Требования к составлению заданий школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
олимпиадные задания на тему

Dubrovskaya Irina Vasilevna

Требования включают несколько разделов: уровень сложности заданий, корректность подбора текстовых материалов, комплексный характер проверки коммуникативной компетенции участников, методическую и технологическую корректность составления пакета заданий, критерии оценивания конкурсов, требования к оформлению заданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trebovaniya.docx35.12 КБ

Предварительный просмотр:

Требования

к составлению заданий школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ и критерии их оценивания

Требования к составлению заданий школьного этапа по иностранным языкам Всероссийской олимпиады школьников составлены на основе Раздела III  Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1252 «Об утверждении Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников»); на изменениях, которые вносятся в Порядок проведения всероссийской олимпиады школьников, утвержденные Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 марта 2015 г. N 249; на методических рекомендациях по проведению школьного этапа олимпиады по английскому языку в 2015/2016 учебном году под общей редакцией Ю.Б. Курасовской, авторский коллектив, 2015.

Требования утверждены на заседании городского методического объединения (протокол № 4 от 06.04.2016).

Основными целями и задачами Олимпиады являются выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к иностранным языкам, создание необходимых условий для поддержки одаренных детей, пропаганда лингвистических и социо-культурных знаний, связанных с историей и современным функционированием различных вариантов иностранных языков,  историей и культурой англо- и франко- язычных стран.

Задачей школьного этапа олимпиады по английскому и французскому языкам является популяризация иностранных языков в школах, привлечение как можно большего числа школьников к участию в олимпиаде, поэтому уровень сложности заданий на этом этапе не завышен, задания  интересные и посильные для учащихся соответствующих возрастных групп.Все задания олимпиады должны быть интересны для учащихся и творчески ориентированы. Формат заданий не должен быть простым повторением формата ЕГЭ.

  1. Уровень сложности заданий.

При подготовке олимпиадных заданий рекомендуется подготовить три пакета заданий разного уровня сложности:

для 5-6 классов – А1 – А2;

для 7-8 классов – А2 – В1;

для 9 - 11 классов – В1- В2

При подготовке заданий рекомендуется сочетать задания разного уровня сложности (т.е. сочетать более сложные и менее сложные задания, чтобы участники могли выполнить хотя бы одно олимпиадное задание). Уровни сложности разных заданий внутри пакета заданий для одной возрастной группы не должны расходиться больше, чем на одну ступень.

  1. Корректность подбора текстовых материалов.

Тексты должны удовлетворять следующим требованиям: быть современными,аутентичными, тематически и социокультурно адекватными, в текстах не должна использоваться ненормативная лексика. Рекомендуется использовать современные, аутентичные тексты для старшей возрастной категории (9-11 классы). Для младших возрастных категорий (5 - 8 классы) рекомендуется адаптация текстов. Тип и жанр текста должен соответствовать проверяемому речевому умению. Их тематика может быть связана с образованием, выбором профессии и жизнью молодого поколения, а дискурсивные и прагматические параметры – с актуальной социокультурной ситуацией в России или странах изучаемого языка, поэтому их адекватное понимание требует от конкурсантов владения социокультурной и социолингвистической компетенциями на проверяемом уровне сложности. В ходе пре-тестовой обработки в текстах допускаются сокращения, не приводящие к искажению общего смысла. Языковая сложность текстов должна соответствует выбранному уровню сложности и поставленной задаче и проверяемому навыку, а интеллектуальная сложность предложенных для решения экстралингвистических задач – возрасту участников олимпиады.

К факторам, делающим текст неприемлемым для выбора, следует отнести:

  • тематический: война, смерть, расовая и религиозная нетерпимость;
  • возрастной: тема не вписывается в круг интересов той возрастной группы, на

которую ориентирован текст;

  • социокультурный: в тексте слишком много специфичной социокультурной

информации, которой не владеют участники олимпиады;

  • лингвистический: слишком высокий уровень языковой сложности.

3. Комплексный характер проверки коммуникативной компетенции участников.

Задания олимпиады должны включать задания на проверку языковой компетенции (лексико-грамматический тест), задания на проверку дискурсивной компетенции на рецептивном уровне (конкурсы понимания устного и письменного текстов) и задания на проверку дискурсивной компетенции на продуктивном уровне (конкурс письменной речи).

Для обеспечения комплексного характера проверки уровня коммуникативной компетенции участников  школьный этап олимпиады проводится по четырем конкурсам:

1.        конкурс понимания устной речи;

2.        конкурс понимания письменной речи;

3.        лексико-грамматический тест;

4.        конкурс письменной речи.

          В связи с техническими сложностями, связанными с проведением конкурса устной речи, данный  конкурс на школьном этапе не проводится.

Участники олимпиады должны быть допущены до всех четырех конкурсов (т.е. промежуточное отсеивание участников не рекомендуется).

Продолжительность конкурсов:

Общая продолжительность всех четырех конкурсов для учащихся 5-6 классов – от 45 до 60 минут.

Общая продолжительность всех четырех конкурсов для 7-8-х классов – от 45 до 60 минут.

Общая продолжительность всех четырех конкурсов  для 9-11 классов – от 60 до 90 минут.

При выставлении оценок (баллов) за каждый конкурс рекомендуется придерживаться процедуры оценивания конкурсов.

4. Методическая и технологическая корректность составления пакета заданий.

При составлении заданий для конкурсов понимания устного и письменного текста и лексико-грамматического теста рекомендуется использовать связные тексты, а не отдельные предложения.

Рекомендуется использовать разнообразные виды заданий следующих типов (т.е. внутри одного пакета заданий рекомендуется сочетать задания разного типа):

  • множественный выбор: выбор среди трех или четырех вариантов ответов, или выбор вариантов ответов из предложенного меню (списка вариантов);
  • альтернативный выбор (правильно/неправильно) или усложненный
  • альтернативный выбор (правильно/неправильно/ в тексте не сказано);
  • перекрестный выбор (из двух списков единиц подобрать пары по тем или иным предложенным признакам);
  • упорядочение (составить связный текст из разрозненных предложений или абзацев; восстановить последовательность событий, представленных в произвольном порядке; вставить в текст пропущенные предложения или части предложений);
  • трансформация, замена, подстановка (при проверке лексико-грамматических навыков);
  • завершение высказывания (нахождение недостающего компонента);                                      
  • ответы на вопросы закрытого и открытого типа (краткие и развернутые);
  • внутриязыковое перефразирование (относится к наиболее продуктивным типам тестовых заданий, требует от составителя четкой формулировки задания);
  • клоуз-процедура или клоуз-тест (заполнение допущенных в тексте пробелов словами, артиклями и т.д.).

Необходимо обратить внимание на корректность формулировки заданий: формулировка должна быть законченной, простой, доступной. Проверяемые единицы должны иметь коммуникативную ценность (не должны носить экзотического характера). При составлении заданий для конкурса письменной речи рекомендуется формулировать задания в виде конкретной коммуникативной задачи.

5. Критерии оценивания конкурсов.

Для конкурсов понимания устного и письменного текстов и для лексико-грамматического теста возможна автоматическая проверка работ. Критерии оценивания продуктивных видов речевой деятельности (конкурс письменной речи) требуют особого внимания: следует отдельно оценивать оригинальность содержания и полноту выполнения коммуникативной задачи. Критерии оценивания конкурса письменной речи подробно описываются и включаются в комплексный пакет заданий. Критерии разрабатываются в полном соответствии с параметрами задания,  коэффициенты предусматриваются с учетом сложности и количества заданий. Соблюдается соответствие объектов контроля, количества, типов задания, количество баллов (1 балл за каждое выполненное действие в задании, кроме объекта « Письмо») и время выполнения задания.

Таблицы подсчета общего балла. Приведенные в таблицах типы заданий рекомендуются, но могут и варьироваться при соблюдении п. 4 данных требований  и принципов: сочетание разных видов задания и соблюдение уровня сложности.

5-6 классы

Объекты контроля

Количество и тип задания (уровень сложности А1 – А2)

Количество баллов

Время выполнения раздела

1

Аудирование

1-Задание на соотнесение информации или заполнение на выбор ответа из трех предложенных

5

10 минут

2

Чтение

1-Чтение текста с пониманием общего содержания, задание на упорядочение, восстановление логических связей в тексте или задание на соответствие с полным пониманием прочитанного

5

20 минут

2-Задание на полное понимание текста с выбором ответа из двух предложенных

7

3

Лексико – грамматический тест

1-Задание на выбор правильного ответа из двух предложенных

10

15 минут

2-Проверка социокультурных знаний с использованием текстов объявлений

3

4

Письмо

1-Продуктивное письменное высказывание в формате приглашения провести вместе свободное время (50-60 слов)

10

15 минут

ИТОГО

40

60 минут

7 – 8 классы

Вид деятельности

Количество и типы заданий

Баллы

Время выполнения

Уровень заданий

1

Аудирование

1 –Задание на соотнесение информации. Альтернативный выбор (T – F).

7

15 минут

А2 – В1

2 –Заполнение пропусков в тексте сообщения.

 7

2

Чтение

1 –Заполнение пропусков в связном тексте. Восстановление логических

связей.

  5

20 минут

А2 – В1

2 –Заполнение пропусков в связном тексте, с выбором правильного слова или грамматической формы из 4-х предложенных. Задание на множественный выбор.

   5

3

Лексика и грамматика

1-Заполнение пропусков в связном тексте, с выбором правильного слова или грамматической формы из 4-х предложенных. Задание на множественный выбор.

   6

10 минут

А2 – В1

4

Письмо

1-Продуктивное письменное высказывание в форме письма другу (90 – 100 слов).

   10

15 минут

B1

ИТОГО

40

60 минут

9 – 11 классы

Объекты контроля

Количество и тип задания (все задания по уровню сложности соответствуют B1- B2 по шкале Совета Европы)

Количество баллов

Время выполнения раздела

1

Аудирование

1- Заполнение   на   выбор   ответа   из четырех предложенных

  6

20 минут

2- Задание на соотнесение информации. Альтернативный выбор (T – F).

  6

2

Чтение

1-Задание на полное понимание с выбором ответа из 4х предложенных

5

25 минут

2-Задание на соотнесение информации. Альтернативный выбор (T – F).

5

3-Чтение теста с пониманием общего содержания. Задание на соотнесение информации

8

3

Лексико-грамматический тест

1-Задание на установление соответствия (выбор из меню)

10

20 минут

2-Задание на выбор правильного ответа из 4х предложенных

10

4

Письмо

1-Продуктивное письменное высказывание в формате сочинение-мнение (объем 100-120 слов).

20

25 минут

ИТОГО

70

90 минут

6. Требования к оформлению заданий:

  1. Тексты в формате Word
  2. Цвет текста – черный.
  3. Шрифт - Times New Roman.
  4. Размер шрифта – 12.
  5. Разметка страницы: ориентация – книжная, поля - обычное
  6. Все таблицы в формате Excel.
  7. Выделение границ в таблицах обязательно.
  8. Графические элементы (фотографии, картинки, сканы и др.) оформить и предоставить в виде отдельных приложений (вставка в документы Word, Excel, и др. не допускается).

Отдельным файлом предоставить:

  1. Ключи к заданиям.
  2. Критерии оценивания творческих работ (при наличии).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к составлению заданий школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Основными целями и задачами Олимпиады являются выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к английскому языку, создание необходимых условий для поддержки одаренных детей, пр...

О требованиях к составлению олимпиадных заданий школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и литературе

Выступление на заседании ГМО учителей русского языка и литературы по вопросу требований к составлению олимпиадных заданий школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по  русскому язык...

Методические рекомендации по составлению заданий школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по химии

Материал содержит рекомендации по составлению заданий школьного этапа по химии, типы и примеры заданий 8-11 класса....