план-конспект урока "Правописание не с существительными".
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Косоногова Елена Сергеевна

Это урок усвоения новых знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_ne_s_sushchestvitelnymi.rar123.96 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока. Правописание не с существительными.

Тип урока. Урок усвоения новых знаний.

Цели урока.

  1. Формировать лингвистическую и языковую компетенцию: знать правило о правописании не с существительными; уметь с помощью алгоритма применять данное правило на практике; повторить орфограмму «Не с глаголом».
  2. Развивать коммуникативные умения, а именно: формулировать вопрос и давать ответ на грамматическую тему; осуществлять речевое взаимодействие в мобильной группе; создавать собственные тексты на заданную тему; активно слушать художественную речь; развивать логическое мышление, умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, планировать свое высказывание.
  3. Воспитание культуры общения, речи и поведения; вызвать заинтересованность в получении знаний; побудить учащихся к активности; воспитывать бережное отношение к слову как духовной ценности народа.

Оборудование урока. Учебник  «Русский язык. 5 класс», презентация, раздаточный материал, разноцветные жетоны.

Ход урока.

  1. Мотивация к деятельности.

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Давайте улыбнемся друг другу, я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесет вам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи! Пусть помогут вам ваши сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели.

  1. Начнем с повторения.

2 человека работают у доски по карточкам.

Остальные пишут лексический диктант.

Задание: по лексическому значению угадайте слово с суффиксами   --чик- или -щик-. Запишите эти слова, объясняя выбор суффикса.

  1. Рабочий, занимающийся погрузкой и выгрузкой.
  2. Человек, играющий на шарманке.
  3. Тот, кто переписывает что-либо.
  4. Артист балета, исполнитель танцев.
  5. Вор, совершающий кражу со взломом.
  6. Спортсмен - участник гонок.
  7. Стрелок из пулемета.

Какие постоянные морфологические признаки объединяют эти слова?

  1. Этап целеполагания.

Обратимся к предложению, которое записано на доске.

Незабудки цвели в поле и на опушке леса.

Есть ли в предложении слово с не?

Как вы думаете, почему это слово с не пишется слитно?

Подумайте, как будет звучать тема нашего урока?

Попробуйте сформулировать цели урока. Что вы должны узнать?

  1. Знакомство с новым материалом.

Сегодня мы с вами продолжаем открывать тайны правописания слов, а именно – имен существительных. Ведь по утверждению Л.Н.Толстого «слово – дело великое…Словом можно служить любви, словом же можно служить  вражде и ненависти». (Слайд 1)

Продолжаем говорить о правописании существительных. Предлагаю выполнить распределительный диктант.

Задание.

Прочитайте внимательно слова. Распределите слова на группы, а на какие, вы должны догадаться сами.  (Слайд 2)

На какие группы вы распределили данные слова?  (Слайд 3)

Назовите существительные и глаголы. Вспомните, как пишется не с глаголом.

  1. Словарная работа.

Бабушки, сидя на скамейке возле подъезда, часто говорят о ком-нибудь: «Господи, да он такой невежа, и куда только родители смотрят!» А учителя восклицают: «И почему ты такой невежа, ведь мы это уже проходили!»

Ребята, а кто такие невежа и невежда?

Каких людей мы так называем?

Давайте уточним.  (Слайд 4)

Запишите в тетрадь эти слова и их лексическое значение.

Как вы думаете, почему слово невежа и невежда пишутся слитно?

Вот мы и вывели первое правило. Кто проговорит его вслух?

Давайте вернемся к эпиграфу нашего урока. Почему слово ненависть пишется слитно?

  1. Исследовательская работа в группах.

А сейчас я вам предлагаю побывать в роли исследователей и самим добыть ответ на вопрос: «При каких еще условиях не с существительными пишется слитно, а когда раздельно». А вот пути решения у вас будут разные. Если вы выберите зеленый жетончик, значит помощь вам не нужна.  Если желтый – вам будет дана подсказка.  Если красный, то в помощь вам дается учебник.

Ребята делятся на группы по 4 человека. На работу дается 7-10 мин.

Задания (см. раздаточный материал).

Слушаем ответы каждой группы.

Сравним результаты нашей работы с правилом в учебнике (стр. 80).Читаем вслух. К правильным выводам мы пришли?

Итак, знания мы добыли, теперь приведем их в систему. Для этого используем алгоритм.  (Слайд 5).

Кто сможет, глядя на алгоритм, проговорить правило о правописании не с существительными?

  1. Закрепление изученного материала.

Попробуем применить данный алгоритм в самой работе. На слайде 6 даны предложения. Пользуясь алгоритмом, объясните написание слов с не.

  1. Работа с текстом.  (Слайд 7)
  2. Тестовая работа (см. раздаточный материал).

Тест на первичное усвоение знаний.

Вы можете выбрать уровень сложности. Кто уверен в своих силах, смело выполняйте весь тест, кто сомневается, может выполнить задания группы А и Б или только группы А.

  1. Рефлексия.

Что вы узнали о правописании не с существительными?

Достигли ли вы цели, которую перед собой поставили?

От чего зависит слитное и раздельное написание не с существительными?

  1.  Домашнее задание (дифференцированное).

Упр. 779 или выписать из текстов художественной литературы 6 предложений со словами на изученную орфограмму.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОК Именительный падеж имен существительных

Урок русского языка с использованием ЭОР в 4 классе...

План - конспект урока по теме: "Не с существительными" с использованием ЭОР ( 6 класс)

Цель урока: обобщение изученного по теме "НЕ с существительными"Задачи:закрепить навык применения правила о правописании НЕ с именами существительными;развивать орфографическую зоркость, умение анлизи...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА урока на тему “Гласные в суффиксах имён существительных -ек- и -ик-“.

Класс 6Тема и номер в теме  Гласные в суффиксах имён существительных –ек- и –ик-. (1-ый  урок)Базовый учебник Русский язык. Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией М.Т. Бара...

План-конспект урока по русскому языку с использованием ЭОР. Тема: «Имя существительное. Урок №22»

Повторить основные грамматические признаки имени существительного, типы склонений, закрепить умение написания падежных окончаний имён существительных с использованием ЭОР....

План-конспект урока . Определение рода имён существительных.

"Определение рода имён существительных" 5 класс коррекионной школы 8 вида....