Конспект урока "Правописание суффиксов -ек, -ик имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Шульгина Татьяна Викторовна

Урок соответствует требованиям ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravopisanie_suffiksov_-ek_-ik_imen_sushchestvitelnyh.docx33.72 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока в 5 классе на тему:

 «Правописание суффиксов -ек, -ик имен существительных»

Цели урока: создать условия для усвоения правописания суффиксов имён существительных –ик, -ек.

Планируемые результаты:

Предметные: содействовать формированию грамотно писать слова с суффиксами -ик-, -ек- (организовать наблюдение над словами, подвести детей к открытию способа проверки), содействовать развитию навыка каллиграфического письма и орфографической зоркости, способствовать развитию умения осознанно и произвольно строить речевые высказывания;

Личностные результаты: способствовать воспитанию положительной мотивации к учению.

Метапредметные:

Познавательные: формировать умения структурировать знания, учить делать выводы и обобщения; применять алгоритм; поиск и выделение необходимой информации;

Регулятивные: самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий; определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем; выполнять действия по намеченному плану; контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров.

Коммуникативные: отвечать на вопросы учителя; слушать и понимать других; высказывать свою точку зрения; участвовать в паре и в работе группы, сотрудничать в совместном решении проблемы; учитывать разные мнения, высказывают своё собственное, аргументировать его.

Тип урока: комбинированный

Методы и формы обучения: поисковый, групповая, фронтальная.

Оборудование: 

  • Презентация урока;
  • фрагмент мультфильма «В стране невыученных уроков»;
  • рабочие тетради;
  • лист оценивания;
  • учебник русского языка для 5 класса .

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. Начнем наш урок с улыбки. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, приветливы, настроены на продуктивную работу в течение урока. Всё у нас получится.

Деление на группы (каждый ученик получает слово, относящееся к одному из трех склонений. Далее учащиеся формируют группы «1 скл», «2 скл» и «3 скл» )

Группа «1 склонение»: луна, поляна, книга, парта, река, стена, вода, улыбка, ручка.

Группа «2 склонение»: слон, дом, окно, поле, небо, счастье, мир, цветок.

Группа «3 склонение»: степь, ночь, мышь, дочь, площадь, метель, тетрадь, радость.

Отлично, вы сформировали группы. А сейчас давайте вместе вспомним правила работы в группе.

Каждая группа, пожалуйста, выберете лидера, заполните лист оценивания.

Ребята, откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа.

Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с суффиксами, при помощи которых образуются имена существительные. Эти суффиксы можно назвать близнецами, но на письме они отличаются одной буквой. Пока их имена остаются для нас загадкой, я предлагаю вам вспомнить то, что вам уже известно об имени существительном. Отложите ручки и приготовьтесь работать.

2. Актуализация знаний

На дом я задавала повторить всё, что мы изучили об имени существительном, пользуясь учебником. Чтобы проверить, насколько хорошо вы подготовились, предлагаю вам игру «Верно-неверно». Каждой группе по очереди я говорю утверждение. В случае, если оно неверно, ваша задача – исправить его.

Игра «Верно-неверно»

  1. Имя существительное – это часть речи, которая обозначает действие предмета.
  2. Имя существительное отвечает на вопросы кто? что?
  3. Имена существительные изменяются по родам.
  4. Имена существительные делятся на одушевленные и неодушевленные.
  5. Существительные сирота, задира, забияка относятся к женскому роду.
  6. Имена, фамилии, географические названия – это нарицательные существительные.
  7. Изменение существительного по падежам называется спряжением
  8. В русском языке 7 падежей
  9. Все падежи, кроме именительного, называются косвенными

3. Создание проблемной ситуации. Постановка цели и задач урока.

Молодцы. Вы успешно справились с работой. Видно, что домашнее задание к сегодняшнему уроку выучили. А значит, сможете помочь одному горе-ученику, Вите Перестукину. Он из-за своей нерадивости очутился в стране невыученных уроков. Посмотрите, что с ним приключилось.

(Просмотр фрагмента из мультфильма «В стране невыученных уроков»)

Поможем Вите выбраться из страны невыученных уроков?

На какой вопрос не смог ответить Витя?

Какова же тема и цель нашего урока?

Молодцы! Вы правильно сделали вывод. Тема нашего урока: "Правописание суффиксов -ек,-ик". Запишите в тетрадках.

А какая же цель нашего урока? (Цель нашего урока – выяснить, в каких случаях пишется суффикс ик, а в каких – суффикс ек.)

Чтобы достичь цели урока, у нас есть два пути. Первый – я дам вам готовое правило, второй – мы вместе попытаемся создать его. Какой же путь мы выберем?

4. Первичное усвоение новых знаний.

Ответить на вопрос, с которым не справился Витя, нам поможет лингвистическая сказка. Предлагаю вам поработать со сказкой в группах. Прочитайте и ответьте на вопросы.

Лингвистическая сказка.

Жили-были два брата – уменьшительно-ласкательные суффиксы – ЕК – и – ИК.

Суффикс –ЕК – всего боялся, особенно изменения по падежам. Как страус при виде опасности прячет в голову песок, и её не видно на поверхности, так и суффикс – ЕК – при склонении слова всегда прятал гласную Е, оставляя работать в косвенных падежах букву К: замочЕК, замочКа, замочКу, замочКом, о замочКе.

Слабая, пугливая, неустойчивая, полукругленькая буква Е всё время выкатывалась из слова, стоило ей выйти из-под защиты Именительного падежа.

Суффикс – ИК – имел твёрдый характер. Стойкая, смелая буква И в нём крепко стояла на двух ногах и никого не боялась. Никто и ничто не мог её сдвинуть с места. Поэтому, как слово ни изменяют, суффикс – ИК – крепко сидит в нём и постоянно икает: ключИК, ключИКа, ключИКу, ключИКом, о ключИКе.

Вот такие они разные уменьшительно-ласкательные суффиксы – ЕК – и – ИК –.

                                              (по материалам газеты» Русский язык»)

Задания.

Почему суффикс – ЕК – в этой сказке сравнивается со страусом?

Почему суффикс – ИК – имеет твёрдый характер?

К каким же выводам вы пришли, познакомившись с лингвистической сказкой?

А теперь подумайте, что нужно сделать, чтобы определить, какой суффикс следует писать в слове? Посовещайтесь в группах. У вас есть 1 минута. (Учащиеся озвучивают ответы на вопросы)

- А теперь попробуйте составить правило написания гласных в суффиксах существительных –ЕК и – ИК – . (Учащиеся озвучивают варианты правила)

- Проверим выводы, сделанные вами. Откройте учебник на странице __ и прочитайте правило.

- Как вы считаете, мы сумели помочь Вите? 

(Просмотр фрагмента мультфильма «В стране невыученных уроков»)

Ребята, открою вам небольшой секрет. В русском языке есть слово, которое поможет вам написать правильный суффикс. Это слово НЕТ.

Есть кубик –нет кубика.

Потренируемся вместе (работа у доски)

Есть арбузик – нет арбузика

Есть барашек – нет барашка

Есть бантик – нет бантика

  1. Первичное осмысление и закрепление.

Жители страны невыученных уроков оставили для Вити несколько заданий. Без нас ему не справиться. Первое задание очень интересное. Сейчас мы напишем необычный вид диктанта – фотодиктант. Ваша задача записать то, что изображено на картинке, словами с уменьшительно-ласкательными суффиксами –ек, -ик.

А сейчас каждой группе необходимо составить небольшой рассказ, используя данные слова.

Учащиеся вносят результаты в лист оценивания

6.Физминутка.

  Если я назову слова с суффиксом –ик – приседают мальчики, с суффиксом –ек – приседают девочки.  

Пёсик, дубочек, звоночек, кирпичик, дворик, годочек, шарик, лесочек, цветочек, дождик.

7. Первичное закрепление нового материала.

Ребята, за окном весна, греет солнышко…А в стране, где оказался Витя Перестукин, погода испортилась. Сильный ветер унес все листочки с деревьев и перепутал их. Ваша задача – определить, с какого дерева упал листочек. Сделайте два столбика, в первом запишите слова с суфф. –ек, во втором - -ик.

Игра «С какого дерева упал листочек?»

Учащиеся вносят результаты в лист оценивания

Молодцы, отлично справились. А нас ждет следующее задание.  Будьте внимательны. Витя решил вас запутать. Перед вами слова. Но не все из них написаны верно. Вам нужно найти те слова, в которых есть ошибки, и записать верный вариант.

Кармашек, слоник, хвостик, лучик, кузнечик, мячик, орешек, столик, песочек, кусочек,  кирпичик, зубик

Учащиеся вносят результаты в лист оценивания

Дети проверяют написание каждого слова и доказывают правильность своих суждений.

8. Итог урока.

Молодцы, ребята! Благодаря вам Витя сумел выполнить все задания. Можно с уверенностью сказать, что он больше не окажется в стране невыученных уроков.

А сейчас вернемся к началу нашего урока и вспомним, какую цель мы ставили перед собой?

- Смогли мы её достичь?

- Так от чего зависит выбор гласных в суффиксах –ек, –ик?

Пожалуйста, внесите результаты в листы оценивания

9.Рефлексия.

 На столе лежат замочки и ключики. Если вы открыли для себя новое правило, разобрались в нем, возьмите ключик. Если остались ещё вопросы, не до конца разобрались, то возьмите замочек.   

10. Домашнее задание:

  1. Составить словарный диктант из 10 слов на тему «Правописание суффиксов –ек, -ик.
  2. Выучить правило.
  3. (Доп.) Придумать сказку, используя как можно больше слов с суффиксами -ек, -ик


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Повторение и обобщение имени существительного в 5 классе"

В  игровой форме повторяем основные сведения по теме "Имя существительное": грамматические признаки, употребление в речи, роль существительных в предложении....

Конспект к уроку в 6-м классе по русскому языку "Ч и Щ в суффиксах имен существительных ЧИК и ЩИК"

Данный урок содержит в себе элементы деятельностного подхода....

Конспект открытого урока "Морфологический разбор имени существительного"

Конспект открытого урока "Морфологический разбор имени существительного"...

План-конспект по русскому языку на тему "Правописание суффиксов имен существительных".

Тема «Правописание суффиксов имен существительных» является актуальной. Каждый учащийся должен соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации.  Знание правила - ...

Правописание суффиксов –ЕК/–ИК имен существительных

Тема урока: «Правописание суффиксов –ЕК/–ИК имен существительных»Тип урока: объяснение нового материалаКласс: 5Цели:обучающие:–  познакомить с правилом написания гла...