Работа по выявлению и развитию способностей учащихся
статья по русскому языку (9 класс) на тему

Мурхусаева Галина Михайловна

Развитие способностей учащихся в творческой и исследовательской деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

 Работа по выявлению и развитию способностей обучающихся  

 Интеллектуальный и творческий потенциал  подрастающего поколения рассматривается в качестве основного капитала государства.  Для   развития заложенных природой возможностей и задатков личности  в школе необходимо систематизировать работу  по созданию  творческой образовательной среды, в которой формировались бы способности обучаемых творчески и критически мыслить, находить нестандартные решения, самостоятельно определять свой профессиональный путь. Для детей с повышенными интеллектуальными способностями необходим серьезный уровень умственной нагрузки, который можно обеспечить лишь продуманным подходом учителя к способам  работы с ними, подбором оригинальных заданий, развивающих творческие способности, воображение, фантазию учащихся, т.е. преподавать на высоком уровне сложности, чтобы ученики все время поднимались до своего «потолка», тем самым поднимая свою планку все выше.    Способствует  развитию способностей активная и интересная внеурочная деятельность: привлечение детей к занятиям по интересам в кружках, факультативах,  школьном научном  обществе, к участию в интеллектуальных конкурсах, очных и заочных, участию в олимпиадах и т.д.  

Как создать такую среду, в которой бы интеллектуальные возможности ребенка, как семена,  упали на благодатную почву и дали мощные ростки?  Творческая образовательная среда сформирована там, где присутствует система профессионального роста педагога; там, где большое значение уделяется развитию мотивационной сферы учителя и формированию его положительной Я-концепции;  там, где приоритетными методами  обучения являются диалогический  с позиции системно-деятельностного подхода, проблемный и поисковый и интерактивные формы работы участников образовательного процесса.  Такая  интеллектуальная среда позволяет вовлечь максимальное число учащихся в разные виды познавательной деятельности через участие в конкурсах и олимпиадах, НПК, через  работу на факультативных  и элективных занятиях и   порождает формирование  образовательной мотивационной сферы  школьника.   Одним словом, творческая образовательная среда представляет собой  систему, охватывающую  урок, факультатив, электив, внеурочную деятельность, конкурсы, олимпиады, НПК. Только деятельностный подход  в обучении и чуткость учителя-профессионала способны взрастить в детях ростки творчества и  нестандартного мышления.  

Известно, что жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто проявляет интерес к науке, кто хочет знать больше,  кто любопытен и не любит бездействовать.  Именно поэтому на протяжении многих лет своей педагогической деятельности я занимаюсь  с детьми, пытаясь разглядеть в них искорку таланта и раздуть из неё пламя. Детей, наделенных способностями, можно отметить сразу:  они любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Диагностика одаренности  по Айзенку, Амтхауэру обычно подтверждает наблюдение.  Один из крупнейших математиков СССР А.Н.Колмогоров был убежден, что «сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность не существует, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе». Действительно,   способности детей начинают проявляться на уроках и занятиях во внеурочное время, когда они в деятельности показывают свои способности.

Таблица «Выявление и развитие способностей обучающихся»

Способы выявления у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой   деятельности

Способы развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой деятельности

 1. Наблюдение.

 2. Диагностика креативности  П.Торренса

3. Тестирование «Мне нравится»

4. Урочная деятельность и внеурочная деятельность:

- предметные недели;

- эвристические и интеллектуальные олимпиады; - викторины с метапредметным содержанием;

- решение проблемных ситуаций;

- практические работы;

- конкурсы творческих работ;

- работа с дополнительной литературой, электронными учебниками, с Интернет-ресурсами;

- составление проектов;

- проведение  самостоятельных  исследований

- выпуск школьной газеты «Вконтакте школа.ru»

1. Проектно – исследовательская деятельность, проектирование: «обучение через делание»: постановка проблемы, сбор информации, планирование вариантов решения проблемы, выводы, анализ – формирование новых знаний и приобретение нового учебного жизненного опыта;

нетрадиционные уроки

2. Подготовка к олимпиадам и конкурсам по учебным предметам.

3. Смысловое чтение.

4. Работа с дополнительной литературой, электронными учебниками, Интернет-ресурсами,  овладение ИКТ – компетенцией.

5. Подготовка сообщений, рефератов, докладов.

6. Опыт публичных выступлений: выступление на уроке, на научно-практической конференции

7. Конкурсы чтецов, конкурсы буктрейлеров, конкурс «Родная старина» (театральная постановка), конкурс на лучшего читателя «Лучик»; конкурс сочинений, конкурсы предметной недели, творческие фестивали

 Внеклассная работа ведётся по нескольким направлениям: внеклассные мероприятия по предмету, элективные курсы в рамках предпрофильного обучения, подготовка к олимпиадам, проектная деятельность, участие учащихся в НОУ, участие ребят в творческих конкурсах различных уровней. Являясь тьютором по сопровождению участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС, отвечаю, в том числе, и за исследовательскую деятельность учащихся в школе. Все сколько-нибудь пытливые умом учащиеся состоят членами научного общества «Планета Знаний», где учатся определять цели  своего исследования, выдвигать гипотезы и искать подтверждения им или опровержения в различных источниках.  Результаты своей работы ученики представляют на школьном конкурсе исследовательских работ, лучшие направляются для участия в межрайонном конкурсе «Шаг в будущее»  для старших и средних классов. Участие школьников в платных дистанционных олимпиадах по предмету ограничены платежеспособностью родителей и явным нежеланием учеников расставаться с деньгами. Выходим из положения, организуя школьные олимпиады в предметные декады.  

    Развитие креативности в детях  зависит от условий, в которых формируется человек. Ребенок вырастает пассивным и нетворческим не потому, что таким уродился, а потому, что в детстве получал мало эвристического, т.е. способствующего развитию познавательных способностей, материала.  Значит, меняя эти условия, креативность можно развивать, растить практически всех детей креативными. Не талантами и гениями – это и в самом деле от Бога, а просто творческими людьми, умеющими найти нестандартный ход, увидеть ситуацию в новом свете, наконец, просто получающими удовольствие от творчества, вышивают ли они, музицируют, пишут бизнес-план или готовятся к уроку. И это подтверждается практикой. Даже очень «тусклые» дети, если начать с ними регулярно играть, фантазировать, побуждать их думать и принимать решения, радоваться малейшему проблеску их творческой активности, достаточно быстро   меняются, начинают мыслить, искать, придумывать. Их креативность растет – это можно проверить специальными методиками. Но главное – появляется вкус к творчеству, уверенность в своей способности быть создателем нового. Заодно дети обретают и опыт творчества, и умение, а при серьезном подходе – даже мастерство. В жизни эти качества нужны никак не меньше, чем интеллект, а в условиях быстро меняющейся, полной неожиданностей и экстремальных ситуаций жизни – даже больше. Для развития креативности  детей на уроках моих предметов организую  творческие мастерские, где за небольшое время группы создают сценарии по придуманной истории и обыгрывают тут же, на уроке; придумывают рассказы по опорным словам, по фотографиям с различными сюжетами.  Такая деятельность очень хорошо развивает прежде всего речевую изобретательность, а поскольку ключ к успешному сочинению рассказа состоит в поиске неожиданных, остроумных сюжетных связок, развиваются также ассоциативное мышление, воображение, чувство юмора.

Для учеников я пишу сценарии праздников, спектаклей, театрализованных постановок, с которыми мы выступаем в школе и на конкурсах в городе.  Мы вместе придумываем костюмы, маски и потом радуемся удачной постановке, обсуждаем волнующие моменты, переживаем успех и мечтаем о новой захватывающей работе. Специальных часов на развитие творческих способностей в школе не отведено, и всё равно нахожу время, чтобы интересы ребенка были реализованы. Вместе мы ведем научные или творческие исследования, темы которых интересны ученикам и становятся близки мне. Вместе с ними я сама открываю новые миры, учусь глядеть на мир их глазами. Учитывая специфику нашей школы, где 80% детей из семей с низким социальным статусом и отсутствием какой-либо образовательной мотивации у родителей, считаю работу по развитию детских способностей  необходимой для формирования качеств личности, стремящейся к успеху и понимающей, что успех зависит только от их работоспособности и желания преобразовывать мир вокруг себя.  

  См. разработки  Литературный бал,  Фестиваль поэта Э.Манзарова

Качество работы по развитию творческих способностей характеризуют результаты участия школьников в олимпиадах, конкурсах

приложение №5

 Результаты участия учащихся в мероприятиях

Результаты внеурочной деятельности обучающихся в межаттестационный период

формы внеурочной деятельности по предмету

учебный год

уровень мероприятия

классы

кол-во участников

результат

очные

олимпиада

по литературе

2016-2017

муницип.

9

2

участие – 1

Хабибулина Любовь- 3 место

олимпиада по русскому языку

2016-2017

муницип

9

2

участие- 2

олимпиада по русскому языку

2016-2017

муницип.

7

3

участие – 1

Клепов Александр - 1 место  

Каратаева Алина - 2место

олимпиада по русскому языку

2015 - 2016

муницип.

9

1

участие

олимпиада по русскому языку

2014 - 2015

муницип.

11

2

участие – 2

олимпиада по русскому языку

2013 - 2014

муницип.

10

 3

участие – 3

олимпиада по литературе

2013 - 2014

муницип.

10

2

участие - 2

городской конкурс буктрейлеров

2014-2015

муницпальный

8

1

Колесник Наталья – приз от спонсора конкурса

Всесоюзный конкурс сочинений

2015-2016

муницип.

7

1

Кудьяров Иван - 3 место

Всесоюзный конкурс сочинений

2016-2017

муницип.

8

1

Кудьяров Иван - 3 место

Всесоюзный конкурс сочинений

2017 - 2018

муницип.

9

1

Баровской Сергей - 3 место

XV межрайонные соревнования юных исследователей «Шаг в будущее. Юниор»

2016 - 2017

региональный

7 - 8

 3

Хохлова Валентина - 3 место

Лихобабина Диана – 2 место

1 - участие

XIV межрайонные соревнования юных исследователей «Шаг в будущее. Юниор»

2015 - 2016

региональный

7

1

  Потанина Ульяна - 3 место

XVI межрайонные соревнования юных исследователей «Шаг в будущее»

2016 - 2017

 региональный

9

1

 Кислякова Елена - 2 место

XVII межрайонные соревнования юных исследователей «Шаг в будущее»

2017 - 2018

региональный

10

2

Хабибулина Любовь – 3 место

1 - участие

XVII межрайонные соревнования юных исследователей «Шаг в будущее. Юниор»

2017 - 2018

региональный

5-8

3

Лихобабина Диана  - 1 место  

2 - участие

Городской фестиваль «Мир басен Элбэг Манзарова»

2015 - 2016

муниципальный

6

3

Лихобабина Диана - 3 место

Городской фестиваль «Мир басен Элбэг Манзарова»

2015 - 2016

муниципальный

6 - 7

6

номинация «За лучший сценарий»

Конкурс «Родная старина»

2015 - 2016

муниципальный

6

6

команда – 2 место

Лихобабина Диана – «За артистизм»

Конкурс читателей «Лучик»

2015-2016

муниципальный

7

5

команда – 3 место

Хохлова Валентина – «За креативность мышления»

Потанина Ульяна – «За полноту раскрытия темы»

Конкурс чтецов «Тропой Гэсэра»

2016 - 2017

муниципальный

7

2

Раев Максим – 1 место

Лихобабина Диана – «За яркость выступления»

Конкурс чтецов, посвященный 85-летию со дня рождения Н.Г.Дамдинова

2017 - 2018

муниципальный

8

2

Раев Максим – «За артистизм исполнения»

1 - участие

Фестиваль «Родная старина»

2016 - 2017

муниципальный

7

16

Театрализованное представление: команда – 2 место

Раев Максим – «За лучшую женскую роль»

Конкурс «Песня, песня»: вокальная группа – 3 место

Военно-патриотическая игра «Зарница»

2016 - 2017

муниципальный

8-9

12

Конкурс «На привале» - 3 место

Конкурс читателей «Лучик»

2016 - 2017

муниципальный

7

5

команда – 3 место

Швецов Игорь – «За полноту раскрытия темы»

Клепов Александр – «За убедительность выступления»

Всероссийский конкурс чтецов «Живая классика»

2015 - 2016

муниципальный

6- 7

3

участие

Всероссийский конкурс чтецов «Живая классика»

2016 - 2017

муниципальный

7

2

участие

Конкурс «Владимир Даль – выдающийся знаток русского слова»

2017 - 2018

муниципальный

8

5

команда – 3 место

заочные

Общероссийская предметная олимпиада по русскому языку «Олимпус»

2015-2016

российский

9

6

Баксаев Владислав - 9 место  

Конкурс сочинений «Потомки помнят славную Победу», посвященный 70-летию Великой Победы

2014 - 2015

республиканский

11

1

Сафиуллин Денис – 2 место

Международный творческий конкурс «Олимп успеха - 2017»

2016 - 2017

российский

8

1

Шатских Виктория - 3 место

Всероссийский конкурс сочинений учащихся «Мастер слова - 2017»

2017 - 2018

российский

9

1

Кудьяров Иван – 1 место


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся учителя физической культуры и ОБЖ Федотова Александра Григорьевича, МБОУ «Усть-Баргузинская сош им.Шелковникова К.М.»

Описание и отчёт опроделанной работе по выявлению способностей учащихся. Результативность за последние три года....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся.

Работа учителя математики по выявлению и развитию способностей учащихся....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках биологии

Современное образование выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития креативного мышления....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся с помощью КСО

Применение коллективного способа на уроках математики улучшает не только предметные  результаты,  дает развитие коллективизма, самостоятельности, ответственности. Работа в парах сменного сос...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. Оценка ключевых компетенций учащихся

Материалы по работа на предмет выявления и развития способностей учащихся, а также результаты мониторинга оценки ключевых компетенций учащихся...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы)

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы Карбаиновой Н.Н.)...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы Ивановой И.К.)

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы Ивановой И.К.)...