Русский язык. 5 класс. "Однозначные и многозначные слова".
методическая разработка (русский язык, 5 класс) по теме

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе "Однозначные и многозначные слова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odnoznachnye_i_mnogoznachnye_slova.docx18.19 КБ

Предварительный просмотр:

Однозначные и многозначные слова. 5-й класс

Чернятович И.Е., учитель

 русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 1 г.Оханска

Цели урока:

Образовательная: дать понятие об однозначных и многозначных словах; обучение моделированию текста (составление словарной статьи).

Развивающая: развитие логического мышления, внимания учащихся, работа над расширением словарного запаса учащихся.

Воспитательная: воспитывать интерес, любовь и бережное отношение к русскому языку.

Тип урока: комбинированный (закрепление изученного, изучение нового материала).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Повторение изученного материала

  • Закончите  предложение

1) Наука, изучающая словарный состав языка, называется…

2) Словарный состав языка называется…

3) То, что обозначает слово, называется…

4) Словарь, по которому определяется лексическое значение слова, называется…

5) Словарная статья включает в себя …

  • Составьте и запишите словарную статью для слова, начинающегося с той же буквы, что и ваша фамилия
  • По лексическому значению определите  слово, данное в кроссворде

1. Одно из наиболее популярных домашних животных.

2. Платка для мелкой торговли.

3. Защитный головной убор.

4. Короткая женская одежда.

5. Составная часть скелета.

1.к

о

ш

к

а

2.к

и

о

с

к

3

а

с

к

а

4

о

ф

т

а

5.к

о

с

т

ь

- Найдите лишнее слово с точки зрения морфологии.

- Найдите лишнее слово с точки зрения фонетики.

III. Создание проблемной ситуации

- Не задавая мне вопросов, составьте простое предложение с выделенным словом. Прочитайте, что у вас получилось. Какой можно сделать вывод? Итак, тема урок….. Однозначные и многозначные слова

- Сопоставьте наш вывод с материалом учебника.

- Как визуально, не вчитываясь в текст, определить по словарной статье многозначное слово или однозначное?

- Что помогает понять конкретное значение многозначного слова?

Правильно принято говорить «употребили в контексте». Как понимаете это слово? А где узнать точное значение этого слова?

  • Работа с толковым словариком учебника. Найдите в словарике многозначное слово.

Определите, есть ли какое-либо сходство между значениями многозначных слов.

Проверьте себя по учебнику.

IV. Закрепление нового материала

  • Устное выполнение упражнений  332, 333, 335
  • Работа с текстом в группах. Определите, в каких значениях употребляется слово «пожалуйста» в данном тексте. Переделайте выделенную курсивом часть текста в диалог. Объясните замешательство американца.

Большинство слов в русском языке многозначно.

Для примера можно взять  одно очень знакомое слово – «пожалуйста». Американцу, изучающему русский язык, кажется, что это слово имеет слишком много значений. Ведь в английском языке слово «please» (пожалуйста) употребляется только в просьбах.

Предположим, американец оказался в очереди на телеграфе. И вот он видит, как какой-то взволнованный русский человек старается пробиться к окошку. Он явно спешит и говорит умоляюще: «Пожалуйста!» 

Люди в очереди тоже отвечают: «Пожалуйста!» 

Спешащий человек протягивает руку к телеграфному бланку, а телеграфистка, подвигая бланк, говорит: «Пожалуйста!» 

Человек берет бланк и вдруг рассеяно начинает ощупывать карманы: ему нечем писать. Сосед протягивает ручку и говорит: «Пожалуйста!» 

Человек пишет текст телеграммы, телеграфистка считает слова. Она говорит, что можно приписать еще несколько слов. Он хватает бланк и покорно произносит: «Пожалуйста!» 

 Вдруг человек что-то вспоминает и просит очередь разрешить ему написать еще одну телеграмму. Но на этот раз слышит: «Скажите пожалуйста какой умный нашелся!»

Человек бледнеет, хватается рукой за грудь. «Вам дурно? Может быть, послать за врачом?» – спрашивают его. «Пожалуйста!» – говорит он.

Американец, наблюдавший за всем этим, находится в замешательстве.

Автор: Анна Нимчук 

Защита групповых работ.

V. Итоги урока

VI. Рефлексия

- Какое значение у данных фразеологизмов?

- Выберите фразеологизм, который характеризуют вашу  работу сегодня:

Шевелить мозгами

Краем уха

Хлопать ушами

Д/З. Упр.335 (свои рисунки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру. Исследование слова как основной номинативной единицы русского языка. 2 класс.

Интегрированный урок  по русскому языку и окружающему миру с применением технологии УДЕ. Урок носит развивающий характер, имеет метапредметную направленность, построен на основе деятельностного п...

Урок русского языка. 5 класс. Тема: Многозначные слова и омонимы (с презентацией)

Урок открытия новых знаний. 5 класс. Тема: Многозначные слова и омонимы (с презентацией)...

Урок русского языка в 5 классе "Корень слова. Однокоренные слова"

Конспект урока русского языка в 5 классе "Корень слова" (ФГОС)...

Урок русского языка в 11 классе "Вводные слова.Знаки препинания при вводных словах (конспект урока)

На уроке повторяются и углубляются знания по орфографии и пунктуации,формируется умение различать вводные слова и члены предложения. Для проверки знаний используются интерактивные тесты LECTA...

Урок русского языка в 8 классе "Вводные слова. Смысловые группы вводных слов"

Урок русского языка знакомит с понятием вводных слов, основными группами по значению. В результате изученного учащиеся научатся опознавать вводные конструкции, правильно расставлять зна...