Доклад Дидактические игровые технологии на уроках русского языка в национальной школе.
статья по русскому языку (5 класс) на тему

Современный век – век новейших информационных технологий, и чтобы идти в ногу со временем, приходится переходить с традиционного метода обучения на более современный. Применение новейших технологий в преподавании русского языка – это необходимость, т.к. они способствуют совершенствованию практических умений и навыков, повышают интерес к урокам русского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современный век – век новейших информационных технологий, и чтобы идти в ногу со временем, приходится переходить с традиционного метода обучения на более современный. Применение новейших технологий в преподавании русского языка – это необходимость, т.к. они способствуют совершенствованию практических умений и навыков, повышают интерес к урокам русского языка.

Обучение русского языка в школе с адыгейским языком дается порой нелегко. Главная проблема – языковой барьер, особенно в среднем звене, в 5-6 классах. И основная задача учителя русского языка – добиться активного мышления, заинтересовать детей к своему предмету, как к родному.

Известно, что ребенок учится с удовольствием, пока ему интересно. А для этого нужно, чтобы учитель знал и любил свой предмет. «Детская влюбленность в предмет зависит от нашей влюбленности» - подчеркивал Л.Н. Толстой. А значит, чем больше эрудиция учителя, чем убедительнее его речь, тем больше интереса у ученика.

 Из-за перенасыщенности, современного школьника информацией (это и телевидение, видео, телефоны, компьютерные сети – их практически уже особо ничем не удивить) учителю приходится расширять предметно -информационную среду на уроке.

Как сделать урок русского языка интересным, занимательным, любимым и доступно понятным для каждого учащегося? Это, я считаю, игровые технологии.

Итак, игра!

Игра – самый древний способ передачи знаний от поколения к поколению. Мы, да и до нас играли в куклы, чтобы подготовиться (скорее несознательно) к роли жены и матери, мальчики – в машинки, чтобы стать главным автолюбителем в семье. В игре ребенок с большим интересом выполняет то, что вне ее ему покажется трудным и неинтересным. Как говорил В. Сухомлинский: « Ребенок – это пытливый исследователь, который познает мир, делает новые открытия через игру».

В нашей стране за многие годы сложилось неверное представление: учение считается обязательным и тяжелым трудом, который опирается чаще на механическое запоминание или зубрежку учебного материала, т.е. учение – естественное принуждение, без которого невозможно продвижение в познании. Конечно, учение – это непростой труд, но все же труд интересный и увлекательный, потому что приобщает учащихся к новому, тайному, интересному. Т.е. это «учение с увлечением», которое достигается в том числе и с помощью игровых технологий. Только теперь учителя предпочитают серьезную дидактику. В многочисленных определениях игровой деятельности подчеркивается отсутствие практической направленности, ориентации на результат. А обучение, как учит педагогика – это целенаправленная деятельность, которую учитель по роду своей деятельности призван организовывать.

Однако это противоречие снимается, как только мы добавляем понятия «дидактическая и педагогическая» игровая деятельность, ибо в таком случае четко поставленная цель и соответствующий ей педагогический результат характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Проще говоря, играть на уроке надо тоже умеючи. В первое время, когда я начала вводить элементы игры на уроках, конечный результат был не очень приглядный. Почему? Да просто на уроке поднимался невообразимый шум, гам, никто не слышал меня, учителя, каждый выкрикивал свой ответ, доходило до того, что и оспаривали поставленную оценку. Пришлось мне задуматься, а все ли так я делаю. Прочитала много методической и популярной литературы, пришла к такому выводу: да, так, как у меня, бывает, и нередко. Оказывается, для проведения деловых игр-тренингов даже со взрослыми приглашают специальных психолого-игротехников. А тут не взрослые, тут дети.

Значит, именно мне предстояло стать этим психологом-игротехником для своих учащихся. Что же надо было предпринять для этого?

Прежде всего надо приучить учащихся к дисциплине игры, для этого игровая деятельность вводится в каждый урок.

Во-вторых, надо, чтобы дети почувствовали удовольствие от игры. И только тогда, когда дети беспрекословно принимают правила игры и не пытаются оспорить результаты, вы можете праздновать успех в усвоении игровых технологий.

Итак, зачем мы используем дидактические игры? Они предоставляют возможность развивать у учащихся производительность таких процессов, как внимание и память. Игровые задания положительно влияют на развитие смекалки, находчивости, сообразительности. Многие игры требуют не только умственных, но и волевых усилий: умений соблюдать правила игры.

А главное, надо, чтобы игра органически сочеталась с серьезным, напряженным трудом, чтобы она не отвлекала от учения, а наоборот способствовала интенсификации умственной деятельности.

Создать какой-либо единственный и идеальный на все времена и для всех учащихся   комплекс игр нельзя, поскольку дети растут, развиваются, изменяются. Над играми приходится постоянно работать, заменять их, чутко улавливая и жизнь своего класса, и перспективы дальнейшего ее развития.

Применяя дидактические игры в своей работе, я использую методики известных педагогов – новаторов и ориентируюсь на их опыт, свои знания, и на эмоциональный мир учащихся. Сейчас они значительно раскрепощены, чем в начале внедрения этой методики, значит и дальше нужно разнообразить формы, методы занятий, учитывая воспитательный потенциал и психологические особенности развития учащихся.

Итак, путь учащихся к познанию и усвоению русского языка можно проложить вплоть до окончания школы.

Игры имеют целый спектр целевых ориентаций:

  1. Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, применение ЗУН в практической деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков, трудовых навыков.
  2. Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли, формирование определенных позиций, нравственных, эстетических, мировоззренческих установок, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коллективности.
  3. Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей рефлексии, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, оптимальные решения, развитие мотивации учебной деятельности.
  4. Социализирующие: приобщения к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды, стрессовый контроль, саморегуляция, обучение общению, психотерапия.

Классификация дидактических игр по русскому языку.

В настоящее время существует несколько классификаций дидактических игр по русскому языку, но мне ближе именно то, что основана на тематическом принципе: игры распределены по разделам лингвистики.

  1. Фонетические игры.
  2. Лексико-фразеологические игры.
  3. Игры по морфемике и словообразованию.
  4. Игры по орфографии.
  5. Игры по морфологии.
  6. Игры по синтаксису.

По характеру педагогического процесса можно предложить учащимся игры обучающие, контролирующие и обобщающие, познавательные, воспитательные, диагностические и т.д.

Элементы игровой деятельности на каждом уроке.

Игровая деятельность как элемент урока может применяться на любом этапе его – от проверки домашнего задания до выполнения контрольной работы.

1-ый этап. Проверка домашнего задания.

Не секрет, что обычно этот момент урока наиболее традиционен: устная и письменная фронтальная проверка, два-три ученика трудятся над индивидуальными заданиями у доски или за партой, кто-то не поднимает от парты взгляда, чтобы учитель (не дай Бог!) не спросил.

Чтобы преодолеть унылую традицию, на этом этапе ввожу элементы игры. Однако надо помнить, что делать это нужно только тогда, я еще раз повторюсь, когда вы полностью владеете ситуацией в классе. В противном случае, «разыгравшиеся» на первой десятиминутке дети потом так и не войдут в нужное русло урока. Игры должны носить тренировочный или контролирующий характер. Очень часто провожу фонетические, орфографические разминки. Например, «Найдите слог с нужной гласной».

Цель: отработка правописания словарных слов с безударными гласными».

Словарные слова, в которых буквы «о» или «а» в одинаковых первых слогах находятся в слабой позиции, разрезаются на части, например:

ка-бина            ко-рона

ка-бинет        ко-мар

ка-лендарь         ко-либри

ма-гнолия         мо-льберт

ма-кароны         мо-рковь

ма-ндарины         мо-тоцикл

Задание: кто быстрее и правильнее «соберет эти слова», «выложит» их на парте.

2) «Орфографическое лото».

Примеры карточек:

к...рпич         б...тон

б...тарея        в...трина

г...рань         г...рбарий

г...орох         г...рчица

Заготавливаются карточки со словами, в которых пропущены буквы в слабых позициях:о,а,и,е,я. (По компьютеру все собирается.)

Нужный набор букв раздается участникам игры. Каждое слово имеет свой номер. Учитель или сильный ученик вынимает номера, оглашает их. Участники закрывают буквами пропущенные места. Побеждает то, кто первый и правильно закроет все пропуски.

Очень часто на этом этапе урока использую учебное пособие Т.В.Шкляровой «Найди ошибку!». Это пособие есть у каждого учащегося и они чувствуют себя очень комфортно в роди учителя с красной пастой, исправляющего орфографические и пунктуационные ошибки.

Вообще, я считаю это пособие уникальным, т.к. регулярное исправление чужих ошибок помогает учащимся выработать орфографическую зоркость, вспоминать и использовать правила. И что немаловажно, оно учит доказывать правильность своих действий.

При изучении морфологии одной из увлекательной формы проверки домашнего задания может стать разгадывание кроссворда.

Я подметила, что на этом этапе урока для учащегося важна не только сама игра, но и оценка. Они все хотят поощрения своей активности, сообразительности, осведомленности. Учителю надо разработать критерии оценок и договориться о них с ребятами заранее. Победителем может стать и команда, и один ученик.

При командной игре победили получают пятерки. Однако очень часто не все члены команды бывают одинаково активны в игре. Надо ли мне акцентировать на этом внимание? Думаю, на первых порах не надо. Однако в дальнейшем я предлагаю дополнительные баллы за такое качество, как «сыгранность» команды, равное участие каждого в общей игре. Часто предлагаю команде самой «расставить» оценки, оценив участие каждого.

При единоличным первенстве критерии оценок могут быть проще: тот, кто первым правильно закончит игру, получает «5», у второго по скорости - «4», «3» ставить я не рекомендую, так как оценка ниже «4» может убить желание играть в будущем.

2-этап. Объяснение нового материала.

На этом этапе провожу обучающие игры. Использую для объяснения нового материала, порой сложного и неинтересного для учащихся, элементы занимательности, используя учебник под ред. М.Панова, который мне очень нравится. Кроме этого учебника часто использую на этом этапе пособие «Игровые технологии на уроках русского языка. Игры со словами. Разработки уроков 5-9 классы». Это пособие можно использовать на всех этапах урока.

Например, 1. «Переводчик».

Суть игры – при изучении темы «Устаревшие слова» необходимо перевести на понятныйязык диалекты, устаревшие слова. Показать на портрете девочки Пера Ренуара указанные части тела.

2. Диктант - шутка.

При изучении орфограммы «Гласная после шипящих в корне».

Такой диктант позволяет обыграть в небольшом тексте трудные для запоминания слова. По этой теме – это слова-исключения (см. слайд).

3-ий этап - повторение, обобщение, контроль.

На этом этапе особенно эти технологии полезны, поэтому что исчезает элемент новизны.

Например. Игра «Помогите Пете Ошибкину.» стр 32.

Или «Кузины ошибки».

Игровые технологии применяю и на уроках развития речи.

Так, на уроке-игре «Описание внешности человека» в 7 классе, проведя большую подготовительную работу, делю класс на редакции со своими распределенными штатами работников.

Каждое лицо интересно. Задача художника-портретиста – выразить внутренний мир человека, дать свою оценку (И.Глазунов). Дети должны ответить на вопросы: отражают ли глаза их выражение, настроение человека, его характер? Что можете сказать о герое? Используя причастия (потому что в описании глаз или взгляда разумнее использовать причастия, т.к. они одновременно помогают передать и признак, что делает описание более точным и ярким, и действия, что позволяет передать динамичность, живость взгляда.).

Каждая редакция готовит свой рассказ. Они умудряются рассуждать не только о том, что всегда ли красивый человек прекрасен душой, или наоборот, прекрасная душа сочетается с неброской внешностью, даже рассказывает о материальном положении людей, изображенных на портретах.

  А иной раз мы прямо на уроке готовим обед. Как вы догадались, это урок развития речи.

На доске вопросы:

1) Что нужно для приготовления обеда? Какие продукты надо купить?

2) Что делают с продуктам, когда готовят обед?

3) Что можно приготовить на обед?

В игре участвует весь класс. Учащиеся называют только те слова, например, в которых есть шипящие согласные. Правильно названные слова записываются на доске (картошка, петрушка, щавель, жир, чеснок, лещ, щука, гречка, черешня, вишня, крыжовник, шиповник; чистить, жарить, тушить, печь; щи, борщ, каша, жаренная рыба, жаркое, тушенное мясо).

Задание: составить связный рассказ "Готовим обед",

1 ряд - "готовит" первое;

2 ряд - "готовит" второе;

3 ряд - "готовит" сладкое.

Победитель тот, кто быстрее и вкуснее "приготовит" свое блюдо.

Итак, игры необходимы современной школе и использовать их надо в системе, на разных этапах урока, т.к. игра – незаменимый инструмент в развитии личности школьника, с помощью которого можно повысить интерес к русскому языку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование игровых технологий на уроках русского языка в основной школе как фактор развития мотивации учащихся в изучении предмета».

Дидактические игры занимают особое место в учебном процессе,моя работа поможет учителю ознакомиться со специальной литературой и методическими разработками о применении этой технологии в своей практик...

Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе.

Использование игр в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ - ИНТЕРНАТЕ ДЛЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ.

Многолетний опыт показывает, что огромная роль в развитии и воспитании  неслышащего ученика принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Игра является эффективным средством формирован...

Игровые технологии на уроках русского языка в средней школе. Из опыта работы.

В данной статье размещен план-конспект урока русского языка в 6 классе "Понятие о причастии" (учебник "Русский язык. 6 класс" под ред. М.М.Разумовской) Урок разработан на основе игровых технологий с и...

Игровые технологии на уроках русского языка в средней школе

Включение в урок электронных образовательных ресурсов делает  его красочным и живым. Предлагаю план-конспект урока  по русскому языку в 6 классе "Понятие о причастии" с использованием ЭОР и  игровых т...

Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе.

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий, одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересной и увлекательной работу учащихся на уроке....

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII вида

Использование игровых технологий на уроках русского языка помогает вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, отсюда развивается познавательный интерес к русскому языку...