Подготовка к ГИА по русскому языку
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему

Белашова Валентина Николаевна

Методы подготовки учащихся к ГИА по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podgotovka_k_gia.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

                                                  Доклад

на тему : «Подготовка к ГИА»

  Учитель:Белашова В.Н.

    Предмет «русский язык» является обязательным экзаменом на государственной итоговой аттестации. Предметная подготовленность и учебные тестирования и тренировки являются залогом успешной сдачи экзамена, позволяют реально повысить тестовый балл на экзамене. ЕГЭ по русскому языку проводится в форме тестов, а значит результат, который ученик покажет на экзамене, можно рассчитать заранее. Для этого необходимо:

-  ввести систематизацию результатов пробных работ

 -  в качестве  систематизации может служить таблица, которая отражает               количество баллов, полученных за часть А1-А30, В1-В8 и часть С

-  в конце  таблицы должны быть подсчитаны результаты за весь тест

Тест №1

Тест №2

Тест №3

Тест №4

Тест №5

А1

А2 - 30

В1-В8

С

Итого

 

-  на основании проведенных 5-10 тестов  могут быть сделаны выводы об успешности выполненной работы

- баллы, полученные за пробные тесты, колеблются от 1 до 5 баллов

-  проанализировав и обобщив таблицу, можно выявить те задания,  в которых обучающийся допускает большее количество ошибок

- в дальнейшем направить работу на ликвидацию пробелов знаний при выполнении  этого задания

    Тестовые задания ЕГЭ подобраны в соответствии с разделами русского языка. Если систематизировать их, то мы получим следующую картину:

Фонетика -  А1

Лексика – А2, А11, А30, В7, В8

Словообразование – В1

Морфология -  А 10, В2, В7

Грамматика -  А3, А4, А5

Орфография – А 12, А13,А14, А15,А16, А17, А18

Синтаксис и пунктуация -  А8, А9, А19, А20, А21, А22, А 23, А24, А25, А26, В3, В4, В5, В6

Текст – А6, А7, А27, А28, А29

    Написание сочинения в части С также представляет сложность для обучающихся. Для облегчения задачи также можно использовать схему:

-  на листе вертикально пишется слово  « вокал»

      В – вступление, проблема

О – основная мысль

К – комментарий

А – авторская позиция

Л – личное мнение

   1 часть может быть представлена в виде вопроса или утверждения – это проблема, которую поднимает автор в тексте.

   2 часть – основная мысль, которую обучающийся может обнаружить без труда, как правило, находится в самом начале или в конце предложенного текста.

   3 часть наиболее обширная, так как содержит комментарий к тексту.

-  нужно в каждом абзаце подчеркнуть 2-3 главных слова, в которых выражена микротема этого абзаца

- опираясь на данные слова, откомментировать, показав тем самым, как ученик понимает эту микротему.

   4 часть – отражает авторскую позицию по решению  данной  проблемы. Используется шаблон: « Автор считает… Я согласен с мнением автора в том, что…»

   5 часть – личное мнение обучающегося. Многие ученики увлекаются написанием именно этой части сочинения, игнорируя предыдущие части, и тем самым не набирают нужного, достаточного количества баллов за часть С, забывая о художественных примерах из прочитанной литературы, которые могли бы к общему количеству баллов добавить лишние 2 балла. Если  обучающийся воспользуется  схемой « вокал», то без особых усилий может набрать минимум 8 баллов, не учитывая баллов за орфографию, пунктуацию, грамматику  и речь.

   Редактирование работы повышает количество баллов. Обучающийся перед тем, как приступить к редактированию:

-должен быть ознакомлен с критериями оценки работы, которые используются  экспертами при проверке ЕГЭ

- убрать все повторы, нелогичные соединения предложений в тексте

- оценить  работу в соответствии с критериями

- исправить все орфографические, пунктуационные, грамматические ошибки.

   Можно к качестве тренинга предложить обучающимся проверить и оценить работу одноклассника, отредактировать ее. Чем больше работ будет прочитано обучающимся, тем лучше он поймет, что от него требуют показать на экзамене.

Следует научить ребенка правильно оформлять свои работы. Проверять их будет человек, слегка помешанный на чистописании. Четкий почерк, полное написание слов, постановка точек над "ё", правильные переносы. Есть масса вещей, которые покажут проверяющему, что уважают ли они предмет, любят ли русский язык.

        Главное в изложении — понять основную мысль звучащего текста. На уроке мы учим школьников  делить текст на смысловые части и выделять главную мысль каждой – ее называют микротемой.

Если действовать строго математически, исходный текст следует сократить примерно вдвое:

из 160-200 данных слов сделать связный текст порядка 80-100.

Как же понять, что выбросить, а что оставить? На занятиях я советую использовать простой прием: после первого прочтения выписать грамматическую основу каждого предложения — подлежащее и сказуемое. Это поможет выделить смысловой «концентрат» текста.

Выписав основы, получаем следующее:

Перед нами тезисный план описанной автором картины. Так вспомнить позже значимые детали и нанизать их на «скелет» текста значительно проще.

Кстати, читать текст вслух по старинке совсем необязательно. Например, на портале ФИПИ есть обширный банк готовых аудиозаписей текстов изложений. Все, что вам необходимо, – просто выбрать нужный вариант.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Подготовка к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе" готовит к экзамену девятиклассников. Материалы этого курса могут быть использованы и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.

№п/пДатаТема занятияВиды работ1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оцениванияЛекция учителя2 Этапы работы над изложениемЛекция учителя4 Редак...

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ в условиях очно-заочной школыПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ  ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫиз опыта работы Черкасовой Н.Д., учителя вечерней школы с. Тополево Хабаровского района Хабаровского края   ...

КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3) Патриотизм.

КОНСПЕКТ УРОКАрусского языка в 9 классеПодготовка к написанию сочинения-рассуждения  в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)Патриотизм.  Этот урок – продол...

Самоанализ урока русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»

Цели урока: - формирование у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3);- формирование умения учащихся н...

КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»

Цели урока: - формирование у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3);- формирование умения учащихся н...

Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»

Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»...