Конспект урока "Правописание НЕ с существительными"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Конспект урока по теме "Правописание НЕ с существительными" (к презентации)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravopisanie_ne_s_sushchestvitelnymi.doc | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
русского языка
в 6 классе
Правописание НЕ с существительными
Правописание НЕ с существительными
Тип урока : объяснение нового материала
Цель урока:
- выработка навыка грамотного письма НЕ с существительными;
- проверка знаний по данной теме;
- расширение активного запаса слов обучающихся и знаний.
Задачи:
- изучить условия слитного и раздельного написания НЕ с существительными и применять их
Виды работ:
- работа с презентацией;
- работа с учебником.
Оборудование:
- компьютер:
- мультимедийная установка.
Ход урока:
- Фронтальный опрос.
- С какой частью речи мы с вами работаем на последних уроках русского языка?
- Какие признаки имеет имя существительное?
- Что нового об имени существительном вы узнали в этом учебном году? (разноскл,, несклон, сущ. общего рода)
- Объяснение нового материала.
!!!- А сейчас открываем тетрадь и записываем
Второе декабря.
Классная работа.
- Сегодня на уроке мы будем знакомиться с новой темой.
«Правописание НЕ с существительными»
Презентация. Слайд 1. НЕ с существительными
- Что такое НЕ? Это слово.
Это часть слова.
Это служебная часть речи.
- Какой же ответ правильный?
- Все правильные!
Презентация. Слайд 2. По щелчку мыши
НЕ – слово.
НЕ – приставка.
НЕ – служебная часть речи (частица).
Презентация. Слайд 3. По щелчку появляются:
1. Схема
частица | НЕ | приставка |
- Рисунок, потом название- Неваляшка.
- Рисунок, потом название -Незабудка.
- Рисунок, потом название -Несмеяна.
- Попробуйте произнести слова без приставки НЕ.
- Разве есть такие слова? Валяшка, забудка, валяшка..
- Эти слова не употребляются без приставки НЕ.
!!!- Запишите их в тетрадь, выделив приставку.
- А может ли с существительным стоять частица НЕ?
- Конечно же, да!
Презентация. Слайд 3. По щелчку появляются:
- Дельфин, потом надпись-Это не рыба
- Солнце, потом надпись – Это не планета
- Арбуз, потом надпись-Это не овощ
- Акула – рыба. А дельфин – не рыба, а млекопитающее. (По щелчку мыши появляется на рисунке дельфин, потом надпись «Дельфин – не рыба» )
- Земля – планета. А солнце – не планета, а звезда. (Появляется рисунок, потом надпись «Солнце- не планета»).
- Тыква- овощ. А арбуз – не овощ, а…. ягода, только очень большая. (Появляется рисунок, потом надпись «Арбуз-не овощ»).
- А есть ли такие слова ? Нерыба, неовощ, непланета.
- Эти слова не образуют слов с приставкой НЕ.
!!!- Запишите в тетради предложения. Дельфин – это не рыба. Солнце – это не планета. Арбуз – это не овощ. Не забудьте поставить правильно знаки препинания.
Это Это Это
не рыба не планета не овощ
Дельфин Солнце Арбуз Неваляшка Незабудка Несмеяна
ЧАСТИЦА | НЕ | ПРИСТАВКА |
- Самое главное- надо помнить, что слова с приставкой пишутся слитно, а с частицей – раздельно.
- Давайте обратимся к учебнику. Стр. 95. Читаем первую часть орфограммы.
- С этим разобрались. Но всегда ли так просто?
- Давайте поиграем. Перед вами герои известной книжки. Вы их знаете?
Презентация. Слайд 4. По очереди появляются рисунки:
Незнайка, Знайка, Пончик
- А сейчас - внимание!
Условия игры.
Надо угадать, к какому из этих рисунков относится фраза «Это Незнайка».
- Эта фраза подходит к двум рисункам, только напишем ее по-разному.
Презентация. Слайд 5. Написано: Это Незнайка. Это не Знайка.
Под названиями появляются рисунки Незнайки и Пончика
-Чем отличаются эти слова по написанию? В первом случае НЕ - приставка, во втором случае – частица.
- При слове может быть частица НЕ, когда мы что-то отрицаем. Это не Знайка.
!!!- Запишите в тетрадь. Это Незнайка. Это не Знайка.
- Иногда слово с приставкой можно заменить синонимом, иногда образовать антонимы
Таких слов много - без приставки и с приставкой.
Открываем тетради и записываем (через черточку)
Презентация. Слайд 6. Появляется таблица с заполненным первым столбиком
По мере ответов учащихся по щелчку заполняются еще два столбика
Правда | Неправда | Ложь |
Приятель | Неприятель | Враг |
Счастье | Несчастье | Горе |
- Обращаемся вновь к учебнику, читаем орфограмму под цифрой 2.
-Определите по лексическому значению слово и запишите его.
Человек, которому не сидится на месте. (непоседа). Недоучившийся, мало знающий человек (недоучка). Неуклюжий, неловкий человек (недотепа). Грубый, невоспитанный человек (невежа). Малообразованный человек (невежда)
-Определите род этих имен существительных?
( Это существительные общего рода).
- Обобщим. Когда же не с существительными пишется слитно?
- Теперь разберемся с правописанием раздельного написание НЕ с существительными.
- Во-первых, есть слова - сигналы, которые дают понять, что в предложении не называется предмет, а отрицается его наличие.
Презентация. Слайд 7. Все квадратики появляются по щелчку мыши.
- Рисунок Пончика в середине
- Надпись. Это вовсе не Знайка.
- Надпись. Это отнюдь не Знайка.
- Надпись. Это совсем не Знайка.
Это вовсе не Это отнюдь не
Знайка Знайка
ПОНЧИК
Это совсем не
Знайка
Презентация. Слайд 8. Конвертики или квадратики будут появляться по щелчку
- Эти частицы усиливают отрицание. (появляется конверт или квадратик с частицами)
- Обращаемся вновь к учебнику. Читаем первую часть, когда НЕ пишется раздельно.
- Иногда в предложении есть противопоставление с союзом А.
-!!! Запишите в тетрадь.
Не Знайка любит варенье, а Пончик.
- Читаем дальше правило. (появляется конверт или квадратик с противопоставлением НЕ...А)
- Бывает так, что на отрицание указывает только контекст, поэтому текст нужно слушать или читать внимательно.
Этот мальчик НЕ ? ЗНАЙКА. Он совершенно другой. Он плохо учится, ничего не знает. Но зато с ним всегда случаются смешные истории. И какой же он симпатичный.
-Как же вы напишете? (Из контекста можно понять, что речь идет не о Знайке, который все знает. В этом нам помог контекст).
НЕ пиши раздельно!
ОТНЮДЬ ВОВСЕ СОВСЕМ ДАЛЕКО | Не…А | Интонация | Знаки препинания | Контекст |
- А сейчас попробуем сами составить схему орфограммы.
- Обращаемся к справочнику. Запишите НЕ с существительными
- Сколько колонок будет в таблице?
- Как озаглавим их?
- Выполняем вместе. Что будем писать в первую колонку? Что во вторую?
- А сейчас проверим, что получилось у вас, а что у меня.
Презентация. Слайд 8.
СЛИТНО | РАЗДЕЛЬНО |
Слово не употребляется без НЕ Ненастье Недоумение | Есть противопоставление с союзом А |
Можно заменить синонимом Неправда (ложь) Несчастье (горе) | ОТНЮДЬ ВОВСЕ СОВСЕМ ДАЛЕКО |
- Домашнее задание. Упр. 242, орфограмма.
- Сейчас перейдем к отработке навыков написания частицы Не с существительным. (Раздать три варианта заданий)
Берем карандаш в руки и проверяем написанное. Поставьте себе оценку.
- Обобщение . Когда же НЕ с существительными пишется раздельно, а когда слитно?
- Оценки за урок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты по теме "Имя существительное" 6 класс
Данные конспекты уроков предназначены для учителей, работающих в 6 классе по программе М.Т.Баранова, Т.Я.Ладыженской....
Конспект урока "Род неизменяемых существительных". 5 класс
Это урок, составленный по требованиям ФГОС. Форма урока - лингвистическое путешествие. Дети учатся определять род неизменяемых существительных и правильно употреблять их в речи на увлекательных пример...
Конспект занятия "Род имен существительных"
Занятие с группой детей, имеющих нарушения письменной речи. Конспект разработан для учащихся 4 класса коррекционной школы VIII вида....
Конспект урока "Словообразование имен существительных"
Данный урок является первым в цикле уроков по теме. К конспекту прилагается презентация....
Конспект урока "Правописание сложных существительных с пол-и полу-"
Данный материал прдставляет собой рабочий урок по теме "Правописание сложных прилагательных с пол-и полу-" по программе В.Бабайцевой, 6 класс....
Конспект урока "Род имён существительных. Имена существительные общего рода"
Род имён существительных. Имена существительные общего родаЦель: закрепить знания о категории рода существительных; приучать к соблюдению языковых норм; познакомить с категорией общего рода ИС; повтор...
Конспект уроков по теме: "Существительное. Морфологический разбор имени существительного"
Конспект уроков по теме: "Существительное. Морфологический разбор имени существительного".В данный конспект входят все морфологиеские характеристики имени существительного, необходимые знать...
Комментарии
Конспект урока
Интересный современный урок
Спасибо!
Спасибо!