Главные вкладки

    Игровые технологии на уроках русского языка в средней школе
    план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

    Осовская Татьяна Викторовна

    Включение в урок электронных образовательных ресурсов делает  его красочным и живым. Предлагаю план-конспект урока  по русскому языку в 6 классе "Понятие о причастии" с использованием ЭОР и  игровых технологий.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Игровые технологии на уроках русского языка в средней школе.

    Использование электронных образовательных ресурсов делает урок красочным и живым.

    Предлагаю план-конспект урока «Понятие о причастии» с использованием ЭОР.

    Предмет: русский язык        

            Класс 6        

            Тема и номер урока в теме:  «Понятие о причастии»  (первый урок)

            Базовый учебник: «Русский язык. 6 класс» под редакцией М.М.Разумовской

    Цель  урока: дать понятие о причастии как части речи; научить опознавать причастия в тексте; использовать причастия в речи.

    Задачи:

    - обучающие: активизировать знания по теме “Глагол” и “Прилагательное”;

    обобщить и систематизировать знания учащихся о морфологических признаках глагола и прилагательного;

    отработать практическое умение образовывать причастия от глаголов, находить причастия в тексте, создавать собственное письменное высказывание, используя причастия;

    -развивающие: работа по развитию речи: формулировка выводов, расширение словарного запаса за счет устных ответов, заданий по тексту и конструированию собственного текста;

    работа по развитию личности: развитие внимания, логического мышления, самостоятельности, памяти.

    -воспитательные: воспитывать любовь и уважение к русскому языку посредством ЭОР; воспитывать чувство такта; умение слушать учителя, работать в группе;  умение анализировать и обобщать.

    Тип урока: ознакомление с новым материалом.

    Формы работы учащихся: фронтальная, групповая.

    Необходимое техническое оборудование: интерактивная доска, компьютеры.

    Ход урока.

    Таблица 1

    Этап урока

    Название используемых ЭОР

    (с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

    Деятельность учителя

    (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

    Деятельность ученика

    Время

    (в мин.)

    1.

    Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

    Учитель объявляет тему урока, знакомит с его целями, задачами, которые должны быть реализованы к концу урока,  формой урока  (путешествие),  делит класс на 5 групп   (технология «Радуга»)

    Учащиеся выбирают наиболее импонирующий им цвет радуги и в соответствии с выбором делятся на группы

    2

    2.

    Создание игровой ситуации и постановка проблемы.

    Учитель объявляет, что учащиеся являются группой лингвистической  экспедиции, цель которой – восстановить несохранившиеся слова древней рукописи. Группам предлагаются тексты с попущенными словами, даются указания, что пропущенные слова отвечают на вопросы прилагательного, но подобно глаголу имеют значение  действия.

    (Приложение 1)

    Учащиеся в группах  работают с текстами  “древних  рукописей ” , используя  “найденные в процессе экспедиции” слова-подсказки (прилагательные, глаголы, причастия), отбирая среди них те, которые наиболее соответствуют заданным морфологическим условиям.

    5

    3.

    Этап усвоения новых знаний

    ЦОР        

    Таблица "Признаки причастия" (1)

    Учитель объявляет, что участники экспедиции нашли новые для них слова, которые называются причастиями и  обладают особыми морфологическими признаками. Учитель предлагает учащимся  сформулировать эти признаки. Подтверждение лингвистическим выводам учащихся учитель предлагает найти  в предложенной интерактивной таблице ЭОР.

    Учащиеся участвуют в беседе, отвечают на вопросы (возможно соревнование между группами “Самая эрудированная группа”), далее “читают” интерактивную таблицу, определяя  глагольные и именные признаки причастия;  выводы записывают  в “журнал экспедиции” (рабочие тетради).

    3 мин. беседа

    +

    5 мин. работа с ЭОР

    4.

    Закрепление полученных знаний

    ЦОР        

    Интерактивный текст с заданием "Понятие о причастии" (2)

    Учитель  демонстрирует ЭОР и предлагает учащимся аргументированно доказать, что выделенные слова в предложенном тексте  являются причастиями.  

    Учитель слушает выводы учеников и демонстрирует правильные ответы в интерактивном тексте.

    Учащиеся работают с текстом, определяя, что данные слова являются причастиями, так как они отвечают на вопрос прилагательного, образованы от глаголов,обозначают признак предмета по действию.

    3

    5.

    Этап проверки понимания учащимися нового материала.

    ЦОР

    "Понятие о причастии"

    (3)

    Учитель объявляет, что к получению нового задания, позволяющего продолжить экспедицию,  допускаются те “путешественники”, которые пройдут “испытание” (тест).

    Учащиеся, работая в группах,  выполняют тест ЭОР на компьютерах.

    5

    6.

    Закрепление нового материала

    Учитель поздравляет учащихся с успешным  прохождением “испытания”, с тем, что экспедиция в полном составе продолжает путешествие; и  предлагает  заполнить экспедиционные  журналы:  ученики должны написать мини-сочинение (5-7 предложений) на лингвистическую тему “Что такое причастие?”,  используя в своих текстах причастия (уточняется, что причастия должны быть использованы не только в качестве примеров, но и в составе предложений).

    Учащиеся в группах работают над созданием текстов, представляют их.

    Выбирают самый удачный текст.

    10

    7.

    Подведение итогов урока. Рефлексия. Информация учащихся о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.

    ЦОР        

    Интерактивное  задание "Распределите признаки причастия по таблице" (4)

    Учитель подводит итоги урока, предлагает учащимся оценить урок следующим образом: те ребята, кому урок понравился, коллективнорисуют на доске радугу:

    те, кто остался равнодушен, могут спокойно сидеть на своих местах.

    Далее учитель комментирует домашнее задание, объясняя, как его выполнять.

    В качестве д/з предлагается  ЦОР        

    Интерактивное задание "Распределите признаки причастия по таблице"

    Учащиеся оценивают урок, делая это одним из предложенных способов, записывают домашнее задание.

    3 мин. рефлексия

              +

    4 мин. инструктаж по выполнению д/з

    Приложение к плану-конспекту урока «Понятие о причастии»

    Таблица 2

    ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА  УРОКЕ ЭОР

    Название ресурса

    Тип, вид ресурса

    Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

    Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

    1.

    ЦОР

    Таблица "Признаки причастия" (N 140229)

    Информационного типа

    Интерактивная гипермедийная трёхуровневая таблица

    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c5c4c00e-a30e-4b7d-91ce-a29fe0c851eb/%5BIS-TA_05-11_08%5D_%5BIA_02-AT%5D.swf

    2.

    ЦОР        

    Интерактивный текст с заданием "Понятие о причастии" (N 140119)

    Практического типа

    Интерактивное задание

    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f048b709-c7c1-463b-9343-e114827fa13c/%5BRUS7_132%5D_%5BIM_194%5D.swf

    3.

    ЦОР

    "Понятие о причастии"

    (N 140120)

    Контрольного типа

    Тест

    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f3f15860-3405-40ba-923d-3650f732d3fa/index_listing.html

    4.

    ЦОР        

    Интерактивное задание "Распределите признаки причастия по таблице" (N 139901)

    Практического типа

    Интерактивное задание

    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/26131914-73ab-471e-a0bb-b4d7e3c9fe5d/%5BRUS7_133%5D_%5BIM_207%5D.swf

    Приложение 1

    Старый ученый-языковед, …(1).. в морфологическом саду, выращивал не …(2)….. витаминами фрукты и  ягоды, а звуки, морфемы, части речи и члены предложения и вывел уже несколько ….(3).. всех сортов.

       - Может быть, …(4)… к стволу глагола почка прилагательного приживется  и даст развитие, - размышлял как-то …(5)… по саду ученый, - только будет ли толк, ведь они так далеки друг от друга?

    Но сказано – сделано. Через несколько лет ….(6)… диковинные плоды были не глаголами и не прилагательными. Поскольку они росли на стволе глагола, их стали называть особыми глагольными формами, и название эти новые слова получили …..

    Слова-подсказки:

    1. Служит, служащий, рабочий;
    2. Обогащенные, богатые;
    3. Необычных, заинтересовавших, интересных;
    4. Привитая, привили;
    5. Гуляющий, гуляет;
    6. Вкусные, выросшие, полезные.

    Я убедилась, что на таких уроках ученики работают более активно. Если же урок построен в форме соревнования, то, естественно, у каждого учащегося возникает желание победить, а для этого они должны иметь хорошие знания (ученики это понимают и стараются лучше подготовиться к уроку). После каждого подобного урока я слышу от детей фразу: «Давайте ещё поиграем», что свидетельствует об успешности урока.

         Использовать игровые технологии можно не только в 5-6-ых классах, но и  на любой ступени обучения. Конечно же, в старших классах подготовка такого урока потребует от учителя больших затрат времени. Но это оправдается, когда видишь, с каким азартом работают дети.        


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Игровые моменты на уроках русского языка в средней школе

    Игровые моменты на уроках русского языка в средней школе...

    «Использование игровых технологий на уроках русского языка в основной школе как фактор развития мотивации учащихся в изучении предмета».

    Дидактические игры занимают особое место в учебном процессе,моя работа поможет учителю ознакомиться со специальной литературой и методическими разработками о применении этой технологии в своей практик...

    Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе.

    Использование игр в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление....

    Элементы игровой технологии на уроках русского языка в средних классах

    Интерес школьников к урокам русского языка можно повысить, используя элементы занимательности, которые помогают учителю улучшить качество знаний учащихся, развить их языковую культуру, привить и...

    Элементы игровой технологии на уроках русского языка в средних классах

        Педагогические игры имеют следующую классификацию: 1.По виду деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные. 2.По характеру педагогического процесса:...

    Игровые технологии на уроках русского языка в средней школе. Из опыта работы.

    В данной статье размещен план-конспект урока русского языка в 6 классе "Понятие о причастии" (учебник "Русский язык. 6 класс" под ред. М.М.Разумовской) Урок разработан на основе игровых технологий с и...

    Игровые технологии на уроках русского языка в средней школе

    Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу обучающихся на творческо-поисковом уровне, но и каждодневные будн...