Главные вкладки

    Олимпиадные задания для учащихся 8-11 классов по русскому языку.
    олимпиадные задания по русскому языку (11 класс) на тему

    Спесивцева Ирина Семеновна

    Олимпиадные задания для учащихся 8-11 классов по русскому языку.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    8 КЛАСС

    1.

    Расставьте недостающие знаки препинания, вставьте, где это необходимо,  пропущенные буквы и раскройте скобки. Выполните задание к тексту.

    День был ясный прозрачный слегка морозный, один из тех дней в которые охотно мириш..ся и с холодом и с сыростью.

    Воздух свеж.., (по)осеннему пахуч.. и прозрачен (до)того что вид..ш.. клюв гáлки которая сидит на колокольне выделяющейся среди крыш. Выход..ш.. на улицу и щ..ки покрывают..ся здоровым широким румянц..м который похож.. на хорошее (К, к)рымское яблоко.

    Луч.. света, гре..щий, ласка..щий, бил в óкна. Всё сплош.. было залито этим светом. Казалось что он проб..вает бреш.. во мраке и (не)приятности самой жизни.

    Кому (не)известны фальш.. и (не)нормальность состояния во время болезн..? Как приятно брать ревáнш у жизни за дни когда чу..ствуеш.. свою немощ.., мýч..ш..ся, еле дыш..ш.., на душе одиноко и пустын..о.

    Маруся и Егорушка гл..дели в окно и праз..новали своё выздоровление. Как им было хорошо! Выздоравливая в особен..ости если ты молод бываеш.. очень счастлив. Ты чу..ствуеш.. и понимаеш.. здоровье чего (не)постич.. обыкновен..ому здоровому человеку.

    Когда удаёт..ся пр..возмóч.. болезнь когда ты снова могуч.. и полон сил уже (не)(в)терпёж.. сидеть дома и хочет..ся р..спахнуть окна (на)стеж..  (в)скач.. пустит..ся по улице, искать встреч.. со знакомыми.

    (По А.П. Чехову. 171 слово)

    Задание к тексту

    Определите лексическое значение слова ревáнш.

    2.

    Поставьте ударение в словах:

    Занять, занял, заняла, заняло, занята, занятый, занявший.

    3.

    «подсóлнечная сéмечка» — «подсóлнечное сéмечко». Какой из вариантов соответствует нормам современного русского литературного языка? Обоснуйте свой выбор.

    4.

    Проведите анализ морфемной структуры слов жир, мыло, опасный, купéц  с современной и исторической точек зрения.  Дайте обоснование анализа морфемной структуры слов с исторической точки зрения.

    5.

    В каком значении использованы выделенные слова в приведенном ниже предложении из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»? Какое значение эти слова имеют в современном русском литературном языке?

    — А фельдъéгерь уж там, понимаете, и стоит: трёхаршúнный мужичúна какой-нибудь, ручúща у него, можете вообразить, самой натýрой устроена для ямщикóв, — словом, дантúст эдакой…

    6.

    В правую колонку впишите номер пословицы, который соответствует её классификации, данной в левой колонке: 1) лошадь узнают в ездé, человека — в общении; 2) умный — языком, глупый — руками; 3) дед говорит про кýрицу, а бабка — про ýтку. Определите значение пословиц.

    Пословица, указывающая на ошибки во время диалога

    Пословица, оценивающая человека по знанию им форм речевого этикета

    Пословица, указывающая на порядок беседы

    7. Соотнесите трóпы с их определениями.

    1. Ирония

    А. Употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений.

    2. Метонимия

    Б. Иносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа.

    3. Аллегория

    В. Употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному с целью насмешки.

    4. Метафора

    Г. Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения и т.д. какого-либо предмета, явления.

    5. Гипербола

    Д. Употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основании внешней или внутренней связи между ними.

    1 — …

    2 — …

    3 — …

    4 — …

    5 — …

    8. В предложении: «Во двор вошла цыганка с монистами на руках» найдите речевой недочет. Определите, с чем этот речевой недочет связан: 1) с нарушением лексической сочетаемости слов; 2) с неточным употреблением слова; 3) с нарушением стилевого единства текста; 4) с погрешностями, ослабляющими выразительность текста; 5) с однообразием словаря и грамматического строя речи; 6) с нарушением благозвучия. Обоснуйте свой ответ.

    9. Самый известный однотомный «Словарь русского языка» (первое издание — 1949 г.) составил:

    1) С.И. Ожегов

    2) Д.Н. Ушаков

    3) В.И. Даль

    4) А.П. Евгеньева

    10.

    Известный русский судéбный деятель П. Сергеич писал: «Слово — это великая сила, но надо заметить, что это союзник, всегда готовый стать предателем». Выразите свое отношение к этому высказыванию в форме сочинения-рассуждения объёмом не более пятидесяти слов.

    9 КЛАСС

    1.

    Расставьте недостающие знаки препинания, вставьте, где это необходимо,  пропущенные буквы и раскройте скобки. Выполните задание к тексту.

    Тамань  сáм.. сквéрн.. городишко из всех пр..морских городов России. Я там чуть(чуть) н.. умер с голода да еще (в)добавок меня хотели утопить. Я пр..ехал на п..рекладнóй тележке поздно ночью. Ямщик остановил усталую тройку у ворот единствен..ого камен..ого дома  что при в..éзде. Часовой черноморский к..зáк услышав звон колокольчика закричал (с)просонья диким голосом Кто идет Вышел урядник и десятник. Я им об..яснил что я оф..цер еду в действующий отряд по казён..ой надобности и стал требовать казён..ую кв..ртиру. Десятник нас повёл по городу. К которой избе н.. под..éдем занята. Было холодно я три ночи н.. спал измуч..лся и начинал сердит..ся. Веди меня куда(н..)(будь) разбойник хоть к ч..рту только к месту закричал я. Есть ещё одна фатéра отвечал десятник почёсывая затылок только вашему благородию не понравит..ся; там нечисто Не поняв точного значения последнего слова я велел ему идти вперед и после долгого странствования по грязным переулкам где по сторонам я видел одни только ветхие з..бóры мы под..ехали к (не)большой хате на самом берегу моря.

    Полный  мес..ц светил на камыш..вую крышу и белые стены моего нового жилища; на дворе об..ведённом оградой из булыжника стояла избочась другая лачýж..ка менее и древнее первой. Берег обрывом спускался к морю почти у самых стен её и (в)низу с бе..прерывным ропотом плескались темно(синие) волны. Луна тихо смотрела на бе..покойную но покорную ей стихию и я мог р..зличить при свете её далеко от берега два корабля которых чёрные снасти подобно п..утине (не)подвижно рисовались на бледной черте небосклона.

    (М.Ю. Лермонтов. 236 слов)

    Задание к тексту

    Определите лексическое значение слов фатéра, избочась.

    2.

    Поставьте ударение в словах:

    Начать, начал, начала, начали, начатый, начавший, начав, начавшись.

    3.

    В «Материалах для словаря русского языка» Н.В. Гоголя встречаются слова звездословие, средиградье, скудобрюхий, сослов, надызбица. Подберите к ним синонимы, общепринятые в современном русском литературном языке.

    4.

    Объясните значение выделенных устойчивых словосочетаний в приведенных предложениях.

    1.

    Что ж за притча, в самом деле, что за притча эти мертвые души? Логики нет никакой в мертвых душах; как же покупать мертвые души? где ж дурак такой возьмется? и на какие слепые деньги станет он покупать их? (Н.В. Гоголь. Мертвые души).

    2.

    — Он пьяница! — раздалось вдруг из толпы ночлежников… — Вы ему, ваше благородие, не верьте… Ему добрые люди помогают, и то он не имеет своих правилов…

    — Помогают, батюшко, помогают!.. — так же кротко отвечал на это старик. — Слепыми полýшками пóмочь оказывают… (Г.И. Успенский. Будка. 1868).

    5.

    Проведите анализ морфемной структуры слов óтрок, стадо, простыня, сплетня  с современной и исторической точек зрения.  Дайте обоснование анализа морфемной структуры слов с исторической точки зрения.

    6.

    Соотнесите трóпы с их определениями.

    1. Синекдоха

    А. Употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений.

    2.  Перифраз(а)

    Б. Употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному с целью насмешки.

    3.  Метафора

    В. Уподобление одного предмета другому на основании общего у них признака.

    4.  Сравнение

    Г. Замена названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты.

    5.  Ирония

    Д. Перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними.

    1 — …

    2 — …

    3 — …

    4 — …

    5 — …

    7.

    Хорошая речь обладает следующими качествами: богатство, точность, уместность, доступность, краткость, благозвучность, логичность, чистота, образность, своеобразие. В этом перечне пропущено еще одно качество хорошей речи, которое определяется тем, что она «своим построением и отбором языковых средств привлекает и поддерживает интерес и внимание слушателей или читателей».

    8.

    Вы пишите научный доклад (готовите научное сообщение) по какой-либо теме. Цифрами обозначьте логическую схему научного произведения, которая отражает ступéни работы над научным исследованием:

    — указание на объект исследования;

    — выбор метода исследования;

    — обоснование выбора темы;

    — анализ полученных результатов;

    — описание самого исследования;

    — формулировка выводов.

    9.

    Научный труд «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке» (1758), в котором поставлены три основные проблемы (проблема существования в составе литературного языка устаревшей церковнославянской лексики и русских народных элементов; проблема разграничения литературных стилей; проблема классификации литературных жанров) принадлежит:

    1) В.К. Тредиаковскому

    2) А.П. Сумарокову

    3) М.В. Ломоносову

    4) А.Д. Кантемиру

    5) Н.М. Карамзину

    10.

    Переведите текст на современный русский литературный язык.

    Казни сына своего отъ юности его и покоитъ тя на старость твою и дастъ красоту души твоеи и не ослабляи бия младенца, аще бо жезломъ биеши его не умретъ но здравие будетъ ты бо бия его по телу, а душу его избавляеши отъ смерти… (Домострой. Сильвестровская редакция)

    10 КЛАСС

    1. Расставьте недостающие знаки препинания, вставьте, где это необходимо,  пропущенные буквы и раскройте скобки. Выполните задание к тексту.

    Поэзия для человека один из способов выражения своей личности и проявляет..ся при посредстве слова единствен..ого орудия уд..влетворяющего её потребностям. Всё что говорит..ся о поэтичности какого(нибудь) пейзажа или явления природы указывает только на пр..годность их в качестве поэтического материала или намекает на очень отдалён..ую ан..логию в ан..мистическом духе между поэтом и природой. То же относит..ся и к поступкам или чу..ствам человека (не)воплощён..ым в слове. Они могут быть прекрас..ными как впечатление даваемое поэзией но не станут ею потому(что) поэзия заключает в себе далеко не всё прекрас..ное что доступно человеку. (Н..)какими средствами стихотворной фонетики н.. передать подлин..ого голоса скрипки или флейты (н..)какими стилистическими приёмами (н..)воплотить блес..ка солнца, вé..ния ветра.

    Поэзия и религия две стороны одной и той(же) монеты. И та и другая требу..т от человека духовной работы. Но не во имя практической цели как этика и эстетика а во имя высшей неизвес..ной им самим. Этика приспос..бливает человека к жизни в обществе эстетика стремит..ся увеличить его способность наслаждат..ся. Руководство же в перерождении человека в высший тип пр..надлежит религии и поэзии. Религия обращает..ся к кол..ективу. <…> Поэзия всегда обращает..ся к личности. Даже там где поэт говорит с толпой, — он говорит отдельно с каждым из толпы. От личности поэзия требует того(же) чего религия от кол..ектива. (Во)первых признания своей единствен..ости и всемогущества (во)вторых усовершенствования своей природы.

    (Н.С. Гумилев. 214 слов)

    Задание к тексту

    Определите лексическое значение слов этика и эстетика.

    2. Поставьте ударения в словах:

    Понять, понял, понявший, поняли, поняла, понятый, поняв, понят, понята, поняты.

    3. Прочитайте отрывок из «Господ Головлёвых» М.Е. Салтыкова-Щедрина:

    На другой день, утром, оба сына отправились к пáпеньке ручку поцеловать, но пáпенька ручки не дал. Он лежал на постели с закрытыми глазами и, когда вошли дети, крикнул:

    Мытаря судить приехали?.. вон, фарисеи… вон!

    Определите значение слов мытарь и фарисей. Одно из этих слов приобрело переносное значение. Какое из этих слов? Укажите это переносное значение. На какую библейскую притчу намекает Головлёв-старший? О чем говорится в этой притче?

    4. Проведите анализ морфемной структуры слов жидкий, окóлица, дым, запястье  с современной и исторической точек зрения.  Дайте обоснование анализа морфемной структуры слов с исторической точки зрения.

    5. В приведенных примерах найдите стилистические фигуры (фигуры речи). Назовите их. Дайте толкование их значения.  

    1. Прошлый раз на пути из Луги на какой-то станции, несмотря на форменное переполнение, в вагон еще какой-то тип влáзит. Не старый еще. С усиками. Довольно франтово одетый. В русских сапогах. (М. Зощенко)

    2. Сметливость его и тонкость чутья меня поразили. (А.С. Пушкин)

    3. Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто в минуту гнева не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправность? Кто не почитает их извергами человеческого рода, равными покойным подьячим или, по крайней мере, муромским разбойникам? (А.С. Пушкин)

    6. Кто из российских ученых-языковедов является автором следующих научных трудов: «Проблема авторства и теория стилей» (1961), «Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика» (1963)?

    1) Ф.Ф. Фортунатов; 2) А.М. Пешковский; 3) А.А. Шахматов; 4) Л.В. Щерба; 5) В.В. Виноградов; 6) Г.О. Винокур.

    7. В левой колонке таблицы даны определения основных жанров публицистического стиля: репортаж, интервью, информационная заметка, статья, очерк, фельетон. Заполните правую колонку таблицы.

    Жанр, представляющий собой диалог, публичную беседу двух или нескольких лиц по важным вопросам общественной жизни, по вопросам науки, техники, культуры и спорта.

    Жанр художественно-публицистической литературы, которому присуще критическое, нередко комическое и сатирическое начало.

    Рассказ об общественно значимом событии участника или очевидца, раскрывающий читателю (зрителю, слушателю) какую-либо новую сторону действительности, протекающих процессов; это наиболее развернутый и эмоциональный жанр среди информационных жанров публицистики.

    Одна из разновидностей малой формы эпической литературы, в которой публицистически и документально воспроизводятся факты и явления, часто в сопровождении истолкования или оценки автора-рассказчика.

    Один из основных жанров журналистики, осмысляющий важные явления, аргументирующий обобщения и выводы, подтверждающие выдвинутую идею, концепцию.

    Основной информационный жанр газетной публицистики, назначение которого в оперативном сообщении новостей, фактов, связанных с событиями, имеющими социально-политическую значимость.

    8. Переведите текст на современный русский литературный язык.

    …аще людемъ твоимъ лучитца с кЪмъ[1] брань гдЪ ни будь и ты на своихъ брани а кручиновато дЪло и ты ударь хоти и твои правъ тЪмъ брань утолиши такоже убытокъ и вражда не будетъ да еще недруга напоити и накормити хлЪбомъ да солью ино вместо вражды дружба… (Домострой. Сильвестровская редакция)

    9.

    Древнегреческий философ Сократ сказал: «Заговори, чтобы я тебя увидел!». Выразите свое отношение к этому высказыванию в форме сочинения-рассуждения объёмом не более пятидесяти слов.

    10.

    В одном из сочинений митрополита Макария мы читаем следующее: «[Она] … есть яже научаетъ пути праваго и жития полезнаго добрословия; сию же науку сладкоголосием или краснословиемъ нарицаетъ, понеже красовито и удобно глаголати и писати научаетъ».  Назовите науку, о которой говорит в своем сочинении митрополит Макарий.

    11 КЛАСС

    1. Расставьте недостающие знаки препинания, вставьте, где это необходимо,  пропущенные буквы и раскройте скобки. Выполните задания к тексту.

    Эти дни нам много пр..шлось работать вместе с пехотой и мы вполне оценили ее (не)поколебимую стойкость и способность к бешен..ому порыву. (В)продолжени.. двух дней я был св..детелем боя.

    Маленький отряд кавал..ерии послан..ый для связи с пехотой остановился в доме лесника в двух в..рстáх от места боя а бой кипел по обе стороны реки. К ней пр..ходилось спускат..ся с совершен..о открытого отлогого бугра и немецкая артил..ерия была так богата сн..рядами что обстрел..вала каждого одиночного всадника. Ночью было (не)лучше. Деревня пылала и от зарева было светло как в самые ясные лýн..ые ночи когда так ч(ё,о)тко рисуют..ся силу(е,э)ты. Проск..кáв этот опас..ный бугор мы сразу попадали в сферу ружейного огня а для всадника, <…> собой отличную цель, это очень (не)удобно. Приходилось жат..ся за х..лýпами которые уже начинали загорат..ся.

    Пехота переправилась через реку на п..нтóнах в другом месте то(же) делали немцы. Две наши роты были окружен..ы на той стороне, они штыками пробились к воде и (в)плавь пр..соединились к своему полку. Немцы взгр..моздили на костёл пулемёты которые пр..носили нам много вреда. (Не)большая партия наших разведчиков по крышам и сквозь окна домов подобралась к костёлу ворвалась в него кинула (в)низ пулемёты и продержалась до подхода подкрепления. В центре кипел (не)пр..рывный штыковой бой и немецкая артил..ерия засыпала снарядами и наших и своих.

    (Н.С. Гумилев. 207 слов)

    Задания к тексту

    На месте знака <…> вставьте слово представляющего или предоставляющего. Объясните свой выбор. В предпоследнем предложении текста встречается слово партия. В каком значении оно здесь употреблено?

    2. Поставьте ударение в словах:

    Принять, принял, приняла, принятый, приняли, принявший, принята, принято, приняв, приняло.

    3. Прочитайте предложение:

    — Вот что, — прибавил он. — Соловья музыкой будущего не кормят… Так? Адмиральский час на дворе, и пора закусить. (Д.Н. Мамин-Сибиряк).

    Укажите значение и происхождение фразеологизма адмиральский час. В первой части предложения также есть устойчивое словосочетание, хотя и видоизмененное. Восстановите этот фразеологизм. Укажите его значение и происхождение.

    4. Проведите анализ морфемной структуры слов счастье, западня, повесть, неодолимый  с современной и исторической точек зрения.  Дайте обоснование анализа морфемной структуры слов с исторической точки зрения.

    5. Определите, каким стилистическим фигурам (фигурам речи) соответствуют приведённые ниже определения. Приведите по одной иллюстрации к каждому случаю.

    1. «Членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы».

    2. «Стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда с целью выделить их, придать им особую значимость».

    3. «Стилистическая фигура, состоящая в таком расположении частей высказывания (слов, отрезков предложения), при котором каждая последующая заключает в себе усиливающееся (реже уменьшающееся) смысловое или эмоционально-экспрессивное значение, благодаря чему создается нарастание (реже ослабление) производимого ими впечатления».

    6. У кого из выдающихся русских лингвистов XIX века настоящая фамилия была Óстенек?

    1) Федор Иванович Буслаев

    2) Владимир Иванович Даль

    3) Яков Карлович Грот

    4) Александр Христофорович Востоков

    7. Дайте определение термина сложное синтаксическое целое. Учитывая тот факт, что целостность текста оформляется не только на уровне семантики (значения), но и на уровне структуры, ритмико-мелодической организации и т.д., соотнесите то, о чем говорится в левой колонке таблицы, с тем, что дано в правой.

    Что обеспечивает

    единство текста

    Как проявляется

    1. Ритмико-мелодическая организация

    А) В строении предложений

    2. Структурная организация

    Б) В интонации

    3. Лексико-стилистическая организация

    В) В выборе лексических средств

    8. Переведите текст на современный русский литературный язык.

    ВидЪлъ[2]* еси самъ в рукодЪяхъ и во многихъ бо всякихъ вЪщехъ мастеровъ всякихъ было много иконники книжные писцы серебреные мастеры кузнецы и плотники и каменьщики и всякие и кирпищики и стеньщики и всякие рукодЪлники… Многи были чмуты и бражники и со всЪми тЪми мастеры в сорокъ лЪтъ далъ Богъ разлезенося безъ остуды и бесъ пристава и безо всякия кручины… (Домострой. Сильвестровская редакция)

    9. Известный испанский поэт и драматург П. Кальдерон утверждал: «Язык — самое опасное оружие: рáна от меча легче залечивается, чем рáна от слова». Выразите свое отношение к этому высказыванию в форме сочинения-рассуждения объёмом не более пятидесяти слов.

    10. Профессор В.А. Якимов писал об этом выдающемся русском просветителе: «Феофан воздвиг бессмертный памятник русского витийства, русского языка, русского слога. Это огромный величественный колосс древнего периода нашей словесности: изучая его, вы не без удовольствия будете замечать, как время и гений трудятся над отделкою творений своих и как быстро идет таинственная работа их…» Основными риторическими работами Феофана, о котором идет речь, являются написанные на латинском языке «De arte poetika» (1705) и «De arte rhetorica» (1706). Назовите фамилию этого русского просветителя XVIII века.


    [1] По техническим причинам буква «ять» здесь и далее заменяется знаком Ъ.

    [2]* Здесь и далее по техническим причинам буква «ять» заменяется знаком Ъ.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Олимпиадные задания для учащихся 6-7 класса

    Разработкая включает в себя:- задания, направленные на понимание письменного текста (чтение - Reading)- задания, направленные на выполнение лексико-грамматического теста (Use of English)- задания для ...

    Олимпиадные задания для учащихся 5-6 классов

    Комплект олимпиадных заданий для учащихся 5-6 классов...

    Учение с увлечением. Олимпиадные задания для 6 и 8 классов по русскому языку

    Задания для учащихся 6, 8 классов по всем разделам учебной программы можно использовать для подготовки к олимпиадам. Выполняя их, ребята приобретают навыки исследовательской работы: выдвигают и провер...

    Олимпиадные задания для учащихся 9-10 классов эколого-биологической олимпиады

    Задания для теоретического тура районной эколого-биологической олимпиады "Эколимп" для учащихся 9-10 классов....

    О требованиях к составлению олимпиадных заданий школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и литературе

    Выступление на заседании ГМО учителей русского языка и литературы по вопросу требований к составлению олимпиадных заданий школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по  русскому язык...

    Методическая разработка "Олимпиадные задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 7-9 классах"

    В данной методической  разработке представлены олимпиадные задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 7-9 классах"....