Сценарий мультимедийной презентации урока русского языка в 8 классе по теме "Вводные слове и вводные предложения"
методическая разработка по русскому языку (10 класс) на тему

Комур Лариса Евгеньевна

Данный урок опирается на знания изученных ранее тем курса русского языка. Для успешного  решения задач урока  учитывались  возрастные особенности учащихся, их уровень обученности,  умение работать в группе. Проведенный  урок для каждого учащегося был  уроком успеха, уроком творчества, т.к.  образовательная деятельность учащихся строилась    на основе системного подхода, что позволило  включить школьников  в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

 Приложение  1

       Вставные конструкции, имеющие смысловую емкость ( вносят добавочные сведения, дополнительные пояснения, уточнения, поправки, замечания) используются  в различных речевых стилях.

       В  текстах часто используются вводные слова, словосочетания, которые позволяют выразить отношение говорящего к сообщаемому, привлечь внимание к сообщаемому, сделать речь выразительной и образной, а также внести в предложение замечание, пояснение.

Выполните  задание   №1.

Вставьте в текст подходящие по смыслу вводные слова.

Прочитайте полученный текст, сделайте вывод о роли вставленных слов.

     Многим  из вас,….., известно, что не только вода, но и берега Каспия лежат намного ниже уровня  океана. Но,…, не  все  знают, что  уровень воды  в этом  озере  то  поднимается, то  опускается  на  многие  метры.  Учёные  установили, что  резкое  понижение  воды  в  Каспии,  начавшись в 1980 году, происходит  вследствие  уменьшения  атмосферных  осадков  и, …., уменьшения  стока  Волги. ….., изменение  уровня  этого  моря  может  быть  вызвано  и  другими  причинами.  В  центре  Бакинской  бухты  видны  остатки  караван-сарая, построенного,….. , на берегу.    …….., уровень  Каспия  в  далёкие  времена  был  ещё  ниже.

 Слова  для  справок :  по-видимому,  очевидно,  разумеется,  вероятно,  значит.

Задание  №2.  Тест.  Выберите  один правильный ответ.

1. В каком предложении употреблены вводные конструкции?

1) Большинство дураков обыкновенно читают мало.

2) Но есть, однако, особая разновидность дураков, которая всю жизнь учится.

3) Это, так сказать, дураки набитые.

4) Их душа словно облизана коровьим языком: кругло, гладко, нигде не зацепит.

2. Пунктуационная ошибка допущена в предложении.

1) У городка этого, по существу, не было истории, как не было своих летописцев.

2) За рекой конечно должны быть луга.

3) Это место , казалось, ему наилучшим выражением русской природы.

4) Вообще говоря, красота – это обещание великой человечности отношения мужчинв и женщины.

3.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Мой спутник чувствовал себя превосходно, я же (1) напротив(2) очень устал. В купе сидел (3) напротив (4) пожилого пассажира.

1) 1,2  2) 1,2,3,4  3) 3,4   4) 1,3



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока русского языка в  8 б классе НРМОБУ  «Салымская  СОШ №1»

Учитель: Комур  Лариса  Евгеньевна

Тема урока:  «Вводные слова и вводные предложения. Знаки препинания при них»

      Урок  проведён  в  8 б классе, в котором  обучается  19 человек.  Большинство   учащихся со средним уровнем мотивации.    

Согласно диагностике  уровня обученности (по П.И. Третьякову)  в классе можно выделить три уровня обученности :   высокий  4,   средний - 10    , низкий - 5.    

Многие учащиеся  сохраняют внимание на протяжении всего  урока.

Большинство  учащихся   класса  обладают  навыками  учебного труда, умеют  анализировать, обобщать, делать  выводы, доказывать  свою  точку  зрения.  

Не у всех  учащихся  сформирована  письменная  и устная  речь.  Темп  урока  средний.  

Разный  уровень  подготовки  учащихся  - явление  закономерное, что  предполагает  индивидуальный  и дифференцированный подход.                                                                                                                                                                                         Психологический климат в классе хороший, на уроках атмосфера взаимопонимания и доверия.

       Данный урок опирается на знания изученных ранее тем курса русского языка. Для успешного  решения задач урока  учитывались  возрастные особенности учащихся, их уровень обученности,  умение работать в группе. Проведенный  урок для каждого учащегося был  уроком успеха, уроком творчества, т.к.  образовательная деятельность учащихся строилась    на основе системного подхода, что позволило  включить школьников  в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.

       Цель и задачи  поставлены в соответствии с требованиями  программы общеобразовательных учреждений  Русский  язык   5-9 кл. – М.: Просвещение, 2008),  с учетом возрастных особенностей  учащихся  и психологических  основ  процесса  усвоения  новых знаний.

     В процессе подготовки к уроку я поставила следующую цель: Воспитание культуры речи в процессе формирования употребления вводных слов, словосочетаний и предложений.

Дифференцированная цель для ученика:

иметь понятие о вводных словах как средстве выражения субъективной оценки  высказывания.

Планируемые  результаты обучения:

Предметные :

1. Познакомятся с вводными словами.

2. Научатся находить и использовать вводные слова в речи.

3. В устной речи научатся выделять вводные слова паузой, в письменной речи – знаками препинания.

Метапредметные :

  1. Регулятивные : умение организовывать  совместную деятельность с учителем и сверстниками.
  2. Познавательные: умение определять понятия, создавать обобщения, строить логическое рассуждение.
  3. Коммуникативные :  умение  осознанно использовать вводные  слова и словосочетания    в соответствии с задачей  коммуникации для выражения своих  чувств, мыслей и потребностей   при  создании текстов  в других  учебных  дисциплинах.

Личностные : умение правильно, выразительно говорить и писать на русском языке, пользоваться им в жизни  как  основным  средством общения.

       Считаю,  что цель и планируемые результаты соответствуют программным требованиям, содержанию материала, необходимому уровню знаний и умений учащихся, месту урока   в системе уроков по данной теме.

     Структура урока соответствует его цели и типу (урок  формирования  новых знаний  и умений, исключая проверку домашнего задания):

  1. Организационный  этап (1 мин.).
  2. Актуализация  знаний  (3 мин).
  3. Формулирование цели  и темы  урока (2 мин)
  4. Формирование новых знаний и умений (15 мин).
  5. Динамическая  пауза  (2 мин).
  6. Закрепление изученного  (14 мин).
  7. Подведение итогов. Рефлексия (3 мин).

      Время целесообразно распределено по всем этапам урока;

     Оборудование кабинета использовалось рационально (компьютер, проектор,          мобильный класс). В соответствии со способностями учащихся выбран средний темп ведения урока.

       В процессе урока я старалась обеспечить научность и доступность учебной информации, связь изучаемого материала с жизнью, с личным опытом, с интересами учащихся.  Использованы  межпредметные связи.

  Это  первый урок  в изучении данной темы.

          Привлекательность получаемой учащимися информации в том, что учащиеся самостоятельно смогли выяснить, что такое «вводные слова», для чего  они используются  в  речи, почему  одни и те же слова могут быть  вводными, а могут  быть  другими  членами предложения.

        Предложенный для усвоения материал был отобран из разных источников и структурирован согласно возрастным особенностям  восьмиклассников.

       Для того чтобы познавательный интерес стал мотивом учебной деятельности учащихся, я ставила перед учащимися проблемы, для решения которых необходимо выполнять определённые действия: провести анализ, сравнение, обобщение.

      Использование  компьютерной  презентации позволило  эффективно  использовать время на уроке и привлекать интерес к учебному материалу.

         На данном уроке использовала следующие методы:

-        частично – поисковый;

-        исследовательский;

-        репродуктивный.

        Для получения обратной связи использовалось диалоговое общение с учащимися, визуальный контакт, рефлексия.

       Выбранная структура урока, системный подход способствовали достижению цели и задач урока. Разнообразие видов деятельности и формы организации работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная, работа  каждого ученика  с компьютером, способствовали активизации познавательной деятельности учащихся, поддержанию их интереса к содержанию урока. На данном уроке учителем использовались элементы следующих технологий: личностно-ориентированного обучения (И.С. Якиманская), компьютерной, здоровьесберегающей ( технология   В.Ф. Базарного).

         Все задания давались в деятельностной форме.    Использование разнообразных  заданий   способствовало развитию мыслительной деятельности, которая необходима для дальнейшего обучения и повышения эффективности образовательного процесса.

        Хорошая психологическая атмосфера на уроке поддерживалась благодаря заинтересованности учащихся ходом урока, созданию проблемных ситуаций, сотрудничества с учениками.

        Данный  урок был для каждого  учащегося  уроком  творчества, уроком успеха.

        Здоровьесберегающий аспект урока состоял в посильности выполняемых заданий, установления духа сотрудничества с учениками, в самом построении урока, в  проведении  динамической  паузы.

        Результаты компьютерного теста, показали, что дети полностью справились с предложенными заданиями.

        Результаты урока:

Оценку «5» имеют - 6 учащихся, оценку «4» - 9 учащихся, оценку «3» - 4  учащихся, оценка «2» отсутствует.

 Следовательно, материал урока  усвоен всеми учащимися.

    Я считаю, что данный урок цели достиг. Материал, подобранный для урока был доступен для всех учащихся этого класса. Выбранный тип и форма проведения урока себя оправдали. Психологическая атмосфера урока была комфортной и для учащихся и для учителя.  Планируемые  результаты  урока, на мой  взгляд,  были достигнуты.  Учащиеся  приобрели   следующие знания  и умения:

Предметные :

1. Познакомились  с вводными словами.

2. Научились   находить и использовать вводные слова в речи.

3. Научились    выделять вводные слова в устной речи  паузой, в письменной речи – знаками препинания.

Метапредметные :

  1. Регулятивные : умеют  организовывать  совместную деятельность с учителем и сверстниками.
  2. Познавательные: умеют определять понятия, создавать обобщения, строить логическое рассуждение.
  3. Коммуникативные :    осознанно используют  вводные  слова  и словосочетания    в соответствии с задачей  коммуникации для выражения своих  чувств, мыслей и потребностей   при  создании текстов  в других  учебных  дисциплинах.

Личностные : умение правильно, выразительно говорить и писать на русском языке, пользоваться им в жизни  как  основным  средством общения приобрели  большинство  учащихся.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Триединая цель урока : Воспитание культуры речи в процессе формирования употребления вводных слов, словосочетаний и предложений. Дифференцированная цель для ученика: иметь понятие о вводных словах как средстве выражения субъективной оценки высказывания. Урок русского языка в 8 классе. Учитель: Комур Лариса Евгеньевна 1

Слайд 2

Планируемые результаты обучения: Предметные : 1. Познакомятся с вводными словами. 2. Научатся находить и использовать вводные слова в речи. 3. В устной речи научатся выделять вводные слова паузой, в письменной речи – знаками препинания. Метапредметные : Регулятивные : умение организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками. Познавательные: умение определять понятия, создавать обобщения, строить логическое рассуждение. Коммуникативные : умение осознанно использовать вводные слова и словосочетания в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей при создании текстов в других учебных дисциплинах. Личностные : умение правильно, выразительно говорить и писать на русском языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения . Урок русского языка в 8 классе. Учитель: Комур Лариса Евгеньевна 2

Слайд 3

Тип урока : урок формирования новых знаний и умений Основные методы обучения : частично – поисковый; исследовательский; репродуктивный . Формы организации учебно-познавательной деятельности: групповая , фронтальная, индивидуальная. Средства обучения: учебник, слайдовая презентация, тестовые задания, таблица «Вводные слова и предложения» Необходимое техническое оборудование : компьютер, проектор для демонстрации презентаций, экран, мобильный класс. Педагогическая технология разноуровневого обучения с использованием компьютерной технологии и элементов здоровьесберегающей технологии обучения. Урок русского языка в 8 классе. Учитель: Комур Лариса Евгеньевна 3

Слайд 4

Урок русского языка в 8 классе. Учитель: Комур Лариса Евгеньевна 4

Слайд 5

Урок русского языка в 8 классе. Учитель: Комур Лариса Евгеньевна 5

Слайд 6

Урок русского языка в 8 классе. Учитель: Комур Лариса Евгеньевна 6 Организует работу в парах. Подводит к формулированию проблемы. Руководит работой учащихся.

Слайд 7

Урок русского языка в 8 классе. Учитель: Комур Лариса Евгеньевна 7

Слайд 8

Динамическая пауза Урок русского языка в 8 классе. Учитель: Комур Лариса Евгеньевна 8 Демонстрирует таблицу Базарного В.Ф. Осуществляет визуальный контроль. Бодрым, весёлым голосом координирует движения обучающихся. Выполняют упражнения. Происходит тренировка мышц глаз при помощи офтальмотренажера Базарного В.Ф. (учащиеся по цветной диаграмме глазами проходят траектории 1-4).

Слайд 9

Урок русского языка в 8 классе. Учитель: Комур Лариса Евгеньевна 9 Отрабатывают навыки нахождения вводных слов, постановки запятой при вводных словах в предложении. Работают на мультиплатформенных портативных компьютерах (мобильный класс ).

Слайд 10

Урок русского языка в 8 классе. Учитель: Комур Лариса Евгеньевна 10

Слайд 11

Урок русского языка в 8 классе. Учитель: Комур Лариса Евгеньевна 11

Слайд 12

Урок русского языка в 8 классе. Учитель: Комур Лариса Евгеньевна 12 Литература: Бархударов С.Г. и др. Русский язык 8 класс.Учебник для общеобразовательных учреждений // М.,Просвещение , 2010. Богданова Г.А. «Уроки русского языка в 8 классе».//М., Просвещение, 2001 Русский язык. 5-9 классы. Программы общеобразовательных учреждений// М., Просвещение, 2007 Цыбулько И.П. Интенсивная подготовка. ЕГЭ 2011// М., ЭКСМО, 2011



Предварительный просмотр:

Нравственная смерть и духовное возрождение Раскольникова"

"Нравственная смерть и духовное возрождение Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

В истории русской культуры всегда существовала глубокая связь между духовно-нравственным поиском и литературным творчеством. Произведения Федора Михайловича Достоевского получили один из наиболее значимых откликов в отечественной духовности. Они отразили глубоко личный, духовный опыт автора, для которого поиск ответов на “последние” вопросы был смыслом жизни и творчества. Пережив глубокую мировоззренческую эволюцию, Достоевский в своих романах будет следовать тем идеям, в которых он видел суть христианства, отстаивать абсолютную значимость нравственных идеалов.

Ф. М. Достоевский был религиозным человеком, и почти все его произведения проникнуты духом православия. В них доказывается неразрывность веры и нравственности, тождественность нравственных законов и законов божественных, христианских. А главная идея его романов - идея воскресения «падшего человека». Достоевский пишет о грехопадении и исправлении, о покаянии и возрождении к новой жизни, жизни в любви и добродетели.

Идея возможности воскресения «падшего» человека является основной идей романа «Преступление и наказание». Уже само название несет в себе христианскую мысль - мысль о неотвратимости расплаты (или наказания) за преступление, за содеянное зло - зло всегда наказуемо. Но наряду с законом справедливости существует закон милосердия Божия. Нет такого греха, такого преступления, которое невозможно было бы искупить покаянием. Вот об этом роман.

Жизнь любого человека - это его внутренняя борьба между добрым и злым началами человеческой сущности. Из-за гордости, ожесточенности Раскольников заглушает в себе голос добра, голос света. Озлобленный ум не может принимать в себе Христа, а «если Бога нет, то все дозволено». Раскольников остается один на один со злом и теряет ощущение света, а эта потеря ведет к стиранию граней между добром и злом. В таких условиях, где потеряно различие между началом и концом, где царствует один лишь озлобленный ум, и возникает почва, благоприятная для прорастания злой мысли. Достоевский с самого начала романа, с «самой пробы» развертывает перед читателем борьбу между добрым и злым началами. Мысль, рожденная в тесной каморке, похожей на гроб, бессонными ночами сначала забавляет бедного студента, а затем, набирая все большую и большую силу, превращается в теорию о двух разрядах людей, теорию, требующую немедленного воплощения в жизнь.

Достоевский указывает читателям, что Бог желает всем спасения, но только когда сам человек захочет этого. Поэтому Раскольникову даются предостережения, чтобы не совершалось преступление: встреча с Мармеладовым,  сон Раскольникова.

Ударом топора он отрубает себя от общества, от мира. Совершается его нравственная смерть. Но идея неотвратимости наказания в этом романе не основная, главная идея - это воскресение падшего человека, ибо нет такого греха, нет такой глубины падения, которую бы не искупить покаянием. И как воскрес Христос, так может воскреснуть любая падшая душа. Для реализации этой идеи Достоевский включает в роман очень важный эпизод, эпизод воскрешения Лазаря. Этот эпизод, где блудница и убийца сошлись за чтением Божественной книги, по праву можно назвать величайшими христианскими страницами романа.

Смерть Лазаря и его воскрешение - прообраз судьбы Раскольникова после преступления до его полного возрождения.

В этом эпизоде показана и вся безысходность смерти, и вся ее непоправимость, и величайшее, непостижимое чудо - чудо воскресения! Связь между Раскольниковым и Лазарем очевидна, и эта связь не прерывается на протяжении всего романа. Гроб Лазаря приобретает особый смысл в том, что каморка Раскольникова неоднократно называется гробом. Духота могильной пещеры Лазаря сопоставима с вездесущей духотой Петербурга. Камнем закрыта пещера, в которой погребен Лазарь, и именно под камнем лежат драгоценные вещи и кошелек убитой старухи. И когда Соня читает повеление Христа: «Отнимите камень» D кажется, что для Раскольникова они звучат иначе: «Раскайся, осознай свое преступление, и ты воскреснешь!»

По Достоевскому, Раскольников достигнет счастья, то есть возрождения души, через страдания, но для этого надо преодолеть «расколотость» своего внутреннего мира. А как ее преодолеть? Достоевский вводит в роман образ, противоположный образу Раскольникова по своему внутреннему мироощущению. Гордыне Родиона противопоставлено смирение Сони Мармеладовой. Она приняла в себя Христа, она уверовала в Него.

Именно эта вера, несмотря на то, что она всеми отвергнутая, униженная, всеми презираемая, придает ей мужества и крепость переносить все свои несчастья. Именно эта вера дает ей силы жить после того, как она преступила нравственный закон. И именно эта вера придает ей решимость спасти, поставить на путь воскресения Раскольникова.

Центральная сюжетная линия Раскольников - Соня, конечно, основная в реализации идеи «воскрешения падшего человека», но писатель включает в свой роман и дополнительные художественные средства: цвет, символику чисел, символику имен. Важное значение приобретают время и место встреч, пейзаж - все, все, буквально до мелочей «работает» на идею романа. Поэтому «Преступление и наказание » нужно читать, так же, как и Библию, с параллельным просмотром комментариев и разъяснений.

Все изложенное выше неоспоримо доказывает, что роман Достоевского «Преступление и наказание» - художественное воплощение идеи «восстановление падшего человека». Мастерство писателя позволило реализовать идею Христа об исцеляющей силе добра и любви, о великой роли сострадания и милосердия к «малым сим».



Предварительный просмотр:

Материал выступления учащихся на межпоселковой конференции «Книга-духовное сокровище».

Нравственная смерть и духовное возрождение Раскольникова"

"Нравственная смерть и духовное возрождение Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

В истории русской культуры всегда существовала глубокая связь между духовно-нравственным поиском и литературным творчеством. Произведения Федора Михайловича Достоевского получили один из наиболее значимых откликов в отечественной духовности. Они отразили глубоко личный, духовный опыт автора, для которого поиск ответов на “последние” вопросы был смыслом жизни и творчества. Пережив глубокую мировоззренческую эволюцию, Достоевский в своих романах будет следовать тем идеям, в которых он видел суть христианства, отстаивать абсолютную значимость нравственных идеалов.

Ф. М. Достоевский был религиозным человеком, и почти все его произведения проникнуты духом православия. В них доказывается неразрывность веры и нравственности, тождественность нравственных законов и законов божественных, христианских. А главная идея его романов - идея воскресения «падшего человека». Достоевский пишет о грехопадении и исправлении, о покаянии и возрождении к новой жизни, жизни в любви и добродетели.

Идея возможности воскресения «падшего» человека является основной идей романа «Преступление и наказание». Уже само название несет в себе христианскую мысль - мысль о неотвратимости расплаты (или наказания) за преступление, за содеянное зло - зло всегда наказуемо. Но наряду с законом справедливости существует закон милосердия Божия. Нет такого греха, такого преступления, которое невозможно было бы искупить покаянием. Вот об этом роман.

Жизнь любого человека - это его внутренняя борьба между добрым и злым началами человеческой сущности. Из-за гордости, ожесточенности Раскольников заглушает в себе голос добра, голос света. Озлобленный ум не может принимать в себе Христа, а «если Бога нет, то все дозволено». Раскольников остается один на один со злом и теряет ощущение света, а эта потеря ведет к стиранию граней между добром и злом. В таких условиях, где потеряно различие между началом и концом, где царствует один лишь озлобленный ум, и возникает почва, благоприятная для прорастания злой мысли. Достоевский с самого начала романа, с «самой пробы» развертывает перед читателем борьбу между добрым и злым началами. Мысль, рожденная в тесной каморке, похожей на гроб, бессонными ночами сначала забавляет бедного студента, а затем, набирая все большую и большую силу, превращается в теорию о двух разрядах людей, теорию, требующую немедленного воплощения в жизнь.

Достоевский указывает читателям, что Бог желает всем спасения, но только когда сам человек захочет этого. Поэтому Раскольникову даются предостережения, чтобы не совершалось преступление: встреча с Мармеладовым,  сон Раскольникова.

Ударом топора он отрубает себя от общества, от мира. Совершается его нравственная смерть. Но идея неотвратимости наказания в этом романе не основная, главная идея - это воскресение падшего человека, ибо нет такого греха, нет такой глубины падения, которую бы не искупить покаянием. И как воскрес Христос, так может воскреснуть любая падшая душа. Для реализации этой идеи Достоевский включает в роман очень важный эпизод, эпизод воскрешения Лазаря. Этот эпизод, где блудница и убийца сошлись за чтением Божественной книги, по праву можно назвать величайшими христианскими страницами романа.

Смерть Лазаря и его воскрешение - прообраз судьбы Раскольникова после преступления до его полного возрождения.

В этом эпизоде показана и вся безысходность смерти, и вся ее непоправимость, и величайшее, непостижимое чудо - чудо воскресения! Связь между Раскольниковым и Лазарем очевидна, и эта связь не прерывается на протяжении всего романа. Гроб Лазаря приобретает особый смысл в том, что каморка Раскольникова неоднократно называется гробом. Духота могильной пещеры Лазаря сопоставима с вездесущей духотой Петербурга. Камнем закрыта пещера, в которой погребен Лазарь, и именно под камнем лежат драгоценные вещи и кошелек убитой старухи. И когда Соня читает повеление Христа: «Отнимите камень» D кажется, что для Раскольникова они звучат иначе: «Раскайся, осознай свое преступление, и ты воскреснешь!»

По Достоевскому, Раскольников достигнет счастья, то есть возрождения души, через страдания, но для этого надо преодолеть «расколотость» своего внутреннего мира. А как ее преодолеть? Достоевский вводит в роман образ, противоположный образу Раскольникова по своему внутреннему мироощущению. Гордыне Родиона противопоставлено смирение Сони Мармеладовой. Она приняла в себя Христа, она уверовала в Него.

Именно эта вера, несмотря на то, что она всеми отвергнутая, униженная, всеми презираемая, придает ей мужества и крепость переносить все свои несчастья. Именно эта вера дает ей силы жить после того, как она преступила нравственный закон. И именно эта вера придает ей решимость спасти, поставить на путь воскресения Раскольникова.

Центральная сюжетная линия Раскольников - Соня, конечно, основная в реализации идеи «воскрешения падшего человека», но писатель включает в свой роман и дополнительные художественные средства: цвет, символику чисел, символику имен. Важное значение приобретают время и место встреч, пейзаж - все, все, буквально до мелочей «работает» на идею романа. Поэтому «Преступление и наказание » нужно читать, так же, как и Библию, с параллельным просмотром комментариев и разъяснений.

Все изложенное выше неоспоримо доказывает, что роман Достоевского «Преступление и наказание» - художественное воплощение идеи «восстановление падшего человека». Мастерство писателя позволило реализовать идею Христа об исцеляющей силе добра и любви, о великой роли сострадания и милосердия к «малым сим».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Межпоселковая научно-практическая конференция «Книга-духовное сокровище» с.п . Салым НРМОБУ « Салымская СОШ №1»

Слайд 2

Нравственная смерть и духовное возрождение Раскольникова

Слайд 3

Роман «Преступление и наказание» Федор Михайлович Достоевский

Слайд 4

Замысел романа вынашивался более 6 лет и складывался из духовного опыта Достоевского во время пребывания его на каторге. Роман печатался в журнале «Русский вестник» в течение 1866 года. Содержание Сам Достоевский так определял содержание своего произведения: «Это – психологический отчет одного преступления… Молодой человек, исключенный из студентов и живущий в крайней бедности, поддавшись некоторым «недоконченным идеям», решил разом выйти из скверного своего положения. Он решил убить одну старуху, дающую деньги на проценты…» «Психологический отчет» постепенно насыщался философскими и религиозными размышлениями. Создание

Слайд 5

Композиция и жанр Роман состоит из 6 частей и эпилога 1 часть: совершение преступления 2 – 5 часть: наказание («психологический отчет» преступника) Эпилог: раскаяние Современники говорили о сочетании в романе нескольких жанров: Детектив: совершено преступление, которое раскрывается Социально-бытовой жанр : даны картины жизни униженных и оскорбленных Любовная интрига Психологиче ские исследования Философские и религиозные размышления Роман признан величайшим философско-психологическим произведение м в мировой литературе

Слайд 6

Главные идеи романа Роман создан в эпоху, когда старые нравственные законы были отвергнуты, а новые не выработаны. Общество потеряло нравственные ориентиры, которые были воплощены в образе Христа, и Достоевский смог показать весь ужас этой потери. Главная идея Достоевского: нельзя прийти к благу через преступление. Он первым в мировой литературе показал гибельность индивидуалистических идей «сильной личности» и их безнравственность. Автор был против насилия и своим романом полемизировал с революционерами, что путь к всеобщему счастью – «звать Русь к топору».

Слайд 8

Родион Раскольников

Слайд 9

Причины преступления Социальные: крайняя степень нищеты самого героя и его матери с сестрой; его сердце разрывается от сочувствия и стремления помочь окружающим (Мармеладову, его жене и детям, Соне, пьяной девушке на бульваре). Нравственные: желание проверить свою теорию, согласно которой сильные люди ради великой цели и изменения несовершенного мира имеют право перешагнуть «через кровь» других людей. Исторические: теория Раскольникова выросла из разочарований молодого поколения после крушения революционной ситуации 60-х годов на почве кризиса утопических теорий.

Слайд 10

Поиск истины Теория Раскольникова делит людей на «слабых» и «сильных». Родиона мучает вопрос, кто он сам: «тварь дрожащая» или «право имеет». Герой не учитывает главного: убийство противно самой природе человека. Совершив преступление, он остро ощущает невозможность оставаться с людьми и страдает от невозможности общаться с матерью и сестрой. Куда же отнести их по своей теории, к какому разряду людей? По логике они относятся к «слабым людям», к «низшему разряду», а значит топор другого Раскольникова может обрушиться на их головы в любую минуту. Получается, что по своей теории он должен презирать и убивать всех, кого любит. Ему невыносимы эти мысли и то, что его теория схожа с теориями Лужина и Свидригайлова. Раскольников сам становится жертвой содеянного: «Я себя убил, а не старушонку». Он постигает ошибочность своего заблуждения через тяжкие страдания и постепенно возрождается к новой жизни.



Предварительный просмотр:

 Комур Лариса Евгеньевна,

учитель русского языка и литературы

НРМОБУ "Салымская СОШ № 1"

ДРЕВНИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ЦЕННОСТИ СЕМЬИ.

(на примере «Повести о Петре и Февронии Муромских»)

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одним из важнейших вопросов, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.

Важной педагогической задачей формирования личности является выработка учащимися активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единства слова и дела, нетерпимости к отклонениям от норм нравственности, воспитание уважения в семье.

На своих уроках  я воспитываю в детях потребность в психически  здоровой душе, наполненной  духовной энергией, которой обладает православие.

Используемые  мною  учебные авторские программы и разработки уроков, внеклассных мероприятий представляют особую ценность, так как содержат крупицы опыта работы учителей по формированию интереса учащихся к подлинным ценностям родной истории и культуры, духовной жизни, что так актуально сегодня.

И сегодня я поделюсь с вами тем, пока еще небогатым опытом, по формированию духовной культуры на уроках литературы на примере одного из произведений древнерусской литературы «Повести о Петре и Февронии Муромских».

Каждый курс литературы по программе В.Я.Коровина, построенный по  линейно-ступенчатой структуре, начинается с изучения устного народного творчества, за которым следует раздел    Древнерусской литературы.

 Если уроки устного народного творчества проходят с большим интересом для учащихся ведь пословицы, поговорки, сказки и другие малые жанры до сих пор активно используются в речи и жизни, то уроки Древнерусской литературы не особенно популярны среди детей. Это происходит, в первую очередь, потому что события, описываемые в «Повести», отделены от нас большими временными рамками. Во-вторых: мы все: и учителя и ученики имеем разное вероисповедание. В-третьих: историзмы и архаизмы, которыми наполнена лексика автора, не способствуют легкому пониманию текста.

Для меня встал вопрос: как же донести  произведение «Повесть о Петре и Февронии Муромских» до сознания учащихся, чтобы  им захотелось разобраться досконально, а не поверхностно в нем?

Я решила связать его с современностью, разбирая тему «Идеал христианской семьи в «Повести о Петре и Февронии Муромских».

Сначала мы даем определение слову «идеал». Ребята выясняют, что идеальный человек – тот, у которого нет пороков, то есть самый лучший. Стало быть, идеальная семья – самая лучшая, живущая по законам любви, семья, которая вызывает уважение и восхищение окружающих. Членам такой семьи хочется подражать.

Следующий вопрос связан с понятием «семья».

  • Что это за союз?  (Родственники, которые не бросят в беде, дадут совет, любят друг друга?)
  • Что в семье главное?  (Чтобы родные тебя понимали и принимали таким, какой ты есть).
  • Такова  ли семья Петра и Февронии?

Ребята  доказывают это, составляя характеристики героев.

ПЕТР

Сильный, мудрый, положительный.

Блаженный (работаем со словарной статьей, выясняем в каком значении  употребляется слово).

Хитрый (проверяет ум Февроньи, годится ли она ему в жены)

Добрый, святой.

ФЕВРОНЬЯ

Мудрая, простая крестьянская девушка, чистая душой, целительница, святая.

Особая речь: говорит загадками.

Это семья, состоящая из людей, воспитанных в традициях христианства: почитали Бога, уважали друг друга и других людей. Они были единомышленниками, правили сердцем.

  • Важно ли в семье уметь прощать? Встречается ли эта способность в повести? (Петр обманул Февронию в начале повести, а она его простила. Это качество тоже свойственно христианской семье. Без умения уступать и прощать не может существовать ни один  союз.)
  • Каковы же основы христианской семьи Древней Руси? В чем ее отличие от современной? (Сейчас время ярких личностей, когда каждый хочет выделить свое «я», не задумываясь о том, что  семья – это не «я», а «мы». Люди забыли об этом, как и том, что любить – это умение дарить себя, даже жертвовать собой).
  • Чего же не хватает в современных семьях? (Терпения, смирения, взаимопонимания теплоты, внимания).
  • Какова Ваша роль в семье? (Ребята дают различные ответы).

Далее я провожу небольшую творческую работу, в которой учащиеся формулируют ответ на вопрос: «Какой вы хотите видеть свою будущую семью? Какая она Ваша идеальная семья?».

Послы выполнения этой работы семиклассники делятся своими  ответами.

  • Почитают ли идеалы христианской семьи в Вашем доме?

(Составляем портрет Ваших родителей (по образцу портретов Петра и Февронии)).

        Далее обобщаем  и делаем выводы:

- В христианской семье супруги верны друг другу; преданны, честны, справедливы.

- Свою любовь стараются дарить своим детям и окружающим людям.

- Если в семье случаются разногласия, то члены семьи должны терпеливо выслушать друг друга и прийти к справедливому решению, которое устроило бы всех членов семьи и не ущемляло интересов друг друга.

        Именно к такой модели семьи мы должны стремиться. Повествование Ермолая Еразма «Повесть о Пете и Февронии» должно служить нам путеводителем в нашей жизни.

         С материалами, подготовленными в ходе урока:

  1. Характеристика героев Петра и Февронии.
  2. Письменные портреты родителей.
  3. Творческие работы «Какой вы хотите видеть свою будущую семью?

мы выходим на внеурочную деятельность по предмету.

В этот день проводится внеклассное мероприятия «Моя идеальная семья». Это совместное мероприятие, на котором участниками являются заранее выбранные семьи и семиклассники. Каждая семья представляет свой герб и устав. Семьям-участникам мероприятия – предлагается состязание, состоящее из разнообразных заданий, которые направлены на сплочение и взаимопонимание в семейном коллективе. В результате  мероприятия каждой семье вручается номинация конкурса, в названии которой отражаются главные семейные ценности, а также вручаются памятные  сувениры.

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хотим, чтоб про вас говорили друзья:

Какая хорошая эта семья!


М. Лангер


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока русского языка. 8 класс. Тема занятия: «Обособление обстоятельств. Построение предложений с обособленными обстоятельствами»

Данная презентация демонстрирует работу учеников по  закреплению изученного  материала по теме "Обособление обстоятельств". Детям предлагаются  упражнения, связанные с преобразованием с...

Мультимедийная презентация урока русского языка в 7 классе по теме: «Причастие как часть речи»

На  данном  уроке была  поставлена следующая  цель: дать представление о причастии как части речи. Тип урока – урок изучения нового материала....

Презентация к уроку русского языка (1 класс). Тема: "Большая буква в начале предложения"

Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...

Открытый урок русского языка 11 класс. Тема: "Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений".

Тема:Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений.Цель:Обобщить и систематизировать знания о сложных предложениях;совершенствовать умения: устанавливать смысловые отношения...

Урок русского языка. 5 класс. Тема: Многозначные слова и омонимы (с презентацией)

Урок открытия новых знаний. 5 класс. Тема: Многозначные слова и омонимы (с презентацией)...

Конспект урока. Русский язык 8 класс Тема: Обобщающие слова при однородных членах предложения.Практикум.

Конспект урока. Русский язык 8 класс. Тема: Обобщающие слова при однородных членах предложения.Практикум....