Технологическая карта урока "Виды глагола".
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Барашкова Елена Борисовна

Предлагаемый материал содержит конспект урока в виде технологической карты и презентацию к нему. Урок построен по принципу здоровьесберегающих технологий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx31.09 КБ
Файл k_otkrytomu_uroku_.pptx2.41 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

Предмет русский язык

Класс 5

Тема урока: ВИДЫ ГЛАГОЛА.

УМК

Учебник русского языка для 5 класса Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др. – М.:Просвещение, 2016.

Цель деятельности учителя

Дать представление о видах глагола и их значениях; видовых парах глагола; познакомить с различиями между глаголами совершенного и несовершенного вида.

Тип урока

Урок объяснения нового материала

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать о видах глагола, их значениях; видовых парах глаголов; различии между глаголами совершенного и несовершенного вида; уметь пользоваться приемом распознавания видов глагола по вопросам, по значению; определять видовые пары; правильно употреблять глаголы совершенного и несовершенного вида в речи.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передачи информации, полученной в результате чтения или аудирования.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; понимание роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к физическому и духовному саморазвитию, осознание гордости за свою страну; осознание необходимости занятий спортом; стремление к речевому самосовершенствованию.

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная.

Обоснование использования здоровьесберегающих технологий

Обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учётом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, наклонностей и потребностей. Повышение умственной работоспособности детей, предупреждение преждевременного наступления утомления и снятия мышечного статического напряжения. Определение и фиксация психологического климата на уроке, организация при необходимости моментов эмоциональной разрядки.

Оборудование

Экран, компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА (СЦЕНАРИЙ) УРОКА

Этапы

урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодей-ствия

Формируемые умения

(УУД)

Промежу-

точный контроль

1. Мотивация к учебной деятельности.

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению нового материала.

В с т у п и т е л ь н о е    

с л о в о:

- Добрый день, ребята! Начать наш урок я хочу с небольшой притчи.

(СЛАЙД 1). Рассказывает притчу о мастере и ученике, которая заканчивается словами:

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

-  Всё в твоих руках.

   

   Сегодня от нас с вами зависит, как пройдет наш урок. Давайте постараемся, чтобы интересно было и вам, и мне!

Демонстрируют готовность к уроку.

Слушают учителя. Участвуют в диалоге с учителем.

Фронтальная.

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности.

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции

Листы обратной связи.

2. Актуализация и пробное учебное действие.

Выявление места и причины затруднения.

Воспроизведение изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях.

Эвристическая беседа.

-  Мы с вами продолжаем изучать очень важную часть речи русского языка – глагол.

Запишите, пожалуйста, строки из известной песни о спорте, вставьте пропущенные буквы, выделите и объясните орфограммы. Определите у глаголов известные нам признаки.

(СЛАЙД 2)

Кр…сивых матчей будет сыграно немало,
И не з…будим, не з…будим мы, как встарь
В сраженьях з…л…то и ку…ки д…бывала
В…ликолепная п….терка и вр…тарь.
Суровый бой ведет ледовая дружина,
Мы верим мужеству отчаянных парней.
В хо…ей играют настоящие мужчины,
Трус не играет в хо…ей.

- Ребята, какие грамматические признаки глагола мы вспомнили?

- Какой  глагол отличается от других? (Глагол «не забудЕм» - в нем неправильно написано личное окончание и он отвечает на вопрос «что сделаем?», остальные – на вопросы «что делает»?).

Создает проблемную ситуацию, в которой учащиеся обнаруживают дефицит своих знаний и желание активно преодолеть возникающие противоречия в процессе учебной деятельности (самостоятельно или при незначительной помощи учителя).

СЛАЙД 3.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания.

Смотрят презентацию, осваивают лингвистические термины.

Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов.

Обращают внимание на неверное написание окончание глагола «забудИм», объясняют орфограмму задания-ловушки (глагол ЗАБЫТЬ 1 спряжения).

Групповая.

Личностные: имеют мотивацию к учебной  деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Устные ответы.

Письменная работа.

3. Постановка учебной

задачи.

Активизация знаний учащихся.

Создание проблемной ситуации.

Постановка цели, формулирование

(уточнение) темы урока

Беседа, обсуждение результатов предыдущего этапа.

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности.

Оказывается, ребята, у глагола есть ещё одна грамматическая категория – ВИД. Какую тему урока вы бы предложили?

(СЛАЙД 4)

Какие цели  мы должны поставить перед собой?

(СЛАЙД 5)

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.

Предлагают и записывают тему ВИДЫ ГЛАГОЛА

-  познакомиться с понятием ВИД ГЛАГОЛА;

- узнать, какие виды глагола;

- научиться распознавать вид глагола

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем.

Индивидуальная, групповая.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилием, трудолюбием. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний; планируют (в сотрудничестве с учителем) необходимые действия, операции, работают по плану.

Устные ответы.

4.Целепо-лагание и построение проекта выхода из затруднения.

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности.

Работа с учебными пособиями.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

ДЛЯ ГЛАЗ

(СЛАЙД 9)

Давайте обратимся к тексту на слайде и прошу вас назвать глаголы в тексте, обосновывая свой выбор: почему это слово – глагол. Надеюсь, вы знаете о легендарном хоккейном матче СССР-Канада, прошедшем в 1972 году:

(СЛАЙД 6)

     

Сборная СССР вышла вперёд во второй двадцатиминутке благодаря двум голам Валерия Харламова. В конце  периода канадцы с опущенными головами направились в раздевалку.

В начале третьего периода сборная Канады предприняла штурм ворот Третьяка, и Кларку в одном из эпизодов удалось забить одну шайбу. Однако на большее у канадцев уже не было сил. Советские хоккеисты, в свою очередь, продолжали наращивать темп, что в итоге вылилось в окончательный счёт 7:3. Это был легендарный матч!

ЗАДАНИЕ.

Выпишите из текста глаголы, распределив их в два столбика: отвечают на вопрос «что делать?» или «что сделать?».

 

Почему разные вопросы?

Чем отличаются?

Предлагаю провести небольшую исследовательскую работу, для этого пригласим героев сказки «РЕПКА».

Чему учат герои этой народной сказки?

 Подобрать словосочетания к рисункам

СЛАЙДЫ № 7-8

Под какими вопросами нужно разместить глаголы?

Найти в учебнике ответ, почему мы задавали разные вопросы,

определить вид глаголов.

Знакомство с теоретическим материалом с. 109-110.

- Как вы понимаете термин СОВЕРШЕННЫЙ и НЕСОВЕРШЕННЫЙ вид?

- Почему у глаголов настоящего времени нет совершенного вида? (таблица с. 109)

Отвечают на вопросы, работают с текстом.

Соотносят поставленные задачи с текстами, знакомятся с материалом учебника. Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями.

Потому что настоящее время показывает незавершенное действие.

Выполняют физические упражнения для глаз.

Индивидуальная, групповая.

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, учебных пособий, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, работают по плану.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

Устные ответы, ра-

бота с учебником, письменная работа.

5. Первичное закрепление.

Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта.

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной деятельности.

Выполнение творческих заданий на повышение орфографической зоркости, развитие логического мышления, самостоятельности и самоконтроля.

 1.Какие действия нужно выполнить, чтобы определить вид глагола?

(СЛАЙД 10)

Задание 1:

- Найдите четвертое «лишнее» слово, подберите к нему видовую пару. Спишите, определяя вид глаголов:

1) забить, бросить, давать, прийти;

2) повторить, повторять, повториться, притвориться.

Задание 2:

Работа  в парах

Следующее задание ВПЕРЕМЕШКУ вы будете выполнять в парах. На столе у вас карточка с перемешанными глаголами. Договоритесь в паре, глаголы какого вида каждый из вас будет записывать и приступайте к работе

(Ехал, играет, выскочил, высматривает, заметил, наблюдает, нарисовал, перестроил, вылетели, подъезжают, разыгрывали, укрылся, вспыхнуло, мелькает).

Проверка – СЛАЙД 11.

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы.

Фронтальная

Групповая.

В парах.

Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся..

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы.

Письменная работа.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Выполнение обучающих упражнений.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

(ВСТАЕМ ИЗ-ЗА ПАРТ)

Выполняют образец задания на ИА доске

(СЛАЙД 12)

1. (Читать, прочитать.) Вечером я долго… Ты уже… книгу?

2. (Писать, написать.) Сегодня я… письмо дедушке. Я давно не… ему.

Самостоятельная работа с самопроверкой

(СЛАЙД 13)

1. (Выпить, пить.) Я всегда… теплое молоко. Ты… молоко, которое оставила мама?

2. (Наступить, наступать.) Неожиданно… тишина. … темные осенние дни.

3. (Ехать, приехать.) Кто… на экскурсию? К нам… гости.

4. (Опоздать, опаздывать.) Ты всегда… Мы не рассчитали время и… на поезд.

Самопроверка – СЛАЙД 14.

Раз, два, три, четыре, пять!

Все умеем мы считать.

Отдыхать умеем тоже-

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко-легко подышим…

А теперь за парту сели

И работать захотели.

Выполняют упражнение.

Проверяют правильность выполнения упражнения.

Выполняют упражнения.

Индивидуальная.

Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск информации.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Письменная работа.

7. Этап включения в систему знаний и повторения.

Написание сочинения-миниатюры «Зимние виды спорта».

Создать текст из 4-5 предложений, используя данные глаголы.

Определить их вид.

Играть, нестись, скользить, идти в атаку, бросать, отбирать, обрадоваться, огорчиться, быть в восхищении, получать удовольствие, кататься, защищать, прокладывать.

СЛАЙД 15.

Составляют мини-тексты, слушают одноклассников, оценивают их работу.

Фронтальная

Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека.

Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Устные ответы.

Мини-сочинение.

8. Рефлексия учебной деятельности (итог урока).

Заключительная беседа по вопросам.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Что вам было интересно?

- Какие трудности появлялись в процессе работы?

- Поставьте себе оценку за работу на уроке в «Листах обратной связи».

- Ребята, вспомните, с чего начинался наш урок. Мы послушали притчу, которая называется «Все в твоих руках». Не забывайте, что любой урок в школе зависит не только от учителя, но и от вас. Я вам желаю, чтобы все уроки у вас были интересными и познавательными.

(СЛАЙД 16)

И, если вы еще не смотрели прекрасный фильм Н.Лебедева «Легенда №17», обязательно посмотрите! Он о спорте, здоровье, настоящих мужчинах и спортивной команде. Молодцы, сегодня мы с вами были очень хорошей КОМАНДОЙ!

Оценивают свое эмоциональное состояние.

Индивидуальная.

Личностные: стремятся к приобретению новых знаний.

Познавательные: оценивают свою работу.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникативные: строят монологические высказывания.

Листы обратной связи.

9. Домашнее задание.

Объяснение домашнего задания.

Домашнее задание:

(СЛАЙД 17).

Пар. 111,

упр. 638 (по образцу).

Слушают и записывают домашнее задание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Вставьте пропущенные буквы и выделите орфограммы.. У глаголов определите лицо и число. Кр …сивых матчей будет сыграно немало, И не з …будим, не з …будим мы, как встарь В сраженьях з …л…то и ку … ки д…бывала В… ликолепная п….терка и вр … тарь . Суровый бой ведет ледовая дружина, Мы верим мужеству отчаянных парней. В хо…ей играют настоящие мужчины, Трус не играет в хо…ей.

Слайд 3

РАЗНЫЕ ВОПРОСЫ ГЛАГОЛА: ЧТО С ДЕЛАЕМ? НЕ ЗАБУДЕМ ЧТО ДЕЛАЕТ? добывала ведет верит

Слайд 4

ВИДЫ ГЛАГОЛА Урок в 5 классе

Слайд 5

Цели урока познакомиться с понятием вид глагола; знать виды глагола; уметь определять вид глаголов.

Слайд 6

ЛЕГЕНДАРНЫЙ МАТЧ Сборная СССР вышла вперёд во второй двадцатиминутке благодаря двум голам Валерия Харламова. В конце периода канадцы с опущенными головами направились в раздевалку. В начале третьего периода сборная Канады предприняла штурм ворот Третьяка, и Кларку в одном из эпизодов удалось забить одну шайбу. Однако на большее у канадцев уже не было сил. Советские хоккеисты, в свою очередь, продолжали наращивать темп, что в итоге вылилось в окончательный счёт 7:3. Это был легендарный матч!

Слайд 9

Ребята, берегите зрение!

Слайд 10

Найдите четвертое «лишнее» слово, подберите к нему видовую пару. 1) забить, бросить, давать, прийти; 2) повторить, повторять, повториться, притвориться.

Слайд 11

ПРОВЕРКА! СОВЕРШЕННЫЙ ВИД: Выскочил Заметил Нарисовал Перестроил Вылетели Укрылся Вспыхнуло НЕСОВЕРШЕННЫЙ ВИД: Ехал Играет Высматривает Наблюдает Разыгрывали Подъезжают Мелькает

Слайд 12

Вставить подходящие по смыслу глаголы совершенного и несовершенного вида: 1. ( Читать, прочитать .) Вечером я долго ЧИТАЛ . Ты уже ПРОЧИТАЛ книгу? 2. ( Писать, написать .) Сегодня я НАПИСАЛ письмо дедушке. Я давно не ПИСАЛ ему.

Слайд 13

1. ( Выпить, пить .) Я всегда… теплое молоко. Ты… молоко, которое оставила мама? 2. ( Наступить, наступать .) Неожиданно… тишина. … темные осенние дни. 3. ( Ехать, приехать .) Кто… на экскурсию? К нам… гости. 4. ( Опоздать, опаздывать .) Ты всегда… Мы не рассчитали время и… на поезд.

Слайд 14

Проверь себя Я всегда пью теплое молоко. Ты выпил молоко, которое оставила мама? Неожиданно наступила тишина. Наступают темные осенние дни. Кто едет на экскурсию? К нам приедут гости. Ты всегда опаздываешь . Мы не рассчитали время и опоздали на поезд на поезд.

Слайд 15

Зимние виды спорта. Играть, нестись, скользить, идти в атаку, бросать, отбирать, обрадоваться, огорчиться, быть в восхищении, получать удовольствие, кататься, защищать, прокладывать.

Слайд 17

Домашнее задание: Пар. 111, упр . 638 (по образцу).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Глагол. Закрепление изученного материала", 5 класс. (презентация, технологическая карта урока)

Данный урок был разработан для проведения урока во время педагогического конкурса "Учитель года -2010 "...

Урок русского языка "Глагол. Закрепление изученного материала", 5 класс. (презентация, технологическая карта урока)

Данный урок имеет яркое илллюстративное и методическое оснащение, т.к. направлен не только на закрепление знаний, полученных учащимися по теме "Глагол", но и позволяет с помощью специальных заданий ра...

Технологическая карта к уроку английского языка "Модальный глагол Must" в 5 классе.

Данная технологическая карта составлена согласно требованиям ФГОС, основой для ее создания является УМК К.И. Кауфман, М.Ю. Кауфман 5 класс (четвертый год обучения). ...

Технологическая карта по русскому языку 5 кл "Личные окончания глаголов"

Разработка урока в соответствии с  требованиями ФГОС...

Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"

Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...

технологическая карта урока русского языка в 5 классе правописание безударных личных окончаний глагола. Не с глаголами.

технологическая карта урока русского языка в 5 классе правописание безударных личных окончаний глаголов...

Технологическая карта урока. Глагол. 5 класс. Спряжение(с использованием элементов технологии Смарт)

Технологическая карта урока. Глагол. 5 класс. Спряжение (с использованием элементов технологии Смарт)...