(а), -есть- ( -ость- ), -ени(е) и др. Различение суффиксов -чик- и -щик- со значением лица. Суффиксы -ек и -ик-, -ец- и -иц- в именах существительных со значением уменьшительности.

Типичные суффиксы прилагательных и их написание: -овит -(еват-), -евит-, -лив-, -чив-, -чат-, -ист-, -оньк- (- еньк- ) и др. Различение на письме суффиксов -ив- и -ев-; -к- и -ск- в имени прилагательных. Особенности образования сравнительной степени и превосходной степени прилагательных и наречий и написание суффиксов в этих формах слов.

Типичные суффиксы глагола и их написание: -и-, -е-, -а-, -ка -ва-, -ирова-, -ича-, -ану- и др. Различение на письме глагольных суффиксов -ова- ( ева ) и -ыва-(-ива-). Написание суффикса –е- или -и- в глаголах с приставкой обез /обес- (обезлесеть — обезлесить); -ться и -тся в глаголах.

Образование причастий с помощью специальных суффиксов. Выбор суффикса причастия настоящего времени в зависимости от спряжения глагола. Сохранение на письме глагольного суффикса при образовании причастий прошедшего времени (посе ять — посеявший — посеянный).

Правописание н и нн в полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных, образованных от существительных или глаголов.

Правописание окончаний. Система правил, регулирующих правописание окончаний слов разных частей речи.

Различение окончаний  и  в именах существительных. Правописание личных окончаний глаголов. Правописание падежных окончаний полных прилагательных и причастий.

Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма: о и е после шипящих и ц в корне, суффиксе и окончании; правописание ы и и после ц; употребление разделительных ъ и ъ .

Правописание согласных на стыке морфем (матросский, петроградскии); написание сочетаний чн, щн, нч, нщ, рч, рщ, чк, нн внутри отдельной морфемы и на стыке морфем; употребление ь для обозначения мягкости согласного внутри морфемы и на стыке морфем.

Взаимосвязь значения, морфемного строения и написания слова. Орфографический анализ морфемно-словообразовательных моделей слов. Правописание ь после шипящих в словах разных частей речи.

Этимологическая справка как прием объяснения написания морфем.

Использование орфографических, морфемных и словообразовательных словарей для объяснения правильного написания слов.

Прием поморфемной записи слов (рас-чес-ыва-ющ-ий, не-за-пятн-а-нн-ый, масл-ян-ист- ого, о-цепл-ени-е) и его практическая значимость.

Слитные, дефисные и раздельные написания (10 ч)

Система правил данного раздела правописания. Роль смыслового и грамматического анализа слова при выборе правильного написания.

Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы. Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания не с разными частями речи. Различение приставки ни- и слова ни (частицы, союза).

Грамматико-орфографические отличия приставки и предлога. Слитное, дефисное и раздельное написания приставок в наречиях. Историческая справка о происхождении некоторых наречий.

Особенности написания производных предлогов. Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов чтобы, также, тоже, потому, поэтому, оттого, отчего, зато, поскольку и др. от созвучных сочетаний слов.

Образование и написание сложных слов (имена существительные, прилагательные, наречия). Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных, образованных слиянием и созвучных словосочетаний (многообещающий — много обещающий ).

Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи.

Работа со словарем «Слитно или раздельно?».

Написание строчных и прописных букв (2 ч)

Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы.

Работа со словарем «Строчная или прописная?».

32

ИТОГО

34

Требования к подготовке учащихся по курсу.

       Учащийся 10 класса должен знать/ уметь:

  • опознавать орфограммы в соответствии с правилами, знать морфологические признаки частей речи, их роль в предложении;
  • различать и правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске;
  • находить грамматическую основу предложений, классифицировать односоставные предложения;
  • классифицировать сложные предложения, производить синтаксический и пунктуационный разбор в практических целях;
  • различать предложения по строению и значению;
  • пользоваться различными способами цитирования в тексте в соответствии с задачами и характером высказывания.
  • анализировать основные темы и проблемы текста, составлять сочинения (эссе) в соответствии с требованиями и задачами ЕГЭ;
  • собирать материал из различных источников, систематизировать и обобщать его;
  • строить связное высказывание на лингвистическую тему;
  • составлять деловые бумаги;
  • создавать устное публичное выступление в разных жанрах и формах.

Список

рекомендуемой учебно-методической литературы.

  1.  «Программа по русскому языку. Элективные курсы».  «Русское правописание: орфография и пунктуация. Программа элективного (факультативного) курса для 10-11 классов» под редакцией С.И. Львовой; Москва, «Мнемозина», 2009 г.
  2. Комьютер.
  3. Мультимедийная доска.

Согласовано                                                Согласовано

Протокол заседания                                   Заместитель директора по УВР

методического объединения                       ____________   Винакова С.И.

учителей русского языка и                                        29.08.2014г

 литературы МБОУ СОШ № 5

 от 29.08.2014г. № 1

______________ УсалкоН.С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективные курсы по русскому языку 11 класс."Современное правописание:орфография и пунктуация" Рабочая программа.

*закрепить и развить владение орфографическими и пунктуационными нормами в процессе анализа текстов- образцов ,а также при продуцировании собственных текстов. 2.Содержание обучения: требования полнос...

Рабочая программа по элективному курсу. Русское правописание орфография и пунктуация 10 класс. Базовый уровень

Основная цель данного курса состоит в повышении грамотности учащихся, в развитии культуры письменной речи. Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и спо...

Рабочая программа по элективному курсу. Русское правописание орфография и пунктуация 11 класс

Программа рассчитана на учащихся 11 классов. Содержание программы представляет собой отбор такого материала из разных разделов русского языка, который может вызвать у учащихся познавательный инт...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 10 классе.Тема: "Русское правописание: орфография и пунктуация"

Данный элективный курс будет полезен учащимся старших классов при подготовке к ЕГЭ. Курс рассчитан на 68 часов( по 34 часа в 10 и 11 классах)....

Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 11 классе.Тема: "Русское правописание: орфография и пунктуация"

Данный элективный курс является продолжением предыдущего материала на моей странице.(Элективный курс по русскому языку в 10 классе) ....

Рабочая программа курса «Русское правописание: орфография и пунктуация»

Рабочая программа элективного курса для учащихся 10-11 классов....

Рабочая программа курса «Русское правописание: орфография и пунктуация»

Рабочая программа элективного курса для учащихся 10-11 классов....