Урок русского языка в 8 классе "Вводные слова. Смысловые группы вводных слов"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Урок русского языка знакомит с понятием вводных слов, основными группами по значению. В результате изученного учащиеся научатся опознавать вводные конструкции, правильно расставлять знаки препинания в предложениях с вводными словами, определять принадлежность вводного слова  смысловой группе, выразительно и правильно читать предложения, используя интонацию вводности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vvodnye_slova_8_klass.docx22.32 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 Урок русского языка в 8 классе

                        Тема: Вводные слова. Смысловые группы вводных слов.

Автор: Гриднева Анна Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ Поливянской СОШ №29 им.В.С.Погорельцева

        Цели:

  • Образовательные:
  • знать:
  • понятие вводных слов;
  • основные группы вводных слов по значению;
  • уметь:
  • опознавать вводные конструкции;
  • правильно расставлять знаки препинания в предложениях с вводными словами;
  • определять принадлежность вводного слова  смысловой группе;
  • выразительно и правильно читать предложения, используя интонацию вводности.
  • Развивающие:
  • формирование мотивации к дальнейшему овладению правописанием;
  • развитие умения использовать  интерактивную доску в процессе обучения.
  • Воспитательные:
  • воспитание интереса к познанию нового;
  • воспитание самостоятельности и ответственности.

                                                                                                                 

                                                                                                                                     

                                                                                                                                      Если в мире есть вещи,

достойные названия «чуда»,

то слово, бесспорно,

первое и самое чудесное из них.

                                                                                                                                                    Л.Успенский

1. Работа с текстом (слайд).

- Прочитайте выразительно тексты, которые вы видите на доске.

- Чем отличны друг от друга они? (по объему, в 1 тексте автор использует вводные слова)

- Назовите их.

- Верно, вводные слова в этом тексте есть. Они-то и станут предметом изучения на сегодняшнем уроке.   Поэтому тема урока так и будет звучать: Вводные слова (слайд)

- Для чего автор использует такие слова? (текст благодаря им становиться выразительным, эмоциональным, интересным, говорящий привлекает внимание слушателей, выражая свое отношение)

- Так что же помогает сделать первый текст интересным, эмоциональным? (таким помогает сделать его вводные слова)

- Значит, это слова – помощники?

- А что объединяет тексты? (в них говорится об одном и том же, несмотря на то, что в первом тексте есть вводные слова, а во втором их нет)

- Так влияют ли на смысл предложений вводные слова? (нет, не влияют) Тогда есть необходимость в использовании этих слов в речи? (нет, можно обойтись и без них)

-  (слайд) Однажды знаменитый лингвист Александр Матвеевич Пешковский заметил, что вводные конструкции – это «инородные  слова, внутренне чуждые приютившему их предложению».

- Что вы думаете по поводу этого высказывания?  (дети говорят)

- Итак, мы услышали два противоположных мнения

 

Проблемный вопрос

 (слайд)   Вводные слова – помощники  ИЛИ  Вводные слова – чужаки

Именно это нам и предстоит выяснить на уроке. А что для этого нам нужно сделать?   (ответы детей)

Целеполагание:          

- Верно, узнать, что такое вводные слова, выяснить их роль в нашей речи, научиться видеть их в тексте.

- Почему слова, о которых мы ведем разговор, называются вводными. Какое значение имеет слово «вводный». Для этого нам необходимо  заглянуть в словарь.

 Работа со словарем

В словаре Ушакова слово “вводный” имеет два значения:
1. Служащий вводом во что-нибудь, свидетельствующий о вводе.   Вводная лекция (первая- предшествующая  последующим).

2. Введенный внутрь чего-то  (слово, войска)

Значит, вводное слово – это слово введенное внутрь предложения.

Работа с учебником.

- А какое определение дается в учебнике «Теория». Откройте  §199. Прочитайте его.

- В русском языке много вводных слов. Давайте познакомимся с их разнообразием. А для этого предлагаю поработать с интерактивным плакатом.

Комментарии. Работа в группах.

- Все вводные слова объединены в группы по значению. Сколько таких групп?  Какие это группы?

- Чего не хватает в этом плакате для полноты понимания? (Примеров)

- Составьте предложения-примеры со словами разных групп, запишите, а затем выразительно прочитайте. Поработать предлагаю в группах.

1 группа – вводные слова группы меньшей и большей степени уверенности, различных чувств, порядок мыслей

2 группа - вводные слова группы источник сообщения, способ оформления мыслей

- сделайте вывод о роли вводных слов

Вывод: вводные слова необходимы для того, чтобы выразить свое отношение, к тому, о чем сообщается

- В какой части ваших предложений находятся вводные слова (в начале, в середине)

- О чем это говорит? (Вывод: вводные слова могут находиться в разных частях предложения) Схематично это выглядит так

СХЕМЫ   [ ВВ,…]        [ ….,ВВ,…]

- В устной речи вы интонационно выделяете вводные слова, а значит и на письме их нужно тоже выделить. Как?

Работа с предложениями

- А теперь, когда мы немало узнали о вводных словах, предлагаю работу с таблицей (слайд), колонки которой нужно заполнить, проанализировав предложения.

- Выпишите первое предложение из таблицы и сделайте синтаксический разбор.

- Какой вопрос вы задали к вводному слову? (его задать невозможно)

- Какую же синтаксическую роль выполняет вводное слово в предложении? (не является членом предложения)

- А что изменится, если вводное слово опустить? (ничего, смысл предложения не изменится)

Вывод: вводные слова не является членами предложения, смысл предложения без них не меняется, значит, в предложение вводное слово не вносит никакой дополнительной информации.

- Здравствуйте, пожалуйста, спасибо. Кто не знает этих слов? Вы каждый день употребляете их в речи, не подозревая, что это еще одна группа вводных слов. Это слова приветствия, прощания, благодарности, извинения, утешения, просьбы.   Что  они означают?             (слайд)

Насколько часто вы употребляете их в повседневной речи, мы сейчас проверим.

Речевые ситуации.

Составьте в парах несколько предложений

- первая пара составляет предложение - просьбу со словосочетаниями «будьте добры», «будьте любезны», «сделайте одолжение»;

- вторая пара отвечает предложением - отказом, используя слова «знаете ли», « понимаете ли», «видите ли».

- Вот она, сила «волшебных» слов. Мы должны изо всех сил стремиться к тому, чтобы грязная ругань вызывала отвращение. Произносите чаще добрые приятные слова, они раскрывают необыкновенную красоту языка, несут радость людям – от этого и вы будете радостнее жить.

Разрешение проблемы.

- А теперь вернемся к проблеме, которая возникла у нас в начале урока. (слайд)

- Как считаете вы?

- Наши мысли дополнит стихотворение Александра Кушнера «Вводные слова»                 (слайд)

Возьмите вводные слова.
От них
кружится голова.
Они
мешают суть сберечь
И
замедляют нашу речь.
И всё ж
удобны потому,
Что
выдают легко другим,
Как мы относимся к тому,
О чём, смущаясь,
говорим.

- О какой роли вводных слов пишет поэт? Согласны вы с ним?

- И все-таки,  без вводных слов речь была бы скучной, «серой», невыразительной. Они помогают автору передать свое отношение к высказыванию, логически верно выстроить мысль, а читателям - понять его.

Рефлексия  (слайд)

- В чем заключалась основная задача нашего урока?

- Как вы считаете, удалось ли нам достичь поставленных целей

Домашнее задание.  (слайд)

§199, знать группы вводных слов

Упр№417

или   Сочинение – миниатюра «Зачем нужны вводные слова?»

Тезис и аргументы в его подтверждение с помощью вводных слов.

   

 Подведение итогов урока. Оценка деятельности.

- В завершение урока хочется сказать: «Мне, бесспорно, понравилось с вами работать.

Вы, несомненно, замечательные ученики»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 8 классе на тему: "Вводные слова и предложения. Обращения."

Систематизировать и обобщить знания по темам "Вводные слова и предложения", "Обращения"....

Урок русского языка в 5 классе по теме "Вводные слова"

Урок русского языка в 5 классе разработан с учётом нового ФГОС. ...

Урок русского языка в 8 классе по теме "Вводные слова и знаки препинания при них"

Урок представляет собой занимательное путешествие в парижский Музей художников - импрессионистов. Заочная экскурсия, надеюсь, вам понравится......

Урок русского языка в 11 классе по теме "Вводные слова и словосочетания"

Урок построени по технологии критического мышления и призван систематизировать знания учащихся по этой теме....

Урок русского языка в 8 классе по теме "Вводные слова" по учебнику М.М. Разумовской

Урок знакомит с вводными словами, направлен на самостоятельную работу, постановку целей урока обучающимися, развивает логическое мышление и творческие способности....

урок русского языка 11 кл. (подготовка к ЕГЭ)" Вводные слова и знаки препинания при них"

Урок разработан с пименение ИКТ ( разработка, презентация)...

Сценарий мультимедийной презентации урока русского языка в 8 классе по теме "Вводные слове и вводные предложения"

Данный урок опирается на знания изученных ранее тем курса русского языка. Для успешного  решения задач урока  учитывались  возрастные особенности учащихся, их уровень обученности,...