Главные вкладки

    О требованиях к составлению олимпиадных заданий школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и литературе
    консультация на тему

    Выступление на заседании ГМО учителей русского языка и литературы по вопросу требований к составлению олимпиадных заданий школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по  русскому языку и литературе 

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл emer_m.docx20.22 КБ

    Предварительный просмотр:

    РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

    Ханты-Мансийский автономный округ – Югра (Тюменская область)

    город Радужный

    Выступление Эмер Марины Витальевны, учителя высшей квалификационной категории МБОУ СОШ №3 г. Радужный, на заседании ГМО учителей русского языка и литературы.

    Тема: О  требованиях к составлению олимпиадных заданий школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по  русскому языку и литературе на 2017-2018 учебный год с учетом методических рекомендаций Министерства образования и науки Российской Федерации 2016-2017 г.

    При составлении заданий школьного этапа всероссийской олимпиады школьников в обязательном порядке руководствоваться требованиями к составлению заданий и

     критериями их оценивания.

    В большей степени задачам Олимпиады по русскому языку соответствуют задания, требующие развернутого ответа, демонстрирующего культуру письменной речи, способность учащихся последовательно и доказательно излагать свою точку зрения. Полный ответ на вопрос такого задания предполагает не только констатацию свойств языковой единицы (значение, образование, употребление), но и ее комментарий (словообразовательный, стилистический, этимологический, историко-культурный), умение соединить элементы ответа в единое законченное письменное высказывание.

    Задания, для выполнения которых необходима аргументация, включают формулировки «докажите», «обоснуйте», «дайте мотивированный ответ». Ответ- рассуждение демонстрирует навыки аргументирующей речи, позволяет участнику

    По типам  задания характеризуются как лингвистические тесты и лингвистические задачи.

    По темам распределение заданий должно выглядеть следующим образом.

    1) фонетика и орфоэпия (выявление специфики соотношения буква/звук,

    применение орфоэпических норм, в том числе использование отступления от нормы как

    средства художественной выразительности):

    2) словообразование (современное и историческое членение слова на словообразовательные единицы и определение способа словообразования):

    3) грамматика (разграничение грамматических форм слова, демонстрация умения

    давать слову морфологическую характеристику в зависимости от его синтаксической роли в предложении):

    4) лексика и фразеология (определение лексического значения слов одной

    тематической группы; знание семантики готовых единиц русского языка -фразеологизмов):

    5) графика и орфография (определение причин ошибки; понимание взаимосвязи

    букв и звуков, роли букв в слове; элементарные знания истории русской письменности):

    6) функциональная стилистика (теоретические знания в оценке выразительных

    средств языка и практические умения в определении специфики и функции того или иного выразительного средства или языковой единицы в предложении и тексте):

    7) лексикография (умение работать с лексикографическим материалом, знание

    структуры словарной статьи и специфики лингвистической информации, изложенной в том или ином словаре):

    8) история языка (выявление специфики русского языка среди других языков

    славянской группы; сопоставление некоторых современных и устаревших грамматических форм).

    Было обращено внимание на необходимость учёта особенностей разных возрастных групп, что тоже имеет место в требованиях.

    Всероссийская  олимпиада  школьников  по  литературе  на  всех  своих  этапах должна быть ориентирована на достижение главной цели литературного  образования.  Известно,  что  олимпиада  выявляет одарённых  (или  высокомотивированных)  детей  ––  и  начинает  делать  это  уже  на школьном  этапе.  Но  основной  задачей  этого  самого  массового  этапа  олимпиады должна  быть  не  селекция,  а  максимальное  вовлечение  школьников  в  творческую деятельность.

    Далее была прокомментирована характеристика структуры и содержания заданий. 

    Задания для пяти-шестиклассников должны быть посильны, занимательны, интересны, они должны формировать у ребят желание заниматься литературой – и в то же время, опираясь на полученные в школе знания, исподволь готовить их к настоящим олимпиадным испытаниям. С учетом этого ученикам 5-6 класса предлагаются два письменных задания творческого характера. Выполняя каждое задание, ученики создают текст ответа, опираясь на предложенные вопросы.

    Ученики 7-8 классов участвуют в школьном и в муниципальном этапах олимпиады, но на региональный и заключительный не выходят. Задания для них должно быть сложнее, чем для пяти-шестиклассников, но строиться на тех же принципах посильности, занимательности и ориентированности на подготовку к настоящим олимпиадным испытаниям в дальнейшем. С учетом этого ученикам 7-8 классов предлагаются два письменных задания творческого характера. Выполняя каждое задание, ученики создают текст ответа, опираясь на предложенные вопросы.

    Ученики 9-11 класса могут принять участие во всех этапах олимпиады, поэтому задания для этих классов выстроены на всех этапах по единой сквозной логике. Школьный этап олимпиады для учеников 9-11 класса тоже состоит из аналитического задания (оно разбито на две части: первая нацелена на проверку теоретико-литературных знаний и умения их применять при анализе текста, вторая представляет собой анализ художественная произведения с опорой на предложенные в задании вопросы).

    Далее были прокомментированы критерии оценки аналитического задания

    Второй тур заключительного этапа – творческий. Он должен выявить творческие способности школьника, умение создавать разные по жанру и стилю тексты, готовность решать нестандартные филологические задачи, выступать в роли редактора, журналиста, писателя, рецензента, комментатора, ученого и в других ролях, требующих филологической подготовки, широкого литературного и культурного кругозора, языкового чутья и художественного вкуса. Например: представьте, что вы – выпускающий редактор новогоднего номера литературного журнала. Вам нужно отобрать из пришедших от различных авторов стихотворений одно-два – не более (поэтическая рубрика ограничена по объему; тексты приводятся ниже). Обоснуйте свой выбор перед главным редактором издания, дав оценку прежде всего художественному качеству стихотворений (ваше выступление/служебная записка/внутренняя рецензия должно/а уложиться примерно в 300-350 слов)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Олимпиадные задания Школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии

    Олимпиадные задания Школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии....

    Олимпиадные задания школьного этапа всероссийской олимпиады школьников

    Предлагаемые задания для проведения школьного этапа олимпиады по математике для  учащихся 7 класса  были одобрены методическим объединением учителей математики.Задания составлены на ос...

    Олимпиадные задания школьного этапа всероссийской олимпиады школьников

    Прделагаемые олимпиадные задания для уячащихся 11 классов были одобрены  школьным методическим объединением учителей математики.Задания составлены на основе учебных программ по математике, реализ...

    Требования к составлению заданий школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

    Основными целями и задачами Олимпиады являются выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к английскому языку, создание необходимых условий для поддержки одаренных детей, пр...

    Требования к составлению заданий школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

    Требования включают несколько разделов: уровень сложности заданий, корректность подбора текстовых материалов, комплексный характер проверки коммуникативной компетенции участников, методическую и техно...