Конспект урока: "Правописание суффиксов существительных -ЧИК- (-ЩИК-)"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Кузнецова Екатерина Николаевна

Конспект урока по русскому языку для 6 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chik_shchik.odt103.72 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока "Правописание суффиксов -ЧИК (-ЩИК)"

Тип урока: объяснение нового материала

Цель: познакомить учащихся с суффиксом -чик (-щик) и правилом написания букв ч и щ в суффиксах.

Задачи:

  • Обучающие:
  • научиться узнавать суффиксы -чик (-щик);
  • научить правильно писать суффиксы -чик (-щик);
  • устно рассуждать и письменно объяснять условия выбора букв ч и щ в суффиксах;
  • обнаруживать по опознавательным признакам места применения правил.
  • Развивающие:
  • развивать орфографическую зоркость, зрительную память, творческие способности учащихся.
  • Воспитательные:
  • вызвать чувства интереса к изучаемой теме, пробудить у учащихся уважение и любовь к родному языку.


Ход урока

  1. Оргмомент.
  • Здравствуйте, ребята. Сегодня мы начинаем изучение новой темы и мне хочется, чтобы наш урок был интересным и полезным для каждого.
  1. Проверка домашнего задания.
  1. Упр. 290

1. Не _ работа сушит, а забота. 2. Не _ место красит человека, а человек место. 3. Друзья в несчастье познаются. 4. В осеннее ненастье семь погод на дворе. 5. Не _ печь кормит, а руки. 6. Не _ котел варит, а стряпуха.

  1. Один человек работает у доски, выполняет упражнение:

Раскройте скобки, графически обозначьте орфограмму.

Хроническое (не) досыпание, жду письма с (не) терпением, самолечение принесло (не) пользу, а вред, это уже (не) щенок, (не) аккуратность в одежде, отнеслись с (не) доверием, вскрикнул от (не) ожиданности, старит горе, а не годы, допустил (не) точность в решении, берет (не) силой, а умением, бедность (не) порок.

       III. Изучение нового материала.

 - Ребята! Мы с вами продолжаем изучение суффиксов. Напомните, что такое суффикс? А как называется способ образования слова с помощью суффикса?

 - На доске вы видите слова, разбитые на два столбика. Прочитайте их вслух и определите, можно ли по произношению определить выбор букв ч и щ в суффиксе -чик (-щик)?

        Объездчик                            обойщик

        прокатчик                             фонарщик

        грузчик                                 танцовщик

        разносчик                             прицепщик

        перебежчик                          съемщик

  • Действительно, нет. Почему?
  • Как видите, и в том и в другом слове произносится суффикс [щ'ик], а пишется в первом столбике -чик, а во втором -щик. Почему?
  • Верно, произношение не соответствует написанию.
  • Что общего у этих слов? Какое значение у суффиксов в записанных словах?
  • Так какой вопрос возникает после проведённого нами небольшого исследования. Верно, мы с вами должны определить, когда в суффиксе мы пишем букву ч, а когда щ.)
  • Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Записываем число и тему урока: "Правописание суффиксов -ЧИК (-ЩИК)"
  • Вы верно заметили, что эти суффиксы обозначают человека по профессии, специальности и роду деятельности, давайте внимательно рассмотрим столбики, попробуем ответить на вопрос: когда в суффиксе –чик-(-щик-) у существительных пишется буква ч? Может быть, вы заметили какую-нибудь закономерность?
  • А когда пишется щ?
  • Давайте сделаем вывод и сформулируем правило: в суффиксе существительных –чик-(-щик-) после букв д,т,з,с,ж пишется буква ч, в остальных случаях пишется буква щ.
  • Откроем страницу 153 в учебнике и сверим, правильно ли мы сформулировали правило.
  • Хорошо, молодцы. Откроем теоретическую тетрадь и запишем краткий алгоритм для заучивания:

Выписать: д-т, з-с, ж – -чик
Остальные – -щик

  • Вы также можете запомнить высказывание: дети за сажей. В этой фразе собраны все буквы, после которых пишется суффикс -чик-.
  • С каким еще правилом знакомит нас автор учебника? Верно, перед суффиксом -чик (-щик) буква ь пишется только после л (например, пильщик).
  • Обязательно обратить внимание на образец рассуждения, который предлагает нам автор. Именно по этому образцу мы будем работать(стр.153).

Образец: грузчик — тот, кто грузит. Перед суффиксом есть буква з, поэтому пишется суффикс -чик. Каменщик — тот, кто работает с камнем. Перед суффиксом нет букв д, т, з, с, ж, поэтому пишется суффикс -щик.

IV. Закрепление

  1. Выполнение №292 упражнения  письмеено по цепочке у доски.
  1. Упр. 293 письменно по заданию
  • Ребята, ответьте на вопрос, почему в словах: стаканчик, сарафанчик, блинчик пишется -чик, хотя перед ним нет букв  д, т, з, с, ж?  Запишите 3-4 слова с уменьшительно суффиксом -чик. Не путайте с суффиксом -ик!

3. Выполнение задания по карточкам (самостоятельно с взаимопроверкой): вставьте в текст существительные с суффиксами -чик (-щик). Вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания. Обозначьте орфограммы.

Как строили нашу школу

        Чтобы построить нашу школу работало много людей. Сначала взялись  за дело инж...неры-................................., которые намет...ли гр...ниц...

котлована. …............................. вырыли котлован для фундамента и

…............................. г...товились к его закла...к... . Арм...туру уст...навливали …......................... и ….............................. . Когда стены были закончены …............................. возвели крышу. Пока клали стены и возв...дили крышу …................................... (з,с)гружали стройм...т...риалы. Слесари-.............................  т...нули к дому трубы и уст...навливали б...тареи для от...пления.

        Зав...ршили работу плотники, ….................................... штукатуры, м...ляры.

Слова для справок: пл...ниров...ики, экск...ватор...ики, б...тон...ики, арм...тур...ики, свар...ики, камен...ики, гру...ики, вод...прово.....ики, кров...ль...ики, ст...коль...ики.

        V  Итог урока.

– Над какой орфографической проблемой мы сегодня работали?
– Были ли у вас затруднения?

        VI Домашнее задание.

Упр. 298 (подготовиться к диктанту), упр. 294.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Правописание НЕ с существительными"

Конспект урока по теме "Правописание НЕ с существительными" (к презентации)...

конспект урока "Правописание НЕ с существительными" 6 класс

Данный план-конспект урока составлен уже несколько лет назад, когда школы ещё не были так оснащены современными техническими средствами, но дидактический материал к уроку по данной теме, я думаю, може...

конспект урока "Правописание существительных с суффиксом – чик- - щик – 5 А класс

Урок изучения нового материала. Материал соответствует требованиям ФГОС( по УМК Л.М.Рыбченковой)...

Конспект урока:"Правописание суффиксов существительных и прилагательных" (с использованием опорных конспектов Ю.С.Меженко)

Конспект урока для 6 класса. Используются опорные схемы, облегчающие запоминание материала....