Урок русского языка в 6 классе по теме "Несклоняемые имена существительные" с применением проблемной технологии
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Чернышова Диана Петровна

Урок построен по технологии проблемного обучения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Род несклоняемых имен существительных.

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

  • Запишите число, классная работа.

Послушайте предложение (предъявляется на экране).

Известная хедхантер, с которой я френжусь на фэйсбуке, одетая в леггинсы цвета айвори и блейзер с затейливым паттерном, с фейковой улыбкой встретила меня у ресепшена.

  • Почему вы засмеялись? Кажется ли вам это высказывание нелепым? Почему? Понятен ли вам смысл этого предложения?  Переведите его на литературный.

Известная кадровик (менеджер по персоналу), с которой я дружу в социальной сети «Фейсбук», одетая в узкие брючки цвета слоновой кости и пиджак с затейливым узором, с фальшивой улыбкой встретила меня у стола администратора.

 

  • Полезны ли подобные заимствования для русского языка? Хочется сказать: нет. Об этом писали многие из наших классиков и трудно с ними не согласиться.


Так, например, А.С. Шишков, (русский писатель, военный и государственный деятель, государственный секретарь и министр народного просвещения), когда докладывал царю о наполеоновском плане уничтожения России с помощью замены русского языка на французский, сказал: «Хочешь убить народ, убей его язык».

А вот как об  этой проблеме высказался великий критик В.Г. Белинский: «Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, - значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус». Согласны с ними?

Однако приходится признать: взаимное обогащение лексики, заимствование слов, терминов и даже имён неизбежны. 

  • Как называются слова, недавно вошедшие в лексикон? (неологизмы)

Действительно, время стремительно меняется, появляются новые предметы и понятия, язык развивается. Какие-то неологизмы уходят из активного лексикона, какие-то остаются.

Запишите предложение:

Леди и джентльмены, одетые в пальто и шляпы, стояли в фойе варьете и любовались мозаичным панно Антонио Гауди, на котором были изображены кенгуру, колибри, шимпанзе и какаду в зарослях алоэ на берегу Миссисипи.

  • Принадлежат заимствованные слова из этого предложения к литературному языку, общеупотребительной лексике? Да, они прочно вошли в наш лексикон.
  • Найдите существительные. Определите их происхождение: заимствованные или исконно русские?
  • Определите падеж и число. Выделите, если возможно, окончания.
  • Сделайте вывод о том, как изменяются заимствованные существительные.

Параграф 47, теория

Представьте себе, что вы продавец какого-то товара, но на его продажу имеются ограничения. Вы можете продать свой товар только тем, у кого есть нулевое окончание. Спишите только те слова, которые вы обслуживать не будете.

Дом, кофе, стол, алоэ, блюдец, пони, армий, такси, какао, чай, бант, баунти, какаду, салями, соль, Данте, Денис, Короленко, Королёв, Золя, Золушек, жук, (Татьяна) Жук, взгляд, вуз, МГУ, операций, Гораций, роль, саней, ножниц, на цыпочках, цыплят.

упр. 266 (устно), 267, 268 (письменно).

2. Актуализация и пробное учебное действие.

Вернемся к предложению, записанному на предыдущем уроке:

Леди и джентльмены, одетые в пальто и шляпы, стояли в фойе варьете и любовались мозаичным панно Антонио Гауди, на котором были изображены кенгуру, колибри, шимпанзе и какаду в зарослях алоэ на берегу Миссисипи.

                                                                                                                   х

Теперь составьте именные словосочетания по схеме прил +  неизм. сущ.

3. Выявление места и причины затруднения.

Выявляются возможные ошибки:

  • Истинная леди (ж.р.)
  • Новое пальто (ср.р.)
  • Театральное фойе (ср.р.)
  • Парижское варьете (ср.р.)
  • Мозаичное панно (ср.р.)
  • Гигантский кенгуру (м.р.)
  • Красивый колибри (м.р.)
  • Веселый шимпанзе (м.р.)
  • Говорящий какаду (м.р.)
  • Древовидное алоэ (ср.р.)
  • Широкая Миссисипи (ж.р.)

4 Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

В чем причина затруднения? Что сегодня будем изучать?  Тема урока?

Что постараемся узнать на уроке? Понятен ли род несклоняемого существительного в нашем предложении? Можно ли узнать род слова по его форме? Есть ли окончание? В каких предложениях нам необходимо знать род несклоняемого (неизменяемого) существительного? Какие существительные относятся к неизменяемым?

5. Реализация построенного проекта

  • Что объединяет все слова, записанные на доске?

Они иноязычного происхождения, собственные и нарицательные

  • На какую букву заканчиваются?

Заканчиваются на гласную (о, е, и, у, ю (меню, интервью) и á (Дюма)

  • Имеют ли окончания?

Нет, не имеют окончаний. Все слово – основа и часто корень.

  • Что обозначают приведенные существительные? На какие группы можно разбить?

Как правило, несклоняемые существительные относятся к среднему роду, кроме:

  1. Лица женского пола (леди, мисс, фрау, знаменитая Берггольц – ж.р, лица мужского пола (денди, атташе, маэстро) – м.р., НО Известная конферансье Иванова была пунктуальна)
  2. Животные – м.р. (но если самка, то согласовывается в ж.р., НО у нескольких слов род определяется родовым понятием: иваси - сельдь, женского рода; цеце - муха, женского рода. Например, вкусная иваси, опасная цеце).
  3. Род географических наименований определяется по родовому имени: полноводная река Миссисипи.
  4. Есть исключения, когда род существительного определяется по родовому имени: авеню - улица, женского рода; кольраби - капуста, женского рода; кофе - напиток, значит мужского; салями - колбаса, женского; пенальти - штрафной удар, мужского; сирокко - ветер, мужского.
  5. Несклоняемые существительные есть среди сложносокращенных слов. Род таких аббревиатур определяется по главному слову в полном наименовании. Например: ООН (Организация Объединенных Наций, женский род) приняла резолюцию, РИА (Российское информационное агентство, средний) сообщило. Но из этого правила есть исключения: ТАСС уполномочен заявить. Хотя главное слово здесь - агентство.
  6. Фамилии русского и украинского происхождения на –о и –их(ых) – проникновенный Шевченко, внимательная Сухих.
  7. Иноязычные фамилии склоняются, если обозначают лицо м.р., нет – если женского.

Изучается правило. Предложение, вызвавшее затруднения, распространяется определениями.

  • Какие части речи могут согласовываться с существительными в роде?

Прилагательные, местоимения-прилагательные, глаголы в прошедшем времени.

Например, Мое новое пальто испачкалось.

6.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Угадайте слово по его описанию, определите род.

  1. Кушанье или приправа к кушанью из протертых вареных овощей. (Пюре)
  2. Мастерская занимающихся искусством или художественным ремеслом.  (Ателье, ср.р)
  3. Маленькие карамельные конфетки (Драже, ср.р.)
  4. Женская верхняя одежда просторного покроя (из ткани или меха) без сквозной застежки (Манто, ср.р.)
  5. Шейный платок или шарф, укрывают шею и нижнюю часть лица, включая нос, в холодную или сырую ветреную погоду. (Кашне, ср.р.)
  6. Помещение в театре, кинотеатре и т. п., предназначенное для пребывания зрителей в ожидании сеанса, спектакля, а также для отдыха публики во время антракта . (Фойе, ср.р.)
  7. Птица с тонкими длинными ногами, гибкой шеей и опереньем розового цвета. (Фламинго, м.р.)
  8. Договор между двумя участниками спора, согласно которому проигравший выполняет определённые обязательства, взятые до спора. (Пари, ср.р.)
  9. Английское слово со значением «госпожа», «хозяйка» (Леди, ж.р.)
  10. Представитель какого-либо артиста, действующий от его имени. (Импресарио, м.р.)

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Определите род существительных, подберите подходящие к ним прилагательные.

___________________ евро

___________________ каноэ

___________________ курабье

___________________ авеню

___________________ Бали

___________________ желе

___________________ пенальти

___________________ ушу

___________________ атташе

___________________ суши

___________________ цеце

___________________ цунами

___________________ салями

Стабильный евро

Индейское каноэ

Аппетитное курабье

Широкая авеню

Солнечный Бали

Малиновое желе

Решающий пенальти

Спортивное ушу

Импозантный атташе

Свежее суши

Опасная цеце

Разрушительное цунами

Ароматная салями

8 Включение в систему знаний  и повторение.

Допишите пропущенные окончания.

В уютн… кафе на экваториальн… Борнео можно отведать суп из акульих плавников.

Над судоходн… Шпрее перекинут автомобильный мост.  

В нефтян… Баку был… построен… нов… авеню.

В глубок… Киву обитают рыбы, из которых готовят необыкновенно вкусн… суши.

Далек… Гаити накрыло волной страшн… цунами.

В уютном кафе на экваториальном Борнео можно отведать суп из акульих плавников.

Над судоходной Шпрее перекинут автомобильный мост.  

В нефтяном Баку была построена новая авеню.

Глубокое Киву славится рыбой, из которой готовят необыкновенно вкусное суши.

Далекий Гаити накрыло волной страшного цунами.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

Сложным ли показался материал урока? Если вас удовлетворила собственная работа, все понятно, поставьте себе +, если были затруднения, но вы с ними справились – V, если недовольны собой - – .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка 5 класс "Имена существительные собственные и нарицательные"

Презентация  рекомендована для индивидуального обучения....

Урок-презентация по русскому языку 6 класс по теме "Имена существительные общего рода"

Урок представляет собой презентацию, охватывающую повторение ранее изученного, знакомство с новым материалом,закрепление, включающее в себя разнообразные приёмы, активизирующие познавательную деятельн...

Урок-презентация по русскому языку 6 класс по теме "Имена существительные общего рода"

Урок представляет собой презентацию, охватывающую повторение ранее изученного, знакомство с новым материалом,закрепление, включающее в себя разнообразные приёмы, активизирующие познавательную деятельн...

Урок-презентация по русскому языку 6 класс по теме "Имена существительные общего рода"

Урок представляет собой презентацию, охватывающую повторение ранее изученного, знакомство с новым материалом,закрепление, включающее в себя разнообразные приёмы, активизирующие познавательную деятельн...

Урок русского языка 6 класс "Несклоняемые имена существительное"

Собран материал по теме " Несклоняемые имена существителные"...

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые» (5 класс)

Данна разработка урока поможет учителю при работе в условиях реализации ФГОС в 5 классе по теме "имя существительное"...

Урок русского языка 5 класс "Разносклоняемые имена существительные"

Урок выведения новых знаний по технологии СДО, линия учебников А.Д. Шмелев, 5 класс, урок выведения новых знаний "Разносклоняемые имена существительные"...