Н, НН в суффиксах наречий
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему

Урок отличается информативностью, охвачен большой объем материала. Параллельно рассматриваются  и повторяются условия выбора Н, НН в суффиксах прилагательных и причастий. Предлагаемый материал уже с 7 класса позволяет начать подготовку к ОГЭ по русскому языку, конкретно заданию №5.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7_russkiy.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:


ОДНА И ДВЕ БУКВЫ
Н В НАРЕЧИЯХ НА  И

Цели: отработать у учащихся навык написания н и нн в наречиях на  и –е.

Задачи:

-обобщить правописание н и нн в прилагательных и причастиях,

- учить конструировать предложения с известными случаями осложнениями,

-развивать монологическую речь на лингвистическую и свободную тему.

Оборудование: учебник, раздаточный материал.

Ход урока

  1. Организационный момент. Задание-разминка: найти четвертое «лишнее»

Самый  добрый

Добрее всех

Более добрый

Добрейший

2) Выборочная проверка домашнего задания.

3) Работа по теме урока. Выборочный диктант.

                1) И вот в тума..ой вышине

            запели птички.

                2) И я был страшен в этот миг;

                 как барс пусты..ый, зол и дик.

                3) Озарена его лучом,

            покрыта мохом и песком,

            непроницаемой стеной

            окруже..а, передо мной

            была поляна.

                4) …Жизнь моя

            Без этих трех блаже..ых дней

            Была б печальней и мрачней

            Бессильной старости твоей.

                5) Я знал одной лишь думы власть,

            одну – но пламе..ую страсть.

                6) Я никому не мог сказать

            Свяще..ых слов «отец» и «мать».

                7) …Угрюм и одинок,

            Грозою сорва..ый листок,

            Я вырос в сумрачных стенах,

            Душой дитя, судьбой монах.

                8) Знай, этот пламень с ю..ых дней,

            Таяся, жил в груди моей.

– Из какого произведения эти строки и кто автор?

(М. Ю. Лермонтов. «Мцыри».)

– Как же в сомнительных случаях отличить причастие от прилагательного?

2. Сравнительный анализ прилагательных и причастий.

– Работа с инструкцией.

1) Встретив слово с неясным написанием, определи, от какой части речи оно образовано.

2) Если слово образовано от существительного, то это прилагательное.

 Прилагательные, образованные с помощью суффиксов -ан-, -ян-, -ин-. (Исключение: стеклянный, деревянный,  оловянный пишутся с н.)

 Прилагательные, образованные с помощью суффиксов -енн-, -онн-, а также н при основе, заканчивающейся на н, пишутся с нн.

(Исключение: ветреный.)

3) Если слово образовано от глагола, то это либо причастие, либо прилагательное.

Это причастие:

 если оно имеет приставку; пишется с нн;

 если оно имеет зависимое слово, пишется с нн;

 если оно образовано от глагола совершенного вида; пишется с нн;

 если глагол, от которого оно образовано, имел суффиксы -ова-, -ева-, -ирова-, пишется с нн;

 если это слова-исключения: смышленый, названый (брат), посаженый (отец), – пишутся с н.

Это прилагательное:

 если это слова-исключения (желанный, нежданный, негаданный), пишутся с нн;

 если слово не имеет ни приставки, ни зависимого слова, ни совершенного вида, ни названных суффиксов, пишется с н.

4) Если это краткое прилагательное, в нем пишется столько же н, сколько и в полном.

5) Если это краткое причастие, в нем пишется н.

4) Проверочный диктант.

Из предлагаемых пословиц выпишите в два столбика прилагательные и причастия.

н        нн

– Ошпаре..ый петух от дождя убегает.

– В ветре..ый день муку не продают.

– И в мыши..ую нору проникает луч света.

– Подкоше..ая трава и в поле сохнет.

– Подстреле..ая птица далеко не летит.

– Всегда имей свое сердце расположе..ым к добру, а дух мужестве..ый.

– Испуга..ый зверь далеко бежит.

– Конь вырвется – догонишь, а слова сказа..ого не воротишь.

– К дому друга дорога никогда не бывает дли..ой.

– Согласие крепче каме..ых стен.

– Не видит неуч собстве..ой вины, грехи ж друзей давно им сочте..ы.

– С умом задума..о, да без ума сдела..о.

– Бездомной собаке лучше, чем связа..ому льву.

– Только тот человек це..ый, кто смолоду работать привык.

– Овся..ая каша сама себя хвалит, а гречневую – люди.

– Сильным ударом и шерстя..ой кол в землю вгонишь.

– Оси..ое гнездо не трогай.

Отгадай загадки:

– Скруче..ый, связа..ый по хате скачет. (Веник.)

– Птичка-невеличка: носик стальной, а хвостик льняной. (Иголка с ниткой.)

– Сам маленький, а шубка деревянная. (Орех.)

5) Закрепление темы.

– Слова каких частей речи записаны в левом столбике? А в правом?

– Каким способом образованы наречия?

– От чего зависит написание н и нн в этих наречиях?

6) Работа по  учебнику на с. 108.

7)Составление предложений с парами слов:

обижено – обиженно;

организовано – организованно;

обосновано – обоснованно.

– Почему одинаково звучащие слова пишутся по-разному: н и нн?

(Это разные части речи.)

– На какой вопрос отвечают слова с одной -н-?

(Каково? Обижено, организовано, обосновано  это краткое причастие; в предложении зависит от существительного, является сказуемым.)

– Какой частью речи являются слова с -нн-? На какой вопрос отвечают? Каким членом предложения являются?

(Как? Каким образом?  это наречие, вопрос задается от глагола;         в предложении является обстоятельством.)

8) Практикум- закрепление темы.

1. Запишите под диктовку словосочетания (в столбик):

Туманное утро – туманно

жареная рыба

башенный кран

взволнованная речь – взволнованно

неожиданное известие – неожиданно

глиняный кувшин

пустынный переулок – пустынно

оловянный солдатик

объективный выбор – объективно

серебряный кубок

– Образуйте от прилагательных наречия. Подчеркните изучаемую орфограмму.

– От каких слов нельзя образовать наречия? Почему?

9) Выполнение упражнений по учебнику.

10) Рефлексия,  подведение итогов урока, комментарий  отметок.

– От чего зависит выбор н и нн в наречиях на -о и -е?

– Как отличить в предложении краткое причастие от наречия?

Домашнее задание:  п. 40, упр. 259 ( 1-2 часть)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку "Н и НН в суффиксах наречий"

Цель урока: Познакомить с условиями выбора н и нн в наречиях на –о и –е  в сопоставлении с правописанием н и нн в прилагательных и причастиях; формировать умение обозначать орфограмму....

Урок русского языка в 7 классе Тема урока: «Правописание Н и НН в суффиксах наречий»

Урок русского языка в 7 классеТема урока: «Правописание Н и НН в суффиксах наречий»Форма урока: комбинированный урок.Цели урока:-формирование языковой, лингвистической и коммуникативной  компетен...

Суффиксы наречий

Суффиксы наречий 7 класс...

Суффиксы наречий О-Е после шипящих

Правописание суффиксов наречий О-Е прсле шипящих...

Н и НН в суффиксах наречий

Презентация предназначена для урока русского языка в 7 классе. Составлена в соответствии с ФГОС...

Конспект урока «Правописание Н и НН в суффиксах наречий»

Урок по технологии проблемного обучения.  Планируемые результаты.Знать: условия написания -н и -нн в наречиях.Уметь: правильно писать и объяснять изучаемую орфограмму, выделять её графически...