для информационных пятиминуток
занимательные факты (9 класс) по теме

Анатолий Приставкин

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diktanty_i_izlozheniya_testy.docx20.28 КБ
Office presentation icon zozh.ppt2.85 МБ
Microsoft Office document icon odin_den_iz_zhizni_armii.doc96 КБ
Файл 12_mes.5_klass.pptx1.25 МБ
Файл kartochki_dlya_kdr.docx19.57 КБ
Файл pristavkin_a.docx17.06 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольный диктант

по теме «Повторение изученного в 5 классе»

Утром в низинах расстилался туман. Но вот из-за горизонта поднимается солнце, и его лучи съедают серую пелену тумана.

Солнце поднимается выше и разбрасывает свои лучи по необъятным нолям желтой пшеницы, верхушкам далекого леса.

На расстоянии километра от леса замечаешь блестящую на солнце поверхность озера. В него впадает извилистая речонка. Мы направляемся к ней.

На берегу растут густые заросли малины. Забираешься в нее и с наслаждением наедаешься пахучих ягод.

Другой берег реки покрыт камышом. Легкий ветерок слегка колышет его. Со стебля на стебель перелетают стрекозы. В медленном течении реки шевелятся водоросли.

Ложишься на спину, смотришь в небо. В бескрайней вышине его сливаются жаворонки. Слушаешь их песню и замираешь от восторга.

Контрольный диктант

 по теме «Словообразование и орфография»

Соседские ребятишки предложили нам пойти с ними на рыбалку. Собирались мы весь вечер, приготовили удочки, приманку.

Солнце едва показалось над горизонтом, когда мы отправились на речку. Его лучи едва касались верхушек деревьев, и они приобретали причудливые очертания. В низинах еще расстилался туман.

Узкая дорожка привела нас к речке. Легкий ветерок шевелил листьями деревьев и приятно освежал лицо. Мы отыскали удобное место и закинули удочки.

Между тем солнце пригревало землю. Его лучи осветили окрестность и преобразили все вокруг. На траве заблестели капельки росы, в прибрежных камышах зашевелились утки.

К обеду мы вернулись домой с хорошим уловом.

Контрольный диктант

по теме «Имя прилагательное»

Каждый год в весеннем лесу происходит чудо. Зацветает ландыш. Удивительных цветов много, но этот самый изящный, самый душистый, самый таинственный.

Наклонились вниз на длинном стебельке белоснежные фарфоровые кольца с резными краями. Кажется, что неизвестный мастер придал такую необычную форму речному жемчугу. К концу лета они превратятся в оранжево-красные бусинки. Словно из далеких стран попали в лес драгоценные камни.

Ландыш представляется мне символом леса. Вся красота весеннего, летнего, осеннего и зимнего леса сошлись в атом неповторимом цветке. В его зеленых с прожилками листьях отыщутся весна и лето. В августе в тонких бледно-коричневых листьях присутствуют краски осени. В изящных снежно-белых цветках прячется зима, ждёт своей поры.

В ландыше соединились хрупкость, нежность, красота и вечность.

                                                         

                                                   (По Т. Головановой.)

Контрольный диктант  

по теме «Имя числительное»

Люди всегда стремились разгадать тайну глубин нашей планеты. Что находится в центре Земли? Почему на Земле происходят землетрясения, извержения вулканов? Почему одни участки суши поднимаются, а другие опускаются? Каков возраст нашей планеты? Какой была Земля миллионы лет назад?

Выяснить это не так просто. А если прорубить скважину к центру Земли? Глубинное бурение — один из методов изучения земных недр. Он позволяет многое узнать о строении нашей планеты. Самая глубокая скважина не превышает 15 километров, а расстояние от поверхности до центра Земли 6370 километров.

И все-таки с помощью бурения ученые установили, что при приближении к центру Земли температура повышается. В среднем на каждые сто метров глубины она возрастает на три градуса.

                                                                                                   (Из книги «Почемучка».)

Контрольный диктант  

по теме «Местоимение»

Однажды в летнюю ночь я сидел в моей комнате за письменным столом. Ночь была тихая, только с реки доносились какие-то далекие легкие звуки. В полной ночной тишине под полом вдруг послышались чьи-то тихие голоса. Они были похожи на шепот птенцов, которые пробудились в гнезде. Но какие птенцы могли быть в подполье? Я долго не мог понять, кто разговаривает у меня под полом. Потом я догадался, что это ежи.        

Ежи — смирные и кроткие звери. Разговаривать, конечно, они не умеют. Это я слышал их возню. Они никому не причиняют вреда и никого не боятся. Днем они спят, а ночью выходят на охоту. Они уничтожают вредных насекомых, воюют с крысами и мышами.

На зиму ежи засыпают. Их маленькие берлоги покрывают снежные сугробы, и ежи преспокойно спят всю зиму.

                                                                                                                                                     (По И. Соколову-Микитову.)

Итоговый контрольный диктант

 за курс 6 класса

Небо перед утренней зарей прояснилось. На нем нет туч и облаков. Над узкой речкой расстилается синий туман. В такую раннюю пору здесь ни с кем не встретиться. Предрассветная тишь долго не нарушается никакими звуками, ничьими голосами. В утреннем тумане ничего не видишь. Только тяжелая от росы трава низко прилегает к земле и блестит серебряными каплями. Но вот пробежал легкий ветерок. Раздается стук дятла, и лес наполняется птичьим пением. Из куста выскочил косой зайчонок и сбросил с веток капли росы.

Теперь уже нет опасности заблудиться в тумане. Поднимается горячее солнце. Оно бросает свои лучи на весеннюю землю. Никогда не бывает утро так прекрасно, как ранней весной. Легко дышишь, любуешься природой.

Контрольный  тест

по теме «Имя существительное»

I. Укажите слово, строение которого соответствует схеме:

I) пришкольный, 2) приготовился, 3) удивительный, 4)   приближаться.

II. Найдите слово, в котором написание гласной в корне провецется ударением.

I) выр..сли. 2) уг..реть. 3) бл.стеть. 4) р.скошный. 5) соб..рать.

III. Укажите слово, в корне которого пишется о.

1) р..стение. 2) к..сание. 3) распол..гаться. 4) разг..реться. 5) отр..сль.

IV. Найдите слово с приставкой при-.

1) пр..пятствие. 2) пр..сутствовать. 3) пр..образовать. 4) пр..вращаться. 5) пр..огромный.

V. Найдите разносклоняемое существительное.

1) санаторий. 2) галерея, 3) пламя. 4) аллея. 5) история.

VI. Укажите существительное, у которого в окончании пишется -и.

1) к станц.. . 2) на топол.. . 3) о елк . . 4) по дорог.. . 5) в гербари.. .

VII. Найдите существительное с суффиксом -щик.

1) перебеж..ик. 2) груз..ик. 3) рез..ик. 4) рассказ..ик. 5) фасов..ик.

VIII. Найдите существительное с приставкой не-.

1) (Не) место красит человека, а человек место. 2) Вася — (не)ряха. 3) (Не)решительность шахматиста. 4) (Не)настье задержало нас в пути.

IX. Найдите среди данных слов заимствованное.

1) Весна. 2) Полотер. 3) Праздник. 4) Акварель. 5) Земля.

X. Найдите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка.

1) Женя положила ключ и телеграмму на край стола и вышла из комнаты. 2) Красивый пейзаж вызывает у людей радостное чувство, отвлекает от грустных мыслей. 3) Я вспоминаю то утро когда отец вернулся из экспедиции. 4) Ветер нагнал к веранде кучу листьев, и теперь они лежали маленькой горкой.

Каждое задание оценивается одним баллом.

Оценки выставляются: «5»— 10 б., «4» —7—9 б., «3» —5—-6 б., «2»—.4 б., «1» — 2 б.

Итоговый тест  за курс 6 класса

1. Укажите слово, в котором ударение падает на третий слог.

A. позвонит

Б. языковое (чутье)

B. удобнее

Г. премировать

II. Найдите грамматическую ошибку.

A. тоскую по вас
            Б. ихний сын

B. девятьюстами рублями
            Г. в обоих классах

III. Отметьте правильное словоупотребление.

A. я кушаю

Б. моя автобиография

B. одеть пальто
            Г. играть роль

IV. Найдите неверный ответ в определении грамматических признаков.

A. нечто — отрицательное местоимение
            Б.
пятерка — имя существительное

B. каждого — определительное местоимение
            Г.
семеро — собирательное числительное

V. Найдите слова, в написании которых допущены ошибки.

              1) безыдейный, 2) превилегия, 3) прикрасить, 4) разъезд, 5) растилать, 6) бесвязный, 7) безжалостный, 8) доблестный.

А) 1,4,8   Б) 1,5,6   В) 2,3,8  Г) 2,5,6

VI. Выберите слова, в которых написание гласной в корне проверяется ударением.

1) м..ролюбие, 2) р..стение, 3) насл..ждаться, 4) сож..леть, 5) сл..жение, 6) разб..рать, 7) зам..реть, 8) бл..снул.

А) 3,5,7   Б) 1,3,4   В) 4,5,8   Г) 2,4,6

VII. Укажите слова, в которых на месте пропуска не пишется ь.

1) прос..ба, 2) декабр..ский, 3) рыбач..его, 4) из-за туч.., 5) похож.., 6) увлеч..ся, 7) намаж.,те, 8) увидиш.. .

А) 4,5   Б) 1,6,8   В) 2,3   Г) 4,7

VIII. Отметьте слова, в которых на месте пропуска пишется одна буква н.

I) ю..ый, 2) подли..ый, 3) стари..ый, 4), стекля..ый, 5) даль тума..ая, 6) зем..ой, 7) безветр..ый, 8) серебр..ый.

А) 2,5,6   Б) 3,5,8   В) 1,6,8   Г) 1,4

IX. Укажите, на месте каких цифр не пишется раздельно.

   1                                           2                                                   3                                                      

(Не) большой дом; далеко (не)  красивый поступок;  (не)  широкая, но глубокая река;

       4               5                                                  6                                                    

(не) ряха; (не) решительность действий, (не) правда, а ложь

   

А) 3,4   Б) 2,6   В) 2,3   Г) 1,5

X.  Найдите слова, строение которых соответствует схеме:

1)   перечитала, 2)   спишите, 3)  приготовилась, 4)  приморский, 5). преподаватель.

А) 1,3   Б) 3,5   В) 2,4   Г) 1,4

Контрольное выборочное изложение

 с описанием природы «Метель»

Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилося с землею. Владимир очутился в поле и напрасно хотел снова попасть на дорогу; лошадь ступала наудачу и поминутно то въезжала на сугроб, то проваливалась в яму; сани поминутно опрокидывались; Владимир старался только не потерять настоящего направления. Но ему казалось, что уже прошло более получаса, а он не доезжал еще до Жадринской рощи. Прошло еще около десяти минут; рощи всё было не видать. Владимир ехал полем, пересеченным глубокими оврагами. Метель не утихала, небо не прояснялось. Лошадь начинала уставать, а с него пот катился градом, несмотря на то, что он поминутно был по пояс в снегу.

Наконец он увидел, что едет не в ту сторону. Владимир остановился: начал думать, припоминать, соображать, и уверился, что должно было взять ему вправо. Он поехал вправо. Лошадь его чуть ступала. Уже более часа был он в дороге. Жадрино должно было быть недалеко. Но он ехал, ехал, а полю не было конца. Всё сугробы да овраги; поминутно сани опрокидывались, поминутно он их подымал. Время шло; Владимир начинал сильно беспокоиться.

Наконец в стороне что-то стало чернеть. Владимир поворотил туда. Приближаясь, увидел он рощу. Слава богу, подумал он, теперь близко. Он доехал около рощи, надеясь тотчас попасть на знакомую дорогу или объехать рощу кругом: Жадрино находилось тотчас за нею. Скоро нашел он дорогу и въехал во мрак дерев, обнаженных зимою. Ветер не мог тут свирепствовать; дорога была гладкая; лошадь ободрилась, и Владимир успокоился.

Контрольное изложение текста

от лица какого-либо из его героев.

Витькина гайка

Ходили мы на экскурсию на автозавод и там видели, как разными болтами и гайками на главном конвейере свинчивают машины. Бегут по конвейеру колёса, крылья, моторы, а в конце цеха новенькие самосвалы с конвейера сходят.

Ходим мы по цеху, смотрим. Оглядываемся назад: Вити Харитонова нет.

— Витька! Витька! — закричали мы. А он выходит из-за станка и говорит:

— Я гайку завинчивал. Мне один рабочий позволил.

Вдруг глядим: с конвейера сходит новенький автомобиль. А Витька показывает на колесо и кричит:

— Вот здесь моя гайка!

Мы ему не поверили и побежали к его знакомому рабочему. Тот улыбнулся и сказал:

— Помочь хотите? Становитесь в очередь!

И каждый ученик из нашего класса завинтил по гайке на колесе.

Представьте, что вы — Витька и рассказываете о своей экскурсии (на автозавод). Как вас слушали? Кому было интересно? Как вы это заметили?

                                                                                                                               

1. Контрольное сочинение по картине Н. П. Крымова «Зимний вечер» (по упр.315)

2. Написание контрольного сочинения на тему: «Правда ли что весна – лучшее время года?»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Связь семьи и школы в формировании ЗОЖ ребёнка» Классный руководитель 7 класса МБОУООШ №9 Рецер Н.Е.

Слайд 2

Связь семьи и школы « Семья и школа – это берег и море. На берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега…» Л. А. Кассиль ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Слайд 3

Связь семьи и школы ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ Успешное решение задач воспитания и обучения возможно только при объединении усилий семьи и школы. Школа во все времена стремилась усилить свое влияние на семью, чтобы с ее помощью реализовать возможности и развить способности ребенка. Права и обязанности родителей определены в статьях 38-й и 43-й Конституции РФ, в Семейном кодексе (глава 12), в законе «Об образовании». Практика показывает, что сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным.

Слайд 4

Связь семьи и школы в формировании ЗОЖ Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Слайд 6

в рейтинге заболеваний нарушения работы опорно-двигательного аппарата за последние 20 лет число детей, биологически не соответствующих 6-7 годам, увеличилось из них нуждаются в реабилитации число детей с недостатками развития и неблагополучным состоянием здоровья среди новорожденных составляет 85% 30% в 3 раза на 1 месте ПО ДАННЫМ ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА НИИ ГИГИЕНЫ И ПРОФИЛАКТИКИ ЗАБОЛЕВАНИЙ ДЕТЕЙ РАО, 10% молодёжи имеет состояние здоровья, близкое к норме лишь

Слайд 7

И кто, как не родители, призваны принять самое активное участие в решении этой проблемы. Кто, как не папы и мамы, дедушки и бабушки, пестующие своих детей и внуков с пеленок ; могут обеспечить им рациональное питание, приобщить их к спорту, уберечь от вредных привычек, научить правилам гигиены и главное –настроить самих ребят так, чтобы они без подсказок и напоминаний взрослых стремились жить разумно, правильно, не во вред, а на пользу своему здоровью.

Слайд 8

Факторы здоровья Личная гигиена Закаливание Двигательная активность Занятия физкультурой Отсутствие вредных привычек Рациональное питание Положительные эмоции Семья, её образ жизни, взаимодействие между её членами

Слайд 9

Количество учащихся 7 класса, занятых в спортивных секциях Дополнительное обрРегбиРррррррвание: кружок «Будь здоров» 1класс «За ЗОЖ» 6класс карате – 1 человек футбол – 3 человека Танцевальный кружок- 2 человека

Слайд 10

Режим дня Организовать правильное, эффективное физическое воспитание помогает режим дня. Для каждого ребенка должен быть свой распорядок, который зависит от возраста, индивидуальных особенностей детей, даже от распорядка дня родителей. Равномерное чередование работы и отдыха, т. е. правильный режим дня, необходимо для нормального физического роста школьника, для правильного развития его нервной системы.

Слайд 11

Здоровый сон - залог школьной успеваемости Не менее важен полноценный и здоровый сон для улучшения умственной деятельности человека. При его недостатке у ребенка снижается внимание и работоспособность, появляется раздражительность, вспыльчивость, депрессия, а в отдельных случаях - склонность к насилию и тяга к алкоголю и сигаретам. Таким образом, недостаток сна у школьника негативно отражается не только на его успеваемости в школе, но и на здоровье. Медицинские исследования показали, что режим сна школьника, включая подростковый возраст, должен составлять не менее 9 часов ночного сна. Поздно ложась ко сну и рано просыпаясь, дети сокращают общую продолжительность ночного отдыха в течение всей недели. А это приводит к вредной привычке отсыпаться по выходным дням, т.е. к нарушению естественных биологических часов организма.

Слайд 12

Рациональное питание Правильное питание – это то, о чем должны заботиться родители в первую очередь, желая видеть своего ребенка здоровым.

Слайд 13

Борьба с вредными привычками Все знают, что курение является одной из причин возникновения многих тяжелых болезней, особенно таких, как заболевания сердца, сосудов, возникновение злокачественных опухолей. Ученые установили, что, чем раньше человек начинает курить, тем больше возрастает опасность возникновения злокачественных опухолей. Влияние никотина на растущий организм особенно пагубно. Как же вести борьбу с курением школьников? В приобщении детей к курению повинны, прежде всего, родители, их пример. В тех семьях, где курят взрослые, в 79-86 % случаев начинают курить и дети. И наоборот, если рядом с ребятами нет курильщиков, вероятность приобщения их к никотину невелика.

Слайд 14

Гигиенические требования к выполнению домашнего задания Родители всегда пытаются помочь своим детям в приготовлении уроков. Эта помощь варьируется от отдельных кратких объяснений до полного выполнения задания вместо ребенка. В любом случае возникает масса проблем. В попытках справиться с ними родители используют различные методы: подкуп, угрозы, наказания, рассуждения. Мотивы взрослых вполне объяснимы. Разве можно найти что-то плохое в естественной родительской озабоченности? Однако очень часто родители только усугубляют школьные стрессы своих детей. Воспользуйтесь некоторыми советами.

Слайд 15

Правила призванные помочь школьникам в процессе выполнения домашних заданий 1)Начинайте выполнение заданий каждый раз в одно и то же время. 2) Проветрите комнату за 10 минут до начала занятий. 3) Выключите радио, телевизор. В комнате, где вы работаете, должно быть тихо. 4) Выясните расписание уроков на завтра. Проверьте, все ли задания записаны в дневнике. 5) Приготовьте письменные принадлежности для занятий. 6) Уберите со стола все лишнее. 7) Наступило время начать работу: садитесь поудобнее, открывайте учебник...

Слайд 16

Компьютер и здоровье школьников О пользе или вреде компьютеров постоянно ведутся дискуссии. Неправильное «взаимоотношение» с компьютером может привести к серьезным проблемам со здоровьем. Для сохранения здоровья и уменьшения неблагоприятного воздействия компьютера необходимо помнить несколько правил, которые рекомендуют специалисты. ?

Слайд 17

Профилактика Для предупреждения развития переутомления при работе с компьютером необходимо осуществлять комплекс мероприятий. Ограничение времени работы на компьютере – важный фактор сохранения здоровья: -школьникам можно разрешить проводить перед монитором до двух часов, устраивая 10-15 минутные перерывы каждые полчаса; - ребенок младшего возраста может играть за компьютером не более 15 минут в день, а дети близоруких родителей - только 10 минут, только 3 раза в неделю! - лучше играть в первой половине дня; - комната, в которой он работает должна быть хорошо освещена; - мебель соответствовать росту ребенка; - расстояние от глаз ребенка до монитора 60 см; - после игры нужно обязательно сделать зарядку для глаз; - игровую деятельность сменить физическими упражнениями. Если соблюдать эти требования и правила, то компьютер не нанесет вреда ребенку.

Слайд 18

Памятка для родителей Хотите, чтобы ваш ребёнок ходил в школу с удовольствием? 1.Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей. 2.Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией собственного поведения. 3.Вспомните, сколько раз вы сидели с ребёнком и наблюдали за его работой над уроками. Были ли случаи, когда вы заметили у ребёнка неправильные приёмы работы и показали ему правильные? 4.В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь устранить её, не обсуждая все подробности с ребёнком. 5.Следите, чтобы ваш ребёнок вовремя ложился спать. Не выспавшийся ребёнок на уроке - грустное зрелище. 6.Пусть ваш ребёнок видит, что вы интересуетесь его заданиями . 7.Читайте больше сами, пусть ваш ребёнок видит, что вы свободное время проводите за книгами, а не у телевизора. 8.Учите ребёнка выражать мысли письменно: обменивайтесь с ним записками, пишите вместе письма. 9.Принимайте участие в жизни класса и школы. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Слайд 19

Рекомендации по развитию положительных эмоций. 1. От повторяющихся знаков приветствия, одобрения, любви и принятия у ребёнка складывается ощущение: « со мной всё в порядке», « я хороший». От сигналов осуждения, недовольства, критики- ощущение « со мной что-то не так », « я- плохой ». 2. Душевная копилка ребёнка работает день и ночь. Её ценность зависит от того, что мы туда бросаем. 3. Даже требования, которые вы предъявляете, должны быть наполнены любовью и надеждой. 4. Научитесь слушать своего ребёнка в радости и в горести. 5. Наказывая своего ребёнка, оставайтесь рядом с ним, не избегайте общения с ним. 6. Станьте для своего ребёнка примером для подражания в проявлении положительных эмоций по отношению к членам своей семьи и к другим людям. 7. Обнимайте и целуйте своего ребёнка в любом возрасте. 8. Не разговаривайте со своим ребёнком с равнодушным и безразличным лицом. 9. Проводите со своим ребёнком достаточное количество времен , и не сетуёте на то, что у вас этого времени нет. 10. Заводите в семье свои красивые, добрые и светлые ритуалы общения, которые сделают вашу жизнь и жизнь вашего ребёнка теплее и радостнее.

Слайд 20

Все мы: учителя, ученики и родители вместе учимся думать, беречь, заботиться и укреплять свое здоровье. Важно помнить:



Предварительный просмотр:

Один день из жизни армии

Классный час, посвященный Дню защитника Отечества

7 класс

        Цели: Поздравить мальчиков с праздником, познакомить с тяготами воинской службы, развить творческие способности; привить эстетический вкус, воспитать хорошие манеры, чувство солидарности, уважение к девочкам.

       Форма: Конкурсная программа.

       Возраст: 7 класс.

      Оборудование: чистые  листы, игра «Дартс», 2 бинта, консервированный горошек, зашифрованное послание, 2 ручки, 2 швабры, 2 тарелки, 2 стакана, 2 ложки, 2 вилки, 14 газетных листов. Жюри выбирается из девочек заранее.

    Продолжительность: 1,5 часа.

   

 

                                                  Ход классного часа.

  1. й ведущая:

Дорогие мужчины!
Поздравляем вас с Днем Защитника Отечества!
Мы с праздником вас поздравляем солдатским,
но видеть всегда вас хотим только в штатском!
А если уж в форме, то только в спортивной
– Для бега, футбола и жизни активной!

2 ведущий: Объявляется приказ: пригласить на сборы вас!
Переподготовка ждет ваш веселый дружный взвод!
Чтобы вы не заржавели, не толстели, не старели,
Чтобы были в состоянии на большие расстоянья
Женщин на руках носить и подмоги не просить!
Так что все вставайте в строй и на первый и второй
Рассчитайтесь, а потом мы ученья начнем!

Участники встают в шеренгу, рассчитываются на первый, второй, таким образом, делятся на 2 команды

Ведущие в руках держат тарелки, в которых лежат заранее подготовленные бейджики. На них написаны должности.

1 - й ведущий:  Сейчас каждый участник команды подходит и выбирает бейджик. Какая должность там написана, такую вы будете занимать на протяжении всего мероприятия.

Участники подходят, получают должности.

2 – й ведущий: В будущем, вы все будете служить в армии. Сегодня мы покажем вам, каково это быть настоящим солдатом. День в армии начинается с построения. Итак…

первый конкурс «построение». Мальчики  должны построиться по алфавиту. У кого имя начинается с «А» встает первым, у кого с «Б» соответственно вторым и так далее по порядку. Чей взвод справится с заданием быстрее, получит один балл.  Начали!

Команды строятся по алфавиту.

  1. й  ведущий: Утреннее построение у вас прошло успешно. Как известно, у каждого взвода свой головной убор. Следующий конкурс:

 Головные уборы. Из листа бумаги сделать себе головной убор. Чей взвод справится быстрее, получает один балл.

Участникам раздаются листы бумаги, из которых они делают себе головные уборы.

2 - й ведущий: А сейчас мы немного углубимся в историю. Как вы все знаете, День Защитника Отечества – это праздник всех военных. Именно 23 февраля 1918 года был подписан закон о создании в нашей стране специальных войск – армии – для защиты нашей Родины от нападения врагов. Только в те далекие годы Российская Армия совсем не походила на сегодняшнюю. Тогда ведь не было таких суперсовременных ракет, самолетов и танков. В основном, наши солдаты передвигались пешком, и войска эти так и назывались – пехота. А бойцы, сражавшиеся сидя на конях, стали называться кавалеристами. Уезжая на задания, они надевали на себя кольчугу, тяжелые латы, голову прятали под тяжелый шлем.

1 ведущий: Да, нелегко было в военное время. Наши деды, прадеды воевали, чтобы нам сейчас жилось легко и свободно. Поэтому мы должны помнить о том времени. А чтобы узнать хорошо ли вы разбираетесь в истории, объявляется следующий конкурс. Попрошу подойти командиров взвод. Я сейчас буду задавать вопросы каждому, если вы не сможете ответить вам могут помочь ваши солдаты, но тогда вы получите лишь 0,5 баллов. Если и взвод не сможет вам помочь право ответить на ваш вопрос переходит соперникам.

 1) Как называлось старинное защитное приспособление русского воина, состоящее из железных колец? (кольчуга)

2) Кто командовал русскими войсками в битве против Мамая на Куликовом поле? (князь Дмитрий Донской)

3) Что означает древнерусское выражение «изломить копье»? (вступить в битву)

4) Всем известны слова этого великого русского полководца: «С потерей Москвы не потеряна Россия». Назовите его имя. (Михаил Илларионович Кутузов)

5) Высшее воинское звание. Им были удостоены А.С. Шеин, А.Д. Меньшиков, А.В. Суворов, И.В. Сталин. (генералиссимус)

6) Представитель какой военной профессии может опровергнуть пословицу «Один в поле не воин»? (разведчик)

2 - й ведущий: Пока жюри подводит итоги первых конкурсов, посмотрим выступление девочек.
Девочки читают стихи.
Завтра будет праздник мы собрались в школе.
Радостные лица, весело кругом
Впереди учеба, трудности, заботы,
А пока мы вам, ребята, песенку споем.
Если на уроке двойку получили,
И головомойка дома вам грозит,
Радуйтесь, что двойка все ж не единица,  
И смотрите, не теряйте сон и аппетит.
Если мяч футбольный полетел, как птица,
Только приземлился к завучу в окно,
Вам покой, наверно, будет только сниться,
Если в беге вы, ребята, «слабое звено».
Если наш директор, строго хмуря брови,
Вызывает предков в школу за тебя,
То не сомневайся: после этой встречи,
Уделять тебе вниманье будет вся семья
Если вы столкнулись и упали в лужу,
Новенькая куртка превратилась в грязь,
Радуйтесь, что лужа стала чуть посуше,
И домой скорей идите, весело смеясь.
Если вам в автобусе ухо оттоптали,
Вы не той породы, чтобы слезы лить.
Объявите маме, заявите папе,
Что в родную музыкалку можно не ходить.
Если вас укусила злобная собака,
Пожалуйте жучку: ей недолго жить.
Ведь она  не знает, что уже неделю
Ты ни с мылом, ни с мочалкой не хотел дружить.
Если вас за носик пчелка укусила,
То скорее в школу нужно вам спешить,
Чтобы на уроках и на переменах
Изменившимся портретом всем развеселить.
Если на контрольной, вы завязли в теме,
И от сложных формул кругом голова,
Поболтай с друзьями, рассмеши соседку –
Им, наверное, пригодятся добрые слова
Если друг ваш лучший, испугавшись драки
Смело вас покинув, бросился бежать,
Радуйтесь за друга – спринтер подрастает;
Будет он во всех забегах только побеждать.
Дорогие гости! Взрослые и дети!
Несмотря на стрессы, просто, без затей,
Улыбайтесь чаще – мир красив и светел!
Пусть не будет на планете грустных новостей!

1 - й ведущий: Чтобы солдаты были готовы к защите Родины, в армии проводятся всевозможные учения.

Конкурс «Учения снайперов» Мы тоже сейчас проведем учения. В нем примут участие снайперы. Вам необходимо как можно точнее поразить цель. Два раза вы просто пробуете, три раза стреляете на зачет, то есть баллы будут присуждаться только за последние три броска.

Здесь необходима игра «Дартс», сколько очков выбивает участник, столько баллов он и зарабатывает.

2 - й ведущий: Наши учения продолжаются. В любом сражении, как это ни печально, бывают раненные. Поэтому в каждом взводе есть санитары. Итак, следующий конкурс санитаров. Вам необходимо аккуратно и быстро смотать бинт. Победившему присуждается один балл. Начали!

Санитарам раздается заранее размотанный бинт. Конкурс проводится на скорость и аккуратность.

1 - й ведущий: Уважаемые новобранцы, вот и подошло время обеда. В меню сегодня овощи, а точнее – зеленый горошек. Для этого конкурса

Перерыв на обед. Приглашаются дежурные по столовой. Встаньте за спинкой стула, левую руку уберите за спину, и приступаем к трапезе. Ваша задача съесть как можно больше горошин. Время на обед – две минуты. Сколько горошин вы съедите, столько баллов и заработаете.

для данного конкурса необходимо заранее привязать к спинке стула вилку. Длина веревки должна быть такой, чтобы вилка с трудом доставала до центра стула. На стулья ставятся тарелки, а в каждой тарелке насыпан зеленый горошек. Количество горошин в тарелках одинаково и заранее подсчитывается. Жюри дается секундомер.

2 - й ведущий: В армии нужно уметь не только метко стрелять и быстро есть, но и необходимо обладать хитростью и смекалкой. Следующий конкурс шифровальщиков. Вашему взводу передано засекреченное послание, его необходимо как можно быстрее разгадать, от этого может зависеть удачный исход задания. Кто быстрее справится, получит три балла.

(зашифровано заранее известные пословицы, составляются в виде таблицы и раздаются участникам см. приложение).

1 - й ведущий: Как вы уже знаете, разведчик опровергает известную пословицу «Один в поле не воин». Сейчас мы проверим насколько внимательны наши разведчики.
Итак, следующий
конкурс разведчиков. Ваша задача определить, что спрятано на картинке. (луковица, кнопка, гвоздь, катушка зеленых ниток)

Разведчикам даются две картины. Необходимо определить то, чего нет на второй картине.

2  - й ведущий: А сейчас мы немного отдохнем, пока жюри подводит итоги прошедших конкурсов.

Девочки читают шуточные стихи, посвященные 23 февраля. Жюри подводит итоги первых конкурсов, итоги записываются на доске.

1. В нашем классе тишина
Почему – то не слышна!
То линейка упадет,
То резинка пропадет,
То под партой свою сумку
Кто – то радостно найдет!

2. «Вниманье! Сядьте прямо! –
Говорит нам Марь Ивановна. –
За журналом лишь схожу
И задание скажу.
Очень тихо вы сидите,
Меж собой не говорите!»

3. дверь закрылась и ушла…
Сема крикнул « тишина!
Соблюдайте тишину!»
«Я чего – то не пойму! –
Возмутилась вдруг Наташа. –
Командир ты? Или Даша?!»
«Тише! – выкрикнул Илья. –
Ничего не слышу я!»

4. «Соблюдайте дисциплину!»-
Прокричала вдруг Галина.
Громко Лена закричала:
«Лучше б ты сама молчала!»
«Этот писк не выносим!» -
Басом проревел Максим.
Тут сказал Егор Глушков:

«тишина! В конце концов!»

«Ну-ка! Быстро замолчали!»
Маша с Леной прокричали.
«Тише! Тише! Тишина!» -
Леха крикнул  у окна.
«Ой, когда мы замолчим?!»-
Катю вопросил Максим.
Антон, Роман, Иван, Марат
Крикнул громко тоже рад:
«эй! Потише! Этот шум
Гремит громче канонады!»

2. «Где учительница наша? –
Прошептал Назарик, странно
В голове от шума каша!
Где же наша Марь Иванна

3 Наконец, она пришла!
Наконец – то тишина!

  1. Мы старались вас смешить,
    Чтобы легче было жить.
    Смех заменит все лекарства-
    Улыбайтесь часто - часто!

1  - й ведущий: солдаты в нашей армии не только учатся стрелять, бороться, защищать Родину. Они еще должны быть грамотными. Следующий конкурс – теоретическая подготовка. Участвует весь взвод. Вам необходимо за одну минуту записать как можно больше слов на военную тематику. Слова записывает один человек из взвода. Сколько слов написали, столько баллов вы и заработаете.

Участникам раздаются лист бумаги и ручка. Жюри засекает время.

2  - й ведущий: теоретическая подготовка у нас продолжается. Конкурс на знание этикета. С каждого взвода нужен только один участник. Сейчас мы будем задавать вам вопросы, правильный ответ – один балл.

  1. Почему нужно снимать головной убор, переступая порог помещения? (снимая головной убор, вы показываете, что уважаете людей, находящихся в помещений)
  2. Почему при приветствии необходимо снимать перчатку? (раньше, сняв перчатку человек показывал встречному, что в его ладони не спрятано оружие. Сейчас это знак внимания к товарищу)

1  - й ведущий: А сейчас задание на знание этикета всему взводу. Вам дается одна и та же ситуация. У какого взвода будет правильное и остроумное решение данной ситуации получают пять баллов.

Ситуация: вас пригласила на танец очаровательная дама, но вы так растерялись, что не можете вспомнить ни одного па из этого танца. Что вы ответите даме?

2  - й ведущий: В каждом взводе, конечно же, есть механики, которые следят, чтобы машины всегда находились в боевой готовности. Следующий конкурс механиков. Вам нужно заправит машины. Для этого вы должны из тарелки перенести воду в ложках и перелить их в стаканы. Кто быстрее справится с заданием и у кого в стакане будет больше воды, получит один балл.

Для этого конкурса нужно 4 стула, 2 тарелки, 2 стакана, 2 ложки. Стулья парами расставляются на расстоянии друг от друга. На одних стульях тарелки с водой, рядом лежат ложки. Механики ложками переносят воду и наливают их в стаканы, которые стоят на других стульях. Рядом со стульями на которых стоят стаканы ставятся швабры для следующего конкурса.

1 – й ведущий: механики справились с заданием и заправили машины. Теперь взвод может отправиться на выполнение боевого задания. Для этого вам нужно погрузиться в экипаж, в нашем случае оседлать швабру и проскакать на ней мимо кеглей, не задев их. Победит тот взвод, кто быстрее пройдет дистанцию.

Для этого конкурса расставляются кегли на некотором расстоянии друг от друга.

2 - й ведущий: вот и подошел к концу один день из жизни армии. Пока жюри подводит итоги, позвольте еще раз поздравить вас с праздником!

  1. Й  ведущий: Страна сегодня чествует

                      Защитников Отечества!

                      Вы – дети своей Родины

                      И гордость человечества.

  1. й ведущий: Желаем любить свою Родину

                     И быть настоящим мужчиной,

                     Стать лучшим среди замечательных

                     Защитником и гражданином!

1 - й ведущий: Двадцать третье февраля –

                      Праздник мирный и красивый

                      Пусть подарит радость он

                      Станет ярким и счастливым!

2 - й ведущий: Завершим нашу встречу математической считалкой:
Нашу встречу завершаем
И все вместе посчитаем:
Пусть все получится в жизни у вас – раз!
Здоровы чтоб были всегда – два!
Чтоб душу грело изнутри – три!
Чтоб жили все в любви и мире – четыре!
Чтоб никогда не унывать – пять!
Друзей чтоб было вам не счесть – шесть!
Чтоб привет дарили всем – семь!
Чтоб урожайной была осень – восемь!
Что хорошо все будет, верить – девять!
И, наконец, побольше песен – десять!
Еще добра, терпения, старания
Прощаемся мы и говорим всем – до свидания!

1  - йведущий: Сейчас для оглашения результатов слово дается жюри.

 Жюри оглашает результат.

2 - й ведущий: поздравляем победителей. Сегодня вы показали себя настоящими солдатами. И мы можем быть спокойны, зная, что наше будущее за такими мужчинами, как вы. А теперь дискотека!

                                                   


Приложение.

      Конкурсы

Количество баллов.

Минуты.

          I взвод.

          II взвод.

Построение.

       2б

       

Головные уборы.

      7б

Командиров.

       5б

Итого:

       

Учения снайперов.

     30б

Санитары

     1б

2мин.

Перерыв на обед.

Сколько горошин съел.

2мин.

Шифровка.

    3б

3мин.

Разведчик.

     4б

2мин.

Итого:

Теоретическая подготовка.

Количество слов.

1мин.

Знание этикета  

Качество ответа

3мин.

2ситуация.

    5б

2мин.

Механик.

     1б

ИТОГО

Приложение №1
Для каждой команды

1 команда

ч

с

А

В

С

Б

Л

Ь

О

Г

Т

Е

И

Т

Я

Е

А

Т

О

Д

С

.

Р

Е

3

23

6

2

9

5

11

15

21

13

17

8

4

10

20

14

16

12

1

19

7

22

18

24

Е

Ц

й

м

Е

Ы

-

Д

д

Е

М

О

Л

Ц

О

3

Е

В

У

Л

Б

Е

О

.

1

19

12

20

6

13

8

5

23

17

11

14

18

4

21

2

10

22

7

9

3

24

15

16

Ответ: Честь солдата береги свято.


2 команда


Ответ: Умелый боец – везде  молодец!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

С. Я.Маршак Пьеса- сказка «Двенадцать месяцев» ( урок литературы в 5 классе) Презентация учителя русского языка и литературы МБОУ ООШ № 9 Рецер Натальи Евгеньевны

Слайд 2

Цель урока: На основе произведения научиться выразительно читать, развивать речь, обогащать словарный запас. Сформировать умения анализировать, делать выводы.

Слайд 3

С. Я. МАРШАК- ПОЭТ, ПЕРЕВОДЧИК, ДРАМАТУРГ, ЧЕЛОВЕК ВЫСОКОЙ КУЛЬТУРЫ И САМЫХ РАЗНООБРАЗНЫХ ИНТЕРЕСОВ И ЗНАНИЙ.

Слайд 4

Родился 22 октября 1887 года в Воронеже в семье заводского техника, талантливого изобретателя, поддерживавшего в детях стремление к знаниям, интерес к миру, к людям. Раннее детство и школьные годы провел в городке Острогожске под Воронежем. Учился в гимназии. Учитель словесности привил любовь к классической поэзии .

Слайд 5

СТИХИ ДЛЯ ДЕТЕЙ Стихи Маршака для детей, его песни, загадки, сказки и присказки, пьесы для детского театра со временем составили сборник «Сказки, песни, загадки».

Слайд 6

пьеса- литературное произведение, предназначенное для постановки на сцене. сказка бытовая волшебная о животных Кто герои этой сказки? Напоминают ли они героев народных сказок? Расскажите о каждом из них.

Слайд 7

Что в пьесе- сказке жизненно, правдиво, а что неправдоподобно, фантастично? Продолжите ряд: добрая трудолюбивая…

Слайд 8

Власть не ведает законов. Маленькая капризница желает издавать свои законы природы. Продолжите ряд: своенравная избалованная… По-ми- ло- вать… каз- нить…Напишу «казнить» - это короче .

Слайд 9

Словарная работа Канцлер- высшая государственная должность. Глашатай- человек, объявляющий королевские указы. Мантия- накидка, одеваемая поверх платья. Астролог- гадатель по звездам, предсказатель . Рескрипт- распоряжение. Резолюция- решение, постановление. Ходатайство- просьба. Масленичные балаганы- постройки для театрализованных представлений во время Масленицы.

Слайд 11

Домашнее задание: 1.Подготовьте инсценированное чтение пьесы. 2.Перескажите кратко содержание пьесы-сказки.

Слайд 12

… Эта сказка заставляет поверить в то, что чудеса обязательно случаются. Стоит только захотеть, стать хорошим, чистым, честным- и зацветут для тебя подснежники в январе и ты будешь счастлив… М. Алигер.



Предварительный просмотр:

6 класс 1 вариант Соловьи(н, нн)ое яйцо. 

Я пр… шел с пр … гулк …, вынул из к…рмана к…робку и осторожно открыл ее.  В ват… л…жало соловьи(н,нн)ое яйцо. 
Я д…стаю из стола стекля(н,нн)ые трубочки, выбираю самую тонкую, пр…дв…гаю к  себе блюдечко, д…стаю булавку. Остается только сделать маленькую дыроч(?)ку и выпустить жи…кое сод…ржимое яйца. На минуту зам…раю.  Соловьев много вокруг д..ревн…, в которой я живу. Когда наступили долгие дни и  теплые ночи, принялись они щ…лкать.Голос одного в листве(н, нн)ом лесу слаб и высок. Другой красиво б…рет ни…кие ноты.  А когда запел третий ,душа в…колыхнулась, самому захотелось петь и радоват(?)ся  жизн…  Очнулся от воспом…наний. На ладон… оливковое яйцо. В этой тонкой скорлупе  заключен ч…десный дар песен. Скорее надо пол…жить яйцо в гн…здо! 
ЗАДАНИЕ: 
Разобрать по составу слова: стекля(н,нн)ые, листве(н,нн)ом, ч…десный. 
Сделать фонетический разбор ЯЙЦО, ГНЕЗДО,
Выполнить синтаксический разбор указанного предложения. (1)

6 класс 1 вариант Соловьи(н, нн)ое яйцо. 

Я пр… шел с пр … гулк …, вынул из к…рмана к…робку и осторожно открыл ее.  В ват… л…жало соловьи(н,нн)ое яйцо. 
Я д…стаю из стола стекля(н,нн)ые трубочки, выбираю самую тонкую, пр…дв…гаю к  себе блюдечко, д…стаю булавку. Остается только сделать маленькую дыроч(?)ку и выпустить жи…кое сод…ржимое яйца. На минуту зам…раю.  Соловьев много вокруг д..ревн…, в которой я живу. Когда наступили долгие дни и  теплые ночи, принялись они щ…лкать.Голос одного в листве(н, нн)ом лесу слаб и высок. Другой красиво б…рет ни…кие ноты.  А когда запел третий ,душа в…колыхнулась, самому захотелось петь и радоват(?)ся  жизн…  Очнулся от воспом…наний. На ладон… оливковое яйцо. В этой тонкой скорлупе  заключен ч…десный дар песен. Скорее надо пол…жить яйцо в гн…здо! 
ЗАДАНИЕ: 
Разобрать по составу слова: стекля(н,нн)ые, листве(н,нн)ом, ч…десный. 
Сделать фонетический разбор ЯЙЦО, ГНЕЗДО,
Выполнить синтаксический разбор указанного предложения. (1)

6 класс  2 вариант  ЁЛКА.
В г…стиную втащили б…льшую елку. Дерево п…дняли, и оно оказалось таким в…соким, что нежно-з…леная в…рхушка с…гнулась под п…толком. От ели веяло холодом, но пон…многу ветви ее оттаяли, р…спушились, и по всему дому запахло хвоей. Дети пр…несли д…ревянные к…робки с украшениями, достали ф…нарики с цветными слюдяными окошечками, большую зв…зду. Но игрушек все равно было мало. Пр…шлось клеить фунтики, з…лотить орешки, привязыват(?) к пряникам с…ребря(н, нн)ые веревочки. Просидели весь день. Затем п…дставили к елке стулья и стали ее убирать.  Елку укр…сили, окутали искусственной з…лотой паутиной, п…весили ст…клянные бусы и вставили свечки в цветные защипочки…  91 слово  (По А. Толстому) 
Задания 
1.  Выполните синтаксический разбор 1-го предложения. 
2. Морфемный разбор : деревянные, украшениями, просидели.

3. Фонетический разбор: звезду, фонарики.

7 класс  1 вариант Соловьи. 
(Не)опытный ч..ловек скажет ,что все с…ловьи щ…бечут одинаково. Совсем  нет. Даже в одном л…су п…вцы поют (по)разному. И есть места в России ,где  с…ловьи поют особенно хорошо. Совсем (не)зря вошли в поговорку «курские соловьи».  В курских с…дах по оврагам и над ручьями, заросш…ми черемухой, крапивой и ежевикой , живут певцы(не)обычайного голоса и старания. Трудно сказать, откуда в курских садах п…шла «соловьи(н,,нн)ая школа.  Но она существует. С…ловей имеет пр…родное дарование но (не) станет мастером, если (не)будет учит(?)ся у стариков. С…ловей-мастер такие чудеса, такие тонкости выделывает, что знатоки плачут от счастья ,услыхав однажды такую песню. И эта работа лучше всего получает(?)ся у соловьев курских. 
ЗАДАНИЕ: Вставить пропущенные буквы.
1) Разобрать по составу слова: неопытный, черёмухой, ярчайшие
2) Фонетический разбор : вкусом, соловьёв
3) Выполнить синтаксический разбор указанного предложения. (последнее предл.)

7 класс 2 вариант БЕРЁЗА

Из всех д…ревьев русского леса м…лее всех мне наша б…реза. Х…роши и чисты б…резовые светлые рощи. Белые ств…лы п…крыты тонкой берестой. 
Как только с…йдет в л..су снег, набухают на б…резах смолистые душ…стые почки. Из каждой случайно н…дломленной ветки б…резы каплет ж…вительный сла…кий сок. Множ…ство перелётных певчих птиц с…бирается в б…резовых рощах. 
Ч…десен и ра(н, нн)ей осенью б…резовый лес, п…крытый з..лотистой увядающей листвою. Крутятся в воздухе, пад..ют на землю з…лотые листочки. От дер…ва к дер…ву протянуты тонкие липкие нити с…ребристой паутины. Пр…зрачен и чист воздух, малейший слышится в б…резовом лесу звук. 

ЗАДАНИЕ.

1)Синтаксический разбор.(5)

2)Морфемный разбор :набухают, смолистые, листвою.

3) Фонетический разбор: ДУШИСТЫЕ, БЕРЁЗЫ.

8 класс. 1 вариант.
(Не)ист…щимая работоспособность.  Работоспособность. А.М.Горького гр…мадна. Этот человек (н…)когда (н…) говорил о  своей усталост… . Или он (не) знал ее? На его рабочем столе (в Италии) я вид…л наши журналы разреза(н,нн)ые и прочита(н,нн)ые им.О их существовании.. сам я и 
(не) подозр…вал живя постоя(н,нн) в в Советском Союзе. Он усп…вал сл…дить за  всем напечата(н,нн)… у нас и отвечать на все письма в чрезмерном изобилии  пр…ходящ… к нему со всех концов Родины. Значительную часть соррентского  почтальона зан…мала поступающая из России корреспонденция Горькому. Ему  п…сали люди всяких профессий самых различных областей ч…ловеческой  деятельности. 
Я слышал шутку похожую на правду что Горький это учреждение. Верно и то что  Горький пр…надлежал не только самому себе и во всяком случае не только одной л…тературе.  Горький- человек уд…вительно поработавший над самим собой. И познавая его почти (не)человеческий труд испытываешь к нему еще большее уважение.(4) 
ЗАДАНИЕ: Вставить знаки препинания и пропущенные буквы.
1). Фонетический разбор: УВАЖЕНИЕ, ПОЗНАВАЯ.
2)Выполните синтаксический разбор последнего предложения.
3)Разберите по составу: громадный, постуающая, удивительно

8-й класс  2 вариант
Какое русское, милое дерево б…реза! Ни одно из д…ревьев не вмещает столько н…циональных п…нятий, не рождает столько образов и сравнений. Н…блюдая в лесу я понял, что береза – это воистину кр…стьянское дерево; в ней есть все: и бабий ситцевый платок, и побеле(н,нн)ая хата, и русская печь, и п…ловик, и холщовая рубаха, и курочка ряба, и даже м…локо, которое пьют на всей земле. 
Всматриваясь в б…резовый лес в узл…ватые его ств…лы, всп…минаешь мозолистые, трудовые кр…стьянские руки, сноровисто делающие любую т…желую работу...  А м…лодые б…резки, тонен(?)кие, прямен(?)кие, как бы на цыпочках приподнявшиеся к голубому в…сеннему куполу неба, напоминая девичью крас…ту стройную и статную с русыми косами светлоокую, радуют глаз, и вспоминается много- много русских имен, таких же светлых и чистых…  Смотриш(?) на березу, и проносятся в памяти переливчатые д…ревенские песни звуки гармоники юность детство. И в душе любовно обнимешь это дерево как самое тебе бли…кое и дорогое.
Задания Вставить пропущенные буквы, знаки препинания. 
1. Синтаксический разбор (2)
2. Морфемный разбор: делающие, вспоминаешь, светлоокую3. Фонетический разбор: ПРОНОСЯТСЯ, СИТЦЕВЫЙ

ЗАДАНИЕ: вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки, поставить недостающие запятые.

Из Москвы мне пр..везли небольшой п..рочинный ножич..к с к..стяной руч(?) кой и двумя з..ркальными лезвиями. Одно лезвие п..больше, другое — поменьше. На каждом — ямоч(?) ка, чтобы з..цеплять ногтем, когда нужно..ткрыть. Пружины новые крепкие. П..пыхтишь, прежде чем..ткроешь лезвие. Зато обратно оно л..тит само, даже еще и щелкает на зависть всем м..льчишкам. Отец н..точил оба лезвия на камне и нож..к пр..вратился в бе..ценное сокровище.



Предварительный просмотр:

«Прошлое требует славы…»

Анатолий Приставкин «Ночевала тучка золотая»

Мастерская творческого письма и построения знаний в 9 классе.

Оформление: плакат-бюллетень об авторе, эпиграф на доске, портрет писателя.

Эпиграф к уроку: Все можно сокрушить, смести,

Предать забвенью.

Заасфальтировать и заковать

в бетон,

Взорвать собор, как лишнее

строение,

На месте кладбища построить

стадион.

Все можно растереть, что

что собрано веками,

Все можно замолчать,

расправами грозя…

Но только человеческую память

Забетонировать и истребить

нельзя!

Сергей Михалков

Ход мастерской

2.1. Сегодня на уроке речь пойдет о книге А.Приставкина «Ночевала тучка золотая…». Но прежде чем начать разговор, я хочу вам напомнить строки из стихотворения:

Пусть то, что я скажу -

Не так уж мудро,

Но мудрость друга –

Выслушать меня.

2.2. Итак, в 3 и 4 номерах журнала «Знамя» за 1987 год была напечатана повесть «Ночевала тучка золотая» А.Приставкина.

3.1Работа по содержанию повести.

О чем эта повесть? О ком? (сообщения учащихся).

Это история двух братьев-близнецов, как две капли воды, похожие друг на друга. Детдомовцы военной поры, Сашка и Колька Кузмины, Кузьменыши, обездоленные, голодные, у которых «схватывает живот, хочется завыть, закричать и бить, и бить в ту железную дверь, чтобы отперли, открыли, чтобы поняли, наконец: мы ведь тоже хотим!! Пусть потом в карцер, куда угодно…. Накажут, набьют, убьют…. Но пусть сперва покажут, хоть от дверей, как он хлеб, грудой, горой, Казбеком возвышается…. Как он пахнет!» И мечтают они уже не о том, чтобы съесть, а о том, чтобы увидеть, понюхать. Этого одного взгляда им, по их мнению, хватило бы для жизни, потому что появилась бы вера в то, чтоб существовать. Неожиданная отправка детдомовцев на Кавказ, встреча в пути с составом, в котором везли выселенных из родных мест чеченцев. Состав трогается «…раздаются голоса. Уже не один вагон – все вагоны. Завопили, закричали, заплакали. А радио доносило бравурный марш духового оркестра: «Широка страна моя родная». Потом была жизнь в детском доме на обезлюдевшей земле и страх перед «невидимыми» местными жителями, которые спрятались в горах. Это уже «бандиты». Страшная смерть Сашки. И, наконец, чистая дружба с чеченским мальчиком Алхузуром.

Можно понять чувства чеченцев, мстивших за разрушенные могилы предков: «Мой зымля! Мой дом! Мой сад!» и охватывает их чувство мести, а месть темна, не знает границ и часто обрушивается на невинных. Но при чем здесь бедные Кузьменыши? Им-то за чьи грехи отвечать? Почему они бегут по зарослям, слыша за собой топот копыт, треск, шум погони, гортанный говор, ожидая каждую секунду смерть?

Такие книги нужны, чтобы знать прошлое, извлечь из него уроки. Чтобы не повторять его ошибок. В истории не должно быть «белых пятен».

- Нужна ли книга, над которой плачем?

- На заседании правления Союза писателей Феликс Кузнецов высказал такое мнение: «Первая половина повести хороша, потому что у войны и правда «не детское лицо». Но вторую часть хорошо бы переписать. Чеченцев превратить в фашистов, и тогда станет понятно, почему дети гибнут, почему трудно». А ваше мнение? Нужно ли было заменить? В повести есть хорошие слова о том, что нет плохих народов, а есть плохие люди. И об этом надо говорить. Насколько жесток директор детского дома, а проводник Илья? А красноармейцы, разрушающие надгробия и мостят надгробными камнями дорогу? Они лучше фашистов? Об этом надо писать. – А уничтожение народов, их культуры. Мы сейчас и расплачиваемся за это. В журнале «Сельская молодежь» было опубликовано письмо, присланное автору: «Одна чеченская семья была выселена в Казахстан; там умерла мать, отец отдал дочь в детский дом, а было ей два годика. Там ее воспитали, дали русскую фамилию. Недалеко был поселок переселенцев, детям внушали, что они шпионы, враги, диверсанты. Девочка выросла в ненависти к чеченцам. Когда ей исполнилось 20 лет, она узнала правду о себе. Народ ее к тому времени вернули на родину, она нашла отца. В селении она стала работать учительницей, но долго так прожить не смогла – воспитана была в других традициях, и языка не знала, не смогла жить с родным отцом. И она уехала, Но главное в этой истории то, что ее 12-летний сын покончил с собой, не вынес нагрузки, которая легла на его детские плечи. Трагедия родителей «догнала» потомство».

Таким образом, эта книга о войне, о ее необратимых последствиях: не должны страдать дети от холода, голода, боли, обиды, страха, отчаяния.

- Если читать еще, то все, т. к. в повести нет такого: вот плохо, а вот хорошо написано.

- Есть в повести А.Приставкина несколько сцен, которые надолго врежутся в память. Одна из них – когда наутро после страшной ночи выспавшийся в своей ямке Колька натыкается на распятого брата и долго сидит около него, окаменев, пока ворона не выводит его из этого состояния, и он бросается на нее, крича и завывая, как на самого ненавистного врага.

Ни Кузьменыши, ни другие, никто не знал, почему их везут на Кавказ. Но ощущение тревоги охватывает взрослых и детей, Ни одного человека не встречается за весь длинный путь, ни машины, ни подводы. Повсюду – следы человека, но где же сами жители? Кто засевал дозревающие поля? Почему пуста лежащая на пути деревня? И закрадывается страх в души Кузменышей, которые пытаются понять, что же творится вокруг. - Вы чего сюда приехали? – спрашивает близнецов выпивший проводник Илья, советуя «тикать» - «Вас везли заселять тут землю. Вы должны тут населением стать».

- Какие проблемы, важные для нашего времени, подняты в произведение? (работа в группах, затем во время обсуждения в классе проблемы записываются на доске)

- Хотя книга Приставкина написана о войне, это произведение современное. Мы не только узнали из нее о том, о чем долгое время умалчивалось, но и задумались над настоящим: это отношение к войне, к детям, отношения между людьми, проблема памяти и ответственности за будущее, об ответственности одного поколения перед другим, людей друг перед другом.

- Писателю был задан вопрос: как бы он определил основную мысль повести «Ночевала тучка золотая»?

Ответ писателя: «Она взывает к милосердию в людях. Обращена она и к сегодняшнему читателю и созвучна сегодняшним нашим требованиям, нет ничего более важного, чем сберечь мир от самоуничтожения. Знаете – когда начинается лесной пожар, в первую очередь погибнет подросток. Мы – обгоревший подросток, остатки того поколения. Война бьет по самому больному и чувствительному месту. Во имя этого тоже писалась книга – как память о том, то было и как было, во имя того, чтобы это не повторилось» (см. «Неделя» №27 1987г)

А в другом интервью он сказал: «Какие проблемы надо решать в первую очередь? Проблему детей и женщин. Французский утопист Фурье говорил, что нравственный и социальный уровень общества определяется отношением в нем к женщине. Я добавлю – и к детям… Мы мало думаем о том, какое поколение вырастет, какие будет ее нравственное и физическое здоровье» (см. «АиФ», 1988г.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационные технологии в системе РО. Понятие информационной среды обучения/

Развивающее обучение — это личностно-ори­ентированная педагогическая система, обеспечивающая получение образо­вания на основе создаваемой сети образовательных маршрутов, представ­ляющих собой последов...

Информационно-методическое сопровождение учебно-воспитательного процесса через создание информационного пространства

В материале раскрыты особенности построения информационного простарнства вечерней школы....

Лекция для 11 класса «Информационные процессы, информатизация общества, понятие информационного процесса, информатизации, информационных технологий».

Деятельность отдельных людей, групп, коллективов и организаций сейчас все в большей степени начинает зависеть от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Отыска...

Дидактические материалы для проведения диктантов – пятиминуток для суворовцев 5-11 классов

Дидактические материалы для проведения диктантов – пятиминуток для суворовцев 5-11 классов...

План пятиминуток

План пятиминуток на 2015-2016 г.г....

Журнал пятиминуток по ПДД

Журнал пятиминуток по ПДД, 5 класс...

Система поэтических пятиминуток на уроках литературы

Цели:1. Развитие памяти учащихся2. Обогащение речи учащихся3. Расширение представлений о русской и зарубежной литературе4. Формирование вкуса и любви к литературе Периодичность проведения: каждый...