Исследовательская работа по русскому языку "Употребление слов-паразитов в речи школьников"
проект по русскому языку (5 класс) на тему

Мушта Валентина Ивановна

Одной из важнейших проблем современного общества является проблема культуры речи.  Ни для кого не секрет, что в последнее время наша речь претерпела огромные изменения. И, к сожалению, не в лучшую сторону. В школе, на уроках  нас знакомят с нормами литературного языка, объясняя правила употребления русского языка. В общении со сверстниками мы используем другой язык, свободный от норм. Почему так происходит? Часто ли мы прислушиваемся к тому, как мы говорим? Или как говорят одноклассники, друзья, близкие?   Сегодня  все чаще в речи подростков стали «проскальзывать» лишние слова. Отчего это зависит? Как с этим бороться?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabota_5_b_klass.docx127.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа Бутурлиновского муниципального района Воронежской области

Исследовательская работа

Употребление слов – паразитов в речи школьников

Выполнил:

Некрылов Александр,

обучающийся 5 «Б» класса

Руководитель:

Мушта Валентина Ивановна, учитель русского языка и литературы

Бутурлиновка 2017

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….…..3

Глава 1. Теоретические основы изучения слов, засоряющих речь………...…..6

1.1. Слова - паразиты и причины  их употребления………………………...….6

1.2. Классификация речевых паразитов……………………………………...….8

1.3. Значение  и  примеры  употребления  слов-паразитов…………………….8

Глава 2. Проведение исследования по употреблению

слов-паразитов школьниками……………………………………...……………10

2.1. Исследование употребления слов – паразитов в речи школьников…….10 

2.2. Способы избавления от слов – паразитов………………………..………..12

Заключение…………………………………………………………………....….13

Список использованной литературы…..………………………..……….……..14

Приложение………………………………………………………………………15

Язык народа и богат и точен,

Но есть, увы, неточные слова,

Они растут, как сорная трава

У плохо перепаханных обочин.

Рыленков Н.

Введение

Одной из важнейших проблем современного общества является проблема культуры речи.  Ни для кого не секрет, что в последнее время наша речь претерпела огромные изменения. И, к сожалению, не в лучшую сторону. В школе, на уроках  нас знакомят с нормами литературного языка, объясняя правила употребления русского языка. В общении со сверстниками мы используем другой язык, свободный от норм. Почему так происходит? Часто ли мы прислушиваемся к тому, как мы говорим? Или как говорят одноклассники, друзья, близкие?   Сегодня  все чаще в речи подростков стали «проскальзывать» лишние слова. Отчего это зависит? Как с этим бороться?

Слово - великая сила, словом можно обидеть, даже ранить сильнее, чем оружием, словом можно поддержать, утешить и развеселить. Часто ли мы прислушивался к тому, как мы говорим? Конечно, мы слышим, когда из их уст вылетают нецензурные выражения. Но оказывается, «как бы», «типа», «короче», «блин» и другие прочно укоренились в нашем лексиконе. Но не всегда все слова несут в себе определенное значение, такие не несущие никакой информации слова называют словами-паразитами (сорняками) [4]. Сорняки «пристают» к человеку и очень часто повторяются им в высказываниях даже небольшого размера, что очень затрудняет понимание и негативно сказывается на имидже говорящего. Использование слов-паразитов характерно для речи людей, которые недостаточно владеют языком, с бедным словарным запасом. Но из-за возникшей «моды» на то или иное слово оно может встречаться в речи людей, владеющих литературной нормой. Их употребление является нарушением правил языка. Сами по себе такие слова не являются «словами-паразитами», а становятся ими, если их употребили в не свойственном им контексте.

В своей работе мы попытаемся разобраться, что же представляют собой слова – паразиты, как они появляются, когда и где используются.

Цель исследования: привлечение внимания школьников к своей речи; определение причины употребления слов «сорняков».

Задачи:

  • установить, какие слова в нашей речи называются словами – паразитами ;
  • определить наиболее употребляемые слова – паразиты.
  • выработать   рекомендации по борьбе с речевыми паразитами;
  • выпустить памятку «Рекомендации школьникам. Способы    избавления от слов – паразитов».

Актуальность данной темы вызвана тем, что наш прекрасный, богатый, могучий русский язык засоряется ненужными словами, речь становится неяркой, малопонятной, невыразительной. Существование в нашей речи подобных слов нарушает четкое, ясное и правильное восприятие речи собеседника. Современные школьники в своей речи употребляют очень много слов-паразитов. С этим явлением нужно бороться, тем более 2017 год объявлен годом экологии, в своей работе я тоже рассматриваю проблему экологии слова.

Объект исследования: речь учащихся

Предмет исследования:  употребление слов-паразитов в речи школьников

Гипотеза: мы предполагаем, что большинство школьников  употребляют «слова-паразиты», чаще всего не замечая их в своей речи.  Они это делают, потому что имеют небольшой  словарный запас.

Методы исследования:

  1. изучение теоретического материала о словах-паразитах;
  2. работа со словарями ;
  3. наблюдения за речью учащихся;
  4. анкетирование школьников;
  5. анализ полученных результатов.

Работа проводилась в несколько этапов:

  1. Изучения литературы по теме исследования
  2. Наблюдение за речью учащихся на уроке и вне уроков, в неформальной обстановке
  3. Анкетирование

Глава 1. Теоретические основы изучения слов, засоряющих речь

1.1. Слова - паразиты и причины  их употребления

Родной язык - не просто набор слов и фраз, не только свод грамматичес - ких правил. Это образ жизни, воздух, которым мы дышим, вода, которую пьем… Это еще и музыка, источник, золотой ключик к пониманию истории, народной мудрости.

В словаре Ожегова написано, что слово - это номинативная единица языка, являющаяся строительным материалом для предложения или высказывания. По правилам языка все слова в высказывании должны нести определённую смысловую нагрузку. Но не всегда это получается. Употребление слов-паразитов (сорняков) нарушает правила русского языка. Сами по себе такие слова не являются «словами-паразитами», а становятся ими, если их употребили в несвойственном контексте. Такая речь, переполненная словесными сорняками, лишена точности, выразительности, строгости, логичности.

     Слова-паразиты – это слова, которые люди употребляют часто, но при этом не вкладывают в них никакого значения, а заполняют ими паузы[4]. К словам паразитам относятся:  «как бы», «просто», «типа», «короче», «на самом деле», «практически», «так сказать», «вообще-то», «кстати», «ну», «вот»,  «э-э-э», «это самое» и прочие.

Паразит – это организм, питающийся за счет другого организма[3]. Слова – паразиты скорее съедают наше время и внимание. Некоторые из этих слов употребляются множеством людей. О том, что человек имеет привычку произносить слова - паразиты, можно говорить лишь тогда, когда одно и тоже слово (или слова) он вставляет практически в каждое предложение.

Слова - паразиты прицепляются обычно к тому человеку, который часто делает заминки в речи, не может быстро подобрать нужное слово[1]. Также считается, что привычка произносить слова – паразиты - это удел людей с маленьким словарным запасом. Но это спорный вопрос. Ведь даже руководители государства, директора предприятий, известные телеведущие, знаменитые артисты, учителя имеют в своем словарном запасе слова – паразиты.

В разговорной речи не всегда удается найти самое подходящее слово. Многие слова-паразиты: вроде, типа, как бы и так далее – произносятся  по той причине, что  нужное слово в этот момент  в голову не приходит.

Так  о  причинах употребления слов-паразитов пишет писатель Петр Вайль: «Чисто говорить трудно.  Слова-паразиты упрощают речь, это слова-связки».

Бывают случаи, когда человек осознанно прибегает к словам - паразитам. Например, если задан «неудобный» вопрос, а ответить на него необходимо, чтобы потянуть время, за которое можно подобрать ответ, человек произносит «видите ли», «ну как вам сказать» и другие. Если человек волнуется или хочет быстрее высказаться, количество  слов - паразитов увеличивается.

Есть и другая причина появления этих слов в нашей речи. На эти слова возникает мода. Поэтому их могут использовать и люди, не имеющие проблем с речью.

Проанализировав различную литературу,  можно  сделать вывод о том, что слова-паразиты -  это  пустые, сорные слова, которые сбивают ритм речи и  мешают ее пониманию[2].  Говорящий  человек чаще всего  их не замечает. От «паразитов» в речи не застрахован никто. Некоторые люди намеренно употребляют паразиты в своей речи. Роль слов в данном случае – тактическая. Если человек не хочет отвечать на неудобный вопрос, а отвечать все – таки надо, он старается потянуть время.

Причины  употребления  слов - паразитов можно  разделить на четыре  группы:

1.  недостаточный  словарный запас (говорящему не всегда удаётся  быстро найти   нужное слово);

2.  намеренное заполнение паузы между словами или выражениями;

3.  быстрая, неподготовленная, спонтанная речь;

4. мода на некоторые  слова.

  1. . Классификация речевых паразитов

  Наблюдения за речью окружающих позволили классифицировать слова данной категории по разным признакам.

В качестве слов-паразитов чаше всего выступают:

  • вот, ну, пожалуй, так,  да,  как бы;
  • конечно, наверное, вероятно, стало быть, так сказать, допустим, значит, короче, типа, короче;
  • это, это самое, как его, там;
  • Звуки: «э-э-э», «а-а-а». «м-м-м»;
  • Слова – паразиты на букву «Ё» - «ёклмн», «ёпрст», «ёлки-палки», «ё-моё»
  • Слова-обзывательства – это обидные слова, с помощью которых пытаются  обидеть или оскорбить собеседника (гад, тормоз, ёшкин кот).
  • Нецензурная брань

1.3. Значение  и  примеры  употребления  слов-паразитов

         В литературе мы нашли интересную теорию о том, что слово-«паразит», живущее в лексиконе человека, может рассказать о его натуре, характере, сущности мышления и видения мира [6].

Если человек употребляет слово-«паразит»  «просто», значит», он считает, что в жизни все должно быть просто, разумно, даже банально и никаких сложностей! Но на самом деле это слово используют люди, привыкшие всё в жизни усложнять. Еще этим словом злоупотребляют люди зависимые, часто оправдывающиеся: «Я просто хотела посмотреть, а она (оно, он) вдруг разорвался (разбился, упал)». Или: «Я просто сказала ему, чтобы он не мешал мне, а он  взял и обиделся».

«Сами понимаете» - это классический пример человека робкого и постоянно перед всеми извиняющегося.

«Короче» – человек не расположен к общению, он не любит разговоры, поэтому хочет сократить свою речь. Однако из-за этого бесконечного «короче» достигается обратный эффект.

 «Это самое» украшает речь людей с плохой памятью или ленивых, кто зачастую даже и не старается вспомнить нужное слово.

Среди школьников в ходу словечко «как бы». Оно означает условность, неуверенность в том, что говорит; приблизительность.  Некоторые школьники так и живут – «как бы пойдем, а как бы и не пойдем»; «как бы будем, а как бы и не будем». Такие люди  не обременены ответственностью, это сказывается и на их речи.

 Мы приводим еще несколько примеров, как слова-сорняки могут рассказать о натуре человека, характере, сущности мышления и видения мира.

 «Типа» -  Желание выделиться. Заменитель паузы

«Чё» -   Вопрос – недоумение.

«Щас» - Нежелание что-либо делать.

«Это»  - Пауза во время говорения или употребления каких-то слов.

«Вообще, ваще!» - Лёгкое возмущение.

Если вместо каких-то слов произносится «как его, ну как его, как это» -это попытка что-то вспомнить.

Глава 2. Проведение исследования по употреблению

слов-паразитов школьниками

2.1.  Исследование  употребления слов – паразитов в речи школьников

         Чтобы выяснить, что сами учащиеся знают о словах-паразитах, мы  составили анкету и предложили учащимся ответить на  вопросы (Приложение № 3)

            В анкетировании принимали участие 27 учащихся 5 «Б» класса.

           Результаты анкетирования  были следующими:

 

Из приведенной ниже диаграммы видно, что на вопрос «Знаете ли вы, что такое «слова – паразиты»? большинство учащихся  ответило утвердительно.

Многие участники анкетирования  употребляют в своей речи слова – паразиты. Но если сравнить ответы на вопросы «Употребляете ли Вы слова-паразиты?» и «Употребляют ли ваши одноклассники слова-паразиты?», то мы увидим, что школьники чаще замечают, когда слова-сорняки присутствуют в речи одноклассников и реже их замечают в своей речи.  И наконец, на вопрос «Встречали ли Вы в своей жизни человека, который не употреблял в своей речи слова-паразиты?» всего 4 человека ответили «да».

Наше исследование на этом не закончилось и мы предложили ребятам анкету «Слова – паразиты в вашей речи». (Приложение 4)

Анализ анкет показал, что наиболее употребляемое слово-паразит в среде подростков – слова щас, типа, как бы, прикинь, реально. Втором  и третьем местах по частоте употребления – ё-моё, короче, клево, пофиг, чё  и  тормоз, блин. Реже употребляемые слова-сорняки – э-э, ну,  то есть.

На вопрос «В каких случаях ты произносишь или слышишь эти слова?» (Приложение 5) 13 человек ответило «в ссоре», 3чел. – «в гневе», 4 чел. – «на уроке»,  «в спокойной беседе» - 5 человек. Это говорит о том, что чаще всего употребляются в речи слова-паразиты тогда, когда человек эмоционально не уравновешен.

На вопрос анкеты «Как Вы думаете, почему люди употребляют в речи слова-паразиты?» 24 учащихся ответили, что не задумываются над этим вопросом. И лишь 6 человек ответило, что не подготовленная речь (Приложение 6).

Анализ вопроса «Считаете ли вы, что «слова - паразиты» нужно искоренять из нашей речи?» показал, многие хотели избавиться от слов, засоряющих речь и лишь два человека ответили, что не хотят искоренять из своей речи такие слова (Приложение 7).

Те школьники, которые хотели бы избавиться от слов-паразитов, выбрали следующие способы борьбы с ними: больше читать – 5 чел., следить за своей речью - 9 чел, пополнять словарный запас - 2 чел., делать замечания тем,  кто произносит такие слова – 4 чел. И 3 человека ответили, что надо думать о том, что этими словами можно обидеть окружающих нас людей (Приложение 8).

 По результатам анкеты можно сделать вывод: многие учащиеся употребляют в своей речи слова-паразиты, происходит у каждого это по разным причинам. Предлагаются способы борьбы, но насколько помогут они избавиться нам от сорняков в речи,  будет зависеть от каждого из нас, от нашего желания сделать речь чище.

  1. Способы избавления от слов – паразитов

         Психологи   рекомендуют выполнять специальные упражнения, чтобы вывести употребление «паразитов» из нашей речи. Два из них мы приводим ниже:

1.  Вести дневник речи и штрафовать себя, если заметил  «паразита».

2.  Написать  сочинение, произнести речь с сознательным употреблением «слов-паразитов».

Мы же рекомендуем школьникам следующие способы избавления от слов - паразитов:

  • если сложно подобрать слова, то лучше сократить объем излагаемой информации, говорить простыми предложениями и медленно;
  • больше читать художественную литературу;
  • внимательно следить  за своей речью  (можно записывать свою речь на диктофон,а потом  выявлять  слова – паразиты);
  • делать паузы, чтобы собраться с мыслями;
  • заменять слова-паразиты какими-нибудь другими словами, например, слово «как бы» -  «если можно так сказать».

Всё это ведёт к повышению уровня общей культуры, а вместе с ней  и культуры речи.

Чтобы эта борьба стала эффективной, мы предлагаем памятку «Как избавиться от слов-паразитов» ( Приложение № 9)

Заключение

Чистая речь – это речь, в которой нет выражений, чуждых литературному языку. Чистота речи предполагает соблюдение языковых норм.       Основная масса современных нарушений чистоты речи связана с употреблением грубых, просторечных слов, ненормативной лексики, варваризмов, жаргонизмов, слов-паразитов.

Работая над исследовательской работой, мы узнали, что слова становятся «паразитами» от чрезмерного употребления, при этом они утрачивают первоначальное значение.

        Результаты  проведенного исследования   подтвердили нашу гипотезу, что чаще  всего слова-паразиты используются школьниками  из-за небольшого словарного запаса,  неподготовленности речи. Иногда  на эти слова у подростков возникает мода, поэтому их могут использовать ученики, не имеющие проблем с речью. Слова-паразиты  засоряют речь говорящего, затрудняют ее понимание, отвлекают внимание от содержания высказывания.

    Нужно прислушиваться  к своей речи и  прилагать все усилия, чтобы избавиться от ненужных и лишних слов. Необходимо объединить наши усилия для борьбы со словами-паразитами, например, в дисциплинарный журнал можно добавить графу «нарушители литературных норм»

    Мы уверены, что если каждый из нас задумается над этой проблемой, то успех обеспечен. И пусть как призыв звучат слова великого русского писателя И.С.Тургенева: «Берегите чистоту языка, как святыню. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас».

Народная мудрость гласит: Есть только один путь заставить человека говорить грамотно – научить его любить свой язык.

Так давайте беречь  и любить наш великий русский могучий язык!

Список используемой  литературы

  1.  Земская Е.А. Русская разговорная речь: лингвистический анализ и проблемы обучения. – М., 2009.
  2. Ладыженская Б.Я. Особенности организации устной спонтанной речи (вставные элементы в речевом потоке). дис. канд. наук. – М., 2012
  3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Под ред. Н.Д.Шведовой – 21-е изд. перераб. и доп. – М.: Рус.яз.1989
  4. Пальвелева Л. От А до Я. Слова-паразиты// http://www.svobodanews.ru/
  5. Розанова Н.Н. Суперсегментная фонетика. Русская разговорная речь: фонетика, морфология, лексика, жест. – М., 2013.
  6. Сиротинина О.Б. Современная русская разговорная речь и ее особенности. – М., 2011

Приложение 1

Классификация слов-паразитов, употребляемых школьниками

Приложение 2

Классификация слов-паразитов по группам

Приложение 2  

Приложение 3

Анкета  «Слова-паразиты»

  1. Знаете ли вы, что такое «слова – паразиты»?
  2. Употребляете ли Вы слова-паразиты?
  3. Употребляют ли ваши одноклассники слова-паразиты?
  4. Встречали ли Вы в своей жизни человека, который не употреблял в своей речи слова-паразиты?

Приложение 4  

Анкета  «Слова-паразиты в нашей речи»

1.Какие слова – паразиты вы употребляете в своей речи?

Ну, короче, блин, щас, типа, как бы, значит, это самое, а-а-а, чёрт, как его…         

Другие _________________________________________________________

  1. В каких случаях ты произносишь или слышишь эти слова?
  2. Как Вы думаете, почему люди употребляют в речи слова-паразиты?
  3. Считаете ли вы, что слова - «паразиты» нужно искоренять из русской речи?
  4. Каковы способы борьбы со словами – паразитами?

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Дневник наблюдений за речью обучающихся 5 «Б» класса

№ п/п

ФИО

ПОН

ВТ

СР

ЧЕТ

ПЯТ

СУБ

ПЕРЕМЕНА

1

Алиев Д

+

+

+

+

+

+

+

2

Белячков К.

+

+

+

+

+

+

3

Бережной И.

+

+

+

+

+

+

4

Богатырев Т.

+

+

+

+

+

+

+

5

Бражникова Е.

+

+

+

+

+

6

Буронов Я.

+

+

+

+

+

7

Вышкварка А.

+

+

+

+

+

+

8

Дерябина В.

+

+

+

+

+

+

9

Дорохина М.

+

+

+

+

+

+

+

10

Дроботенко В.

+

+

+

+

+

11

Иконникова И.

+

+

+

+

+

+

12

Кончакова А.

+

+

+

+

+

+

13

Коржова М.

+

+

+

+

+

14

Лавриченко Т.

+

+

+

+

+

15

Ламтева А.

+

+

+

+

+

+

+

16

Макухин В.

+

+

+

+

+

+

+

17

Милютина Е.

+

+

+

+

+

18

Некрылов А.

+

+

+

+

+

19

Пономарев Р.

+

+

+

+

+

+

20

Соломатин А.

+

+

+

+

+

21

Субочев А.

+

+

+

+

+

22

Тищук В.

+

+

+

+

+

+

23

Толибжонова Ж.

+

+

+

+

+

24

Чернов Е.

+

+

+

+

+

+

25

Четвериков А.

+

+

+

+

+

26

Чибилюткин Н.

+

+

+

+

+

+

+

27

Чумак А.

+

+

+

+

+

+

Из приведенной таблицы делаем вывод, что практически каждый день  ученики 5Б класса используют в соей лексике слова-паразиты, 10 обучающихся употребляют нецензурную брань, за период 3 четверти по литературе выставлено 26 двоек, это говорит о том, что 26 раз ребята не были готовы к уроку литературы, т.е. не читали произведения, заданные на дом, что и является причиной снижения культуры речи учащихся.

Памятка 10

Памятка  «Как избавиться от слов-паразитов»

  • Если сложно подобрать слова, то лучше сократить объем излагаемой информации, говорить простыми предложениями и медленно.
  • Слова- паразиты используются, чтобы потянуть время. Поэтому лучше сформулируйте мысль, а потом говорите.
  • Учитесь контролировать свою речь и не вставляйте в поток своих слов бессмысленные фразы;
  • Делайте паузы, чтобы собраться с мыслями;
  • Не волнуйтесь и храните спокойствие. Часто люди вставляют слова- паразиты, когда волнуются.
  • Делайте вздохи как только захотели сказать слова- паразиты.
  • Смотрите на слушателей. Вы увидите, что они не страшные и слушают вас внимательно. Это ослабит напряжение, и выступать будет легче.
  • Внимательно следить  за своей речью  (можно записывать свою речь на диктофон, а потом  выявлять  слова – паразиты).
  • Больше читайте художественную литературу.
  • Поймали себя на слове- паразите  –  добавьте что-то нелепое, например «мяу», «гав».
  • И помните! Слова- паразиты – это ещё и плохая привычка, от которой нужно избавляться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по русскому языку по теме: «Развитие речи учащихся на уроках русского языка» ( Обобщение собственного опыта).

Развитие речи учащихся является важнейшей задачей обучения русскому языку. Над данной проблемой я работаю в течение многих лет. За это время накоплен дидактический материал, подготовлены методические ...

Исследовательская работа по русскому языку "Жаргоны в речи школьников ФГКОУ СОШ № 162: мусор или необходимость?"

Данная исследовательская работа раскрывает суть понятия "жаргон", его виды, особенности употребления. Во второй части исследования ученица выясняет, используют ли жаргоны в своей речи школьники, почем...

Слова- паразиты в нашей речи.

И мусор новых безобразных словПятнает беззастенчиво язык,Бурьян словесный из чужих оковЗмеиным ядом в души к нам проник&helli...

Исследовательская работа по русскому языку "Глаголы речи в русском языке"

Исследовательская работа по русскому языку.Практическая значимость: можно испоьзовать в 6,9,10 кл...

Исследовательский проект по русскому языку «Слова - паразиты в речи школьников МБОУ ЯОШ № 5».

Исследовательский проект по русскому языку «Слова - паразиты в речи школьников МБОУ ЯОШ № 5».  Слова, которые не несут определённого значения, называются паразитами (со...

Исследовательский проект по русскому языку "Слова-паразиты"

Исследовательский проект по русскому языку...