Конспект урока литературы в 6 классе по теме: «М. Ю. Лермонтов. Личность поэта. Чувство одиночества и тоски в стихотворении М. Ю. Лермонтова
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Урок "открытия" нового знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_literatury_v_6_klasse_po_teme.docx45.04 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы в 6 классе по теме:
                                                                                                               

«М. Ю. Лермонтов. Личность поэта. Чувство одиночества и тоски в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Тучи». Композиция стихотворения. Особенности поэтической интонации ».

Разработала : Афанасьева Оксана Валериевна

Место работы : МБОУ ЦО № 24 г. Тулы

Должность : учитель русского языка и литературы

Предмет : литература

Класс : 6

Тип урока: «открытие» нового знания

Базовый учебник : Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях./ Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлёв В.П. -  .М., Просвещение, 2015г.

Цели  урока: расширить знания о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова; познакомить с историей создания стихотворения «Тучи»; сформировать умения понимать, анализировать, интерпретировать поэтический текст, развить способности  ассоциативного мышления, продолжить воспитание  эстетического вкуса.

 Задачи:

- обучающие:

- знакомство с фактами биографии М.Ю. Лермонтова, лирикой поэта;

- углубление знаний об особенностях стихотворной речи М.Ю. Лермонтова ;

- формирование умений анализировать лирические произведения, выявлять их глубинный смысл;

-развивающие:

- развитие воссоздающего и творческого воображения личности учащихся;

- развитие коммуникативных качеств хорошей речи;

-воспитательные:

- воспитание самостоятельности и уверенности в своих познавательных возможностях: любви к русской классической поэзии посредством прослушивания стихотворений М.Ю. Лермонтова.

Планируемые результаты обучения:

личностные:

- воспитание интереса к литературе;

- формирование познавательного интереса учащихся к чтению.

предметные:

- способствовать полноценному восприятию художественного произведения;

- формировать систему читательских умений, уделив внимание умению видеть авторскую позицию в произведении, выявлять роль деталей в произведении.

Метапредметные:

регулятивные:

- самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока;

- иметь способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

- понимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия.

познавательные:

- извлекать информацию, представленную в разных формах;

- пользоваться словарями, справочниками;

- строить рассуждения.

коммуникативные:

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

          - осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

Формы работы обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, колонки для прослушивания аудиозаписи.

Ход урока

  1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала (мотивация учебной деятельности).

Работа над портретом (показ 1 слайда с портретом М.Ю. Лермонтова)

- Ребята,  посмотрите на портрет. Что вы можете сказать об этом человеке?    (Он в военной форме; его лицо, печальное, напряженное, с тоской в глазах.)        

  1. Актуализация прежних знаний и фиксация затруднений в деятельности.  

-  С творчеством  этого поэта вы  уже знакомы. В 5 классе  мы читали и анализировали его произведение.  Прочитайте и закончите строки стихотворения М. Ю. Лермонтов (сл. 2).

                 Да, были люди в наше время  

                 Не то, что нынешнее племя.

                 ……………………………. !  

     - Из какого стихотворения эти строки ?   (  «Бородино»)

-  Какому важному историческому событию  оно посвящено?  (Бородинскому сражению 1812 года.)

     -  М. Ю. Лермонтов очень любил свою Родину. В своих стихотворениях поэт выражал  любовь к ней , проявлял  беспокойство о её судьбе . М. Ю. Лермонтов очень огорчался, когда ему приходилось расставаться с Родиной.  Об этих чувствах поэта и пойдет сегодня речь на нашем уроке.

3. Постановка учебной задачи. Работа в группах.

Сегодня мы проведём исследовательскую работу в небольших группах:

1-я группа – биографы

2-я – теоретики - языковеды

3-я – историки

4-я – искусствоведы

- Каждая группа предварительно получила задание , результат выполнения которого она представит сегодня на уроке .

         - Прочитайте эпиграф к уроку ( «Одинок я – нет отрады »

                                                                                М. Лермонтов) (сл. 3 )

- Как выдумаете , как характеризуют эти слова человека, которому они принадлежат?

- Эти строки очень точно отражают мироощущения  Лермонтова. Для того чтобы в этом убедиться, мы должны познакомиться с биографией поэта.

Выступление биографов.

(Судьба поэта трагична. Михаил Юрьевич Лермонтов родился в 1814 году в Москве (сл. 4) . Но вскоре молодая семья  переехала в село Тарханы Пензенской губернии. Это была усадьба бабушки - помещицы Елизаветы Алексеевны Арсеньевой (сл. 6) . Тарханы - край  лермонтовского  детства и отрочества.

 (Сл. 5). Отец мальчика, Юрий Петрович Лермонтов,  был капитаном в отставке. Его брак с Марией Михайловной по понятиям того времени был неравным. Семья была несчастна. В доме всегда царила напряженная обстановка, так как бабушка, гордившаяся своим богатством и родней, была недовольна обедневшим зятем.

Будучи уже знаменитым поэтом, Лермонтов не раз с нежностью и грустью вспоминал о своем детстве. Ему не было и трех лет, когда мать скоропостижно умерла. После её смерти матери между бабушкой и отцом отношения окончательно разладились. Юрий Петрович вынужден был покинуть Тарханы, оставив сына на воспитание бабушке.

Лермонтов помнил в Елизавете Алексеевне человека, посвятившего ему одному всю свою жизнь. Она баловала его. Старалась не расставаться с внуком, наблюдала за каждым его шагом, боялась его малейшего нездоровья.

(Сл. 7). Лермонтов получил прекрасное домашнее  образование. Он изучал   географию, историю, русскую литературу, греческий, немецкий, французские языки, играл на фортепьяно, хорошо рисовал.

Когда Михаилу исполнилось 13 лет, Елизавета Алексеевна  переехала  в Москву, чтобы определить   внука в  учебное заведение. Он поступает сразу в 4 класс Московского университетского Благородного пансиона. Первые свои стихи Лермонтов начал писать в 14  лет.

                     Листья в поле пожелтели,

                     И кружатся, и летят.

                     Лишь в бору, поникши, ели

                     Зелень мрачную хранят.

Он учился легко и охотно, в 15 лет поступил в Московский университет, писал уже стихи, поэмы. ( сл. 8)

В доме всегда велись разговоры о свободе, о дружбе, о любви, о родине. Поэтому в стихах Лермонтова звучит мечта о подвиге во благо людей.

Оставив университет, Лермонтов переезжает в Петербург и поступает в школу гвардейских подпрапорщиков (сл. 9) . Трудным был этот перелом. Поэт     скучал по Москве, по друзьям.

 (Сл. 10). После трагической смерти А.С. Пушкина в 1837 году он написал стихотворение  « Смерть поэта» , полное любви , горя, и ненависти  к убийцам великого поэта. Россия узнала имя Лермонтова. Так началась всенародная слава. За это стихотворение он был отправлен на ссылку на Кавказ.

 (Сл. 11) .В 1840 году за дуэль поэт снова сослан на Кавказ, где шла война. Он понимал,  что     его отправляют на верную смерть. Лермонтов погиб в 1841 году на дуэли,  как и Пушкин.) (сл. 12)

  • Творчество любого поэта ( художника, писателя) всегда связано с его жизнью, личностью, мироощущением. Какая жизнь была у Лермонтова и что этому способствовало? (Грустная, невеселая, печальная, несчастная. Потеря матери в раннем возрасте, разлука с отцом способствовали обострению в его сознании ощущения трагического несовершенства мира. На протяжении всей своей короткой, но плодотворной жизни он был одинок )

  М.Ю. Лермонтов жил и творил в годы жесточайшей политической реакции, наступившей в России после разгрома восстания декабристов.

Однако это не помешало поэту создавать чудесные стихи.

Помимо этого он был ещё и замечательным художником. Давайте попросим искусствоведов рассказать о картинах Лермонтова.

Выступление искусствоведов.

В истории искусства известно немало поэтов и писателей, которые одновременно ярко проявили себя в сфере изобразительного искусства. Лермонтов, по свидетельству его родственника, начал рисовать едва ли не раньше, чем писать стихи. Рисовал всю свою недолгую жизнь, и его художественное наследие содержит произведения различных жанров: пейзажи и путевые зарисовки, батальные сцены, портретные миниатюры. Вот некоторых из них (слайды презентации13-19)

Автопортрет(13)

Вид Пятигорска (14)

Перестрелка в горах Дагестана (15)

Воспоминания о Кавказе (16)

Бой при Валерике (17)

Конь (18)

Ребенок, тянущийся к матери (19)

- У поэта XX века А.А. Вознесенского есть такие строки (слайд 20):

Стихи не пишутся – случаются,

Как чувства или же закат.

Душа – слепая соучастница.

Не написал – случилось так.

- Согласны ли вы с тем, что стихи «случаются»?

- В какие моменты жизни хочется выразить чувства в стихах?

Давайте узнаем, как «случилось» у М.Ю. Лермонтова стихотворение «Тучи»?

Выступление группы историков( слайд 21)

Стихотворение «Тучи» относится к позднему периоду творчества М. Ю. Лермонтова. Оно было написано поэтом в апреле 1840 года, перед второй ссылкой на Кавказ, вызванной дуэлью с сыном французского посла де Баранта. Однажды поэт уже оказывался в изгнании, а потому он хорошо понимал, что его ждет. Чувства, испытываемые им при расставании с родиной и друзьями, нашли свое выражение в этом стихотворении. Поэт тоскует при мысли о скором расставании с друзьями и родиной. По воспоминаниям товарища, Лермонтов написал стихотворение, стоя у окна и глядя на тучи, плывшие над Невою и Летним садом: «Друзья и приятели собрались в квартире Карамзиных проститься с юным другом своим, и тут, растроганный вниманием к себе и непритворною любовью избранного кружка, поэт, стоя в окне и глядя на тучи, которые ползли над Летним садом и Невою, написал стихотворение «Тучки небесные, вечные странники!..». Несколько человек гостей окружили поэта и просили прочесть только что набросанное стихотворение. Он окинул всех грустным взглядом и прочел его. Когда он кончил, глаза были влажные от слез…». Он словно чувствовал, что ему уже никогда не придется вернуться назад.

Формулирование темы и цели урока осуществляется обучающимися в совместном диалоге с учителем.

- Какие чувства испытывал поэт при расставании с друзьями и создании стихотворения «Тучи» ?

Прослушаем аудиозапись стихотворения М. Ю. Лермонтова и попробуем проникнуться настроением лирического героя.

Звучит аудиозапись стихотворения.

- В центре лирического произведения лирический герой. Какие чувства он испытывает? каково его настроение? (одиночество, грусть, тоска)

- Учитывая факты биографии поэта, а так же чувства поэта и настроение , переданное им в стихотворении «Тучи», сформулируйте , пожалуйста, тему нашего урока.

 Запишите тему урока в тетради (сл. 22)

4. Практикум. Организация чтения и анализа художественного произведения. Работа над теоретическими понятиями.

Повторное чтение учащимися.

- Какова же центральная тема стихотворения?

(Одиночество лирического героя - центральная тема стихотворения)

- Можно сказать, что одиночество – один из основных мотивов  лирики М. Ю. Лермонтова

А что такое мотив лирического произведения нам расскажут теоретики-языковеды(Мотив – это устойчивый, значимый образ в произведении писателя ( запись в тетрадь со слайда)

- Обратимся к тексту стихотворения М. Ю. Лермонтова.

- Для того чтобы понять, с помощью каких поэтических инструментов удается поэту точно и образно выразить настроение  лирического героя , что нам с вами предстоит сделать?

( формулировка целей урока) (проанализировать стихотворение : понять его композицию, увидеть изобразительно-выразительные средства языка, определить их роль в тексте)

- Давайте мы с вами расширим тему сегодняшнего урока и сформулируем  подзаголовок (Композиция стихотворения. Особенности поэтической речи (сл 26 )

- При повторном чтении стихотворения подумайте, сколько частей можно в нем выделить. Повторное чтение стихотворения подготовленным учеником. 

- Итак, сколько частей можно выделить в стихотворении?  (три: 1- обращение поэта к тучам; 2- вопросы поэта; 3- ответы поэта, они соответствуют строфам стихотворения).

Работа с первой строфой стихотворения

  • Что  рисуется в вашем воображении, когда вы читаете первую строфу?
  •  Какое слово  кажется особенно грустным? (сл.27)
  • Что оно обозначает?(ответы ребят соотносятся со словарной статьей , которую представляют теоретики-языковеды)
  • С кем сравнивает поэт тучки?
  • Почему они странники?  
  • Обратите, пожалуйста, внимание на первую строчку стихотворения. Что называет поэт степью лазурною, цепью жемчужною?
  • В прямом или переносном значении  употреблены эти словосочетания ?  

Слово предоставляется теоретикам

Слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит скрытое сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака называется метафорой (сл )

  • Какой вывод теперь мы можем с вами сделать?(Выражения степью лазурною, цепью жемчужною являются метафорой).

 Работа со второй строфой стихотворения.

  • Кто же их гонит? Найдите предположения лирического героя во 2 строфе (сл. 28)
  • Какими  делают жизнь человека эти слова?  (несчастным, одиноким, изгнанником.)
  • Какая из возможных причин  изгнания вам кажется самой горькой? Почему?
  • Так о чем же 2 строфа: о поэте или о тучах?

Письменное задание. Работа в парах. 

Обсудите друг с другом и письменно сформулируйте ответ на вопрос: Каким я вижу лирического героя стихотворения М. Ю. Лермонтова?( 2-3 предложения). Проверка ответов(3-4 человека зачитывают свои ответы).

- Какие определения сопровождают существительные, которые мы с вами сейчас назвали? ( тайная, открытая, ядовитая).

- Что выражают эти определения?
Внимание на экран. Закончите предложение: Художественные определения, предмета или явления, помогающие живо представить себе предмет, почувствовать авторское отношение к нему называются- это…
(эпитеты) .

- Какими являются предложения по цели высказывания во 2 строфе?(вопросительными).

- Подумайте, лирический герой ставит ли перед собой цель получить ответ на эти вопросы?

- Тогда скакой целью он их задает? (привлечь внимание к причинам одиночества).

Слово предоставляется теоретикам

Вопрос, на который не требуется ответ, и который употребляется для заострения темы, привлечения внимания, называется риторическим.

 Запишем определение риторического вопроса(сл. ) (Риторический вопрос - приём, при котором на вопрос не требуется ответ, он очевиден. Употребляется для заострения темы, привлечения внимания).

  • Как вам кажется,  отличается ли настроение и чувство  поэта в первой и второй строфах?

Работа с третьей строфой стихотворения.

- С какого слова начинается третья строфа?

- Сколько раз оно повторяется ?

          - Что оно выражает?(отрицание). 

- Употребляя отрицание перечисленных явлений в жизни туч, что утверждает лирический герой?

Запись в тетради.

(Отрицание утверждает чувства, страдания, страсти в судьбе самого лирического героя. Участь изгнанника противопоставляется уделу «вечно холодных, вечно свободных» туч)

Повторение теоретического материала, выявление затруднений, коррекция.

Работа в группах с текстом стихотворения (каждая группа получает задание на листочках). Ответы на задания обучающиеся соотносят с эталоном.

1 группа

Выпишите из текста стихотворения все эпитеты. Определите их роль? (Небесные, вечные, лазурною, жемчужною...)

Роль эпитетов: эпитеты создают новые образы, передают состояние души человека, наполняя его новым содержанием, усиливают выразительность художественных образов.

2 группа

Выпишите из текста стихотворения глаголы. Какую роль они играют?

(Мчитесь, гонит, тяготит, наскучили)

Роль глаголов: насыщенность глаголами придает стихотворению динамизм, энергичность, напряженность ритма, указывает на быструю смену действия.

В завершение хотелось бы дать слово нашим искусствоведам, чтобы отметить, какой след в искусстве оставил Лермонтов за свою недолгую, но яркую жизнь.

Выступление искусствоведов.

( Будучи одаренным человеком ( рисовал, играл на скрипке, писал художественные произведения разных жанров), Лермонтов оставил после себя богатое наследие. Многие композиторы писали музыку на слова произведений Лермонтова. Например, такое стихотворение Лермонтова, как «Сосна» («На севере диком») положили на музыку сто композиторов, а «Утес» более восьмидесяти (в том числе молодой Рахманинов,), Множество музыкальных воплощений получили «Казачья колыбельная песня» (около девяноста), «Молитва» — «В минуту жизни трудную» (более восьмидесяти).

5. Проверка полученных результатов. Коррекция .

Выводы, наблюдения.

- Какие интонации звучат в произведении? (восклицания, мучительные вопросы)

- Какой человек способен испытывать такие чувства?( только тот, кто любит Родину, может чувствовать горечь изгнания так же глубоко, как  поэт).

- С помощью какого приема воплощен мотив одиночества в произведении М. Ю. Лермонтова? (Мотив одиночества в стихотворении воплощен с помощью приема сравнения: мысли о человеке, его чувствах скрыты за образами природных явлений.

В судьбе тучек и в судьбе поэта лишь видимое сходство, у них больше различий, чем сходства. У туч нет родины, поэтому нет и изгнания, они свободны, а поэт живет в человеческом обществе, у него есть родина, и ему жаль расставаться с ней. Мир людей и мир природы несовместимы. Отсюда печальный и светлый тон стихотворения.)

Итоговое выразительное чтение стихотворения.

6. Подведение итогов, домашнее задание . Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым результатам.

Итог урока.

Творческое задание. Составление синквейнав группах.

Синквейн  должен состоять из 5 строк:
Первая строка должна содержать слово которое обозначает тему (по обыкновению это существительное).
2. 
Вторая  строка  представляет собой описание темы, состоит из 2- х слов (чаще прилагательных).
З.
Третья строка выражает действие, связанное с темой и состоит из 3-х слов.
4.
Четвертая строка является фразой, которая состоит из 4-х слов и выражает отношение к теме.
5. 
Последняя строка состоит из одного слова - синонима, который передает, сущность темы.

Варианты выполнения задания выводятся на экран.

Критерии оценки работы в группе: качество отобранного материала; степень участия в работе группы; качество представления информации (логичность, убедительность, эмоциональность, выразительность и пр.).

Качество речевого высказывания (точность, образность, правильность и пр.).

Домашнее задание.

  1. Выучить наизусть стихотворение М.Ю. Лермонтова «Тучи!»
  2. Учимся анализировать лирическое произведение.

Проиллюстрируйте примерами из стихотворения следующие предложения:

  1. Метафоры и эпитеты говорят об отношении лирического героя к покинутому краю. Лирический герой грустит о безвозвратно потерянном мире. Например: …
  2. Использование риторических вопросов позволяет поэту показать кульминацию в настроении лирического героя. Например: …
  3. Автор использует повторы, что создает грустное настроение. Например: …

Творческое задание. Составление синквейна.

Синквейн  должен состоять из 5 строк:
Первая строка должна содержать слово которое обозначает тему (по обыкновению это существительное).
2. 
Вторая  строка  представляет собой описание темы, состоит из 2- х слов (чаще прилагательных).
З.
Третья строка выражает действие, связанное с темой и состоит из 3-х слов.
4.
Четвертая строка является фразой, которая состоит из 4-х слов и выражает отношение к теме.
5. 
Последняя строка состоит из одного слова - синонима, который передает, сущность темы.

Тучки
холодные, свободные
скучают, путешествуют, мчатся
Нет родины - нет изгнания.

Свобода.

Поэт.

Изгнанный, несчастный.

Уезжает, страдает, любит

Тяжело жить без родины

Одиночество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока литературы (11 класс) по теме "М.ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН» СВОЕОБРАЗИЕ ЖАНРА РОМАНА-ЭПОПЕИ. ДУХОВНЫЙ МИР ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА"

Это первый урок в теме "М.А.Шолохов. Роман-эпопея "Тихий Дон". Цели урока: познакомить учащихся с особенностями жанра романа-эпопеи; через анализ текста узнать о духовном мире, жизненном укладе донско...

План-конспект урока литературы (11 класс) по теме "Роман М.А.Шолохова "Тихий Дон". Семья как хранилище нравственности"

Цели урока: размышление над вечными проблемами добра и зла, духовного и душевного здоровья семьи и нации; развивать умение анализировать текст, выделять в нём главное, сравнивать, сопоставлять;  ...

План-конспект урока (литература, 6 класс) по теме: Повесть Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок по повести Н.В. Гоголя « Ночь перед Рождеством».1. Цели:Образовательные: обеспечить усвоение новых понятий, актуализировать знания.Развивающие: создать условия для развития памяти, внимания и воо...

Конспект урока литературы 10 класс по теме А.П.Чехов. « Вишнёвый сад». Своеобразие образной системы и конфликта комедии.

История создания пьесы, определение особенности сюжета, конфликта, образной системы, роль подтекста, своеобразие жанра....

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...