Фонетика и орфография. Повторение.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Титова Елена Юрьевна

Урок повторения в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fonetika_i_orfografiya.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФОНЕТИКА И ОРФОГРАФИЯ.

(фонетический разбор слова)

Цели: повторить основные фонетические понятия; отрабатывать навыки фонетического разбора; (р/р) учить составлять план текста.

Ход урока

I.  Организационный момент.

П. Проверка домашнего задания.

Чтение и обсуждение нескольких работ учащихся.

III.        Беседа по вопросам § __ (с. __) с анализом упражнения __.

  • Что изучается в фонетике?
  • Приведите примеры слов, в которых есть ударные и безударные гласные (из упражнения __ , предварительно стихотворение выразительно прочитать).
  • Почему в стихотворении одни и те же буквы могут обозначать разные звуки? Приведите примеры.
  • Обратите внимание на рифмующиеся согласные звуки в последней строфе. Какая особенность русской фонетики объясняет возможность подобной рифмы?

Орфографический диктант.

Профессия, терраса, троллейбус, фотоаппарат, дрессировщица, бассейн, мировоззрение, грамматика, миллион, шоссе, иссиня-черный, теннис, суббота, коллекция, иллюстрация, искусство, телепрограмма.

IV.        Повторение темы.

1. Слово учителя.

Рифмуя или говоря прозой, мы обязательно должны соблюдать нормы орфоэпии. Почему к ударению следует относиться с большим уважением?

Послушайте, как отвечает на этот вопрос автор следующего текста.

Собрались однажды слова на совет, стали говорить, какие они полезные и значимые. Но забыли пригласить Ударение. И оно очень обиделось.

Когда слова стали выступать, вдруг появилось Ударение и закричало: «Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значения у некоторых из вас!»

Слова, конечно, не поверили. Вышел вперед Замок и сказал: «Я тебя не боюсь. Я такой сильный и тяжелый, что справлюсь с каким-то Ударением. Ведь Ударение - это просто черточка!»

Рассердилось Ударение и перепрыгнуло с последнего слога на первый, и исчез Замок, и появился Замок! Слова зашумели. Тогда вышли вперед Белки и сказали: «Мы - самые главные компоненты любого живого организма, и уж с нами-то Ударение ничего не сделает!»

А Ударение передвинулось на другой слог: все увидели, что перед ними живые грациозные Белки.

Запрыгало Ударение по словам, и вот уже вместо Атласа появился Атлас, вместо Капель - Капель, вместо Муки - Мука...

Видят слова, что без Ударения им не обойтись. Отвели они ему одно из почетных мест, и с тех пор стали относиться к Ударению с большим уважением.

(По И. Подгаецкой.)

Давайте и мы будем относиться к ударению с уважением, правильно расставляя его в словах (слова записаны на доске).

Газопровод, партер, звонит, щавель, алфавит, красивее, положил, шофёр, километр, документ, средства, тефтели, квартал.

2. Чтение подготовленным учеником стихотворения В. Громова «Шутка».

Мой дядя выяснял лет сорок,

И все же выяснить не мог –

Как говорить вернее: творог?

А может, правильней - творог?!

И как-то он в молочной лавке

Его увидел на прилавке, -

Лицо, как роза, расцвело,

Решил купить он полкило.

Но тотчас, на прилавок глядя,

Опять задумался мой дядя:

«Ведь, вероятно, он не дорог,

Пойдет в ватрушку и в пирог...

А как спросить: «Почем творог?»

А может, правильнее - творог?»

А в это время у прилавка

И шум, и очередь, и давка,

Но дядя дольше всех стоит

И сам с собою говорит:

«Н-да... Я к произношенью строг.

Не допускаю оговорок...

Но как же все-таки – творог?

А может, правильнее - творог?!»

Задачу эту смог решить

Мой дядя, лишь дойдя до кассы, -

Сказав: «Прошу вас получить

За полкило... творожной массы».

Кассирша мало разбиралась

В местоименьях, в падеже

И так сказала: «Не осталось.

Она распродата уже!»

  • Как же все-таки произносится слово творог? (Допустимо и творог, и творог.)
  • Какую произносительную ошибку допустила кассир? А как правильно сказать? (Распродана или распродана.)

3.        Охарактеризуйте (устно) выделенные согласные и гласные звуки в следующих словах (запись на доске): километр, местность, ромашка, низвергаться, хрусталь, восстание, лужайка, еще, является.

4.        Выполнение упражнения . Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания; сделайте фонетический разбор выделенных слов (трое учеников — у доски). Устно укажите слова, употребленные в переносном значении.

Один ученик у доски выполняет синтаксический разбор указанного предложения.

5.        Тестирование.

  1. В каком слове количество букв и звуков совпадает?

а) яма;        б) солнце;        в) есть;        г) кольцо.

  1. В каком слове есть только твердые согласные?

а) леска;     б) позвонить;   в) кружит;      г)смена.

  1. В каком слове ударение падает на первый слог?

а) дремота; б) партер;        в) звонит;        г) средства.

4)        Какое из слов состоит из четырех звуков?

а) рай;        б) тля;        в) ее;        г) края.

  1. Какое слово состоит только из мягких согласных?

а) тень;      б) чудо;        в) мусор;        г) факт.

  1. В каком слове все согласные твердые?

а) шутка;   б) время;        в) скворец;       г) голубые.

V. Подведение итогов урока.

  • Что изучается в фонетике?
  • Приведите примеры слов с мягкими и твердыми согласными, со звонкими, глухими и сонорными согласными.

VI.Домашнее задание: _____________________________________________________


Ход урока

I. Организационный момент.

П. Взаимопроверка домашнего задания.

III.        

IV.        Сообщение темы урока.

Беседа по вопросам.

  • Что изучается в орфографии?
  • Выбор каких орфограмм-букв зависит от особенностей соседних гласных и согласных звуков?
  • По каким фонетическим опознавательным признакам можно найти в слове орфограммы-буквы? (См. «Приложение» на с. 206 учебника.)

V.        Работа по теме.

1. Индивидуальное задание.

Используя пословицы упражнения 19, составить таблицу «Употребление мягкого знака на конце слов», добавить свои примеры.

Ь пишется

Примеры

1. В глаголах 2-го лица ед.ч.

2. В неопределенной форме глагола

3. В существительных 3-го склонения

4. В глаголах повелительного наклонения

2. Задание  классу.

Комментированное письмо с подбором проверяемых гласных в корне слова.

Зап..ватъ лекарство, зап..ватъ песню, осв..тить класс, посв..титъ стихотворение, пом..риться с друзьями, прим..рять новый наряд, разр..дитъ ружье, прор..дитъ морковь, разв..вается флаг, разв..вается малыш, ч..столюбивый юноша, ч..стоплотная девушка, сп..шите текст, сп..шите запомнить, раск..лить докрасна, раск..лоть орех, д..линареки, д..лекий друг, ум..лять о пощаде, ум..лятъ заслуги.

3. Сформулировать правило правописания о и е после шипящих:

О - е

О

-

е

4. Выполнение упражнения 20.

5.Работа по карточкам. Два ученика работают по арточкам.

Карточка 1.

Вставьте пропущенные буквы, сформулируйте правило.

Осторожный ш..рох, щ..тка для волос, капюш..н куртки, ягоды крыж..вника, железная реш..тка, ж..лтый цветок, поч..тный гражданин, ч..порный человек, красные щ..ки, ш..в на платье, жужжанье пч..л, сдать зач..т, красный ш..лк, мамина расч..ска, заглянуть в щ. .лку.

Карточка 2.

Поставьте существительные в творительный падеж единственного числа, используя предлоги с, над, перед, за:

Ученица, туча, улица, столица, луч, ключ, товарищ, обруч, полотенце, врач, деревце, плечо, ноша, свеча, камыш, морозец.

6. Выполнение упражнения 21 по развитию речи.

  1. Чтение текстов.
  2. Беседа по содержанию:
  • Об одном и том же или о разном говорится в них? Одинаково или по-разному?
  • В какой ситуации может быть использован каждый из текстов?
  • Сформулируйте и запишите тему первого текста одним предложением.
  • Составьте план второго текста.

Перескажите сжато в двух-трех предложениях второй текст.

IV. Подведение итогов урока.

V.Домашнее задание: _____________________________________________________

Озаглавить текст упр. 22, составить план, выполнить фонетический разбор указанных слов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающее повторение фонетики, графики, орфографии

С помощью презентации учащиеся могут систематизировать и повторить материал по фонетике, графике и орфографии...

Урок русского языка в 6 классе (дистанционное обучение) Тема урока «Повторение изученного в 5 классе. Фонетика, орфоэпия. Орфография».

Задание выполняется в электронном виде и высылается учителю на электронную почту или выкладывается  в электронный  дневник....

Повторение изученного в разделе «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия»

Повторение, обобщение, систематизация изученного в разделе «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия»...

Дистанционный урок русского языка. 5 класс. Повторение и систематизация пройденного: фонетика и орфография.

Предложен материал для самостоятельного  повторения фонетики и орфографии...

Урок русского языка в 5 классе. Повторение по теме «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия»

Цели урока:содержательная:повторить, обобщить, систематизировать  изученное в разделе «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия»;повторить ключевые термины темы, изученные орфограммы...

Проверочная работа по разделу "Фонетика, графика и орфография" (повторение изученного в 5 классе)

Проверочная работа по разделу "Фонетика, графика и орфография" (повторение изученного в 5 классе)...