Разработка урока на тему "Зачем нужно изучать фонетику" 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Тяганова Валентина Викторовна

Тема урока: Зачем нужно изучать фонетику

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Цели урока:

Содержательная: формирование знаний о  фонетике.

Деятельностная: формирование способности учащихся к новым способам действия: создание алгоритма, наблюдение, работа с учебником.

Планируемые результаты

Личностные: обучающийся научится  готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Метапредметные  УУД:  

Регулятивные  УУД:  обучающийся научится ставить новые учебные цели и задачи;
 обучающийся получит возможность планировать достижения целей самостоятельно  учитывать условия и средства их достижения;

Познавательные УУД: обучающийся научится находить ответы на вопросы, используя учебник;
обучающийся получит возможность научиться построению самостоятельного процесса поиска нужной информации.
Коммуникативные УУД: обучающийся научится учитывать разные мнения и интересы,  научится работать в паре;  оформлять свои мысли в устной форме работая в паре и группе;
обучающийся получит возможность научиться  аргументировать свою точку зрения.

Предметные:  обучающийся  научится отличать звуки и буквы;
обучающийся получит возможность научиться находить слова, в которых одна буква обозначает два звука, слова, в которых буква не обозначает звука.

Необходимое оборудование: учебник  «Русский язык»5 класс. Быстрова Е.А.

Предметно-образовательная среда: лист самооценки, учебник, комплект мультимедийной аппаратуры,  карточки с заданиями

Демонстративный материал: алгоритм проверки правописания тире между подлежащим и сказуемым,  эталоны для самопроверки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_8._tyaganova_v.v.docx105.06 КБ

Предварительный просмотр:

                        Министерство образования и науки РТ

ГАОУ ДПО «Институт развития образования республики Татарстан»

                                          Проектная работа

                 Тема урока: «Зачем нужно изучать фонетику»

                                                           

                                                               Выполнила: Тяганова В.В.

                                                               слушатель программы

                                                               ДПО повышения квалификации

                                        по проблеме «Особенности преподавания
русского языка и литературы
в  общеобразовательных учреждениях
с русским языком обучения»

                                                                                                                                                                                                                                                                                        учитель русского   языка и литературы

                                                           МБОУ «Введенско-Слободская основная                              общеобразовательная школа»

                                                          «Проектная работа допущена к защите»

                                                           Руководитель проектной работы

                                                           профессор Скиргайло Т.О..

                                                           «____» ___июня____ 2017

                     

                  Тема урока: Зачем нужно изучать фонетику

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Цели урока:

Содержательная: формирование знаний о  фонетике.

Деятельностная: формирование способности учащихся к новым способам действия: создание алгоритма, наблюдение, работа с учебником.

Планируемые результаты:  

Личностные: обучающийся научится  готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. 
Метапредметные  УУД
:  

Регулятивные  УУД:  обучающийся научится ставить новые учебные цели и задачи;
обучающийся получит возможность планировать достижения целей самостоятельно  учитывать условия и средства их достижения;

Познавательные УУД: обучающийся научится находить ответы на вопросы, используя учебник;
обучающийся получит возможность научиться построению самостоятельного процесса поиска нужной информации.
Коммуникативные УУД: обучающийся научится учитывать разные мнения и интересы,  научится работать в паре;  оформлять свои мысли в устной форме работая в паре и группе;
обучающийся получит возможность научиться  аргументировать свою точку зрения.

Предметные:  обучающийся  научится отличать звуки и буквы;
обучающийся получит возможность научиться находить слова, в которых одна буква обозначает два звука, слова, в которых буква не обозначает звука.

Необходимое оборудование: учебник  «Русский язык»5 класс. Быстрова Е.А.

Предметно-образовательная среда: лист самооценки, учебник, комплект мультимедийной аппаратуры,  карточки с заданиями

Демонстративный материал: алгоритм проверки правописания тире между подлежащим и сказуемым,  эталоны для самопроверки

                                             Ход урока:

    1 этап. Мотивация к учебной деятельности.

   Учитель. Заливистый школьный звонок
Позвал опять на урок.
Будьте все внимательны,
А еще старательны!
Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Начать сегодняшний  урок мне хочется с высказывания ирландского писателя и драматурга Бернарда Шоу «Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность». Как вы понимаете эти слова?
Ученик. Для того, чтобы чему-то научиться, нужно это делать. Не бояться ошибиться, ведь на ошибках тоже учатся.

Учитель Вы готовы начать урок, чтобы научиться чему-то новому?

Ученик. Готовы.

 2 этап. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

 Учитель. Проверим  домашнее задание. Кто выполнил упражнение №175,проверьте его, пожалуйста, по эталону, спроецированному на экран.  

Эталон №1 к упражнению №175.

Кружатся в воздухе снежинки и падают на землю.
(союз И связывает однородные члены)

      Кружатся в воздухе снежинки, и падают на землю снежные цветки с лепестками.
      (союз И связывает части сложного предложения)

 Учитель. Те, кто выполнил упражнение №176,  проверьте по карточкам, которые лежат у вас на столах.  

Эталон №2 к упражнению № 176.

  1. 1.Зацвела черемуха, и грянули черемуховые холода. 2.На тополях лопнули почки, и из каждой почки, как бабочка из куколки, вылупился зеленый листик. 3. Входишь в лес и гладишь ладонью деревья, как старых друзей, похлопываешь по спине. 4. Все любят цветы, но каждый по-своему. 5. Каждую весну птицы спешат туда, где впервые увидели синее небо и зеленую траву.
  2. 1. Солнышко еще не взошло, а ковер уже готов. 2. Вьюги и метели под февраль полетели. 3. Вот Чернавка в лес пошла и в такую даль свела, что царевна догадалась и до смерти испугалась. 4. Солоха долго думала, где спрятать такого плотного гостя. 5. Хотя на дворе мороз и снег, я расстегнул пальто на все пуговицы и заложил за спину руки. Пусть все видят мою рубашку, которую мне сегодня купили. 6. Тетерев сел на самом верху, и сук сосны и сук ели сложились, будто мостик между двумя деревьями.

Учитель. Те, кто  составляли предложения по картинке, соберитесь и    подойдите ко мне.

Ученик. Творческое задание выполнили 5 человек.

Учитель. Прочитайте работы, выберите лучшие для прочтения в классе

Ребята, поднимите, пожалуйста, руки те, кто из вас выполнил упражнение
№ 175   без ошибок?

Ученик. Я выполнил упражнение  № без ошибок.

Учитель. У кого возникли затруднения при выполнении этого домашнего задания?

Ученик. Я допустил ошибку во втором предложении. Это предложение сложное, а я не поставил запятую.

Учитель. А теперь поднимите, пожалуйста, руки те, кто  выполнил задание
№ 176   без ошибок?
(обучающиеся поднимают руки)
Учитель. У кого возникли затруднения ?

Ученица. Я допустила ошибку в слове СПЕШАТ из 5 предложения. Но сейчас я воспользовалась алгоритмом и исправила свою ошибку. Безударная Е в корне проверяется ударением. СПЕШАТ-СПЕШКА.

Ученик. Я неправильно подчеркнула основу сложного предложения. Солнышко еще не взошло, а ковер уже готов. 1 предложение во второй части. Но по алгоритму пройденного урока поняла, что слово ГОТОВ-это краткое  прилагательное и отвечает на вопрос каков? Такие слова являются сказуемыми в предложении.
Учитель. Те, кто выполняли творческое задание. Составляли предложения по картинке. Зачитайте, пожалуйста самые интересные предложения.
Ученик. Нам больше всего понравились предложения Маши. Она составила красивые предложения, использовала образные выражения. Например: Сложное предложение. Надо мною чистое бездонное небо, и только небольшое облако виднеется на горизонте. Простое предложение. Это облако несет с собой дождь.

Учитель. На каком уровне вы усвоили домашнее задание?

Ученик.  На удовлетворительном уровне, нам необходимо работать над своими ошибками. Мне нужно еще раз прочитать параграф учебника, так как я затрудняюсь определить основу, если в предложении нет глагола.
Ученик. Я допустил ошибки в написании безударных гласных в корне. Мне надо  повторить это правило и потренироваться.
Ученик. А я иногда путаю подлежащее и дополнение, мне надо потренироваться в синтаксическом разборе простого предложения.
Ученик. А мне нужно составлять сложные предложения.

Учитель.  У вас на  партах лежат  листы самооценки. Обратите внимание, что на листе 3 графы. Вы ставите оценки не только себе, но и своим одноклассникам. Оцените, пожалуйста, свою деятельность на этом этапе.

Лист самооценки

Ученика (цы) 5 класса

ФИ______________

Виды работы

Моя оценка

Оценка одноклассника

Оценка учителя

Домашнее задание

1 задание

Составление алгоритма

групповая работа

Работа в парах

Самостоятельная работа

Проверочная  работа

   

 -задание выполнено правильно, ставьте + (плюс);

-задание выполнено не точно, ставьте знак вопроса(?).

Учитель. Не забывайте в течение урока оценивать свою познавательную деятельность. Продолжим наш урок. Открываем тетради, записываем число. Оставляем свободную строчку для темы урока, которую вы сформулируете сами

3. Выявление места и причины затруднения

Учитель.  На доске записаны  слова. Попробуйте записать их в транскрипции.
ЖЮРИ, ЯМА, ЁЖИК,ПОДЪЁМ.

Учитель. Сверьте свою работу с эталоном, который спроецирован на экране.

Эталон №3

[жури],  [йама,] [йожик] ,[падйом]

Учитель. Поднимите руку, кто выполнил это задание без ошибок? А кто допустил ошибки? Какие затруднения испытывали, выполняя это упражнение?

Ученик.  Я допустил ошибку в слове ЖЮРИ . Написал  Ю.

Ученик. Я неправильно разобрал слово ПОДЪЁМ. Написал Ъ.

Ученик. У меня ошибки в словах ЯМА и ЁЖИК.
Учитель. Можете объяснить, почему вы допустили ошибки?

Ученик.  Мы затрудняемся отличить букву от звука. И не знаем, какие буквы не имеют звука.

Учитель. Какова проблема?

Ученик. Нам необходимо научиться различать звуки и буквы.

Учитель. А поможет нам в этом удивительная и очень интересная наука Фонетика. Как вы думаете, нужно изучать фонетику.
Ученик. Нужно. Без этих знаний нам не обойтись.
Учитель. А зачем нужно изучать фонетику?

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Учитель. Какова же цель нашей  дальнейшей работы?

Ученик. Научиться различать звуки и буквы и ответить на вопрос: « Зачем нужно изучать фонетику?»

Учитель. Как сформулируем тему нашего урока?

Ученик. Зачем нужно изучать фонетику.

Учитель. Какой метод  вы предлагаете использовать для решения данной проблемы? Вспомните, какой метод  мы использовали в случаях, когда  не могли объяснить какое- либо правописание или решить трудную задачу?

Ученик. Обычно мы использовали  работу с учебником.

5 этап. Реализация построения проекта.

Учитель. Открываем учебник, параграф № 35. Прочитайте его.

Учитель. Что нового вы узнали из прочитанного параграфа?

 Ученик. Фонетика  - это наука о звуках речи. Фонетика нужна не только в школе. Она нужна людям разных профессий: дикторам, артистам, ведущим и врачам- логопедам. Фонетика изучает слоги, ударение и интонацию.

Ученик. Еще мы узнали, что слово фонетика пришло к нам из греческого языка. Корень фон означает «звук».

Ученик. Мы узнали, что существуют «голосовые» компьютерные программы, которые позволяют воспринимать голос человека, им не нужна клавиатура.

Учитель. Молодцы. А есть то, что вы не поняли?

Ученик. Я не знаю, кто такой  ЛОГОПЕД.

Учитель. Что делать?  Как узнать, кто такой логопед?

Ученик. Если мы не знаем, что означает слово, мы обращаемся к словарю.

Учитель. Вы знаете, что есть различные виды словарей. А какой поможет нам?

Ученик. Нам нужен толковый словарь.

(Учащиеся работают со словарем.  Выписывают значение слова)

ЛОГОПЕД- специалист, который занимается нарушениями речи, способами их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия.

Учитель. Давайте объединимся в группы и составим алгоритм по параграфу № 35 на тему «Зачем нужно изучать фонетику?»

Учитель Первая группа, представьте, пожалуйста, свою работу.

Учитель. У всех ли так получилось?

Ученик. Наша группа составила план параграфа в виде вопросов и ответов.

  1. Что такое фонетика? Фонетика – раздел науки о языке.
  2. Что изучает фонетика? Фонетика изучает звуки речи, слоги, ударение, интонацию.
  3. Кому нужна фонетика? Фонетика нужна артистам, дикторам, ведущим радио- и телепередач, программистам.
  4.  Что подсказывает фонетика? Фонетика подсказывает как произносит звуки речи и целые слова.        

5. Как помогает фонетика врачам-логопедам? Врачам-логопедам помогает учить детей правильно проговаривать трудные звуки.
Учитель. Какой алгоритм вы считаете удобнее?
Ученик. Нам понравился алгоритм 1 группы. Там все кратко, легко пользоваться, легко запомнить.

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Учитель. Какой следующий этап нашей познавательной деятельности?

Ученик. Необходимо закрепить знания, правила и умения и научиться применять их на практике.

Учитель. Не забудьте оценить себя. Теперь, чтобы закрепить знания поработаем в группах. Не забудьте о правилах работы в группе.

Учитель.  Мы говорили, что фонетика изучает ударение. Расставьте ударения в следующих словах.

Баловать, досуг, красивее, столяр, хвоя, щавель.

(подслушанный учителем разговор.
Ученик 1. Я думаю, что надо говорить бАловать.
Ученик 2. Мне кажется баловАть.
Ученик 3. Давайте не будем спорить, а посмотрим в словаре. Правильный ответ баловАть).

Учитель. Проверьте себя по эталону.

Эталон № 4.

 БаловАть, досУг, красИвее, столЯр, хвОя, щавЕль.

 

Учитель. Еще мы говорили, что фонетика изучает слоги. Давайте проверим себя. Умеем ли мы делить слова на слоги. Разделите слова на слоги. Найдите лишнее слово.

  1. Швея, летчик, учитель, повар, шофер.
  2. Огурец, помидор, морковь, картофель, капуста.
  3. Береза, осина, ольха, яблоня.

(подслушанный учителем разговор

Ученик1. Швея- один слог. Это слово ведь не переносится.

Ученик 2. Нет. Есть правило. Сколько гласных, столько и слогов. Здесь два гласных, значит и два слога. ШВЕ-Я.)

Эталон № 5.

  1. Шве-я, лет-чик, у-чи-тель, по-вар, шо-фер.
    (лишнее слово- учитель- 3 слога, а во всех других 2)
  2. О-гу-рец, по-ми-дор, мор-ковь, кар-то-фель, ка-пус-та.

(лишнее слово- морковь- 2 слога, а во всех других 3)

  1. Бе-ре-за, о-си-на, оль-ха, яб-ло-ня.

(лишнее слово- ольха- 2 слога, а во всех других 3)

Учитель. Испытывали ли вы затруднения?

Ученик. Нет, мы работали в команде, подсказывали друг другу.

Учитель. Для дальнейшего закрепления, поработаем в парах. Посмотрите на доску.

  1. Найдите мягкие согласные звуки и подчеркните их.
  1. Чаща; 2) дело; 3) точка; 4) шина
  1. Найдите твердые согласные звуки и подчеркните их.
  1. Тень; 2) подвиг; 3) собака; 4) барабанщик.

 Эталон № 6

1)Чаща; 2) дело; 3) точка; 4) шина

  1. Тень; 2) подвиг; 3) собака; 4) барабанщик.

Учитель. Испытали ли вы затруднения при выполнении задания?

Ученик. Да, но  мы уже увереннее выполняем задание.

Динамическая пауза.  А теперь давайте поиграем. Встаньте рядом со своими партами. Когда я называю гласный звук, вверх правую руку поднимают девочки, а если согласный – мальчики - Д, О, Б, Р,У, А, К, Т, Э, Л, Н, Ы.

 7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

Учитель. Вы немного отдохнули. Продолжим работу? Все уверены в своих умениях?

Ученик.  Да.

Учитель. Как проверить?

Ученик. Мы можем самостоятельно выполнить задание и проверить себя по эталону. Внимание на экран. На экране слова:

Мельница, газета, кисель, дочь, мель, мел, юла, касса, ёж.

  1. Подчеркни слова, в которых букв и звуков одинаковое количество.  
  2. Подчеркни слова, в которых букв больше, чем звуков.
  3. Подчеркни слова, в которых звуков больше, чем букв.

Учитель. Ваши следующие действия?

Ученик. Проведем самопроверку по эталону.

 Эталон  № 7

  1. Газета, мел.
  2. Мельница, кисель, дочь, касса.
  3. Юла, ёж.

 

Учитель. Поднимите руки, кто выполнил задание без ошибок. Какие затруднения вы испытывали?

Ученик. Я ошибся в слове КАССА Буквы   С- 2, а звук 1, только он долгий.

Учитель.  Еще есть ошибки?

Ученик.  Да.  Я неправильно сосчитал звуки и буквы в словах ЮЛА и ЁЖ. Буквы Е,Я,Ё,Ю  в начале слова обозначают два звука.

Учитель. Кто допустил ошибки? Как поступить?

Ученик. Исправить ошибки самостоятельно или воспользоваться эталоном.

Учитель. Молодцы. Поставьте на полях знак  «+», у кого нет ошибок.

8.Этап включения в систему знаний и повторения.

Учитель. Каким новым знанием мы пополнили свою «копилку» знаний?

Ученик. Мы нашли ответ на вопросы : «Что такое фонетика? Зачем нужно ее изучать?»

Ученик. Мы научились делить слова на слоги и ставить ударение.

Учитель. Молодцы. Теперь выполним небольшую проверочную работу. Сделайте звуковую запись слов, сначала шепотом произносите слово,

медленно протяжно проговаривая гласные.

Стол, коза, ров, яр, жил, село, бег.

В каких словах звуки не совпадают с буквами? Подчеркните их.

Эталон  № 8

 [стол], [каза], [роф], [л’ук], [й’ар], [жыл], [с’ило], [б’эк]

Во всех словах, кроме слова стол, есть звуки, обозначаемые на письме «другими» буквами.

9.Этап рефлексии.  

Учитель. Чему был посвящен урок и что вы узнали на уроке?

Учитель. Урок был посвящен фонетике - разделу науки о языке, который изучает звуки, правила постановки ударения.

Ученик. Мы сегодня  работали в группах, в парах, работали с учебником, помогали друг другу.

Ученик. Мы узнали, в чем разница между гласными и согласными.

Учитель. Какие затруднения мы испытали?

Ученик. Не всегда правильно ставили ударение, были ошибки при определении количества букв и звуков. Нам помогло их преодолеть то, что мы работали в группах, пользовались словарем.

Учитель. На ваших партах лежат листы самооценки, заполните и сдайте их, пожалуйста.

Домашнее задание.

1)Те, кто понял все, о чем говорили на уроке, но пока сомневается, предлагаю выполнить упражнение 177 .

2)Кто усвоил тему, но пока не может объяснить другому, напишите конспект по параграфу учебника.

3)Кто все понял и  может объяснить тему товарищу, скажите себе: «Молодец!», а домашнее задание такое: написать сообщение на тему: « Что я знаю о звуках речи».

Заполните лист оценки и сдайте мне.

   Спасибо большое за  прекрасный урок! Надеюсь, что вам понравилось и вы остались довольны сегодняшней работой на уроке.  До свидания!

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные технологии – современному уроку. Методическая разработка урока по английскому языку в 8 классе

Кейс- метод, может быть успешно использован на занятиях по иностранному языку, поскольку данный метод комплексный и содержит все виды речевой деятельности: чтение, говорение, письмо, аудирование. У об...

УРОК «ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА МАТЕМАТИКА?» 5 класс

Цели:Выяснить.используют ли наши родители математические знания в своей профессиональной деятельности.Развивать навыки коллективного труда и коммуникативные навыки.Привить интерес к предмету у у...

Методическая разработка урока по химии для обучающихся 10 класса.Тема урока:"Белки и их химико-технологические свойства"

Урок включает несколько этапов: повторе­ние, изучение нового материала, лаборатор­ную работу, закрепление и контроль знаний. Данная работа содержит развернутый план-конспект-структуру и ход урока, при...

Разработка урока по английскому языку "Изучаем английскую грамматику:The Present Continuous Tense 5 класс

Данный урок разработан в соответствии с программой курса английского языка М.З.Биболетовой, Н.Н.Трубаневой в разделе "Узнаем больше друг о друге"...