Сценарий открытого урока по русскому языку в 8 М классе "Односоставные предложения". Повторение и обобщение.
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

РЕТЮНСКИЙ ЮРИЙ НИКОЛАЕВИЧ

Цели урока:

  1. Образовательная: повторить, обобщить и систематизировать материал по данной теме;

  2. Развивающая: развивать навыки грамотного письма и орфографическую зоркость, умение определять виды односоставных предложений и находить их в тексте;

  3. Воспитательная: воспитывать любовь к русскому языку.

Тип урока: повторительно – обобщающий

Технологии:

- Информационно-коммуникационные технологии;

- Технология развития «критического мышления»;

- Исследование в обучении;

- Обучение в сотрудничестве (в парах), формы работы: фронтальная, индивидуальная;

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, учебник, тетради, презентация (только изображение фотографии).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_8_morskoy.docx15.84 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий открытого урока по русскому языку в 8 М классе

 Односоставные предложения. Повторение и обобщение.

Цели урока:

  1. Образовательная: повторить, обобщить и систематизировать материал по данной теме;
  2. Развивающая:  развивать навыки грамотного письма и орфографическую зоркость, умение определять виды односоставных предложений и находить их в тексте;
  3. Воспитательная:  воспитывать любовь к русскому языку.

Тип урока: повторительно – обобщающий

Технологии:

- Информационно-коммуникационные технологии;

- Технология развития «критического мышления»;

- Исследование в обучении;

- Обучение в сотрудничестве (в парах), формы работы: фронтальная, индивидуальная;

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, учебник, тетради, презентация "Односоставные предложения" (только изображение фотографии). 

Ход урока

I Организационный момент.

ІІ. Основная часть урока.

Посмотрите на  написан интерактивную доску, на ней написан эпиграф к нашему уроку. Давайте его  прочтем.                                                                

                                                                          Учись смолоду,

 под старость не будешь знать голоду.

-Как вы понимаете данное высказывание?

-Вы с ним согласны?

 Так давайте сегодняшний наш урок мы проведем под этим девизом.

-А почему я взял эпиграфом эти слова?

(-Что вы можете сказать о строении этого предложения? (Односоставное))

Сегодня у нас урок по теме  «Односоставные предложения». Мы изучили 'эту тему в течение прошлой недели.

Какие цели урока мы поставим?

(Вспомним все, чему научились в течение нескольких уроков, то есть обобщим изученное об односоставных предложениях, закрепим навыки и умения, полученные при изучении данной темы.)

Главная цель нашего урока сегодня — ответить на вопрос: Зачем нужны односоставные предложения?

Откройте тетради,  запишите  число (Двадцатое декабря. Классная работа)

  1. Работа с таблицей (в тетрадях, ученики выходят по одному к доске и записывают правильные ответы).

 Определите соответствие главных членов виду односоставного предложения.

Виды предложений

Главный член предложения  выражен…

Назывные

глаголом в форме 3 лица ед. ч. или в форме ср. рода пр. вр.

безличным глаголом;

личным глаголом в безличной форме;

инфинитивом;

наречиями, категорией состояния;

отрицательными конструкциями

Определенно-личные

существительным в Им.п.

Неопределенно-личные

глаголами в форме 1 и 2 лица ед. или мн. ч.

Безличные

глаголом в форме 3 лица мн. ч. или в форме ср. рода пр. вр.

2) Выполните синтаксический разбор предложения (в тетрадях, ученики выходят по одному к доске и записывают правильные ответы).

Относитесь к родному языку бережно и любовно.

3) Закончите пословицу (в тетрадях, ученики выходят по одному к доске и записывают правильные ответы).

По одежке встречают…                   по уму провожают. (Н/л со значением обобщенного лица)

Береги платье снову, а…                 честь смолоду. (О/л со знач. обобщ. лица)

Век живи…                                         век учись. (О/л со знач. обобщ. лица)

 За двумя зайцами погонишься,       ни одного ни поймаешь. (О/л со знач. обобщ. лица).

Не за свое дело (не) берись,               а за своим- (не) ленись. (О/л со знач. обобщ. лица).

Что общего у этих преложений? (О/л и н/л со значением обобщенного лица).

(Односоставные предложения какого вида у вас получились?)

4) Замените двусоставные предложения односоставными, определите их вид. 

Пришла долгожданная зима. (Зима)

 Снежное покрывало укрыло землю. (Землю укрыло снегом)

 На улице дует холодный ветер. (Холодный ветер.)

 5) Развитие речи. Составьте рассказ по картине, используя односоставные предложения.

 6) Игра «4-е – лишнее».

 Найдите лишнее предложение и докажите, почему.    

А) С утра морозило. Б) Мне  нездоровится. В) В  дверь  постучались. Г) На селе темно и тихо.

А) Меня ждут. Б) Ищу тебя. В) В дверь несмело постучали. Г) Зимой свет зажигают рано.

А) Язык-духовное богатство народа. Б) Первый русский букварь был издан в 1574 году первопечатником Иваном Федоровым.

В) Жизнь дается один раз. Г) С любимой мечтой не хочется сердцу расстаться.

Промежуточный итог урока. Попробуем ответить на вопрос, ответ на который является главное целью нашего сегодняшнего урока обобщения: зачем нужны односоставные предложения?

- В современной жизни речь каждого должна быть информативной и лаконичной.

-Эту функцию несут односоставные предложения.

   7) Самостоятельная работа с текстом в парах.

Спишите текст. В предложениях графически обозначьте грамматические основы. Укажите вид односоставных предложений.

Зимний лес. Светает. Вокруг нет ни души. Торжественное и чуткое безмолвие. Оцепенели деревья. Нет у них ни  сил, ни желания потянуться во весь свой могучий рост. Пора бы солнцу взойти, и вспыхнут в его лучах радужные  снежинки. Но не пробудить ему это сонное царство.

III Подведение итогов работы

-Назовите  типы односоставных предложений, приведите примеры.

 Выставляются оценки.

IV. Рефлексия.

Итак, мы должны систематизировать полученные знания об односоставных предложениях.  Мы много сделали. Вернемся к целям нашего урока. Выполнили мы их?

1. Что повторили сегодня? (Односоставные предложения)

2. Чему научились? (определять виды односоставных предложений, определять, чем выражен главный  член односоставного предложения, определять роль односоставных предложений в речи).

3. Какой этап урока показался самым интересным?

4. Что было трудным?

V Домашнее задание.

Лингвистический анализ текста: И.Бунин «Рассвет».

        Высоко поднялся и белеет

        Полумесяц в бледных небесах.

        Сумрак ночи прячется в лесах.

        Из долин зеленых утром веет.

        Веет юной радостью с полей.

        Льётся, как серебряное пенье,

        Звон костёла, славя воскресенье.

        Разгорайся, новый день, светлей.

        Выйди в небо, солнце, без ненастья,

        Возродися в блеске и тепле,

        Возвести опять по всей земле,

        Что вся жизнь – день радости и счастья.

Вопросы:

        1.Все ли типы односоставных предложений встретились?

        2.Каких нет? Как определили?

        3.Чем выражены главные члены предложения?

        4.Почему в тексте много обращений?

        5.Орфограммы.

        6.Пунктограммы.

        7.Найдите по одному словосочетанию с различными видами связи.

Индивидуальное задание (для наиболее сильных учеников): выпишите односоставные предложения из поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку на тему « Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными"

Открытый урок по русскому языку на тему "Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными"  позволит познакомить учащихся с новым видом придаточных предложений, сформировать у них...

Методическая разработка урока по русскому языку Прогулка по городу "Наречие" ( Повторение и обобщение)

Методическая разработка урока. Повторение и обобщение по теме "Наречие"...

Технологическая карта открытого урока по русскому языку в 6 классе. Глагол. Повторение изученного в 5 классе.

Цели урока:   1.Образовательные:  повторить и обобщить пройденное  по теме «Глагол», формировать знания учащихся о том, как изменяются глаголы; знать, что об...