Игровые технологии на уроках русского языка в средней школе
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Осовская Татьяна Викторовна

Включение в урок электронных образовательных ресурсов делает  его красочным и живым. Предлагаю план-конспект урока  по русскому языку в 6 классе "Понятие о причастии" с использованием ЭОР и  игровых технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровые технологии на уроках русского языка в средней школе.

Использование электронных образовательных ресурсов делает урок красочным и живым.

Предлагаю план-конспект урока «Понятие о причастии» с использованием ЭОР.

Предмет: русский язык        

        Класс 6        

        Тема и номер урока в теме:  «Понятие о причастии»  (первый урок)

        Базовый учебник: «Русский язык. 6 класс» под редакцией М.М.Разумовской

Цель  урока: дать понятие о причастии как части речи; научить опознавать причастия в тексте; использовать причастия в речи.

Задачи:

- обучающие: активизировать знания по теме “Глагол” и “Прилагательное”;

обобщить и систематизировать знания учащихся о морфологических признаках глагола и прилагательного;

отработать практическое умение образовывать причастия от глаголов, находить причастия в тексте, создавать собственное письменное высказывание, используя причастия;

-развивающие: работа по развитию речи: формулировка выводов, расширение словарного запаса за счет устных ответов, заданий по тексту и конструированию собственного текста;

работа по развитию личности: развитие внимания, логического мышления, самостоятельности, памяти.

-воспитательные: воспитывать любовь и уважение к русскому языку посредством ЭОР; воспитывать чувство такта; умение слушать учителя, работать в группе;  умение анализировать и обобщать.

Тип урока: ознакомление с новым материалом.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая.

Необходимое техническое оборудование: интерактивная доска, компьютеры.

Ход урока.

Таблица 1

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1.

Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

Учитель объявляет тему урока, знакомит с его целями, задачами, которые должны быть реализованы к концу урока,  формой урока  (путешествие),  делит класс на 5 групп   (технология «Радуга»)

Учащиеся выбирают наиболее импонирующий им цвет радуги и в соответствии с выбором делятся на группы

2

2.

Создание игровой ситуации и постановка проблемы.

Учитель объявляет, что учащиеся являются группой лингвистической  экспедиции, цель которой – восстановить несохранившиеся слова древней рукописи. Группам предлагаются тексты с попущенными словами, даются указания, что пропущенные слова отвечают на вопросы прилагательного, но подобно глаголу имеют значение  действия.

(Приложение 1)

Учащиеся в группах  работают с текстами  “древних  рукописей ” , используя  “найденные в процессе экспедиции” слова-подсказки (прилагательные, глаголы, причастия), отбирая среди них те, которые наиболее соответствуют заданным морфологическим условиям.

5

3.

Этап усвоения новых знаний

ЦОР        

Таблица "Признаки причастия" (1)

Учитель объявляет, что участники экспедиции нашли новые для них слова, которые называются причастиями и  обладают особыми морфологическими признаками. Учитель предлагает учащимся  сформулировать эти признаки. Подтверждение лингвистическим выводам учащихся учитель предлагает найти  в предложенной интерактивной таблице ЭОР.

Учащиеся участвуют в беседе, отвечают на вопросы (возможно соревнование между группами “Самая эрудированная группа”), далее “читают” интерактивную таблицу, определяя  глагольные и именные признаки причастия;  выводы записывают  в “журнал экспедиции” (рабочие тетради).

3 мин. беседа

+

5 мин. работа с ЭОР

4.

Закрепление полученных знаний

ЦОР        

Интерактивный текст с заданием "Понятие о причастии" (2)

Учитель  демонстрирует ЭОР и предлагает учащимся аргументированно доказать, что выделенные слова в предложенном тексте  являются причастиями.  

Учитель слушает выводы учеников и демонстрирует правильные ответы в интерактивном тексте.

Учащиеся работают с текстом, определяя, что данные слова являются причастиями, так как они отвечают на вопрос прилагательного, образованы от глаголов,обозначают признак предмета по действию.

3

5.

Этап проверки понимания учащимися нового материала.

ЦОР

"Понятие о причастии"

(3)

Учитель объявляет, что к получению нового задания, позволяющего продолжить экспедицию,  допускаются те “путешественники”, которые пройдут “испытание” (тест).

Учащиеся, работая в группах,  выполняют тест ЭОР на компьютерах.

5

6.

Закрепление нового материала

Учитель поздравляет учащихся с успешным  прохождением “испытания”, с тем, что экспедиция в полном составе продолжает путешествие; и  предлагает  заполнить экспедиционные  журналы:  ученики должны написать мини-сочинение (5-7 предложений) на лингвистическую тему “Что такое причастие?”,  используя в своих текстах причастия (уточняется, что причастия должны быть использованы не только в качестве примеров, но и в составе предложений).

Учащиеся в группах работают над созданием текстов, представляют их.

Выбирают самый удачный текст.

10

7.

Подведение итогов урока. Рефлексия. Информация учащихся о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.

ЦОР        

Интерактивное  задание "Распределите признаки причастия по таблице" (4)

Учитель подводит итоги урока, предлагает учащимся оценить урок следующим образом: те ребята, кому урок понравился, коллективнорисуют на доске радугу:

те, кто остался равнодушен, могут спокойно сидеть на своих местах.

Далее учитель комментирует домашнее задание, объясняя, как его выполнять.

В качестве д/з предлагается  ЦОР        

Интерактивное задание "Распределите признаки причастия по таблице"

Учащиеся оценивают урок, делая это одним из предложенных способов, записывают домашнее задание.

3 мин. рефлексия

          +

4 мин. инструктаж по выполнению д/з

Приложение к плану-конспекту урока «Понятие о причастии»

Таблица 2

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА  УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

ЦОР

Таблица "Признаки причастия" (N 140229)

Информационного типа

Интерактивная гипермедийная трёхуровневая таблица

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c5c4c00e-a30e-4b7d-91ce-a29fe0c851eb/%5BIS-TA_05-11_08%5D_%5BIA_02-AT%5D.swf

2.

ЦОР        

Интерактивный текст с заданием "Понятие о причастии" (N 140119)

Практического типа

Интерактивное задание

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f048b709-c7c1-463b-9343-e114827fa13c/%5BRUS7_132%5D_%5BIM_194%5D.swf

3.

ЦОР

"Понятие о причастии"

(N 140120)

Контрольного типа

Тест

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f3f15860-3405-40ba-923d-3650f732d3fa/index_listing.html

4.

ЦОР        

Интерактивное задание "Распределите признаки причастия по таблице" (N 139901)

Практического типа

Интерактивное задание

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/26131914-73ab-471e-a0bb-b4d7e3c9fe5d/%5BRUS7_133%5D_%5BIM_207%5D.swf

Приложение 1

Старый ученый-языковед, …(1).. в морфологическом саду, выращивал не …(2)….. витаминами фрукты и  ягоды, а звуки, морфемы, части речи и члены предложения и вывел уже несколько ….(3).. всех сортов.

   - Может быть, …(4)… к стволу глагола почка прилагательного приживется  и даст развитие, - размышлял как-то …(5)… по саду ученый, - только будет ли толк, ведь они так далеки друг от друга?

Но сказано – сделано. Через несколько лет ….(6)… диковинные плоды были не глаголами и не прилагательными. Поскольку они росли на стволе глагола, их стали называть особыми глагольными формами, и название эти новые слова получили …..

Слова-подсказки:

  1. Служит, служащий, рабочий;
  2. Обогащенные, богатые;
  3. Необычных, заинтересовавших, интересных;
  4. Привитая, привили;
  5. Гуляющий, гуляет;
  6. Вкусные, выросшие, полезные.

Я убедилась, что на таких уроках ученики работают более активно. Если же урок построен в форме соревнования, то, естественно, у каждого учащегося возникает желание победить, а для этого они должны иметь хорошие знания (ученики это понимают и стараются лучше подготовиться к уроку). После каждого подобного урока я слышу от детей фразу: «Давайте ещё поиграем», что свидетельствует об успешности урока.

     Использовать игровые технологии можно не только в 5-6-ых классах, но и  на любой ступени обучения. Конечно же, в старших классах подготовка такого урока потребует от учителя больших затрат времени. Но это оправдается, когда видишь, с каким азартом работают дети.