Словосочетание. Типы подчинительной связи слов в словосочетании. 8 класс
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Гавшина Елена Вячеславовна
Урок русского языка в 8 классе "Словосочетание. Типы подчинительной связи слов в словосочетании". Цели урока: – образовательные: повторение и обобщение знаний учащихся о строении словосочетаний, о способах связи слов в словосочетаниях; закрепить умение вычленять словосочетание из предложения; отработка умения определять главное и зависимое слово в словосочетаниях; повторение орфографии и пунктуации; умение использовать синонимичные словосочетания в речи; – развивающая: развивать лингвистическую и коммуникативную компетенцию; формирование навыков контроля и самоконтроля. – воспитательная: прививать любовь к прекрасному, уважение к слову.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Словосочетание. Типы подчинительной связи слов в словосочетании.

Цели урока:
образовательные: повторение и обобщение знаний учащихся о строении словосочетаний, о способах связи слов в словосочетаниях; закрепить умение вычленять словосочетание из предложения; отработка умения определять главное и зависимое слово в словосочетаниях; повторение орфографии и пунктуации; умение использовать синонимичные словосочетания в речи; 
развивающая: развивать лингвистическую и коммуникативную компетенцию;
воспитательная: формирование навыков контроля и самоконтроля.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: Учебники. Мультимедийный проектор. Карточки со словосочетаниями

Раздаточный материал

Ход урока.

1.Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня нам предстоит активно поработать. Давайте поприветствуем друг друга улыбками, рукопожатием и пожелаем удачи.

2.Проверка домашнего задания.

Запись: Добрая душа, первый урок, открытая тетрадь. Думать о хорошем, принять помощь, бежал к озеру. Увлеченно говорить, бежать быстро, поздно ночью.                                                       

(Ученики определяют тему – «Словосочетание»).

    -Отличаются ли словосочетания каждой группы? Чем отличаются? (Ответы учащихся: отличаются вопросами от главного слова к зависимому и частями речи).

 Учитель: Действительно, слова соединяются друг с другом не произвольно, а на основе строгих законов, которые называются подчинительными связями слов.

Запишите число, классная работа и тему урока «Словосочетание. Типы связей в словосочетании» 
Учитель: Предположите, каких целей мы должны достигнуть на уроке.(Ответы учащихся)

3.  Актуализация опорных знаний.

Учитель: Объясните пропущенные орфограммы, постановку знаков препинания.

Стра(н, нн)ый, ре(с, з)кий, болезне(н, нн)ый крик ра(с, з)дался вдруг два раза сряду над рекой (И.С. Тургенев).

(Учащиеся обмениваются тетрадями, один ученик отвечает, результаты проверки озвучиваем)

Учитель: Давайте вспомним, что не является словосочетанием? Найдите примеры из данного предложения.

  • Сочетание подлежащего и сказуемого, то есть грамматическая основа предложения: крик раздался.
  • Сочетание знаменательного и служебного слов: странный, резкий, болезненный.
  • Однородные члены предложения: над рекой. 

Учитель: Выпишите только словосочетания, аргументируя свой выбор, выделив в них главные и зависимые слова: над головой, чужому человеку, сидел и думал, быстро отошел, очень хорошо, дети помогли, в течение урока, кора березы, и скучно и грустно, умелые руки, помочь ребенку, родные и близкие, крайне болезненно. Данные словосочетания распределите на три группы именные, глагольные, и наречные.

Учитель: Молодцы, а теперь мы с вами отдохнем.

Физкультминутка

Встаньте, ребята, из-за парт. Представьте, что вы красивая грациозная птица – лебедь. Спинки выпрямили, немного назад прогнулись, сладко-сладко потянулись, крыльями помахали, полетали. Разогрелись? Садитесь.

  1. Изучение нового.

Учитель: -А теперь мы с вами ознакомимся с новой темой, для начала откроем учебники на странице 24 и прочитаем данные определения. Все ли понятно?

-Итак, существуют три способа подчинительной связи между компонентами словосочетания: согласование, управление, примыкание.


Учитель: Для дальнейшей работы я попрошу вас разбиться на три группы и заполнить таблицы:  первая группа работает со связью управление, вторая - согласование, третья - примыкание.  
                                                Типы связей в словосочетании


Тип связи

Главное слово
(Чем выражено?)

Зависимое слово
(Чем выражено?)

Примеры

 

 

 

 

(Обсуждение результатов работы. Заполнение общей таблицы (представители группы заполняют таблицу на доске, комментируя свою работу). 

Учитель: Попробуем составить алгоритм определения подчинительной связи (Работа в группах).

  1. Как найти в тексте словосочетание со связью управление?
  2. Как найти в тексте словосочетание со связью согласование?
  3. Как найти в тексте словосочетание со связью примыкание?

         Алгоритм «Определение типа подчинительной связи»

  • Согласование: необходимо выделить в предложении слово, отвечающее на вопрос «какой?», затем найти слово, от которого оно зависит;
  • Управление: необходимо найти слово (с предлогом и без предлога), отвечающее на падежный вопрос, а затем установить главное слово (чаще всего глагол или существительное).
  • Примыкание: найти неизменяемое слово (наречие, деепричастие, инфинитив) и слово, от которого оно зависит.

Учитель: Молодцы! Эти советы помогут нам разобраться в теме, которую вы встретите на экзамене, поэтому на дом будет дано задание: сделать буклет.

Учитель: Давайте посмотрим на слайд Чем похожи и чем отличаются словосочетания «березовая кора» и «кора березы»? (Обсуждение по группам).

Учитель: -Действительно, это синонимичные словосочетания, смысл не меняется. Словосочетание «кора березы», построено на основе связи управление, а словосочетание «березовая кора» на основе связи согласование.

-Теперь таким же образом замените словосочетание «временно исчезла», построенное на основе примыкания синонимичным словосочетанием со связью управление (Ответ учащихся: исчезла на время).  

Учитель: А теперь дайте  одно подобное задание однокласснику, сидящему рядом (работа в парах).

  1. Закрепление изученного.

У каждого из вас на столе лежит тестовое задание. Выполняем, а потом проверяем себя по слайду.

1. Укажите количество словосочетаний

1. мальчик мечтал,

2. ложка из серебра,

3. нежно-зеленые листья,

4. видит и молчит,

5. гости заметили,

6. над озером,

7. обстоятельно и долго,

8. уверенность в успехе

2. Укажите глагольное словосочетание

1. топот ног

2. очень странно

3. опытный водитель

4. думать о хорошем

3. Укажите именное словосочетание

1. летний денек       2. придумать рассказ    3. подарок маме

4. Укажите наречное словосочетание

1. золотые руки   2. слишком высоко   3. смеяться громко

5.Определите  вид подчинительной связи в словосочетаниях

1. долго раздумывать      2. внимательно наблюдать

6. Определите  вид подчинительной связи в словосочетаниях

1. закончить задание  2. отдохнуть на море   3. сменить пользователя  

7. Определите  вид подчинительной связи в словосочетаниях

1. первый урок   2. звонкий голос  

8. Укажите ошибку в определении типа подчинительной связи в словосочетании

1) поднять настроение  - управление

2) крупный зверь - согласование

3) посмотреть фильм - управление

4) прилетели назад  - управление

9. В какой группе нет ошибки в определении типа связи слов в словосочетании

  Управление: забыть о них, в лесной избушке, прочитать письмо.

  Согласование: лучший друг, забота родных, прекрасное настроение, удачная шутка

  Примыкание: восторженно рассказать, радостно приветствовать, поздно ночью

10. Замените словосочетание деревянный мост, построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление.

  1. Домашнее задание.

1. Правила

2. Дифференцированная работа с предложением.

В ясный ветре…ый день вдыхая запахи пробужде...ой земли мы брод...м по протал…нам тундры и наблюда.. .м массу пр.. .любопытных явлений из-под ног то и дело выбега.. .т пр.. .падая к земле куропатка сорвется и тут (же) как подстрел...ный упадет на землю крошечный кулич…к который стараясь увести незва...ого пос...тителя от гнезда то(же) начинает кувыркат...ся у самых ног.

Рефлексия: Оцените свои знания и умения по  теме  «Словосочетание. Способы подчинительной связи слов в словосочетании » после изучения: сегодня я узнал…было интересно…было трудно…я выполнял задания…я понял, что…я почувствовал, что…я научился…у меня получилось …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Словосочетание. Способы подчинительной связи слов в словосочетании".

Цель данного урока - актуализировать знания по теме: «Словосочетание. Способы подчинительной связи слов в словосочетании», закрепить умение вычленять словосочетание из предложения. Задачи: Формиро...

Методическая разработка урока"Типы подчинительной связи слов в словосочетании"

План - конспект урока по теме"Типы подчинительной связи слов в словосочетании"...

ОГЭ: Задание 7 (Виды подчинительной связи слов в словосочетаниях)

Презентация к занятию по подготовке к ОГЭ по русскому языку (ОГЭ: Задание 7 (Виды подчинительной связи слов в словосочетаниях)...

Конспект урока "Способы подчинительной связи слов в словосочетании"

Конспект урока "Способы подчинительной связи слов в словосочетании"...

Открытый урок русского языка в 8 классе Тема: «Синтаксис. Виды подчинительной связи слов в словосочетаниях».(Повторение) . Подготовка к заданию 7 ОГЭ

Цель: повторение, обобщение и систематизация изученного материала. Знакомство учащихся с новым материалом- заданием 7 ОГЭЗадачи урока:Образовательная: закрепить знания о словосочетании, строение слово...

Урок русского языка подготовка к ОГЭ (задание 4) Словосочетание. Способы подчинительной связи слов в словосочетаниях.

Урок русского языка подготовка к ОГЭ (задание 4)Словосочетание.Способы подчинительной связи слов в словосочетаниях....