Презентация "Фонетика"
презентация к уроку по русскому языку (5 класс) на тему

Докукина Ирина Анатольевна

Здесь представлен различный материал к урокам по разделу "Фонетика" для 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon 5_kl._fonetika.ppt636 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Допишите предложение, образуя сложное предложение Выглянуло солнце и … Допишите предложение, образуя простое предложение с однородными членами … и осветило все вокруг.

Слайд 2

Расположите по алфавиту слова Стеречь, спартакиада, состязаться, слева, стадион, сдуть .

Слайд 3

Записать слова: В II столбика Ёлка, вёз, юбка, люлька, ясно, ест, сел, союз, вяз, листья, ряд, каюта, люк Е, Ё, Ю, Я Один звук Два звука

Слайд 4

Назовите: какой звук обозначает подчеркнутая буква друг лавка Павка дверь

Слайд 5

Запишите слова в три столбика 1: с ударением на первом слоге 2: с ударением на втором слоге 3: с ударением на третьем слоге Пудель, джемпер, процент, диалог, дельфин, ателье, цемент, юмор, глобус, прогресс, модель, теннис астроном, портфель.

Слайд 6

Спишите слова и поставьте ударения Алфавит, дожила, стройна, скромна, перелили, задала, досуг, километр, начать, расположить.

Слайд 7

Рядом со словом напишите произношение выделенных букв: А т елье, каш н е, мо д ель, сви т ер, ч тобы, т ермин, ган т ели, т екст, т енор, ч то, пио н ер, му з ей.

Слайд 8

Подчеркните буквы, обозначающие мягкие согласные звуки в словах: Терпеливо, вылезали Подчеркните буквы, обозначающие мягкость согласных звуков в словах: Опекали, стеной, бились

Слайд 9

Найдите «третье лишнее»: а) конечно, нарочно, игрушечный б) что, чтобы, нечто в) теннис, тема, текст г) свитер, ателье, тенор д) чувство, баловство, да здравствует

Слайд 10

Записать только те слова, где написание расходится с произношением. Графически обозначить букву, которую надо проверить. Лодка, пробка, глотка, кружка, подружка, старушка, утка, нагрузка, скользкий, связка, мороз, указка, поездка, гладкая, вершина, город, гром, ненастный.

Слайд 11

Назовите записанные буквы Ж, К, Л, М,П,С, Т,Ф, Х, Ш, Щ.

Слайд 12

Вставьте на месте пропусков мягкий знак там, где это необходимо Ден(?), коч(?)ка, рез(?)ба, поч(?)ти, прос(?)ба, крепост(?) мес(?)ть, сроч(?)но, грус(?)ть гон(?)щик, чис(?)тить, кос(?)ть бурил(?)щик, барабан(?)щик.

Слайд 13

Определите количество звуков и букв в данных словах. Какая разница между согласными звуками? мал - мял галка - галька ель - ел поешь - съешь

Слайд 14

Выберите из данных слов: А) слова с ударением на первом слоге Б) слова с ударением на последнем слоге Арбуз, верба, документ, звонит, километр, магазин, ненависть, торты, партер, портфель, предмет, свекла, дожила.

Слайд 15

Сколько раз в предложении Сани легко ехали по скользкой дороге встречается звук [ с ] Сколько раз в предложении Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож встречается звук [ ш ] Сколько раз в предложении Зина обратилась с просьбой к Лизе встречается звук [ з ´]

Слайд 16

1.Выполните пунктуационный разбор Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики. 2.Выполните синтаксический разбор Я услыхал протяжный лай гончих собак и побежал к тому месту.

Слайд 17

Б и рюзовый ( голубовато-зеленый) Л а зурный ( светло-синий)

Слайд 18

1.Найдите значение слова «бережливый» Составьте и запишите с ним предложение 2.Найдите толкование слова «бережный» Составьте и запишите с ним предложение.

Слайд 19

Выберите нужное слово, запишите полученное предложение. Объясните постановку тире в предложении. (Бережное, бережливое) отношение к русскому языку – это долг и обязанность каждого человека, изучающего русский язык.

Слайд 20

Прочитайте стихотворение. Выпишите слова с обозначенными буквами, распределив их по трем группам: 1) буквы = звуки; 2) буквы > звуки; 3) буквы < звуки. МИР Ж...ла на свете буква эМ. Была она ни тем ни сем, Но по...стр...чалась с буквой И И сразу стала нотой МИ. Ж...ла на свете нота МИ, Друж...ла с разными людьми. И как-то раз, придя на сквер, Там по...стр...чалась с буквой эР. И стала мощным словом МИР, И прогр...мела на весь мир, В п...чать попала и в (э,и)фир. Пусть в целом мире буд...т мир!

Слайд 21

Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания. Составьте схемы 2 предложения 1 абзаца, 1 предложения 2 абзаца Зима. На з...мле на крышах на кустах и деревьях — всюду снег. По снегу во дворе д…ловито разгуливают в...роны: еду себе ищут. Вот выб.,.жал во двор пес с кусочком хлеба лег на снегу закусить а в...роны уже тут как тут. Окружили его со всех сторон к самой морде подскакивают того и гляди изо рта вырвут кусок. Пес рычит скал...т зубы, будто хоч...т сказать Уб...райтесь прочь, а то живо хвосты повыдергиваю! Но в...роны птицы дер...кие драчливые ничего не боятся. Пес т...рпел т…рпел да как вскоч...т, как пого-н,..тся за нахальными птицами. Но разве ворону поймаешь? Сколько дуралей ни г...нялся, ни одной в...роны (не)поймал.

Слайд 22

Расставьте ударение в словах: Звонит, тортов, щавель, углубить, цемент, фарфор, простыня, арест, верба, диалог, случай. ЗвонИт, тОртов, щавЕль, углубИть,, цемЕнт, фарфОр, простынЯ, арЕст, вЕрба, диалОг, слУчай

Слайд 23

Назовите звуки и буквы: б, л, ш, к, т, р, й Звуки – [б],[л],[ш],[к],[т],[р],[й]. Буквы – бэ, эль ша, ка, тэ, эр, и краткое

Слайд 24

Укажите слова, в которых не совпадает количество звуков и букв. Ложь, льёт, ёж, семья, солнце, песня, мыться, небо, честный, петля . Ложь, ёж, солнце, мыться, честный

Слайд 25

Укажите слова, в которых звуков больше, чем букв. Пруд, яд, мой, ящик, слон, яркий, рояль, сесть, юг, язык . Яд, ящик, яркий, юг, язык

Слайд 26

Укажите слова, в которых число букв и звуков совпадает. Редька, место, грустный, въезд, цепь, ряд, чувства, объём, князь, плёнка . Место, въезд, ряд, объём, плёнка

Слайд 27

Укажите слова, в которых букв больше, чем звуков. Сверстник, лёд, пять, яма, счет, речь, учиться, дело, вьюга, денёк. Сверстник, пять, счет, речь, учиться

Слайд 28

Вставьте на месте пропусков мягкий знак там, где это необходимо Ден(?), коч(?)ка, рез(?)ба, поч(?)ти, прос(?)ба, крепост(?), мес(?)ть, сроч(?)но, грус(?)ть гон(?)щик, чис(?)тить, кос(?)ть бурил(?)щик, барабан(?)щик.

Слайд 29

день кочка резьба почти просьба крепость месть срочно грусть гонщик чистить кость бурильщик барабанщик

Слайд 30

1. Сколько раз в предложении Сани легко ехали по скользкой дороге встречается звук [ с ] 2. Сколько раз в предложении Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож встречается звук [ ш ] 3. Сколько раз в предложении Зина обратилась с просьбой к Лизе встречается звук [ з ´]

Слайд 31

Что получится, если звуки слов ниже произнести в обратном порядке: Ель, лён, куль, ноль, ток, яр, ешь, тля . Лей, ноль, люк, лён, кот, рай, шей, альт