Урок-диалог по русскому языку в 6-м классе на тему: «Произведения великих русских писателей – лучший учебник родного языка»
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Урок-диалог по русскому языку в 6-м классе, организованный с привлечением литературного материала, заключает в себе большие возможности для активизации внимания учащихся в отношении темы диалога, ведь на таком уроке важно не только умение говорить, но и умение слушать, вникать в главные проблемы диалога. А поэтому материал должен быть понятным и интересным. Этими качествами, несомненно, обладают тексты А.С. Пушкина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл at.rabota.docx56.29 КБ

Предварительный просмотр:

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Самарский государственный технический университет»

(ФГБОУ ВО «СамГТУ»)

_____________________________________________________________________________

Факультет повышения квалификации

АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА


Урок-диалог по русскому языку в 6-м классе на тему:

«Произведения великих русских писателей –

лучший учебник родного языка»

Слушатель

Хворостова А.В.

28.11. 2017 г.

Научный
руководитель

(подпись)

29.11.2017 г.

Декан ФПК

(подпись)

(подпись)

(Ф.И.О.)

(число)

Самара, 2017

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Самарский государственный технический университет»

(ФГБОУ ВО «СамГТУ»)

_____________________________________________________________________________

Факультет повышения квалификации

УТВЕРЖДАЮ

Декан ФПК СамГТУ
____________  ____________

(подпись)                (И.О.Ф.)

«___»_________________20   г.

ЗАДАНИЕ
на выполнение аттестационной работы
слушателю ФПК Хворостовой А.В.  

Тема работы:

Урок-диалог по русскому языку в 6-м классе на тему:

«Произведения великих русских писателей –

лучший учебник родного языка»

Срок представления законченной работы на рецензию:  до  «29» ноября 2017 г.

Слушатель

Хворостова А.В.

24.11. 2017 г.

(подпись)

СОГЛАСОВАНО

Научный

24.11.2017

руководитель

(подпись)

Самара, 2017

Аннотация         

        Урок-диалог по русскому языку в 6-м классе,  организованный с привлечением литературного материала, заключает в себе большие возможности для активизации внимания учащихся в отношении темы диалога, ведь на таком уроке важно не только умение говорить, но и умение слушать, вникать в главные проблемы диалога. А поэтому материал должен быть понятным и интересным. Этими качествами, несомненно, обладают тексты А.С. Пушкина.

Тема работы:

Урок-диалог по русскому языку в 6-м классе на тему: «Произведения великих русских писателей – лучший учебник родного языка»

Обоснование актуальности решаемой проблемы

        Необходимым условием успешной социализации, интеллектуального и эмоционального развития личности является повышение общей и коммуникативной культуры. Разработанные единые государственные образовательные стандарты обращают особое внимание на развитие коммуникативной компетенции школьников - способности человека решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения. Использование языка как средства общения требует от говорящего знания многих правил и норм, которые должен учитывать носитель языка.

Цели:

(образовательная) совершенствование речевой культуры учащихся;

(воспитательная) воспитание  культурно-ценностного отношения к русской речи, чувства патриотизма.

Задачи:

-   развитие  навыков  поиска информации из различных источников,

-  формирование у учащихся представления о необходимости соблюдения норм литературного языка

Комментарий к речевому поведению учителя дается курсивом.

Вводное слово учителя. Сегодняшний урок русского языка – первый в учебном году, но не первый в вашей жизни. Вспомните, а кто впервые преподал вам урок русского языка?

Обращение к классу «вспомните» – это приглашение к диалогу, к совместным размышлениям.

Учитель. Чей ответ точнее и почему?

Учитель нацеливает учащихся на поиск аргументов и контраргументов. Диалог строится с учетом коммуникативно-речевых умений школьников данного возраста.

Дети вряд ли ответят на вопрос одинаково – их мнения разделятся. Учителю и не был нужен однозначный ответ, целью начального этапа урока-диалога было вызвать отклик учащихся.

Учитель. Значит, вспомнить, когда вы получили первый урок русского языка, довольно трудно. Ваши мнения разделились. Поставим вопрос по-другому: в каком возрасте человек начинает учиться русскому языку?

Вводится еще один вопрос, подчеркнута отправная точка размышлений на уроке на тему «Обучение человека родному языку». Приглашение к размышлению. В вопросе содержится спорный момент.

Учитель. Если вы начали учиться русскому языку с рождения, можно ли сказать, что сейчас, к 6-му классу, вы выучились русскому языку, ведь вы на нем не только говорите, но пишете и читаете?

(Дети дают ответ.)

Учитель. Я согласен с вами. Конечно, вы не выучились русскому языку. И не потому, что вы еще не закончили школу. Русский язык так велик и разнообразен, в нем так много тайн и загадок, что изучать его можно всю жизнь.

В согласии учителя с мнением учащихся присутствует одобрение, положительная оценка результата их размышлений. Учитель высказывает ключевую мысль диалога.

Учитель. А сейчас я предлагаю вам подумать и письменно ответить на вопрос: «Кто или что учит нас русскому языку? Свой ответ обоснуйте».

(Раздаются листочки.)

Диагностический вопрос.

Во время работы учащихся учитель проходит по рядам, просматривает записи, настраивается на диалог.

Ответы учеников могут быть примерно такими: учителя; родители; жизнь; человек сам учит родной язык всю жизнь; все люди, которые окружают человека в течение жизни; книги; словари; телевизор.

Дифференцированность ответов – свидетельство недостаточно объемно сформированного информационного поля учеников.

После беглого просмотра ответов школьников в процессе их написания учитель собирает листочки и видит, каких ответов больше всего.

Учитель. Ребята, вы пишете, что русскому языку вас учат учителя; родители; жизнь; все люди, которые окружают вас; человек сам учит свой родной язык; книги и даже телевизор. Как вы думаете, а писатели учат вас русскому языку?

Обращение подчеркивает речевую роль учителя – он направляет диалог.

В вопросе – побуждение к поиску аргументов; прогнозируемая неоднозначность ответов служит толчком к развитию диалога.

(Мнения учащихся разделяются. За аргументом следует контраргумент.)

Учитель. Высказаны две точки зрения. Если вы согласны с одной из них, попытайтесь ее отстоять.

(Учащиеся обдумывают ответы.)

Учитель дает учащимся возможность размышлять, доказывать правильность своей точки зрения.

Учитель. Нельзя не согласиться с тем, что русскому языку нас учат родители и школьные учителя.

Действительно, если бы с первых дней своей жизни вы не слышали речь родителей, вряд ли заговорили бы на русском языке.

Правы и те, кто говорит о школьных учителях. Они помогают изучать русский язык, помогают понять, что язык – это система, со своими законами и правилами, открывают нам секреты русского языка, без знания которых человек не может назвать себя грамотным.

Но нельзя не согласиться и с теми, кто утверждает, что у писателей мы тоже учимся родному языку.

Почему это утверждение верно?

Развернутое монологическое высказывание учителя фиксирует внимание учеников на правильных ответах, комментирует и дополняет их. Заостренное внимание к высказыванию нужно для продолжения диалога, для поиска новых аргументов.

Учитель. А каких писателей вы можете назвать своими учителями русского языка?

Побуждение искать ответ к следующему заданию среди фамилий русских писателей.

Учитель. Чьи книги являются для вас образцом русского языка?

Вопрос, способствующий продвижению диалога.

Учитель. В своих ответах вы назвали много русских писателей, а теперь прочитайте отрывок из произведения. Кто узнает автора и назовет его?

«Заря сияла на востоке, и золотые ряды облаков, казалось, ожидали солнца, как царедворцы ожидают государя; ясное небо, утренняя свежесть, роса, ветерок и пение птичек наполняли сердце Лизы младенческой веселостью…»

(А.С.Пушкин. «Барышня-крестьянка»)

Поиск правильного ответа – средство активизации внимания.

Вопросы учителя. Что изображает А.С. Пушкин? Какими средствами А.С. Пушкин достигает живописности в изображении?

Побуждение к поисковому чтению текста А.С. Пушкина. Этот этап урока требует фронтального характера ответов для активизации учебной деятельности класса.

Учитель. Подчеркните в тексте наиболее выразительные, с вашей точки зрения, слова.

Что А.С. Пушкин называет золотыми рядами? Почему употреблено именно слово золотые, а не желтые, например? О каком времени года идет речь в тексте? Каким настроением наполнен этот отрывок?

Подчеркивание фиксирует внимание школьников на нужной проблеме и нацелено на осмысление деталей.

Учитель. А теперь послушайте отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «Осеннее утро» (В кн.: Пушкин А.С. Собрание сочинений в одном томе. М., 1984. С. 20).

Учитель читает отрывок из стихотворения:

Уж осени холодною рукою
Главы берез и лип обнажены.
Она шумит в дубравах опустелых,
Там день и ночь кружится мертвый лист,
Стоит туман на нивах пожелтелых,
И слышится мгновенный ветра свист.

Приглашение к совместному действию: учитель читает – учащиеся слушают.

Учитель. Какое настроение звучит в этом стихотворении?

Учитель переходит от роли чтеца к роли педагога, направляющего диалог.

Учитель. Что помогло вам понять, уловить это настроение?

Побуждение обратиться за ответом к тексту.

(Учащиеся называют слова.)

Учитель. Как вы думаете, случайно ли А.С. Пушкин употребляет именно эти слова?

Речевая формула «как вы думаете?» подводит учащихся к промежуточному выводу.

Учитель. А теперь еще раз прочтите отрывок из повести «Барышня-крестьянка» и из стихотворения «Осеннее утро». Подумайте, приобрели вы какие-то новые знания о русском языке, размышляя над смыслом и языком этих отрывков?

(Учащиеся отвечают.)

Обобщающее слово учителя. Пушкин – великий мастер русского языка. Произведения Пушкина не стареют и будут всегда образцом русского языка.

Как вы думаете, много ли самому А.С. Пушкину приходилось изучать русский язык, ведь мы называем его создателем современного русского языка?

Запрос информации, дающий направление поиску.

Монологическое высказывание учителя определяет основное направление диалога. Дети приводят свои аргументы. Мнения непременно разделятся.

Учитель. В классе опять две точки зрения. Давайте обратимся к самому Пушкину, чтобы решить этот вопрос.

Вот какие замечания на собственные сочинения делает поэт 27-29 октября 1830 года:

«Иностранные собственные имена, кончающиеся на е, и, о, у, не склоняются. …И против этого многие у нас погрешают. Пишут: книга, сочиненная Гетем, и проч.»

***

«Вот уже 16 лет, как я печатаю, и критики заметили в моих стихах 5 грамматических ошибок (и справедливо):

1. остановлял взор на отдаленные громады

2. на теме гор (темени)

3. воил вместо выл

4. был отказан вместо ему отказали

5. игумену вместо игумну.

Я всегда был им искренно благодарен и всегда поправлял замеченное место. Прозой пишу я гораздо неправильнее, а говорю еще хуже…»

***

«Многие пишут юпка, сватьба вместо юбка, свадьба. Никогда в производных словах т не употребляется на д, ни п на б, а мы говорим юбочница, свадебный.»

(В кн.: Болдинская осень. М., 1986. С. 306).

Учитель. Что вы можете сказать о работе А.С. Пушкина над языком своих произведений?

Учитель поощряет учащихся в высказывании и отстаивании собственной точки зрения, но при этом следит за тем, чтобы периферийное высказывание не увело класс от основной темы диалога. Необычный ход – участником диалога, помогающим найти правильное решение, становится сам Пушкин.

Учителю важно получить эмоциональный и интеллектуальный отклик на высказывания Пушкина. От этого зависит динамика диалога.

Учитель. Сделайте, пожалуйста, вывод: у кого великий русский писатель А.С. Пушкин учился русскому языку? Как он совершенствовал язык своих произведений?

Четкая ориентация в способе действия («сделайте, пожалуйста, вывод»), подводящая к промежуточному выводу. При этом дети могут сделать не один, а несколько выводов.

Учитель. Как вы думаете, нужно ли современному человеку начала XXI века учиться русскому языку у А.С.Пушкина, жившего в первой трети XIX века, почти 200 лет назад?

Косвенное обращение – приглашение к размышлению, поиск готового ответа на поставленный вопрос.

За вопросом следуют развернутые высказывания учащихся, которые свидетельствуют о результативности учебного диалога. Все они, как правило, соответствуют его тематике.

Учитель. Вы правы. А ярчайшим доказательством ваших мыслей является то, что не только обыкновенные читатели учатся русскому языку по книгам А.С.Пушкина, но и прекрасные писатели последующих поколений. Вот как сказал об этом Алексей Николаевич Толстой: «Русский язык – это прежде всего Пушкин – нерушимый причал русского языка»; Михаил Михайлович Пришвин: «Натуральное богатство русского языка и речи так велико, что не мудрствуя лукаво, сердцем слушая время, в тесном общении с простым человеком и с томиком Пушкина в кармане можно сделаться отличным писателем».

(В кн.: Симфония разума. М., 1977. С. 216, 219).

На дом учащиеся получают задание: подготовить устное сообщение на тему «Кого из русских писателей я могу назвать своим учителем русского языка и почему» (с примерами из его произведений).

          Итак, мы познакомились с уроком-диалогом по русскому языку в 6-м классе, который организован с привлечением литературного материала. Этот материал заключает в себе большие возможности для активизации внимания учащихся в отношении темы диалога, ведь на таком уроке важно не только умение говорить, но и умение слушать, вникать в главные проблемы диалога. А поэтому материал должен быть понятным и интересным. Этими качествами, несомненно, обладают тексты А.С. Пушкина.

          Кроме того, работая над текстами любимого с детства писателя, школьники учатся говорить понятно, точно и грамотно, избегая избыточной информации и невнятности в выражении мысли. Учитель помогает им, задавая вопросы, тактично отвергая периферийную информацию и подчеркивая главную для развития темы диалога.

          Приведенный пример урока на тему «Произведения русских писателей – лучший учебник родного языка» демонстрирует организацию диалога со всем классом, что имеет свои преимущества: коллективная работа дает возможность детям совместно восхищаться красотой и богатством русского языка, а процесс кропотливого поиска истины вместе с одноклассниками пробуждает интерес и вкус к слову. Учитель на таком уроке имеет возможность ярко и убедительно продемонстрировать богатство русского языка, научить школьников выражать на нем разные мысли и чувства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Неделя русского языка и литературы"Мы любим литературу и изучаем великий русский язык"

Данное внеклассное мероприятие способствует воспитанию интереса к русскому языку и литературе, вовлекает в творческую работу большое число учащихся....

Программа «За чистоту родного языка!» (участие обучающихся в социально значимых проектах по предмету «Русский язык»).

Программа "За чистоту родного языка!" (участие обучающихся в социально значимых проектах по предмету "Русский язык")....

Рабочая программа по русскому родному языку для 10-х классов

Рабочая программа по русскому родному языку для учащихся 10 класса составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, в связ...

Пособие «Русский родной язык. Рабочая тетрадь. 8 класс»

Данное пособие ориентировано на сопровождение предмета «Родной (русский) язык». Цель пособия – максимально упрощенно и доступно помочь обучающимся в организации самостоятельной работ...

Рабочая программа предмета «Русский (родной) язык» для 10-11 классов

Рабочая программапредмета «Русский (родной) язык»для 10-11 классов...

Рабочая программа по русскому (родному) языку для 5-9 классов

Программа учебного предмета «Русский родной язык» разработана для функционирующих в субъектах Российской Федерации образовательных организаций, реализующих наряду с обязательным курсом рус...