Разработка урока по русскому языку по теме "Морфемика". 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Конспект урока постановки учебной задачи по теме "Морфемика" в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_uroka_po_teme_morfemika.docx29.36 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект открытого  урока по теме «Морфемика» (5 класс)

Матнурова Гузель Газизовн, учитель русского языка и литературы

Тип урока: урок постановки учебной задачи

Цели учебного занятия:

  • содержательная: расширить понятийную базу о мотивированных и немотивированных словах; с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися способа членения слова на морфемы;
  • деятельностная: формировать у учащихся навыки работы членение слов на морфемы ; развивать у учащихся УУД: познавательные, коммуникативные и регулятивные в соответствии с типом урока (урок постановки учебной задачи).    

Цель деятельности учителя: Актуализировать и восстановить знания о морфеме, как значимой части слова, определять значение морфем и выводить лексическое значение слова из суммы морфем.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные: осознавать ценности русского языка и возможности, предоставляемые средствами  русского языка – морфемами, для самовыражения и развития творческих способностей личности.

 Предметые: определять мотивированные и немотивированные слова, находить морфемы в словах, определять значение морфем и выводить лексическое значение слова из суммы морфем; разграничивать словообразовательные и словообразующие морфемы.

Метапредметные: анализировать, сравнивать, делать обобщения, строить рассуждения.

Методы и формы обучения: наблюдение над языком, создание проблемных ситуаций; индивидуальная , групповая, фронтальная.

Оборудование: Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор.

                                                             Конспект урока

  1. Организационный. Приветствие.

        Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы видим в нашем классе много гостей, которые хотели бы посмотреть, как мы с вами умеем трудиться и преодолевать препятствие, насколько мы целеустремлены и собраны.

Запишите число и классная работа.

  1. Создание ситуации успеха: Заранее написать на доске слова:

Оп…раться на посох, высокие п…рила, п..ровать победу,

Нак…сить сена, резвая к…суля*, прик…саться к стене.      

 * (род оленей, обитающих на территории Евразии)

Перед вами  группы слов с пропущенными орфограммами. Решите орфографическую задачу и разделите слова на три группы. По какому принципу вы это сделали?

  ( По способу проверки):

      1.   По сильной позиции;

      2.   По специальному орфографическому правилу

      3.   По словарю

Молодцы! Я рада, что у вас все получилось!

  1. А вот вчера ко мне вчера подошла ученица, и у нас состоялся такой диалог:

(включить видео)

Я ей посоветовала повторить один из разделов языкознания. Как вы думаете, какой?

А какие разделы языка вы знаете? (перечисляют) Фиксируются  на доске. Так какой раздел языкознания забыла ученица? (Морфемика). (Если ответят, то молодцы и дать значение этого слова). Если нет, то дать подсказку.

? Может вам поможет эта словарная статья?

Подьячий, («под» +«дьяк») — низший административный чин в Русском государстве в XVI — начале XVIII века. Под руководством дьяков подьячие выполняли основную делопроизводственную работу в центральных и местных государственных учреждениях.

? Вы готовы объяснить, почему выпускница совершила ошибку?

(Неправильно разделила слово на морфемы!)

К какому выводу можно  прийти? (Надо знать не способы проверки, но учитывать, в какой части слова их нужно применить.)

То есть ученице  в первую очередь нужно повторить морфемику.

Как можно это быстро сделать? К чему вы обращаетесь, когда что-то подзабыли на уроке?

В свой справочник. Давайте составим справочник-схему «Морфемики»  для выпускников. Наверняка он им пригодится, так как они усиленно готовятся к ЕГЭ.

А что такое справочник?

Справочник – издание практического назначения, с кратким изложением сведений в систематической форме, чтобы можно было быстро и легко навести по нему справку.

Значит, какими должна  обладать наша справочная схема?(Информативностью, краткостью, системностью, то есть логичностью.)

 Как вы думаете, какими должны быть первые шаги будут у нас по созданию справочника? (Вспомнить все, что мы знаем о морфемике).

 Итак, тема урока: Морфемика (записать на доске) А вам я предлагаю открыть свои справочники, в которых вы работаете, и начать строить схему там.

  1. Какие морфемы вы знаете?

Корень,        суффикс,       приставка,       окончание

 (зафиксировать в схеме)

Это строительный материал, кирпичики, из которых оно собирается…

 Найдите их, пожалуйста, в следующих словах: (групповая работа) –

нужны маркеры и листы со словами, где они работают

Что у вас получилось? (Ребята вывешивают результаты разбора)

 Кто прав?

 Вы обратили внимание, что одни и те же сочетания могут входить в разные морфемы? Отчего это зависит? Чтобы ответить на этот вопрос. Я предлагаю вам обратиться к теоретическому материалу, лежащему у вас на партах.

Текст

  Все слова в русском языке делятся на две группы. Значение слов одной группы может быть объяснено через другие слова, от которых они образованы. Это слова МОТИВИРОВАННЫЕ, ПРОИЗВОДНЫЕ. Для слов другой группы в современном русском языке нельзя найти слова, от которого они образованы и которое помогло бы понять их значение. Это слова НЕМОТИВИРОВАННЫЕ, НЕПРОИЗВОДНЫЕ.       Существование мотивированных слов очень облегчает понимание языка, пользование им. Ведь если бы таких слов не было, если бы каждый предмет, каждое действие, каждый признак обозначался совсем новым, особым словом, то пришлось бы запоминать все слова русского языка. А это не под силу ни одному человеку. Но этого и не требуется. Зная одно слово, мы легко понимаем целый ряд других, образованных от него. Мотивированные слова в русском языке образуются по СТРОГИМ ЗАКОНАМ.

? Что нового вы узнали из этой статьи? На какие группы делятся все слова? Что значит мотивированные и немотивированные слова?

Теперь вы можете сказать, почему одни и те же сочетания могут входить в разные морфемы? (Среди них есть мотивированные и немотивированные слова)

Вазочка                                                    ←       ваз + - очк-

Белочка                                                     ←      белка + - к-

                                                                              Бабочка

  ↓                                                                                    ↓

Мотивированное                                      немотивированное      (зафиксировать на ватмане)

Думаю, вы без труда справитесь со следующим заданием:

Выпишите из списка слова, мотивированные одним и тем же словом:

Деревянный, деревенский, деревенька, дерево, деревце, деревушка, деревенеть, деревня

Сколько групп у вас получилось? Какое слово вы записали первым в каждой группе?

Почему?

Физкультминутка

  1.  Как вы думаете, существование мотивированных слов очень облегчает понимание языка или, наоборот,  затрудняет? (Ответы ребят)

Как вы думаете, что обозначает слово КАБАРГА? Вряд ли догадаетесь, что оно значит, если не посмотрите в толковом  словаре или придется спросить у собеседника. Почему?( Не знаем лексического значения слова)

В какой морфеме содержится основное ЛЗ? ( в корне)

А можете ли вы догадаться, о чем или о ком идет речь, если вам начнут рассказывать о КАБАРЖОНКЕ?

Без словаря вы догадаетесь, что

Кабаржонок – детеныш кабарги

Кабарговый – имеющий отношение к кабарге

Кабарожка –   маленькая кабарга

Какая морфема вам в этом помогла? (Суффикс)

А чем отличается кабаржонок от кабарги? «маленький», в какой морфеме содержится это значение? (в суффиксе) значит в нем есть дополнительное лексическое значение. (Зафиксировать в схеме). Какую роль выполняет этот суффикс? (образовал новое слов) => это словообразовательная морфема (на ватман)

Думаю, что вам все-таки интересно, что это за детеныш (на слайд)

  1. А вот еще один интересный текст. Послушайте, какое стихотворение было написано в начале 20-го века поэтом Николаем Крученых:

Дыр бур щыл

Убещур

Скул

Вы со бу

РЛЭЗ

Вам что-нибудь понятно? Почему? Потому что у слов нет значения.

        А вот известный ученый–лингвист Лев Владимирович Щерба придумал другую фразу:

Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка

Здесь вам тоже ничего не ясно? (Некое существо женского пола как-то нечаянно-сильно что-то сделала с другим существом мужского пола и кудрячит (лижет, кормит) детеныша этого бокра). Какие морфемы помогли точно определить части речи? (Окончания) . Какую роль выполняют окончания? Они образуют новые слова? (Нет, меняют только форму слова) => словоизменительные (в схему)

  1. Посмотрите на нашу схему-справочник. Что мы обозначили на ней? (Перечисляют)

Готов ли он? Чего не хватает? Какие критерии мы обозначили? А как на схеме можно изобразить логичность? Тогда цель наших следующих уроков какая?

Как эти понятия связаны между собой…

  1. Помните девочку Кристину, которая ошиблась в слове подьячий? Она очень добросовестная девочка. Но морфемика – один из сложных разделов русского языка. В нем много таинственных слов и явлений. Я предлагаю разгадать некоторые из них. Чем интересно с точки зрения морфемики слово

Розоватый?

Д/З. Я рекомендую выполнить задания на выбор, учитывая степень своих знаний и заинтересованности в теме:

  1. Выделите морфемы в словах бородатый, городской, барабанчик, мальчик, банка, банька. Определи значение этих морфем.
  2. Придумай загадочную фразу для одноклассников.
  3. Найди «загадку» слов РОЗОВАТЫЙ, ВЫНУТЬ, ЗАКОУЛОК

  1. Рефлексия урока

У каждого на парте лежит смайлик, но без носа и рта.

Теперь дорисуем нос:

! – если вы хорошо поняли тему

? – если вы не совсем хорошо поняли тему и у вас есть вопросы.

Теперь дорисуем рот:

)     урок понравился и вы довольны своей работой

  • урок не понравился, я не очень доволен своей работой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Способы словообразования в русском языке" (разработка урока по русскому языку в 10 классе)

"Способы словообразоваяния в русском языке" (разработка урока по расскому языку в 10 классе)...

Разработка урока по русскому языку в 6 классе. Тема урока: "Неопределенные местоимения"

Урок русского языка в 6 классе с применением технологии проблемного обучения.Тема: Неопределённые местоимения. Тип урока:   изучение нового материала и первичное закрепление знаний.Цели...

Разработка урока по русскому языку в 10 классе на тему: «Фразеология. Словари русского языка и лингвистические справочники; их применение»

Тема  урока: Фразеология. Словари русского языка и лингвистические справочники; их  применение.Цели урока:совершенствовать умения обучающихся выделять фразеологизмы в тексте, подбирать синон...

Разработка урока по русскому языку в 5 классе.Тема урока: "Обобщение и систематизация знаний по теме "Морфемика. Орфография. Культура речи"

Цели:Обучающая: обобщить знания обучающихся по изученному материалу раздела «Морфемика. Орфография. Культура речи», привести в систему и проверить степень освоенности всех тем.Развивающая:...