Тест "Средства выразительности"
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему

Голубева Светлана Николаевна

Тест  предназначен для тренировки выполнения тестовых заданий части А ОГЭ по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon oge_test_sredstva_vyrazitelnosti.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Тест «Средства выразительности»

1.В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение?

        1)         Цветы были такие жёлтые и свежие, как первый тёплый день!

        2)         А на перемене, когда Витя как ни в чём не бывало подошёл к ребятам, хотя уже чувствовал недоброе, Валерка стал кривляться, глядя на него.

        3)         Здорово, юный жених!

        4)         Она несла их впереди себя, и ей казалось, что в них отражается солнце, что они такие красивые, такие особенные...

2.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Решив немедленно идти спасать свою любимицу, Тёма на цыпочках подходит к стеклянной двери и тихо, чтобы не произвести шума, выходит на террасу.

2) Подбежав к отверстию колодца, он вполголоса зовёт:

Жучка, Жучка!

3) Не теряя времени, Тёма обвязывает вожжами собаку, затем поспешно карабкается наверх.

4) Мальчик с ужасом вслушивается в слова няни, и мысли роем теснятся в его голове

3.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Потом отправили по распределению в среднюю школу посёлка Калиново Вологодской области преподавать русский язык и литературу.

2) Какое это было счастье полных три года он восстанавливал себя сам: чистил кровь Пушкиным, Толстым, Герценом...

3) Всё время мучительно думал: нужны ли все эти культурные ценности девочкам, укутанным в чинёные платки, успевшим до зари прибрать скотину и малых братьев-сестёр, и мальчикам, выполнявшим всю мужскую тяжёлую работу?

4) Обучить грамоте и поскорее отпустить домой работать.

4.В каком варианте ответа средством выразительности речи является противопоставление?

1) Алиса могла свободно войти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не могли попасть в этот интересный мир.

2) Сергеева артистка театра, молодая и красивая женщина.

3) –Ребята закричали, а я был недалеко и услышал.

4) Она спасала парня, спасала его от позора и неблагодарности.
А когда спасают, то долго не думают…

5.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Он уже думал о солдате как о своём отце, и в его детской душе родилось новое для него чувство сыновней любви и нежности.

2) И действительно, солдат на экране был очень похож на отца на той старой военной фотографии, которая висела у них дома.

3) Это моего отца убили... закричал Авалбёк, желая, чтобы люди гордились его отцом так же, как он.

4) Он был рад, что мать не видит его слёз.

6.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Этих реплик хватило для того, чтобы суматошная, искрящаяся мысль о побеге с урока вспыхнула молнией.

2) Все двинулись к дверям, в классе оставался только Петруха Васильев, который спокойно, ни на кого не обращая внимания, что-то писáл в тетради.

3) Петруха беспокойно посмотрел на хмуро насупившегося Носкова, но ничего не ответил.

4) Он сел на своё место, рядом с Петрухой, и стал доставать из портфеля учебники.

7.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Дворец пионеров был помечен на гитлеровских картах как военный объект.

2) До войны Аничков дворец был сказочным детским царством, и вот теперь он снова готовился встречать детей.

3) Весной 1942 года по ленинградским улицам медленно шли две девочки Нюра и Рая Ивановы.

4) Впереди было ещё почти два года блокады...

8.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Мы стояли у окна и смотрели на хмурое октябрьское небо, с которого, словно пух, падал редкий снег.

2) Бабушкин замер и благоговейно, словно святыню, взял её в руки, пролистал страницы, и странная восторженная улыбка появилась на его лице.

3) А он, готовый от стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел, торопливо поднял её и, погладив обложку, отодвинул от себя, словно извиняясь за то, что посмел к ней прикоснуться.

4) И наша жизнь пошла по другой дороге, где всем больно и одиноко, где нет тех, кто может поднять упавших.

9.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Он сидел всё в одном и том же месте, около ножки кровати, и, когда кто-нибудь наклонялся над ним, он с грозным бессилием выставлял вперёд зазубренную клешню.

2) На третий день около усов показалась пена, но, когда Зыбин к нему притронулся, краб пребольно, до крови, заклешнил ему палец.

3) Какая-то мелкая рыбёшка приплыла, сверкнула голубой искрой и сгорела в луче фонаря, исчезла.

4) Он пошёл неуклюже, кряжисто, как танк.

10.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) После уроков шестеро учеников, работы которых исчезли, переписали диктант.

2) Ему казалось, что любые удачи приходят к людям как бы за его счёт.

3) Я не верила, что диктанты вытащил он, но директор согласился с версией Вани.

4) Голубкин не простил благородства, как не прощал он грамотности тем, кто ему же помогал находить ошибки.

11.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Мать, однако, стояла в сторонке в своей облысевшей шубёнке, в смешном капоре, под которым висели седые волосики…

2) …я ненавидящим шёпотом возразил, что нежности телячьи эти нам не ко двору, что уж коли деньги принесла, так пусть сама и платит.

3) Мать всё так же стояла на площадке и, печально склонив голову, смотрела мне вслед.

4) Боль эта, которая столь горячо ожгла меня в первое мгновение, длилась, однако, весьма недолго.

12.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.

1) Я неплохо знал немецкий, домашних заданий никогда по этому предмету не готовил, но однажды настал и мой черёд, когда Елена Францевна ни с того ни с сего вызвала меня к доске, будто самого рядового ученика, и велела читать стихотворение.

2) У дворовых и у школьных ребят навсегда засело в памяти, что в нашей паре я был ведущим, а Павлик ведомым.

3) Я оглянулся: он сидел через проход позади меня, и у него были холодные, пустые глаза.

4) Она стала листать классный журнал.

13.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Мне никогда до войны не приходилось возвращаться домой после долгой разлуки.

2) Разве в мирное время понимает человек, что такое чистые простыни?

3) Я ложусь на свою царскую кровать, пахнущую сеном и свежим бельём, и проваливаюсь, как в пух.

4) И лезут в голову мысли о ребятах, оставшихся на плацдарме.

14.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Если бы он родился человеком, то о нём обязательно написали бы книгу в серии «Жизнь замечательных людей».

2) А я в этот момент готов был провалиться сквозь землю.

3) Они с восторженным писком бегают по двору, мух гоняют, и этот здоровенный балбес с ними носится наперегонки.

4) Они лениво сидели на цепи, свирепым рычанием прогоняли цыплят, если те лезли в их миску.

15.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.

1) Стиснув до побеления губы, зыркая исподлобья, Жека пытался отнять портреты, а их перебрасывали с парты на парту, передавали по кругу началась детская игра «А ну-ка, отними!»...

2) Тот сидел сгорбясь локти в парту, кулаки под закаменевшим подбородком, взглядом упирался в одну точку от всех отгорожен, замкнут, защёлкнут на замок.

3) Я видела на почтамте, как Жека отправлял толстые конверты!

4) Лисапета вдруг явственно увидела, как толстые Жекины конверты, обклеенные марками, цепочкой движутся на север, к городу Норильску. 

16.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Когда Юра начал вытаскивать из массивного письменного стола огромные и почему-то пыльные альбомы, прямо над головами мальчишек раздался протяжный и жалобный вой...

2) Мой папа говорит: если не умеешь ухаживать, не заводи собак...

3) Выбежав на улицу, перевёл дух и нашёл на фасаде дома Юркины окна.

4) Пришло время удивляться Валерке.

17.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Всё вызывало у одноклассников зависть и отвращение: курточка на молнии, девичьи ресницы, раздражающая миловидность лица и полотняные салфетки, в которые был завёрнут домашний бутерброд.

2) Входя в класс, Илья сунул котёнка подвернувшемуся Сане, и тот спрятал его в свой портфель.

3) Первый раз Миху поколотили уже первого сентября несильно и назидательно

на большой перемене.

4) Крючок впивается в самое сердце, и нить, связывающая людей детской дружбой, не прерывается всю жизнь.

18.В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Птицы замолчали, уступив место нашему герою.

2) Но, пропадая среди лести и восхищения, он всё же иногда прибегал на полянку, где в любое время ждал его мальчик.

3) Время шло, безжалостно пожирая минуты, часы, дни, годы, светлячок постарел, потускнел, друзей больше у него не было, в гости его не приглашали, им не восхищались.

4) Мне так нравится слушать, как ты красиво описываешь природу, небо, солнце, траву…

19.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.

1) Как-то в начале июня зашёл к Поликарповне человек и попросил сдать комнату на лето.

2) Начиная с воскресенья в деревню стали приезжать всё новые и новые дачники.

3) –Спасибо, родимый, сказала Поликарповна, только чуднό мне что-то: пришёл, снял комнату, даже не поторговался, а теперь ты крыльцом моим занимаешься, будто и не чужие мы люди.

4) Он был какой-то уютный, весёлый и простой человек, и хозяйка с первого же дня привыкла к нему, как к своему

20.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Я хочу поведать вам историю, которая во многом определила моё отношение к миру.

2) Мы сели в вагон дачного поезда, и все, разумеется, сразу заметили, какую книгу я везу.

3) Книга исчезла между двойными окнами вагона.

4) Я был на седьмом небе от счастья и засыпáл с книгой в руках.

21.В каком варианте ответа средством выразительности речи является метафора?

1) Люсю Катунину она называла на французский манер: Люси  «Как в доме Ростовых! поясняла Оленька.  Или Болконских».

2)  Несмотря на сопротивление Оленьки, она таскала за ней огромную папку с рисунками, даже готовила краски и мыла кисточки.

3)  А она обиделась...  И на что?! Академик живописи рисует гораздо лучше, чем говорит.

4) – Не нашла места в зале? задумчиво произнесла я.  Если бы ты нашла его у себя в сердце...

22.В каком варианте ответа средством выразительности речи является метафора?

1) Надо было хорошенько обдумать, как сказать ему, что она, Динка, повзрослела и никогда больше не сядет на раму его велосипеда, не поедет с ним кататься.

2)  Не будет и тайн, рассказанных верному другу детства Хохолку.

3)  Динка молча сидела за столом, рассеянно улыбалась Лёне, не замечая, что он давно следит за ней беспокойным взглядом.

4)  А в глубине террасы стоял Лёня, и сердце его сдавливала боль.

23.В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?

1)  Надежда кричала, что она потратила неделю на приготовление праздничного стола и всю прошлую жизнь на воспитание Оксаны и не намерена сидеть на кухне, как прислуга.

2)  А осложнения, как он понимал, грядут. 

3)  Оксану как ветром сдуло вместе с её неудовольствием, и через секунду послышался её голос – тугой и звонкий, как струя, пущенная под напором.

4)  Впереди праздник, и жизнь – как праздник.

24.В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?

1)  В первый год моей жизни, в день какого-то праздника, по старому поверью, родители мои устроили гадание: они разложили крест, детскую саблю, рюмку и книжку.

2)  Рассказывая мне впоследствии об этой сценке, отец смеялся…

3) Рассказы отца, прошедшего тернистый путь от солдата до капитана, детские игры – всё это настраивало на определённый лад.

4)  По мере перехода в высшие классы свободного времени, конечно, становилось меньше, появились другие интересы, и воинские упражнения мои почти прекратились.

25.В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?

1) В первый год моей жизни, в день какого-то праздника, по старому поверью, родители мои устроили гадание: они разложили крест, детскую саблю, рюмку и книжку.

2)  Рассказывая мне впоследствии об этой сценке, отец смеялся…

3)  Рассказы отца, прошедшего тернистый путь от солдата до капитана, детские игры – всё это настраивало на определённый лад.

4)  По мере перехода в высшие классы свободного времени, конечно, становилось меньше, появились другие интересы, и воинские упражнения мои почти прекратились.

26.В каком варианте ответа средством выразительности речи является олицетворение?

1)  Сослуживцы любили бабушку, они говорили, что с ней вместе из бухгалтерии ушла музыка: бабушка постоянно что-нибудь напевала.

2) В отличие от бабушки, отец хотел, чтобы Олег стал в будущем толковым инженером.

3)  Смычок – вот что он будет держать в руках всю жизнь!

4) «Может быть, это новые методы музыкального воспитания?» рассуждала бабушка.

27.В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?

1)  Прямо перед ней, в простенке между двумя окнами, где стоял сапожный столик и было светлее, возвышался портрет молодой женщины со строгой улыбкой, в городском платье, с чёрным кружевным шарфом.

2)  Остановившись на пороге, Динка не могла оторвать глаз от этого портрета.

3)  Иоська смолк и вопросительно и насторожённо смотрел на непрошеную гостью.

4)  Яков кивнул сыну и, повернувшись к портрету, поднял смычок, прикоснулся к струнам...

28.В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?

1)  Пашка хочет быть как Циолковский и всегда что-нибудь изобретает.

2)  Нельзя же заново изобретать самолёт, если его давно изобрели, или открывать новые страны, если всё уже пройдено вдоль и поперёк!

3)  Я выпросил у отца большую конторскую книгу, вывел на обложке…

4)  История Тыжи осталась ненаписанной, но в деревне меня теперь зовут не иначе как «Колька-летописец»...

29.В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение?

1) В детстве я очень, очень старалась полюбить театр, как мне велели: ведь это Большое Искусство, Храм.

2) И я, как положено, должна испытывать священный трепет, но помнить при этом, что в театре есть театральные условности.

3)  А между тем в театре было тепло, в зале приятно и сложно пахло, в фойе гуляли нарядные люди, окна были укутаны шторами из парашютного шёлка, будто кучевыми облаками.

4)  От кино я именно и жду полного преображения, окончательного обмана – «чтоб не думать зачем, чтоб не помнить когда».

30.В каком варианте ответа средством выразительности речи является олицетворение?

1)  Толя осени не любил. (2) Не любил за то, что опадали листья и «реже солнышко блистало», а больше всего за то, что осенью часто шли дожди и мама не пускала его на улицу.

2)  А она, заметив, что Толя обернулся, спряталась за углом старого двухэтажного дома.

3)  Но вот наступило такое утро, когда все окна были в извилистых водяных дорожках, а дождь заколачивал и заколачивал что-то в крышу...

4)  Она стояла, держа в руках сложенный зонтик, не обращая внимания на дождь, который стекал с плаща, и медленно водила глазами по окнам школы: мама, наверно, хотела угадать, в каком классе сидит её Толя.

31.В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение?

1)  Вот наконец она появилась. (5) Загадочное существо тринадцати лет, невероятная красавица с улыбкою до ушей, с золотыми глазами,
с тонюсенькой талией.

2)  Гоша подходит к стене, опускается на четвереньки и после нескольких неудачных попыток делает стойку. (27) Верочка наблюдает за ним сурово, как тренер.

3)  Верочка снисходительно наблюдает, как мальчишки возятся с ракетой, как бережно кладут её на ступеньки подъезда, а сами отправляются за рюкзаками.

4)  И Гоша теперь сердит и почти свысока разговаривает с Верочкой: (44) «На, смотри, если хочется...»

32.В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?

1)  Он эту музыку прямо на ходу сочиняет.

2)  Я люблю джаз, как дядя Женя.

3)  Кит, съев варёную колбасу из холодильника, шагал в чудесном настроении.

4)  Сколько песен в нас с ним бушевало, сколько надежд!

33.В каком варианте ответа средством выразительности речи является просторечная лексика?

1) –  Ты бы, Лёня, рассказал чего-нибудь повеселей.

2)  Встревает тут Федосья, баба из Пýстыни…

3)  Эти доски и пригодятся.

4)  Особенно портрет Пугачёва – глядеть долго нельзя: кажется, с ним самим разговариваешь.

34.В каком предложении средством выразительности речи является олицетворение?

1)  Пластинки слушали, играли моей железной дорогой, болтали о том о сём, но ни о чём серьёзном.

2) И ещё ребята любили, когда я пускал с балкона бумажных голубей.

3)  Я пустил голубка с балкона, и ветер схватил и унёс его за тополя.

4)  И я подумал: вот найдёт кто-нибудь, догадается, придёт ко мне...

35.В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение?

1)  Я была самолюбива, и мне казалось, что «статуэтка» – этo лишь вещь, украшение, а не человек, тем более что статуэтками называли и трёх фарфоровых собак, оцепеневших на нашем буфете.

2)  Воспитательница в детском саду, словно стараясь подчеркнуть мою хлипкость, выстроила нас всех по росту, начиная с самых высоких и кончая мною.

3)  Царство игрушек по-своему отражало реальный мир, никого не унижая, а меня возвышая.

4)  Но вдруг, когда мне исполнилось шесть лет, появилась огромная кукла с нерусским лицом и русским, хотя и необычным для игрушки, именем Лариса.

36.Укажите, какое средство выразительности речи используется в предложении 16: «У нас роскошная библиотека, большая, с редкими книгами, но она ничегошеньки не хочет».

1) сравнительный оборот

2) метафора

3) слово разговорного стиля

4) фразеологизм

37.В каком варианте ответа средством выразительности речи является метафора?

1)  И вдруг раздался громкий треск, будто взорвалась хлопушка или лопнула автомобильная шина.

2)  Глебов жил в своём двухэтажном подворье рядом с серым, громадным, наподобие целого города или даже целой страны, домом в тысячу окон.

3)  Серая громада висла над переулочком, по утрам за́стила солнце, а вечерами сверху летели звуки музыки.

4)  Тут все пятеро кинулись в стороны, Лёвка поднялся на ноги, а в руке он держал пугач, который стрелял особыми пистонами.

38.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Многочисленная публика собралась слушать оригинального музыканта.

2) И вдруг сердце старика упало. Из-под рук музыканта опять, как и прежде, вырвался стон.

3) Действительно, и это бледное лицо с выражением вдумчивого внимания, и неподвижные глаза, и вся его фигура располагали к чему-то особенному, непривычному.

4) Никто не признал бы его слепым, если б эти глаза не были так неподвижны и если б его не вела молодая дама, как говорили, жена музыканта.

39.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.

1) От крыльца до сарая тянется дорожка, по которой я сделал первые в жизни шаги.

2) Мы обедали на кухне, как вдруг что-то тяжёлое ударилось о землю и стало светло.

3) Тень бросает ясень, свесивший свою могучую раскидистую крону на забор и сарай.

4) Когда-то тут была большая рябина, но она подгнила и упала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальные средства выразительности

Методическая разработка урока музыки в 3 классе. Цель:Развитие и закрепление темы «Средства выразительности в музыке».   Задачи:  - научить определять динамические оттенки;  - позн...

Урок русского языка в 11 классе «Изобразительные и выразительные…» (Обобщение изученного об изобразительно-выразительных средствах языка. Подготовка к ЕГЭ, часть В8)

Цели:1)  повторить изобразительно-выразительные средства языка  (термины, употребление);2)  тренировать умение находить тропы и стилистические фигуры в тексте, готовить учащихся к...

Истоки богатства и выразительности родной речи. Основные выразительные средства фонетики, морфемики и словообразования.

Презентация к уроку русского языку (7класса) по теме "Истоки богатства и выразительности родной речи. Основные выразительные средства фонетики, морфемики и словообразования" ( По программе С.И. Львово...

Фонетические средства выразительности. Выразительные возможности словообразования

Цели урока: 1) тренировать учащихся в определении роли звукописи в художественных текстах...

Тренировочные упражнения "Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности".

Тренировочные упражнения включают 14 заданий для подготовки к ОГЭ-2016 № 3....

Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности (материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку).

Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности (материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку)....