«Назвался космонавтом – вылезай в космос» (А.А. Леонов)
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Данный урок развития речи направлен на формирование у учащихся метапредметных и личностных компетенций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_razvitiya_rechi.docx32.87 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку (6 класс)

Тема: «Назвался космонавтом – вылезай в космос» (А.А. Леонов)

(Урок развитие речи. Опыт написания заметки)

Цель урока: создание заметки о А.А. Леонове.

Задачи урока: 

а) Образовательные:

- повторить и систематизировать знания учащихся о стилях речи;

- познакомить учащихся с одним из жанров публицистического стиля – заметкой;

- выявить жанровые и структурные особенности заметки;

        - формировать умение создавать тексты разных стилей речи.

б) Развивающие:

        - создать условия для развития логического мышления, коммуникативных навыков, внимательности, наблюдательности.

в) Воспитательные:

       - создать условия для воспитания уважения и любви к родному языку, интереса к предмету, чувства патриотизма, гордости за свою страну и своих соотечественников.

Планируемые результаты:
1. Предметные:

- повторить и систематизировать знания учащихся о типах и стилях речи;

- познакомить учащихся с одним из жанров публицистического стиля – заметкой;

- выявить жанровые и структурные особенности заметки;

- формировать умение создавать тексты разных стилей речи.
2.Метапредметные:
-
 Регулятивные - осуществлять речевой  контроль; оценивать речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности  и формы сотрудничества.
-
Познавательные - контролировать и оценивать достигнутые результаты своей и чужой деятельности и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; вносить необходимую коррекцию в процессе деятельности, объяснять языковые явления, процессы, связи  и отношения, выявляемые в ходе редактирования текста.
-
Коммуникативные -  осваивать виды речевой деятельности, извлекать нужную информацию из предоставленного материала, перерабатывать и систематизировать информацию, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и учителем в процессе коллективной деятельности, осуществлять речевой  контроль; оценивать речь с точки зрения её содержания, языкового оформления.

3.  Личностные:

- воспитывать уважительное отношение к истории нашей страны, чувство гордости за свою страну и своих соотечественников.

Планируемые результаты:        

- повторить типы и стили речи;

- выявить жанровые и структурные особенности заметки;

- создать текст публицистического стиля – заметку в газету.

Ход урока

I. Организационный момент.

Слово учителя

Здравствуйте, ребята, садитесь.

- Как называется планета, на которой мы живем? (Земля)

- А как называется пространство, находящиеся за пределами Земли?

(Космос)

- Как вы думаете, были ли попытки людей выйти в открытый космос?           (Да)

- Знаете ли вы, кто был первым человеком, вышедшим в открытый космос? (Первым человеком, вышедшим в открытый космос, был наш с вами соотечественник – Алексей Архипович Леонов)

-Прочитайте, как звучит тема нашего сегодняшнего урока?   («Назвался космонавтом – вылезай в космос»). 

Назвался космонавтом – вылезай в космос. Эти слова принадлежат Алексею Архиповичу Леонову, первому человеку, вышедшему  в открытый космос.

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? (о космосе, о выходе первого человека в открытый космос)

- Мы с вами поговорим о важном событии в истории человечества, о выходе первого человека в открытый космос, тем более, что этим человеком был наш с вами соотечественник – Алексей Архипович Леонов. 18 марта этого года исполняется 50 лет с момента этого великого события. Однако не все об этом знают.

- Как мы можем привлечь внимание к этому событию? (с помощью средств СМИ: радио, телевидения, газет).

- Представим, что мы находимся с вами в редакции какой-нибудь известной газеты, я являюсь ее главным редактором, а вы – журналистами, которым необходимо написать собственную заметку о выходе первого человека в открытый космос.

 - Что мы должны сделать, чтобы написать заметку?

1.Познакомиться с жанром заметки и особенностями ее структуры.

2.Собрать материал для написания заметки о А.А. Леонове.

3. Написать заметку.

- Что же такое заметка? (Мнения учащихся)

ЗАМЕТКА, -и, ж. 1. Знак, сделанный на чем-нибудь. Заметка на стволе. 2. Краткая запись. Заметка в блокноте. Заметки на полях книги. 3. Краткое сообщение в печати. Газетная заметка * На заметку взять кого-то (разг.) - обратив накого-что-нибудь внимание, запомнить, записать. На заметке быть у кого (разг.) – быть замеченным в чем-нибудь, обратить на себя внимание. II прил. заметочиый,-ая, -ое (к 3 знач.).

- Как видим слово заметка многозначное.

-А что такое многозначное слово?

- Найдите точное значение слова заметка, подходящее к нашему уроку (Краткое сообщение в печати).

- К какому стилю речи относится жанр заметки? (Публицистическому). 

- В чем особенности жанра заметки? Чтобы ответить на этот вопрос рассмотрим заметку, которая была напечатана в газете «Комсомольская правда» 13 апреля 1961 года и посвящена первому полету человека в космос.

- Знаете ли вы имя человека, который первым совершил полет в космос? (Юрии Алексеевич Гагарин)

- А в каком году Юрий Гагарин совершил первый полет в космос?

- Обратимся к заметке.

Прыжок во Вселенную

       12 апреля 1961 г. в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник "Восток" с человеком на борту.

       Пилотом-космонавтом космического корабля-спутника "Восток" является гражданин Союза Советских Социалистических Республик летчик майор ГАГАРИН Юрий Алексеевич.

        После успешного проведения намеченных исследований и выполнения программы полета 12 апреля 1961 года в 10 часов 55 минут московского времени советский корабль "Восток" совершил благополучную посадку в заданном районе Советского Союза.

        Летчик-космонавт майор Гагарин сообщил: "Прошу доложить партии и правительству и лично Никите Сергеевичу Хрущеву, что приземление прошло нормально, чувствую себя хорошо, травм и ушибов не имею".

        Осуществление полета человека в космическое пространство открывает грандиозные перспективы покорения космоса человечеством.

                                                  (По материалам газеты «Комсомольская правда», 13 апреля, 1961 года)

- Какое событие лежит в основе заметки, которую мы с вами только что прочитали? (первый полет человека в космос)

- Какова основная мысль заметки? (сообщить о каком-либо важном общественном событии - первом полете человека в космос)

- Отметим в рабочих листах некоторые жанровые особенности заметки.

- Заметка воздействует на читателя своим фактическим материалом – его новизной, актуальностью и необычностью. Поэтому нужно найти заслуживающий внимание материал и сообщить о нем кратко.

- Какие интересные факты вы впервые узнали из заметки о Ю.А. Гагарине?

- В заметке материал излагается предельно сжато, в ней отражается суть события или явления, автор не останавливает внимание читателя на описаниях деталей, пейзажей, обстоятельств, а дает ясный ответ на вопрос: что? где? когда произошло?

- Обратите внимание, что заметка начинается с интересного заголовка.

-Очень важно сформулировать заголовок, который должен быть оригинальным, кратким и интересным, передавать главную мысль сжато.

- Какой заголовок использовал автор заметки о Ю.А. Гагарине? (Прыжок во Вселенную)

- Как вы думаете, почему именно такой оригинальный заголовок

выбирает автор? (чтобы привлечь внимание читателя).

- Обобщим.  Каковы же жанровые особенности заметки?

(- в основе заметки лежит какое-либо значимое событие;
- цель заметки сообщить о каком-либо важном общественном событии;
- заметка воздействует на читателя своим фактическим материалом – его новизной, актуальностью, необычностью;
- в заметке  суть события излагается предельно сжато, автор не останавливает внимание читателя на описаниях деталей, пейзажей, а дает ясный ответ на вопрос:
что? где? когда произошло?
- интересный, оригинальный заголовок)

II. -Согласны ли вы, что заметка представляет собой текст?

- Из каких частей состоит любой текст? (вступления, основной части и заключения).

- Выделим эти части текста в заметке о Ю.А. Гагарине.

-Прочитаем вступление. Какая информация  содержится во вступлении?   - Что представляет собой тема в заметке? (сообщение о событии, которое будет освящено, опираясь на точные факты)

- Найдите основную часть.

- Из чего она состоит? О чем в ней говорится? Какие факты в ней излагаются?

-Какова роль основной части? (рассказать о событии, которому посвящена заметка, т.е . раскрыть тему заметки)

- Прочитаем заключение.

- Что представляет собой заключение? (вывод)

-Заметка, как и любой текст состоит из 3 частей. Каких? Что должно быть отражено в каждой части?

- Итак, мы определили жанровые особенности  и структуру заметки. Пришло время провести физминутку.

Физминутка

-Представьте, что мы с вами находимся в открытом космосе. Посмотрите вверх. Как ярко светят звезды. Посмотрите налево и вы увидите одинокую луну. Посмотрите направо. Как красив Млечный Путь. Повернитесь направо,  и поприветствуйте своих коллег, а теперь налево. Ну и напоследок сделайте космическое селфи.

- Ну что ж пора возвращаться из космического путешествия в нашу редакцию, присаживайтесь.

- Мы с вами побывали в открытом космосе, но, а 50 лет назад до нас там впервые побывал наш с вами соотечественник – Алексей Архипович Леонов.

-Давайте узнаем интересные факты об этом событии.

- В каких источниках мы можем узнать эту информацию? (Энциклопедии)

- Предлагаю обратиться к энциклопедической статье. Определите тему и  отметьте факты, которые мы можем использовать в заметке.

18 марта 1965 года космический корабль «Восход-2» с космонавтами Павлом Беляевым и Алексеем Леоновым успешно стартовал с космодрома Байконур. Уже в конце первого витка экипаж стал готовиться к выходу А.А. Леонова в открытый космос, где космонавт провел 12 минут 09 секунд, удалялся от корабля на 5,35 метра. Свободное плавание в космосе выполнялось в течение нескольких отходов и подходов к кораблю. Пять раз космонавт улетал от корабля и возвращался. Кроме этого, Алексей Леонов вел киносъемку камерой С-97, и его действия в космическом пространстве фиксировали две телевизионные телекамеры.

При выходе в открытый космос возникала нештатная ситуация.

Скафандр Леонова вопреки расчётам раздулся так, что превысил диаметр люка, тем самым препятствуя возвращению космонавта в космический корабль. Тем не менее А.А. Леонову удалось перевернуться и войти в корабль.

При возвращении на Землю из-за отказа системы автоматического управления (из-за отклонений в работе системы ориентации корабля на Солнце) Павел Беляев осуществил ручное управление посадкой, которая произошла в нерасчетном районе в 180 км севернее города Перми. Экипаж был обнаружен через четыре часа после посадки, но из-за глубокого снега был эвакуирован с места посадки только через двое суток.

23 марта космонавтов встречала Москва. С мавзолея Леонов произнес очень яркие слова:

 - Я хочу вам сказать, что картина космической бездны, которую я увидел, своей грандиозностью, необъятностью, яркостью красок и резкостью контрастов чистой темноты с ослепительным сиянием звезд просто поразила и очаровала меня…

За успешное осуществление полёта и проявленные при этом мужество и героизм подполковнику Леонову Алексею Архиповичу было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

- Назовите факты, которые мы сможем использовать в заметке

- Фактический материал собран, давайте придумаем заголовок.

- Ну а кто еще не определился с заголовком предлагаю вам взять в качестве заголовка название темы урока, тем более, что эта фраза принадлежит самому Алексею Архиповичу Леонову.

-Какими словами мы можем закончить заметку?

- Сколько лет прошло с момента выхода человека в открытый космос?

- Кто первым вышел в открытый космос?

- Должны ли мы об этом помнить?

- Почему?

- Мы придумали заголовок, определили тему заметки, собрали необходимый материал, для описания события, сделали вывод и подошли к самому главному – написанию заметки.

- Попробуйте создать свою собственную заметку. Я обязательно познакомлюсь с вашими заметками. А самую лучшую вы сможете разместить на сайте школы или в школьной газете.

- Чтение и обсуждение заметок.

- Сегодня на уроке мы с вами составили заметку о выходе первого человека в открытый космос.

- Решили мы поставленную в ходе урока задачу (создание заметки)?

- Что нам в этом помогло?

Домашнее задание.

Подумайте, о каком еще событии вы бы хотели написать рассказ или заметку. А кто хочет, может доработать свою заметку и нарисовать космонавта в открытом космосе. Оформить заметку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Известные космонавты СССР: В. Терешкова, Ю. Гагарин, А. Леонов

Фрагменты биографии В. Терешковой, Ю., Гагарина, А Леонова, подготовленные по материалам интернета для стенгазеты в детском саду...

«50 лет со дня полета в космос первой женщины-космонавта Валентины Владимировны Терешковой».

Тема урока: «Действия с обыкновенными дробями».Цель урока:Предметные: закрепить изученный материал по теме «Действия с обыкновенными дробями».Регулятивные: учить планировать, контролировать, оценивать...

Презентация "Космонавт-художник Алексей Леонов" ."Иксусство" 9 класс.

Презентация " Космонавт-художник. Алексей Леонов". "Искусство" 9 класс. К теме "Искусство предвосхищает  будущее". Творчество А. Леонова ,который создал большое количество живописных полотен...

Логопедические игры с резиночками для волос для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Ознакомление с планетами Солнечной системы в «Школе будущих космонавтов» Лексическая тема: "Космос"

Игры с резиночками для волос. Ознакомление с планетами Солнечной системы в «Школе будущих космонавтов». Лексическая тема: "Космос"...

Урок, посвященный 50-летию полета в космос первой в мире женщины-космонавта В. Терешковой, по теме «Космос – человечеству»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАУрок проводился в 8 классе в рамках  конкурса методических разработок конспектов уроков «Космос – человечеству». Подготовка урока осуществлялась с учетом во...

презентация Лучший космонавт художник, художник лучший космонавт.

Презентация посвященна творчеству космонавта Алексея Леонова....