Конспект урока "Правописание нн-н в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Мараева Марина Викторовна

Тип урока: повторение и обобщение

Вид урока: урок-сюрприз

Цель: формировать навыки правильного написания причастий и отглагольных прилагательных;

Знать: орфограммы «Н-НН в суффиксах причастий», «Н-НН в суффиксах прилагательных»;

Уметь: писать слова с изученными орфограммами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravopisanie_n-nn.docx19.37 КБ

Предварительный просмотр:

Тип урока: повторение и обобщение

Вид урока: урок-сюрприз

Цель: формировать навыки правильного написания причастий и отглагольных прилагательных;

Знать: орфограммы «Н-НН в суффиксах причастий», «Н-НН в суффиксах прилагательных»;

Уметь: писать слова с изученными орфограммами.

Оборудование: карточки, карточки-продукты в конвертах, грамоты, распечатанные тексты.

                                              Ход урока

1.Вступительное слово учителя.

Цель: объяснить учащимся цель урока.

Учитель. Ребята, сегодня у нас необычное занятие: урок-сюрприз. Я даже не могу сообщить план сегодняшнего урока. Скажу только одно: приготовьтесь к неожиданностям.

2.Актуализация опорных знаний.

Цель: повторить правило написания Н-НН в суффиксах причастий и прилагательных на основе работы с текстом.

Учитель. Давайте, ребята, подумаем, что бы ещё придумать, чтобы запомнить сложное правило «Н-НН»? Вчера по интернету на свой запрос я получила вот такой ответ.

(Запись на доске, коллективная работа: дети объясняют написание Н-НН)

Смышлёным детям достаточно повторить правило несколько раз, а потом, выпив кипячёной воды, выполнить придуманные учителем упражнения, в которых повторяется одно и то же. Незваные гости так же, как и раньше, приходят неожиданно, зато приносят не крашеные деревянные ложки, а золочёные и посеребрённые блюда. Причём непременно все сидят на кожаном диване, возле которого есть полированный столик с крахмаленой скатертью и вязаными салфетками.

Учитель. Хорошо, когда приходят гости, но чем же мы будем их угощать?

3.Объяснительный диктант.

Цель: добиться осознанного написания слов с Н-НН при воссоздании текста рецепта.

Учитель. Сейчас я предлагаю карточки для каждой пары. Вы сами выберете, кто из вас будет выступать в роли учителя при объяснительном диктанте.

(Раздаём карточки)

№1 куплен_ый

банан

                   

 

№2 лишё_ый шкурки баклажан

 

№4 варе_ый бульон

 

№3 реза_ый батон

№5 на масле жаре_ый бекон

 

№6 протуше_ый бифштекс

 

 

№8 в кастрюльку броше_ый чеснок

 

№7 в духовке пропечё_ый кекс

 

 

 

№11 дробле_ый орех

 

№9 кури_ые ноги

№10 вяле_ые лещи

№11 маринова_ый салат

Учитель. Теперь мы вместе сoставим уникальный рецепт.

(Oбъяснительный диктант)

Ученик, у которого есть карточка диктует написанные на ней словосoчетания и oбъясняет написание Н-НН. Потом все записывают это словосочетание к себе в «Уникальный рецепт».

                                 

                         

                          Уникальный рецепт 

Возьмите                                               ,

                                                                 ,

Добавьте                                               ,

И киньте в                                             ,

На                                                             ,

Обмажьте вы со всех сторон.

Готов                                                        ,

                                                                   .

В                                                                 ,

Приправа для                                          ,

А пара                                                         ,

Вкусней тарелки кислых щей.

Вы в свёклу                                                ,

Бросайте быстро, без помех.

Ваш                                                               ,

Отведать каждый будет рад.

4. Самостоятельная работа (составление рецептов) «Моя будущая профессия- кулинар».

Цель: проверить уровень усвоения темы.

Учитель. А теперь каждый из вас получит конверт, в котором вы найдёте всё, что вам необходимо для создания собственного рецепта. Может быть, кто-то из вас станет известным кулинаром. А пока мы только смоделируем будущее.

Наша работа состоит из двух этапов:

  1. Выяснить содержимое холодильника (конверта).
  2. Составим рецепт вместе с соседом по парте.

Задание. Вставьте пропущенные буквы на карточках.

Карточки с изображением продуктов вырезать и на каждой написать фамилию ученика, который будет заполнять эти карточки. Положить изображения продуктов (карточки) в конверт.

5.Работа в группах по два человека (1-2 вариант, 3-4 вариант, 5-6 вариант, 7-8 вариант).

Цель: формирование умения создавать собственный текст, используя ключевые слова.

Задание. Составьте рецепт, используя продукты, изображённые на ваших карточках (вовсе не обязательно использовать все).

6. Закрепление изученного.

Учитель. Пока ч буду знакомиться с вашими шедеврами, предлагаю продолжить историю об удивительных превращениях продуктов. Выполним упражнение.

Задание. Вставьте буквы. (Текст распечатан заранее).

Теперь займёмся мы столом .Он полирова_ый притом.

Крахмале_ая скатерть есть.А вяза_ных салфеток шесть.

Покрашены ещё вчера все ножки кресел  и стола.

Вилки золочё_ые, ножки посеребрё_ые .

И вот бьют старинные часы.У дам припудре_ы носы.

Вот стёга_ых жилетов ряд и туфель чище_ых парад.

Уж можно ужин подавать, чтоб зва_ых в гости удивлять.

Потраче_о немало сил.Хвалё_ый суп уже остыл.
Капусты кваше_ой ведро,мочё_ых яблок три кило.

Свежемороже_ый сазан, копчё_ый угорь и баран,

Хранившийся пять лет бальзам и мелкокроше_ый банан.

Того,что съеде_о давно,пересчитать мне не дано.

Бывает много разных тем, но я люблю «Одна-две Н»!

7. Подведение итогов. Награждение лучших учеников.

Учитель. Настало время подвести итоги нашего необычного урока и наградить лучших победителей (вручение грамот)

Грамоты можно выпустить на компьютере.

8. Домашнее задание.

 Учитель. Дома вы поработаете с шутливым текстом и увидите, как в нём используются полные и краткие причастия и прилагательные.

Замороже_ы продукты, законсервирова_ы фрукты

И закуплены конфеты.

 Все прожаре_ы котлеты. И расставле_ы столы.

Будет бал у детворы.

Для нашей Татьяны почище_ы бананы,

 Для маленькой Аси пореза_ы ананасы.

А ю_ая Лара любит сушё_ые кальмары…

Прошёл торжестве_ый обед.

Обрадова_ы все. Привет!

Пореза_ы вяза_ые салфетки.

Испуга_ая кошка затаилась у соседки.

Клее_ые обои разорва_ы. Парчовые шторы сорва_ы.

Полирова_ый столик пацарапа_. Рассерже_о смотрит папа.

Искусстве_ые цветы подстриже_. Мама плачет обиженно.

               Гости разошлись восторже_ые.

               Хозяева остались встревоже_ые.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок русского языка в 7 классе "Правописание н и нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных"

Открытый урок предназначен для обучающихся 7 класса. Нестандартный подход к усвоению учебного материала прививает повышенный интерес к предмету ...

Правописание Н-НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных

Методическая разработка к уроку русского языка....

Разработка урока русского языка по теме "Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных" 7 класс

Урок закрепления по теме "Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных". Как отличить причастие и отглагольное прилагательное....

Тест по русскому языку «Причастие. Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных» №4 для 7 класса

Задание теста «Причастие. Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных» №4 для 7 класса помогают учителю выявить знания по одной из самых трудных тем раздела "Морфология"...

Проверочная работа "Причастие. Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных" 7 класс

Тест "Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных"  7 класс   и карточки для индивидуальной работы...

Конспект урока русского языка на тему "Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных" 7 класс

Материал урока позволяет ознакомить учащихся со способами разграничения страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов; формировать навыки написания НН в причаст...