Словообразование и орфография. Повторение.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Титова Елена Юрьевна

Это урок повторения в 6 классе в разделе "Словообразование и орфография"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slovoobrazovanie_i_orfografiya.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ И ОРФОГРАФИЯ.

Цели: повторить изученное по теме «Однокоренные слова»; продолжить работу по овладению орфографическими умениями и навыками; отрабатывать навык морфемного словообразовательного разбора; научить различать формы одного и того же слова и однокоренные слова; отрабатывать навык по составлению словосочетаний и предложений.

Ход  урока

1.        Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

III. Сообщение темы и цели урока.

1.Беседа по  вопросам.

  • Что изучается в словообразовании?
  • Какие морфемы выделяются в слове?
  • От чего и с помощью чего образуются слова?
  • Какие способы образования слов вам известны?
  • Чем отличается словообразовательный разбор от разбора по составу?

  1. Выполнение упражнения . Все ли выделенные слова в этом стихотворении однокоренные? Почему?
  2. Вспомните и расскажите о правописании безударных гласных в корне.

Безударные гласные в корне

проверяемые                                                     непроверяемые

чередующиеся

- От чего зависит написание чередующихся гласных?

(От ударения:                 гор - гар;

от согласной корня:         раст —рос —рощ;         лаг - лож;

от суффикса^                 мер – мир;                 тер-тир...)

  1. Проверка усвоения написания е-и в корнях с чередующимися гласными.

Учитель диктует по три словосочетания, учащиеся записывают в строчку нужную букву.

1) растирать краски

2) заблестеть на солнце

3) расстелить ковер

4) вытереть ноги

5) расстилать листы

6) прижигать рану

7) зажигал свет

8) блистал на балу

9) упирался в подставку

  1. собирать хворост                1) запирать дверь                
  2. забирать домой                2) постелить постель
  3. блистательная победа                3) замереть от восторга
  4. расстилается туман                4) блестящий лед

  1. подбирать цитату                5) придираться к мелочи
  2. раздерет шкуру                 6) блеснул вдали
  3. упереться ногой                7) заблестела река
  4. опереться на плечо                8) стереть написанное
  5. собираться в школу                9) задирать нос

1

2

3

4

5

6

7

8

9

и

и

и

и

е

е

и

е

е

и

и

е

е

и

и

и

е

е

е

е

и

е

е

и

и

и

и

Если ученик во всех словах верно определил выбор гласных, то при проверке, объединив все правильные ответы, он получит цифру 5.

5.Выполнение заданий.

Задание  1 (устно). Соедините слова правого и левого столбика так, чтобы получились новые:

свето-                                вор

водо-                                елки

яр-                         ер

интерь-                        воз

зал-                        марка

гор-                        ежи

дого-                        тень

Задание 2. Найдите по схемам слова. Можно ли по схеме определить часть речи? Предъюбилейный, объемный, подснежник, переход, пьедестал, пьеса, разгореться, большинство, горячо.

        

Задание 3. Выполните и запишите как можно больше фразеологизмов, в составе которых есть слова с приставками прё- и при -

Например: бездна премудрости, камень преткновения, превозносить до небес, преклонный возраст, преклонить колени, принимать за чистую монету, привести к общему знаменателю, присутствие духа; пришел, увидел, победил и др.

Задание 4. Вспомните правило о слитном и дефисном написании слов.

Орфографическая диктовка.

Вагоноремонтный, рыболовецкий, северо-восточный, темно-синий, кисло-сладкая улыбка, глубокоуважаемый, Верхне-Уралъский хребет, Западно-Сибирская низменность, скоропортящийся, вольнолюбивый, самодержавно-крепостнический, металлорежущий.

Задание 5. Определите, сколько окончаний в словах, укажите, где они расположены.

Пятидесяти, шестьюдесятью, четырьмястами, бегите, положите, рассчитайте, ориентируется, рассчитаюсь, восстанавливается.

IV. Подведение итогов урока.

V. Домашнее задание: ______________________________________________________________

упражнение 27, составить карточку для соседа по парте на орфограммы, которые повторили на уроке (карточка должна состоять из 20 слов с пропусками на месте орфограмм).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторение и обобщение изученного по теме: Словообразование и орфография

Данный учебный материал может быть использован на уроках русского языка в 6 классе  в рамках повторения и обобщения по теме; Словообразование и обобщение. Сам урок постороен в форме путешествия п...

Словообразование и орфография. Повторение за курс 5 класса

Данная презентация к уроку включает синтаксическую минутку, распределительный диктант, проверяющий умение видеть, в какой морфеме содержится орфограмма, повторение определений, особо уделено внимание ...

урок русского языка "Повторение и обобщение знаний по разделу "Словообразование и орфография"

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе. Тип урока - повторительно-обобщающий, форма урока - игра "Умницы и умники 5 класса".базовая технология - игроваяЦели урока:- закрепление получе...

конспект с презентацией "Повторение по теме "Словообразование и орфография"

Разработка позволяет повторить раздел русского языка "Словообразование и орфография". В презентации представлены таблицы обобщающего характера, на основе которых дети легко и быстро вспомнят все изуче...

повторение раздела "Словообразование и орфография"

Презентация содержит задания по указанному разделу,а также присутствуют задания по тексту....

Урок русского языка в 5 классе. "Морфемика. Словообразование и орфография. Повторение изученного

Урок на тему: «Повторение изученного в разделе «Морфемика. Словообразование и орфография» Вид урока: урок обобщения и систематизации полученных знаний. Тип:...