Конспект урока русского языка в 6 классе "НЕ с существительными"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Ганеева Анна Валерьевна

Данная методическая разработка рассчитана на учащихся 6 класса. Вид урока - открытие нового знания. Учащиеся сами формулируют правило слитного и раздельного написания НЕ с существительными, а затем закрепляют его, выполняя упражнения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ne_s_sushchestvitelnymi.docx17.42 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 6 «А» классе

Учитель: Ганеева А. В.

Дата: 13.12.2017

Тема урока: Не с существительными

Цель: сформулировать правило слитного и раздельного написания НЕ с существительными.

Задачи

1) повторить грамматические признаки имени существительного; закрепить данную орфограмму в ходе выполнения упражнений;

2)развивать орфографическую зоркость;

3) воспитывать бережное отношение к русскому языку.

Планируемые результаты

Предметные: знают определение и основные грамматические признаки существительного; знают о правописании НЕ с существительными.

Метапредметные: умеют грамотно выражать свои мысли в письменной форме.

Личностные: осознают важность владения нормами русского языка.

Тип урока: закрепление знаний

Оборудование: учебник

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1. Организационный момент.

Приветствует учащихся, настраивает их на работу.

Приветствуют учителя.

Личностные: устойчивый познавательный интерес к русскому языку, патриотизм.

2. Актуализация знаний.

1. Проверяет домашнее задание.

2. Проводит объяснительный диктант.

Не решил на уроке,  не рассказал о встрече, не подумал о Наталье, не зашёл по дороге, недолюбливал по неизвестной причине, не нашёл в книге, не написал в тетради.

3. Проводит фронтальный опрос.

- Что такое имя существительное?

- Какие существительные называют собственными, какие нарицательными?

- Изменяются ли существительные по родам?

- Расскажите об одушевлённых и неодушевлённых существительных.

- Сколько склонений у имён существительных? Расскажите о каждом с примерами.

- Перечислите падежи с их вопросами.

- Какие существительные называют разносклоняемыми? Перечислите их.

- Какие существительные называют несклоняемыми? Как определить их род?

- Каким членом предложения может быть имя существительное?

Записывают слова, объясняют орфограммы. Отвечают на вопросы.

Познавательные: выбирать, сопоставлять и обосновывать способы решения учебной задачи; выбирать наиболее эффективные способы решения учебной задачи; определять основную и дополнительную информацию.

3. Формулировка темы  и целей урока

- Какую орфограмму мы с вами только что повторили?

- Расскажите о правописании НЕ с глаголами.

- Раскройте скобки, запишите данные слова.

(Не)дотёпа, (не)ряха, (не)вежа, (не)вежда.

- Почему мы напишем их слитно?

- Делаем вывод: если существительное без НЕ не употребляется, то пишем слитно.

- А в чём разница между словами: «невежа» и «невежда»?

- Такие слова называют паронимами. Приведите примеры таких слов.

- Обратите внимание на следующие записи на доске.

Это неправда. Это мой недруг.

Это не правда, а ложь. Это далеко не правда.

Ты не друг мне, а враг. Ты мне отнюдь не друг.

- Как вы думаете, почему в первых двух предложениях НЕ с существительными написано слитно, а в следующих предложениях – раздельно?

- Сформулируйте тему и цель урока.

- Сформулируйте правило.

- Прочитайте правило на стр. 150.

Записывают слова и предложения. Формулируют тему и цель урока. Формулируют правило.

Познавательные: группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям

Регулятивные: самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей.

Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения

4. Закрепление.

Контролирует выполнение заданий учащимися.

  • Упражнение 286.
  • Упражнение 288.
  • Упражнение 285  (по вариантам самостоятельно).

Выполняют задания.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий

Регулятивные: планирование самостоятельного выполнения заданий,  выбор темпа работы, умение действовать самостоятельно.

Коммуникативные: вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное); участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

5. Итог урока. Рефлексия.

- Какую тему мы изучали сегодня?

- Что вызвало трудности?

- С чем вы справились успешно?

Отвечают на вопросы учителя.

Личностные: оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.

6. Домашнее задание.

Домашнее задание: выучить  правило п. 51-52, выполнить упражнение 291.

Записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме " Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе"

   Учитель предлагает представить, что в наш век развития информационных технологий у собак появился свой сайт « Собака.ру». Ученики побывают на собачьем форуме, познакомятся с прогр...

Конспект урока русского языка в шестом классе "Похвальное слово существительному" (роль существительных в речи)

Урок русского языка помогает расширению представления учащихся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли существительных в речи. На уроке используются материалы учебника М. Н. ...

Конспект урока русского языка в 5 классе. Тема "Имя существительное как часть речи"

Представлен подробный  конспект  вводного урока по теме "Имя существительное". Указаны все этапы урока, действия и фразы учителя и учеников, Материал урока представлен с помощью лексики...

Конспект урока русского языка с презентацией "Имя существительное" 5 класс

Конспект урока русского языка с презентацией в 5 классе. Цель:формировать навыки определения морфологических признаков...

Конспект урока русского языка "Изменение имён существительных по родам"

В конспекте урока русского языка для учащихся 5 класса коррекционной школы по теме "Изменение имён существительных по родам" использованы коррекционные приёмы и упражнения на развитие высших психическ...

Конспект урока русского языка в 5 классе. Тема урока "Имя существительное - удивительная часть речи "

Урок русского языка в 5 классе. Обобщающий урок по теме  "Имя существительное - удивительная часть речи "....