Урок русского языка, 6 класс, "Имя числительное как часть речи" по ФГОС
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Онищенко Лилия Владимировна

Урок разработан в соответствии с ФГОС. Использование краеведческого материала позволяет не только узнать о числительном как о части речи, но знакомит учащихся с уникальным заповедником "Утриш", его флорой и фауной.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: русский язык

Класс: 6

Учитель: Онищенко Л.В.

Тема: Имя числительное как часть речи.

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цели как деятельность учеников.

Метапредметные: анализировать, сравнивать, обобщать, высказывать предположения на основе наблюдений, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение, воспринимать и вычленять нужную информацию на слух.

Предметные:  формировать понятие о числительном как о части речи, характеризовать лексическое и грамматическое значение числительных,  грамотно употреблять числительные в речи.

Оборудование: презентация

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

I. Оргмомент

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

II.  Слово учителя

   Ребята, сегодня  удивительный, ясный, солнечный день, не правда ли? Я надеюсь, что вы пришли на урок с хорошим настроением, ведь нас ждёт много открытий. Начать сегодняшний урок я хочу такими словами:

Давайте вместе Землю украшать,

Сажать сады, цветы  сажать повсюду.

Давайте вместе Землю уважать

И относиться с нежностью, как к чуду!

Мы забываем, что она у нас одна-

Неповторимая, ранимая, живая.

Прекрасная: хоть лето, хоть зима…

Она у нас одна, одна такая!

 Какие эпитеты использует автор стихотворения Елена Смирнова? Какое слово употребляется во второй строфе несколько раз и для чего?

Ученики отвечают на поставленный вопрос.

 Спишите вторую строфу, подчеркните это слово.(слайд №1)

Коммуникативные УУД

1. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

2. Слушать и слышать других, осуществлять речевую рефлексию.

3. Выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями.

III. Постановка проблемы урока.

 Кто догадался, с какой частью речи мы познакомимся на сегодняшнем уроке? Подсказкой может послужить лингвистическая загадка:

 Быстро предметы оно сосчитает,

Строгий порядок при счёте их знает.

На два вопроса ответит вам только,

 Это вопросы который и сколько?

Цифры частенько его заменяют,

Люди его в устной речи склоняют.

 Часто при этом они ошибаются,

 Как его звать? Кто скорей догадается?

Ученики отвечают на вопрос,  формулируют тему урока (слайд №2), сравнивают с формулировкой в  презентации. Определяем проблему урока.

 По каким признакам мы узнаём числительное?  Ученики формулируют определение числительного и проверяют себя (слайд № 3)

Познавательные УУД

1. Владеть навыками аудирования (ознакомительного, выборочного).

2. Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы.

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока.

IV. Открытие новых знаний.

  Ребята, вы любите походы и путешествия? Давайте  отправимся в увлекательное путешествие в окрестности Анапы. Каждый из вас  выбрал карточку с цифрой. Мы должны разбиться на группы, чтобы добраться в уникальное место нашего города-курорта - Утришский заповедник.1-я группа поплывёт на катере,2-я группа  пойдёт пешком вдоль моря, а 3-я будет добираться на машине по горной дороге. ( ученики разбиваются на команды)  Сейчас каждая группа путешественников попробует определить значение слова «заповедник». Ученики выполняют задание. Проверьте правильность формулировки (слайд №4).

 Итак, мы добрались морем, сушей и через горы на Утриш. Перед нами открываются необыкновенные красоты. Познакомимся с этим местом поближе  (слайд №5). Ученики читают текст, называют числительные, записывают их в тетрадь. На какие разряды делятся числительные? (слайд №6).

Перед вами два предложения. Выпишите из них словосочетания «порядковое числительное + существительное» (двадцать первое марта, одиннадцатое января). Числительные какого разряда входят в данные словосочетания? (порядковые) Определите падеж имён существительных в словосочетаниях (родительный).(слайд №7)

Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

2. Владеть приёмами отбора и систематизации материала, выделять главное

 

Коммуникативные УУД

1. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

2. Слушать и слышать других, осуществлять речевую рефлексию.

V.  Развитие речевых и языковых умений

 Работа в группах. Сейчас представьте, что  вы оказались  на  морском берегу в одной из лагун заповедника.  И каждая группа занялась своим любимым делом. Но сначала сделаем небольшую физическую разминку:

Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на стульчик тихо сесть.
 

1-я группа  составляет текст о морских обитателях.2-я группа - текст о животных заповедника.3-я - текст о растительности заповедника, используя числительные. Определить разряд числительных.

 Проверка работы в группах

 Давайте соберёмся у костра и поговорим о важных вещах, опираясь  на народные пословицы (слайд № 8).  Каждая группа объясняет значение одной из пословиц.

 

 Регулятивные УУД

1.Систематизировать необходимую информацию.

2.Уметь осуществлять самоконтроль, составлять текст, умение  работать в группе.

Коммуникативные УУД

1. Владеть нормами культуры речи в области образования и употребления слов.

2. Оказывать необходимую взаимопомощь и осуществлять взаимный контроль.

3. Умение обосновывать собственную позицию

Познавательные УУД

1.Умение добывать новые знания.

2.Создавать письменный текст.

3.Строить логические рассуждения.

VI. Итог урока.

Наше путешествие завершается.

Что вам показалось самым интересным?

Какое задание на ваш взгляд было самым трудным?  Что нового вы узнали? Уходя, мы должны обязательно погасить костёр, чтобы он не причинил вреда природе.  Но теплота его останется в наших сердцах.

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Определять степень успешности работы.

VIII. Домашнее задание.

  1. Найти информацию об одном из заповедников России
  2.  Составить текст, используя числительные


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнила: учитель МБОУ СОШ №4 г- к Анапа Онищенко Лилия Владимировна 2016 Презентация: «Имя числительное как часть речи»

Слайд 2

Давайте вместе Землю украшать, Сажать сады, цветы сажать повсюду. Давайте вместе Землю уважать И относиться с нежностью, как к чуду! Мы забываем, что она у нас одна- Неповторимая, ранимая, живая. Прекрасная: хоть лето, хоть зима… Она у нас одна, одна такая! (Е.Смирнова)

Слайд 3

Имя числительное как часть речи

Слайд 4

I. Имя числительное - часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счёте. Имена числительные отвечают на вопросы сколько? какой? II. Имена числительные делятся на количественные и порядковые. Имена числительные изменяются по падежам. III. Имена числительные могут быть разными членами предложения .

Слайд 5

ЗАПОВЕДНИК , -а, м. Заповедное место, где оберегаются и сохраняются редкие и ценные растения, животные, уникальные участки природы, культурные ценности

Слайд 6

Заповедник « Утриш » расположен на территории площадью более 9.000 гектаров. Список растений заповедника включает 939 видов,51 из которых занесён в Красную книгу. Здесь возможно встретить 288 видов птиц,34 из них занесены в Красную книгу. В заповеднике обитает 58 видов млекопитающих, из них 12 видов имеют особый природоохранный статус. Фауна водоёмов включает 82 вида рыб, из них 17 - редкие и исчезающие.

Слайд 8

21 марта во всём мире отмечается Международный день леса. 11 января - день заповедников и национальных парков.

Слайд 9

1.Одно дерево отрубишь –десять посади. 2. Одна пчела немного мёду натаскает. 3.Доброе дело два века живёт.

Слайд 10

Спасибо за внимание!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка Тема: «Имя числительное как часть речи» 6 класс

Конспект урока русского языка по теме "Имя числительное как часть речи" (6 класс) с применение информационной, эвристической технологии, технологии диффиренцированного подхода к учащимся...

Урок русского языка по теме "Союз как часть речи".7 класс

Урок -путешествие по теме "Союз как часть речи" для учащихся 7 класса...

Урок русского языка "Склонение порядковых числительных"

Использован краеведческий материал как дидактический материал урока....

Методическая разработка к уроку русского языка. Развитие речи. Работа над частью С в заданиях ЕГЭ (11 класс)

Особенности текста-портрета. Пошаговое написание сочинения-рассуждения....

Урок русского языка. Класс: 6 Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи. Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Урок русского языка по ФГОС.Класс: 6Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи.Тип урока: Урок открытия новых знаний....

Конспект урока русского языка "Разряды количественных числительных"

Конспект урока русского языка в 6 классе  "Разряды количественных числительных"....

Учебно-методическая разработка урока русского языка Тема: Склонение числительных, обозначающих целые числа (Опыт моделирования учебной информации на уроках русского языка в 6 классе)

В разработке  представлен  опыт моделирования учебной информации при изучении особенностей склонения  количественных числительных, обозначающих целые числа.В основе работы на уроке лежи...