Однозначные и многозначные слова
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Домрачева Галина Леонидовна

Конспект урока по русскому языку по разделу "Лексика" на тему "Однозначные и многозначные слова" в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku_domracheva_g.l.docx40.46 КБ

Предварительный просмотр:

http://zazdoc.ru/tw_files2/urls_29/98/d-97273/97273_html_1278ed65.jpg

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА № 93»

603148 г. Нижний Новгород, ул. Мечникова, д. 74

тел/факс 225-19-89

e-mail: school93-2009@yandex.ru

Конспект

Урока по русскому языку в 5 «А» классе

Тема: «Однозначные и многозначные слова»

                                                                                      Учитель рус. языка и литературы

                                                                                   Домрачева Галина Леонидовна

Нижний Новгород

2018 год

Конспект урока по русскому языку

Учитель: Домрачева Галина Леонидовна

Предмет: русский язык

Класс: 5

УМК: Быстрова Е. А., Кибирева Л. В. и др. Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч. 1 / Е. А. Быстрова, Л. В. Кибирева, Ю.Н. Гостева, Е. С. Антонова; под ред. Е. А. Быстровой. - 4-е изд. - М.: ООО «Русское слово - учебник» , 2015. - 280 с. : ил.

Тема урока: «Однозначные и многозначные слова»

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: комбинированный.

Основные методы и приёмы: проблемная ситуация, работа в группах, работа в паре, работа со стихотворением, работа со словарём, беседа, тест, загадки, демонстрация отрывка из художественного фильма.

Цель: составить представления у учеников об однозначных и многозначных словах.

Задачи: образовательные: формировать систему знаний об однозначных и многозначных словах; формировать умение различать однозначные и многозначные слова, определять, в каком лексическом значении употреблено многозначное слово (умение различать значения слов), умение находить справки в толковом словаре при определении лексического значения многозначного слова, умение подбирать адекватные для конкретных речевых ситуаций слова;

Развивающие: пополнять словарный запас обучающихся; развивать умение логически мыслить, выделять главное, сравнивать, обобщать;

Воспитательные: прививать интерес, любовь и бережное отношение к русскому языку; формировать знания о человеческих взаимоотношениях, позитивное отношение к миру, дружеским отношениям.

Формируемые УУД:

Личностные: развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся (через разгадывание загадок, проблемную ситуацию)  развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях ( в ходе беседы, работы в парах и группах), развитие логического мышления (через решение проблемной ситуации), умение воспринимать информацию на слух, делать выводы (работа со стихотворением), овладение навыком поиска информации (поисковая работа со словарём).

Регулятивные: фиксировать результаты наблюдения и делать выводы (проблемная ситуация, работа со стихотворением); умение планировать и регулировать свою деятельность (проблемная ситуация, работа в группах); умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Коммуникативные: развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли (в ходе беседы с учителем); отвечать на вопросы, слушать и слышать; формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения, умение работать в команде (работа в парах и группах).

Познавательные: усвоение обучающимися понятий однозначное и многозначное слово, умение определять контекстуальное значение многозначного слова, умение составлять предложения с разными значениями многозначного слова, умение работать с толковым словарём.

Принципы обучения: объективность, научность, последовательность, систематичность, разнообразие методов обучения.

Технология: развивающего обучения и проблемного обучения.

Оборудование: компьютер, медиапроектор, интерактивная доска, "Толковые словари русского языка" С. И. Ожегова, отрывок из кинофильма "Служебный роман" (СССР, 1977 год, режиссёр Эльдар Рязанов).  

Ход урока:

Этап урока

Работа на уроке

Мотивационно-ориентировочный этап.

1. Организационный момент (2 минуты).

2.  Актуализация опорных знаний (3 минуты).

3. Этап мотивации. Загадки (3 минуты).

Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть! Присаживайтесь.

Давайте вспомним, какой раздел языка мы с вами начали изучать (лексикология). Какая основная единица лексикологии? (слово). Чем обладает слово? (лексическим значением). Что такое лексическое значение слова?

Давайте теперь по толкованию лексического значения слова определим его и запишем в тетрадях:

1) водитель машины (шофёр); 2) плод дуба (жёлудь); 3) откидной головной убор, пришитый к вороту верхней одежды (капюшон); 4) дорога с твёрдым покрытием (шоссе); 5) профессиональный наездник на скачках, бегах (жокей).

Молодцы, ребята! С нашими отгадками мы ещё поработаем.

Операционно- исполнительный этап.

1. Проблемная ситуация (7 минут).

2. Постановка учебной задача (2 минуты).

3. Работа в парах (7 минут).

4. Работа со стихотворением (5 минут).

5. Тест (3 минуты).  

6. Работа со словарём в группах (10 минут).

Давайте посмотрим отрывок из кинофильма "Служебный роман" 0:49:30- 0:51:40 (СССР, 1977 год, режиссёр Эльдар Рязанов). (Эпизод с диалогом главных героев:

- Вы утверждали, что я чёрствая.

-Почему? Вы мягкая.

-Бесчеловечная!

-Человечная.

-Бессердечная!

-Сердечная.

-Сухая!

-Мокрая. Простите...)

Проблемные вопросы: как создаётся комический эффект? (Герой А. Мягкова подобрал неверный антоним к слову "сухая"). Почему антоним "мокрая" в данном случае не подходит? (Слово "сухая" употреблено не в первом значении). Какие значения прилагательного "сухой" вы знаете? Слово "сухой" многозначное. Сформулируйте определение многозначного слова.

Теперь вернёмся к нашим отгадкам (шофёр, жёлудь, капюшон, шоссе, жокей). Как вы думаете, у этих слов много значений? (нет, одно). Предположите, как называются такие слова (однозначные). Дайте определение однозначного слова.

Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока (однозначные и многозначные слова). Ребята, где можно посмотреть точное количество значений слова? (в толковом словаре). Верно!

Теперь в парах найдите три примера однозначных слов и три примера многозначных слов из толкового словаря, который есть в конце вашего учебника. Выпишите их вместе с значениями.

Давайте послушаем примеры ваших слов от нескольких пар.

Молодцы! Двигаемся далее.

Сейчас я вам вслух прочитаю стихотворение. Ваша задача: определить, какое многозначное слово в нём используется. Затем я прочитаю вам его второй раз. Вы должны будете выписать словосочетания с каждым значением. А затем подумайте и сформулируйте толкование каждого из значений многозначного слова.

Пять рабочих ставят дом.

Ставит опыт агроном.

Он растит такую рожь-

С головой в нее уйдешь.

Ставит фильмы режиссер.

Снял он сказку «Колобок»,

Чтобы ты увидеть мог.

Мама ставит пироги.

Подойди и помоги.

А диагноз ставит врач:

«Просто насморк. Спи, не плачь!»

Если кончился рассказ,

Ставить точку в самый раз.

Эвристическая беседа: какое слово является многозначным? (ставить). Какие словосочетания вы выписали? Как сформулировали шесть разных значение слова "ставить"?

Давайте для закрепления решим небольшой тест. Ответы записывайте в тетрадях.

1.  Выберите многозначное слово:

     А. Поземка

     Б. Маяк

     В. Иголка.

2. Выберите однозначное слово:

     А. Змей         

     Б. Земля

     В. Айсберг

3.  Укажите верное утверждение.

     А. Есть однозначные и многозначные слова

     Б. Все слова только многозначные

     В. Все слова только однозначные.

4. Выпишите из предложения многозначное слово.

Лучами красит солнышко стальное полотно.

 Ключ: 1-В, 2-В, 3-А, 4 - полотно.

Давайте устно проверим правильные ответы.

Одним из самых известных толковых словарей является "Толковый словарь русского языка" С. И. Ожегова. Предлагаю в группах вам с ним поработать (образовать 5-6 групп).

У каждой группы есть свой экземпляр словаря.

Задания для групп:

1) Используя словарь, докажите, что слово иголка- многозначное, а айсберг- однозначное.

2) Выпишите словарную статью к слову "полотно". Придумайте предложения с каждым из значений слова.

3) Сделайте вывод о различии в оформлении словарных статей однозначного и многозначного слов (у многозначного есть деления на пункты).

Работы от группы сдаём учителю на проверку.

Рефлексивно-оценочный этап. (3 минуты)

Беседа с классом: Что нового вы сегодня узнали на уроке? Какие две группы слов мы изучили? (однозначные и многозначные). В чём разница между ними?

Понравился ли вам урок?

Подведение итогов, выставление оценок.

Домашнее задание: 1.  Составьте толковый словарь-миниатюру (из 5-7 слов) на тему «Школа»:

1 вариант – из однозначных слов,        

2 вариант – из многозначных слов;

2. Определите по толковому словарю, является ли слово язык однозначным или многозначным, запишите его значения, подберите пословицы и поговорки о языке.

Всем спасибо за работу на уроке! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие №3 "Однозначные и многозначные слова".Кружок "Лексика и культура речи"

Материал занятия  можно использовать на уроках русского языка....

Однозначные и многозначные слова

Урок русского языка в 5 классе...

Практическая работа к уроку по теме "Однозначные и многозначные слова".5 класс

Тест по теме "Однозначные и многозначные слова". Лексика. 5 класс....

Русский язык. 5 класс. "Однозначные и многозначные слова".

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе "Однозначные и многозначные слова"...

«Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов»

14 ноября 2013 года на базе МБОУ «Орлеанская основная общеобразовательная школа» Благовещенского района Алтайского края состоялся окружной семинар «Учитель года»....