Материалы по подготовке к огэ и егэ по русскому языку
учебно-методический материал по русскому языку (9 класс) на тему

Спиридонова Нина Михайловна

Контрольные работы по литературе 9-11 классы

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                         Тесты по литературе

                                                              А.С.Грибоедов

1. Определите жанр комедии А.С.Грибоедов.

А) философская

Б) семейно-бытовая

В) лирическая

Г) социальная

Д) социально-политическая

2.Черты  стиля каких литературных направлений нашли свое отражение в комедии:

А) реализма

Б) сентиментализма

В) классицизма

3. О каком герое идет речь в следующем текстовом  фрагменте?

       Конечно нет в нем этого ума,

      Что гений для иных, а для иных чума,

      Который скор, блестящ и скоро опротивит,

       Который свет ругает наповал,

      Чтоб свет о нем хоть что-нибудь сказал:

      Да эдакий ли ум семейство осчастливит?

4. Ответьте на вопрос: сколько дочерей было у князя и княгини Тугоуховских?

А) 3

Б)4

В)5

Г)6

5. Ответьте на вопрос: что подарил Хлестовой  Загорецкий?

А) табакерку

Б) болонку

В) арапчонков

6. Ответьте на вопрос: кто первым говорит о сумасшествии Чацкого?

А) Фамусов

Б) Загорецкий

В) Софья

Г) Скалозуб

Д) Хлестова

Определите лексическое значение выделенных слов.

А) А кстати, вот князь Петр Ильич, княгиня и с княжнами.

Грибоедов. Горе от ума.

8. Соотнесите героя комедии и амплуа, которому он соответствует.

А) Чацкий        А) отец, не догадывающийся о любви дочери

Б) Фамусов        Б) удачливый герой - любовник

В) Софья        В) субретка

Г) Лиза        Г)героиня любовного треугольника

Д) Молчалин                                   Д) герой-резонер

9. Кому принадлежит следующая фраза:

        « А у меня что дело, что не дело,

          Обычай мой таков:

        Подписано, так с плеч долой».

10. С кем из персонажей пьесы связан мотив падения?

11. Кто и кому дает характеристику: «И золотой мешок, и метит в генералы»?

12. Какая из следующих критических статей посвящена комедии Грибоедова?

А) Н.Добролюбов «Темное царство»

Б )И.А.Гончаров «Мильон терзаний»

В) Д.Писарев «Реалисты»



Предварительный просмотр:

                                                      Тест по литературе

                                                 А.С.Пушкин «Евгений Онегин»

1. Отметьте жанровые признаки «свободного романа».

А) эпичность

Б ) равноправие лирического и эпического

В) драматичность

Г) отрицание общепринятых законов жанра

Д) лиричность

2. Какой принцип положен в композиционную основу романа?

А)импровизированное повествование

Б) антитеза

В ) кольцевая композиция

Г) принцип повествовательной симметрии

3. Какой эпиграф и из какого произведения предваряет первую главу «Евгения Онегина»?

4. Определите героя данного текстового фрагмента.

5. О каком герое идет речь в следующем текстовом фрагменте? Укажите автора и название произведения.

Отец ее был славный малый,

В прошедшем веке запоздалый;

Но в книгах не видал вреда;

Он, не читая никогда,

Их почитал пустой игрушкой

И не заботился о том,

Какой у дочки тайный том

Дремал до утра под подушкой.

6.Какие преобразования «учредил» Онегин в своем поместье?

А) назначил нового старосту

Б) отпустил крестьян на волю

В) Ярем он барщины старинной

Оброком легким заменил

7. Труды какого английского экономиста читал Евгений Онегин?

8.Определите, о ком идет речь в строчках: «…И столбик с куклою чугунной// Под шляпой, с пасмурным челом,//с руками, сжатыми крестом».

9. Определите лексическое значение выделенного слова:

И хлебник, немец аккуратный, в бумажном колпаке не раз//

Уж отворял свой васисдас. Пушкин. Евгений Онегин.

10. Какова роль пейзажа в романе?

А) отражение внутреннего состояния  героев

Б) изображение картин природы

В ) передача философских раздумий автора

Г) связать произведение в единое целое

11.Укажите,какие средства выразительности присутствуют в данном отрывке:

«так бледный мотылек и блещет,

И бьется радужным крылом…»

А) метафора

Б) развернутое сравнение

В) конкретное сравнение

13. Для романа выбран четырехстопный ямб, кроме одного отрывка, написанного четырехстопным  хореем. Укажите этот фрагмент.

А ) письмо Онегина к Татьяне

Б) сон Татьяны

В) песня девушек

Г) сцена дуэли

Д)письмо Татьяны к Онегину



Предварительный просмотр:

Исследовательский проект

По русскому языку

Подготовила ученица 9 «А» класса

Касимова Алина

  • Паспорт слова «Судьба»
  • Оглавление
  • Введение

Паспорт слова «Судьба»

  • Этимология слова
  • Семантические свойства
  • Синонимы
  • Антонимы
  • Родные слова
  • Слово «Судьба» во фразеологизмах, пословицах и поговорках, и высказываниях знаменитых людей

Выводы к главе

Список литературы

  • Введение

Каждое слово уникально. Даже слова служебных частей речи имеют множество значений и оттенков. В обыденной жизни мы не задумываемся над каждым отдельно взятым словом, а воспринимаем их в совокупности. Актуальность данной работы заключается в том, что я буду анализировать не новое слово, которое «притерлось», а слово из ежедневного обихода. То слово, которое мы с вами даже не замечаем при произношении.

Цель проекта: составить паспорт слова «Судьба», то есть произвести его полное лингвостилистический анализ.

Исходя из поставленной цели, я определила следующие задачи:

  1. Определить происхождение;
  2. Проанализировать семантические свойства данного слова;
  3. Проверить реализацию слова в словарях синонимов и антонимов и т. д.;
  4. Выяснить слова, родственное слову «Судьба»;
  5. Проверить, как часто употребляется слово в фразеологизмах, а так же в пословицах и поговорках;

        

Тезис: каждому слову можно дать паспорт. Сделать это можно только после проведения тщательного лингвистического анализа.

Вы когда – нибудь заглядывали в паспорт человека? В нем очень много сведений: где родился его обладатель, как его зовут, есть ли у него семья, где он проживает. Паспорт – основной документ для каждого. Паспорт имеют не только люди. Например, есть паспорт у автомобилей – в них указываются важнейшие технические характеристики автомобиля. Прилагаются и паспорт к бытовым приборам, аудио и видеотехники: в них описывается для чего предназначено то или иное устройство и как им пользоваться. Каждому слову языка тоже можно выдать паспорт. Что же будет в нем написано?

Во-первых, можно указать происхождение слова. Какие-то слова живут в языке давно, они родились в нем и принадлежат (исконные), а так же вошедшие из других языков (заимствованные).

Во-вторых, есть слова вышедшие из активного употребления (устаревшая лексика), а есть слова пришедшие недавно (неологизмы).

В-третьих, у слов могут быть различные области употребления: делятся на типы: общеупотребительные (нейтральная лексика); диалектные (слова, которые употребляются той или иной местностью); жаргонизмы (употребление узкого круга людей); арготизмы (язык придуманного мира).

Наконец, слова могут иметь определенную стилистическую окраску. Есть слова, которые употребляются только в разговорной речи (разговорная лексика), а есть, которые употребляются в книгах (книжная лексика).

Если суммировать всю информацию о слове, то мы получим его паспорт. Однако, чтобы правильно указать тот или иной признак слова, нужно провести большую предварительную работу.

Паспорт слова «судьба»

  • Этимология

Происходит от праслав. *sǫdьba, от кот. в числе прочего произошли: ст.-слав. сѫдьба, болг. съдба, сербохорв. судба, словацк. sudba. Производное от *sǫdъ «суд» с помощью суффикса -ьb-a. В древнерусском языке слово известно с XI в., но чаще всего оно употреблялось в значении «суд», «судилище», «правосудие», «приговор» Ср. суд божий — «судьба», «рок» в древнерусском переводе «Ист. куд. войны» Флавия (Мещерский, 561). Развитие значения: «правосудие» → «приговор» → «божий суд» («приговор небесных сил») → «предопределение», «рок».

  • Определение
  1. Удел, предопределённый или складывающийся независимо от воли человека ход его жизни; персонализованная или безличная сила, управляющая событиями жизни.
  2. Жизненный путь, совокупность событий, обстоятельств жизни, существования кого-либо, чего-либо.
  3. Дальнейшее существование, будущее кого-либо, чего-либо
  • Синонимы
  1. Доля
  2. Жребий
  3. Судьбина 
  4. Участь
  5. Провидение
  6. Фортуна
  7. Будущее

  • Антонимы
  1. Случайность
  2. Случай
  • Фразеологизмы и устойчивые сочетания

  • Родные слова

Судьбоносный

Судьбинушка

Судьбина

Судьбоносность

  • Пословицы и поговорки
  1. Если судьба — встретишься, нет — разминешься.
  2. Судьба — не собака, палкой не отобьешься.
  3. Человеческая судьба и за ночь не раз переменится
  4. Судьба придет - по рукам свяжет.
  5. Что будет, то будет; а будет то, что бог даст.
  6. Когда судьба против тебя ополчилась, собственная собака укусит.
  7. Будет и то, что и нам не помешает никто.
  8. Если барыня разобьет - судьба, а если слуга разобьет – провинность
  9. От судьбы не уйдешь. Никто от своего року не уйдет.
  10. Сделай всё, что можешь, а в остальном положись на судьбу.
  11. Не плачь, племянница, что судьба не ладится, пусть плачет он, что берет беду в дом.
  • Высказывания знаменитых людей
  1. Судьба должна быть необходимым следствием действий, действия — страстей, страсти — характеров. (Готхольд Э. Лессинг)
  2. На радость потомство судьбой нам дано,

Нам собственной жизни дороже оно.

Для сердца роднее прибежища нет,

И связи теснее не ведает свет. (Абулькасим Фирдоуси)

  1. То, что начертано рукою Провидения уж недоступно впредь для изменения, ни доводам ума, ни знаниям богослова и никаким слезам не смыть судьбы решения. (Омар Хайям)
  2. Тем, кто в бой вступил с судьбой, Не о гордости пустой, А о долге печься надо. (Лопе де Вега)
  3. Минуя нас, судьба вершит дела. (Гай Петроний Арбитр)
  4. Человек, хорошо подготовленный, сохраняет надежду в несчастье и боится перемены судьбы в счастливое время. (Квинт Гораций Флакк)
  5. Каждый кузнец своей судьбы. (Гай Юлий Цезарь)
  6. Мужество делает ничтожными удары судьбы. (Демокрит Абдерский)

  • Список литературы:

  1. http://millionstatusov.ru/poslovitsi/sudba.html
  2. https://otvet.mail.ru/question/98990290
  3. https://ru.wiktionary.org/wiki/%D1%81%D1%83%D0%B4%D1%8C%D0%B1%D0%B0#.D0.AD.D1.82.D0.B8.D0.BC.D0.BE.D0.BB.D0.BE.D0.B3.D0.B8.D1.8F
  4. http://www.wisdoms.ru/tsitati_pro_sudbu.html
  5. http://slovonline.ru/slovar_el_slova_odnokorennue/b-18/id-269149/sudba.html



Предварительный просмотр:

Контрольные работы по темам школьного курса для проверки и закрепления знаний учащихся, подготовки к сдаче экзамена.

1.К данному слову подберите  по пять примеров с аналогичными грамматическими признаками

Молодчина, знамя, роскошь, охнуть, никогда.

2.Подберите по три эпитет к данным словам.

Работа, решение, лист, взгляд, мечта.

3.Составьте алгоритм морфологического разбора. Приведите примеры.

4.Разберите предложение по членам, расставьте знаки препинания.

Налево чернело глубокое ущелье за ним и впереди нас темно-синие вершины гор изрытые морщинами покрытые слоями снега рисовались на бледном небосклоне еще сохранявшем последний отблеск зари.                                                                                            

                                                                                                                                                      М. Лермонтов

5.Прочитайте отрывок, докажите, что это текст, определите его тему и основную мысль,

Выпишите ключевые слова.

Грушницкий юнкер. Он только год в службе носит по особенному роду франтовства толстую солдатскую шинель. У него георгиевский солдатский крестик. Он хорошо сложен смугл и черноволос ему на вид можно дать 25 лет хотя ему на вид едва ли 21 год. Он закидывает голову назад когда говорит и поминутно крутит усы левой рукой ибо правою опирается на костыль. Говорит он скоро и вычурно он из тех людей которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы которых просто прекрасное не трогает и которые важно драпируются в необыкновенные чувства возвышенные страсти и исключительные страдания.

Производить эффект их наслаждение; они нравятся романтическим провинциалкам до безумия… В их душе часто много добрых свойств но ни на грош поэзии.

Он довольно остер эпиграммы его часто забавны но никогда не бывают метки и злы он никого не убьет  одним словом он не знает людей и их слабых струн потому что занимался целую  жизнь одним собою. Его цель сделаться героем романа.

                                                                                                                                         По М. Лермонтову

6.Спишите текст, расставьте знаки препинания.

7.Выпишите из второго предложения все словосочетания, разберите их.



Предварительный просмотр:

                                                      Обобщение опыта

                                       Подготовка к ЕГЭ. Обобщение опыта.

                                                     Тест по литературе

                                                          И.С.Тургенев

1. Определите годы жизни И.С.Тургенева.

А)1809-1852

Б)1814-1841

В)1853-1921

Г)1818-1883

2. В каких жанрах И.С.Тургенев пробует свои силы в начале литературной деятельности?

А) стихи в прозе

Б) пьесы

В) повести

Г) поэмы

Д) рассказы

3. Расположите романы И.С. Тургенева в хронологическом порядке.

А) «Новь»

Б) «Рудин»

В) «Отцы и дети»

Г) «Накануне»

Д) «Дворянское гнездо»

Е) «Дым»

4. В каком году происходит действие романа «Отцы и дети»?

А) 1859г.

Б)1825г.

В)1861г.

Г)1840г.

5. Укажите, кому посвящен роман И.С. Тургенева «Отцы и дети».

А) Добролюбову

Б) Герцену

В) Белинскому

Г) Бакунину

6. Определите особенности жанра романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».

А )бытовой

Б) семейный

В) любовный

Г) социально-психологический

Д) философский

7. Определите главный конфликт романа И.С.Тургенева «Отцы и дети».

А) спор «отцов и детей»

Б) внутренний конфликт, переживаемый героем

В) любовный треугольник

Г) социальный

8. Кому из героев принадлежат следующие слова: «Самая свобода, о которой хлопочет правительство, едва ли пойдет нам впрок, потому что мужик наш рад самого себя обокрасть,

Чтобы только напиться дурману в кабаке».

А) Аркадию

Б) Павлу Петровичу

В) Базарову

Г) Николаю Петровичу

9. Укажите основной композиционный прием, положенный в основу романа.

А) зеркальность

Б) симметрия

В) противопоставление , контраст

Г) повторяемость, цикличность

10. Укажите из данного ряда цитат строки, принадлежавшие Базарову, герою романа И.С.Тургенева «Отцы и дети».

А) «Я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на птицу, поддерживаемую мои душевные силы»

Б) «Я купил имение, где дед и отец были рабами»

В) «Я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил»

Г) «Природа не храм , а мастерская, и человек в ней работник»

Д) «Как же я не видел прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец»

11. Каково символическое значение смерти Базарова:

А) у идей нигилизма нет будущего

Б) пусть позднее, но прозрение героя

В) «блестящая  победа» героя

12. С кем из писателей 19 века можно сравнить авторскую манеру И.С.Тургенева в его поисках гармонии жизни, в попытках эстетически примирить неразрешимые противоречия жизни?

А) А.С. Пушкиным

Б) Л.Н.Толстым

В) И.Н.Гончаровым

Г) Ф.М. Достоевским


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Методические материалы для подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе

Данный материал содержит методические рекомендации к заданиям 2-14 ГИА Русский язык с образцами выполнения...

Контрольно-измерительные материалы для входного контроля знаний по общеобразовательной дисциплине Русский язык по программам подготовки специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих и служащих (1 курс)

Контрольно-измерительные материалы для входного контроля знаний по общеобразовательной дисциплине Русский язык по программам подготовки специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих и служащ...

Контрольно-измерительные материалы для рубежного контроля знаний по общеобразовательной дисциплине Русский язык по программам подготовки специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих и служащих (1 курс)

Контрольно-измерительные материалы для рубежного контроля знаний по общеобразовательной дисциплине Русский язык по программам подготовки специалистов среднего звена и квалифицированных рабоч...

Дидактические материалы для подготовки учащихся к итоговой аттестации по русскому языку

Дидактический материал для подготовки учащихся к итоговой аттестации по русскому языку...

Материалы для подготовки обучающихся к написанию сочинения по русскому языку в тестировании ЕГЭ ( задание № 27)

Опорная таблица позволяет научить обучающихся правильно строить сочинение по русскому языку в тестировании ЕГЭ ( задание № 27), а также  использовать необходимые речевые образцы, ориентироваться ...

Материалы для подготовки учащихся к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе

Материалы для подготовки учащихся к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе (шаблоны ответов, клише, планы ответов, способы включения высказываний в текст, примеры текстов)...