Методическая разработка урока "Знаки препинания в СПП с однородным и последовательным подчинением придаточных предложений"
методическая разработка по русскому языку (11 класс) на тему

Чебыкина Татьяна Петровна

 Методическая разработка урока с целью подготовки учащихся

к ЕГЭ по русскому языку

Знаки препинания в СПП

с однородным и последовательным подчинением  придаточных предложений

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Методическая разработка урока с целью подготовки учащихся

к ЕГЭ по русскому языку

Знаки препинания в СПП

с однородным и последовательным подчинением  придаточных предложений

Цель.  

     Проверить умение определять окончание в существительных Р.п. мн.ч.  

     Закрепить знание на темы «Не с различными частями речи; н – нн в причастиях и отглагольных прилагательных».

     Повторить знаки препинания при однородных членах предложения.

     Закрепить знание о типах подчинения в СПП. Закрепить умение  расставлять  знаки препинания в СПП с несколькими придаточными при однородном подчинении и последовательном подчинении.

Развивать устную речь, рассказывая материал на грамматические темы.

Оборудование. Компьютер, экран.

Раздаточный материал:

  У каждого ученика в напечатанном виде весь материал урока с привлечением домашней работы (с целью увеличить плотность урока). Работа выполняется на этом листе формата А.

В ходе работы  представлен на экране правильно выполненный материал  для самопроверки, взаимопроверки

.

I. Поставь ударение.

Торты, звонишь, обеспечение, ходатайство.

II. Определи окончание существительных в Р.п. мн.ч.

Много помидор…, апельсин…, баклажан…, яблок…, рельс…, килограмм…, грамм…

джинс…, чулок  (чулков), носок (носков). (Самопроверка).

III. Определи слитное и раздельное написание слов.

(Не) вечером, (не )сегодня, (не )так, (не )по-нашему, (не) всегда; (не )с кем, (не) у кого,( не )с чего, (ни)кого, (ни)чего,( не) твой,( не) каждый, (не) себя; (не) прочитанная, а просмотренная книга;( не) просмотренная мною книга, отнюдь (не)единственное решение, книга (не) прочитана.  (Взаимопроверка).

IV. Определи: в данных словах пишем н или нн. Почему?..

Варё   ый, сварё    ый, сваре   ы, варё   ый в печи, печ  ый картофель,печё   ый на углях картофель, испчё     ый картофель, испече  ы блины, подрубле     ый куст, бетонирова    ый участок, сея    ый весной, до блеска чищ     ый, давно нечище    ый, начище    ый картофель.

(Самопроверка).

В помощь для слабых учеников.

Пишу нн в причастиях, если есть приставка, зависимое слово; в словах на –ова,-ева; если слово образовано от гл. сов.в.

Искл.: раненый, кованый, жёваный. Но: израненный, подкованный, изжёванный; раненный в бою, кованный кузнецом конь, жёванный телёнком платок.

Искл.: медленный, желанный, негаданный, нежданный, невиданный, неслыханный, священный.

V. Повторить расстановку знаков препинания при однородных членах предложения.

Устный связный рассказ учащегося с опорой на схемы.

О и (или, либо) О    

 О, а (но, да = но, зато = но, однако = но)

О, и О, и О, и О

и О, и О, и О, и О, и О

Соотнесите с темой урока и ответьте на вопрос.  

С какой целью мы повторяем расстановку знаков препинания при однородных членах предложения? Докажите. (Проблемный вопрос).

VI. Устный связный рассказ о знаках препинания при однородном и последовательном подчинении в СПП.

На экране предложения – примеры из домашнего задания. Самопроверка.

1.Он посадит тебя в лодку привезёт на корабль и ты уедешь навсегда в блистательную страну

 где всходит солнце и где звёзды спустятся с неба  чтобы поздравить с приездом.

2.В детстве мы впервые узнавали  что мир гораздо шире комнаты с игрушками  что в

синеющем за бугром лесу живут трусливые зайцы  неповоротливые медведи и хитрые лисицы.

3.Мы знаем  что   когда берёшь грибы  лучше их срезать ножом  нежели выдирать с корнем

потому что грибница разрушается.

4.Вот вам три охоты  потому что если называть охотой собирание грибов  то чем хуже

земляника и орехи.

(В помощь слабому ученику.

*Однородные придаточные в СПП имеют одинаковое значение, отвечают на один и тот же вопрос.  

/       /, (как    ),(как   ).  

*Если придаточные предложения СПП имеют разное значение, отвечают на разные вопросы, то в предложении параллельное подчинение.  (Если   ), /    /,(потому что    ).  

*Если в СПП последовательно от одного предложения к другому задаём вопрос, то в предложениях последовательное подчинение. /    /, (как    ), (где    ), (чтобы   ).  

VII. Определить тип подчинения и расставить знаки препинания.

1./      /    (что   )  (что   ).     2. /      /   (что   ) и (что    ). 3. (когда    )  /       /  (что    ).

4. /       /  (что  (если     ) то  ).  5. /        / (что   (если    ), …).  Взаимопроверка.

VIII. Составьте алгоритм – рассуждение об определении типа подчинения в СПП.

IX. Составьте очень коротко алгоритм расстановки знаков препинания при последовательном подчинении.

         а) если, что -  -                 б) если что – то

                                                                           так

                                                                            но

Если есть вторая часть союза, то запятую не ставим на стыке подчинительных союзов, если нет – то ставим). Самопроверка с рассмотрением других вариантов.

X. Самостоятельная работа. Взаимопроверка.

Расставить знаки препинания, графически обосновать. Определить вид подчинения (однородное, параллельное, последовательное), тип предложения.  Нарисовать схему.

1.Когда их работа  кончена и мокрая сеть вновь лежит на носовой площадке баркаса я вижу что всё дно застлано живой ещё шевелящейся рыбой.

2.Мне кажется что если бы я следил за ним в продолжение нескольких лет он также был бы

неуловим.

3.Даша заметила что когда вслед за звонком в столовой появлялся Рощин Катя сразу не поворачивала к нему  головы а минуточку медлила.

4.Хорошо известно что если спортсмен регулярно не тренируется то хороших результатов он не достигнет.

XI. Обобщение. Как определить подчинение в СПП? С  какой целью это нужно сделать?

Расскажи о знаках препинания при однородном подчинении. Расскажи о знаках препинания при последовательном подчинении.

XII.  Д/з. Выписать из художественных произведений 10 предложений: СПП с однородным и последовательным подчинением.. Уметь устно объяснить знаки препинания в этих предложениях.

Методический материал:

1.Русский язык. 11 класс: поурочные планы по учебнику А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы»/ авт.- сост. Л.А.Тропкина.- Волгоград: Учитель,2007

2.Тестовые технологии в итоговой аттестации выпускников школы. Готовимся  к экзамену по русскому языку (11 класс). Автор-составитель И.В.Пасичник. Челябинск: НП ИЦ «РОСТ». ООО «ЮжУралИнформ».2010.

3.Золотарёва И.В., Дмитриева Л.П., Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 11 класс: Традиционная система планирования уроков и методика преподавания с целью подготовки к ЕГЭ. – М.: ВАКО, 2008.

4.А.Г.Нарушевич. ЕГЭ по русскому языку: методические рекомендации. Москва, Педагогический университет «Первое сентября», 2016.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока в 5 классе по теме "Однородные члены предложения"

Методическая разработка  поможет актуализировать знания  учащихся об однородных членах предложениях, находить их в тексте, составлять схемы....

Методическая разработка урока по русскому языку в 9 классе по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточным времени»

Методическая разработка урока по русскому языку в 9 классепо теме  «Сложноподчиненные предложения с придаточным времени» Цели: 1.Познакомить ...

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе по теме "Бессоюзные сложные предложения"

Как преподавать свой предмет, чтобы каждый твой ученик успешно и бе...

Методическая разработка урока "Знаки и знаковые системы" 8 класс

Какие заки нас окружают. Речь идет о тестовых и числовых символах. Язык музыки, дорожные знаки, штрих-коды, сиганльные ходы, почтовые индексы и т.д....

Методическая разработка урока по русскому языку по теме: "Однородные и неоднородные определения" для 8 класса

Объяснение нового материала по теме: "Однородные и неоднородные определения"...