Конспект урока «Правописание Н и НН в суффиксах наречий»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Жукова Валентина Валентиновна

Урок по технологии проблемного обучения.  

Планируемые результаты.

Знать: условия написания и -нн в наречиях.

Уметь: правильно писать и объяснять изучаемую орфограмму, выделять её графически.

Метапредметные: уметь аргументированно отвечать на вопросы учителя; овладеть приемами отбора и систематизации материала; адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7kl_n_i_nn_v_suf_narechiy_problem_obuchenie.docx21.73 КБ

Предварительный просмотр:

Жукова В.В., учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия №1» г. Воркуты

Урок русского языка в 7 классе Тема урока: «Правописание Н и НН в суффиксах наречий»

Тема урока: «Правописание Н и НН в суффиксах наречий»

Форма урока: комбинированный урок.

Технология проблемного обучения

Цели урока:

-формирование языковой, лингвистической и коммуникативной  компетентностей

- знакомство и закрепление орфограммы «Правописание Н и НН в суффиксах наречий»

-систематизация правил правописания Н и НН в разных частях речи

-развитие умения разграничения и опознавания языковых единиц (в частности, кратких причастий и кратких прилагательных, кратких причастий и наречий);

-развитие умения лингвистического анализа текста, характеристики авторской позиции и аргументирования своего мнения

                                      УУД:

Личностные: ориентирование в системе моральных норм и ценностей.

Регулятивные: осознанно и произвольно строят   речевые высказывания в устной   форме, контролируют   и     оценивают   свои действия как по результату, так и по способу действия.

Коммуникативные: практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества.

Познавательная: определяют основную и второстепенную информацию; строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.

Планируемые результаты.

Знать: условия написания  и -нн в наречиях.

Уметь: правильно писать и объяснять изучаемую орфограмму, выделять её графически.

Метапредметные: уметь аргументированно отвечать на вопросы учителя; овладеть приемами отбора и систематизации материала; адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения.

Оборудование урока: раздаточный материал на каждого ученика: пособие «Схемы-таблицы по орфографии и пунктуации», тексты для лингвистического анализа; учебники и рабочие тетради.

Ход урока.

I. Орг. момент. Слово учителя.

Запись темы урока, обращение к классу:

- Как вы думаете, каковы задачи нашего урока? Сформулируйте.

- Что мы ещё должны научиться различать?

Обобщение учителя: систематизация правил (их не меньше 11), разграничение языковых единиц в связи с данной орфограммой, подготовка к выполнению ОГЭ.

II. Актуализация знаний учащихся.

1. У доски один ученик готовит опорный конспект по теме урока.

2. Класс в это время – орфоэпическая дуэль. (Устно.) (даны слова в два столбика по орфоэпии, отвечают по 1 человеку от каждого варианта (дуэль – кто грамотнее?), их рецензирует 1 уч-ся от класса).

 1 вариант.                                                         2 вариант.

Августовский Завидно                                   Эксперт Дремота

 Избалованный Духовник (священник)        Квартал Языковые (явления)

 Прибывший Языковая (колбаса)                  Включит Красивее

 Каталог Перезвонит                                        Жалюзи Черпать

 Завсегдатай Собрала                                       Оптовый Клала

3. Класс – лексико-орфографическая работа (устно)

Задание: вставить пропущенные буквы, объяснить лексическое значение.

Экстре(н,нн)ый, некр…лог, д…пломант, д…пломат, ч…столюбивый, т…ология, тр…виальный, р…зонанс, окс…морон, а(н,нн)отация, л…тота, мент…литет, т(е,э)ндер, дил…тант, инт…(л,лл)…генция, аббр…виатура, бе(л,лл)…тристика.

(для справок: экстренный – срочный, некролог- посмертная статья, дипломант- победитель творческого конкурса, дипломат- международный политик, честолюбивый- стремящийся к известности, славе; теология-совокупность учений о Боге, тривиальный- избитый, лишенный свежести и оригинальности; резонанс- отзвук, отголосок; оксюморон- сочетание логически несовместимых понятий, аннотация- краткое пояснение к книге, литота- преуменьшение признака, менталитет- склад ума, способ мышления, тендер- коммерческие конкурсные торги или аукционная распродажа по заранее поданным заявкам; дилетант- поверхностно знакомый с какой-либо областью деятельности, интеллигенция –образованная часть об-ва, аббревиатура- сложносокращенное слово,

состоящее из начальных букв или звуков, беллетристика- художественная литература).

 4. Прослушивание теоретического материала (отвечает 1 ученик по опорному конспекту).

Перед этим обращение к классу - открыть учебники или свои опорные конспекты. - Что вы можете добавить к прозвучавшему ответу?

Если затрудняются, спросить класс:

- что мы должны помнить о правописании Н и НН в наречиях? - в кратких прилагательных? - в существительных: труженик, вареник, гостиница, пудреница, мудрѐность, масленица?

III. Обобщение и закрепление изученного материал. Диагностический контроль (с целью выявления «слабых мест»).Устно.

Свяще…ый долг, рискова…ый шаг, посаж…ый отец, уютная гости…ая, серебря…ый браслет, зва…ый ужин, нечая…ая радость, домотка…ый ковѐр, прида…ое невесты, взволнова…ое лицо, правле…ый автором текст, масля…ые краски, масле…ый блин, ветре…ая погода, девушка хорошо воспита…а, встреча прошла организова…о, высуше…ое бельѐ.

2. Орфографическая задача по отрывку из повести Л.Н.Толстого «Детство».

Вставить одну или две Н и объяснить.

Каждому ученику роздан текст, работают на листах ручкой. Время – 5 минут.

Прослушивание ответа – 1 ученик, остальные проверяют, карандашом

исправляют и сдают учителю.

4. Проблемная ситуация №1.

Как отличить краткое причастие от краткого прилагательного, и сколько Н писать в обоих случаях?

Газета прочита…а. И  Девушка начита…а.

Алгоритм

I. Если слово заменяется глаголом (прочитали),

 значит, это краткое причастие  следовательно, пиши Н ( прочитана).

II. Если слово нельзя заменить глаголом,

замени синонимом (умна, эрудированна) следовательно, это краткое прилагательное – пиши НН (девушка начитанна).

5. Распределительный диктант. Краткое причастие    Краткое прилагательное

Ответ запута…, память свяще…а, население собра…о, походка медле…а, помощь обеспече…а, даль тума…а, бойцы ране…ы, вина доказа…а, положение бедстве…о, дорога пусты…а.

(подсказка: к краткому причастию можно поставить вопрос Что сделана?)

6. Проблемная ситуация №2

Как различать наречия и краткие причастия (прилагательные)?

Жил обеспече…о.   И   Ученики обеспече…ы учебниками.

(ответ: наречия отвечают на вопрос: КАК?   краткие причастия - на вопрос Каков? Что сделан?)

для закрепления – упражнение №8.

9. Индивидуальное задание – сочинить буриме

……гибок

………ошибок

……...обыкновенный

……..бесценный

IV. Итоговое обобщение.

1. Тестовый контроль (по вариантам).

Выписать в два столбика только номера примеров с НН в словах.

 1 вариант.                                                                      2 вариант.

Лома…ая линия                                                     Гримирова…ый артист

Запута…ые нитки                                                   Каша сваре…а

Кафе – мороже…ое                                                Работали напряжѐ…о

Маши…ое отделение                                              Замороже…ое филе

Комната завале…а книгами                                    Копчѐ…ая колбаса

Тума…ая мгла                                                          Ветря…ая мельница

Масл…ые краски                                                      Масле…ая каша

Жить в гости…ице                                                    Вяза…ый на спицах шарф

Кваше…ая капуста                                                    Незаслуже…ая обида

Неслыха…ая дерзость                                               Непаха…ое поле

Работы сдать учителю.

V. Подведение итогов урока.

Уже к концу подходит наш урок.

Пришла пора нам подвести итог.

Надеюсь, что теперь чуть легче будет вам

Писать одну из самых сложных орфограмм!

Сигнальными карточками показать, как усвоен материал:

Розовые карточки – хорошо усвоили

Белые – некоторые вопросы ещѐ вызывают трудность. Какие вопросы ещѐ вызывают трудность?

Оценки за урок, оценки после проверки тестов и заданий

Домашнее задание:

1.Выучить опорный конспект.

2.Упр.    параграф


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Правописание н, нн в суффиксах прилагательных".

Класс: 6Тема: Правописание н, нн в суффиксах прилагательных.Цель: 1. Повторение изученного о прилагательном.2. Знакомство с правописанием двумя и одной Н в суффиксах прилагательных.3. Приме...

Подготовка к ЕГЭ. Конспект урока "Правописание суффиксов различных частей речи(кроме –н- и –нн-). (2 часа)"

Цели: повторить и обобщить знания учащихся по пройденным  темам  (правописание суффиксов различных частей речи (кроме –н- и –нн-); закрепить умение комментировать постановку знаков пре...

Урок русского языка в 7 классе Тема урока: «Правописание Н и НН в суффиксах наречий»

Урок русского языка в 7 классеТема урока: «Правописание Н и НН в суффиксах наречий»Форма урока: комбинированный урок.Цели урока:-формирование языковой, лингвистической и коммуникативной  компетен...

Конспект урока: "Правописание суффиксов существительных -ЧИК- (-ЩИК-)"

Конспект урока по русскому языку для 6 класса...

Конспект урока "Правописание нн-н в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных

Тип урока: повторение и обобщениеВид урока: урок-сюрпризЦель: формировать навыки правильного написания причастий и отглагольных прилагательных;Знать: орфограммы «Н-НН в суффиксах причастий», «Н-НН в с...

Конспект урока:"Правописание суффиксов существительных и прилагательных" (с использованием опорных конспектов Ю.С.Меженко)

Конспект урока для 6 класса. Используются опорные схемы, облегчающие запоминание материала....