Внеклассное мероприятие по русскому языку "Культура СМС"
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему

Лукьянчикова Марина Васильевна

Данный материал направлен на предупреждение ошибок учащихся на страницах Интернетсайтов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_sms.docx27.07 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: внеклассное мероприятие по русскому языку

Тема урока: Язык SMS. Культура общения.

Тип мероприятия: творческое познание

Цели урока:

  • Обучающая: работать над формированием у обучающихся исследовательских умений и навыков, закрепить и углубить знания учащихся о структуре языка, о стилях языка.
  • Развивающая: развивать творческие и коммуникативные способности учащихся, содействовать развитию личности ученика.
  • Воспитывающая: воспитывать бережное отношение к родному языку, интерес к слову, внимательное отношение к своей речи, умение ценить красивую и правильную речь, воспитывать толерантность, умение работать в группе.

Структура мероприятия.

  1. Организационный момент. Акцентирование внимания на предстоящих заданиях.
  2. Актуализация опорных знаний. Обсуждение вопроса с целью перехода к  изучению вопроса о культуре написания SMS- сообщений.
  3. Актуализация предстоящей работы на мероприятии. Формулирование с учебной цели  предстоящей работы.
  4. Формулирование проблемы. Определение недостаточных знаний для решения задачи.
  5. Групповая проблемная работа по обсуждению проблемы, поиск способов решения учебной творческой  задачи. Обсуждение способов действий.
  6. Предъявление результатов групповой проблемной работы. Обсуждение результатов групповой проблемной работы.
  7. Формулирование выводов. Обобщение на основе выслушанных гипотез.
  8. Закрепление. Применение нового знания.
  9. Подведение итогов мероприятия. Самооценка и взаимооценка достигнутых результатов, способов их получения и эффективности взаимодействия с одноклассниками, учащимися школы.
  10. Оценка интернет-общения  в социальных сетях.

Методы и приёмы: презентация теоретического материала по теме, работа с языковыми единицами: словом, словосочетанием, предложением, осуществление мини-проектов (написание SMS- сообщений).

Оборудование урока: презентация учителя,  магнитная доска, на которой будут фиксироваться результаты  работы в группах.

Ход  внеклассного мероприятия.

  1. Организационный момент.
  2. Слово учителя.

Мы уже  отвыкли от тёплых душевных писем, от деликатных слов, любезных обращений. Но потребность в общении осталась. Трудно представить себе современного школьника, который бы не стремился к ежедневному общению. Совсем недавно ученые  провели анкетирование учащихся VIII – XI классов российских  школ. Среди вопросов, касающихся их постоянного общения со сверстниками, были вопросы о современных способах и видах общения, которые предпочитают школьники. Оказалось, что самым популярным является общение при помощи SMS-сообщений. Но учащиеся сознаются, что не всегда соблюдают правила русского языка.

  1. Беседа с  уч-ся, постановка целей и задач занятия.

- Ребята, а вы при написании SMS -сообщений соблюдаете эти правила? (Учащиеся отвечают, что пишут SMS-сообщения, не задумываясь о правилах их составления и написания.) Хотелось бы вам грамотно писать SMS? (Да.)

- По своей структуре чем является SMS -сообщение? (SMS-сообщение является письмом.)
- К какому стилю речи относится? (Относится к разговорному стилю речи.) 
- SMS – это новая форма речевого общения, и поэтому не все умеют грамотно писать SMS. На  сегодняшнем занятии мы постараемся восполнить этот пробел.
- Давайте определим одну из целей нашего  занятия
(Познакомиться с правилами общения при помощи SMS.) 

IV.  Знакомство с историей появления SMS  

- Расшифруйте аббревиатуру SMS . (Учащиеся оказываются в затруднении.) 

SMS (стандартное мобильное сообщение) – это стандартная служба коротких сообщений, позволяющая обмениваться между пользователями короткими текстовыми сообщениями.

   1.Сообщения учащихся:

     SMS— технология, позволяющая осуществлять приём и передачу коротких текстовых сообщений сотовым телефоном. К настоящему времени входит в стандарты сотовой связи.

О технологии
      SMS, как правило, доставляются в течение нескольких секунд. Отправитель может получать уведомление о доставке сообщения.
Можно отправить сообщение на выключенный или находящийся вне зоны действия сети телефон. Как только адресат появится в сети, он получит сообщение. Если отправитель получает уведомления о доставке, то таким образом можно определить момент появления в сети получателя.
Можно отправить сообщение абоненту, который в данный момент занят разговором.
С помощью расширенного варианта SMS, называемого EMS, можно отправлять и получать мелодии звонков, пиктограммы и многое другое.
Особенность технологии такова, что передача SMS почти никак не нагружает сотовую сеть.
Технология SMS поддерживается основными сотовыми сетями (GSM и другими).

История
   
SMS была создана как составная часть стандарта GSM Phase. Впервые идея осуществления сервиса возникла в 1984 г. и была затем реализована группой инженеров, среди которых были: Фридхельм Хиллебранд (Дойтче Бундеспост), Бернар Жильбер (PTT), Финн Тросби (Telenor), Кевин Холли (Cellnet), Йан Харрис (Vodafone) к 1989 году. Впервые система рассылки коротких сообщений была опробована в декабре 1992 года в Великобритании для передачи текста с персонального компьютера на мобильный телефон в сети GSM компании Vodafone, спустя год после появления стандарта GSM на европейском рынке.  Придумал SMS Нейл Папуорти – инженер фирмы Vodafon . Он же отправил первую в мире SMS -ку. Случилось это под Рождество в 1992 году. В послании так и значилось: “Merri Christmas-92”  («Мери, с Рождеством!»). Однако после об этой новой технологии забыли. Лишь в 2000 году сотовые компании ввели услугу SMS.

Знаете ли вы, что мобильная связь начиналась не с передачи голоса, а именно с коротких сообщений?
     
Первыми «мобильными абонентами», посылавшими друг другу короткие сообщения, были экипажи кораблей Балтийского флота Российской империи, на которых устанавливал свои экспериментальные системы связи изобретатель радио Александр Степанович Попов. Причем происходило это в 1897 году, даже несколько раньше, чем создатель радио официально продемонстрировал свое изобретение. Сухопутные мобильные решения появились несколько позднее. В 1901 году Гульельмо Маркони установил приемопередающую станцию в автомобиле. Интересно, что автомобиль, который использовал для своего решения неутомимый итальянец, был еще паровым. То есть и в этом случае первенство получилось за пароходом, только наземным.
   Первыми сообщениями, которыми обменивались абоненты по радиоканалу, были сигналы, передаваемые по надежной и апробированной системе Морзе. Но первые опыты по «скрещиванию» радиопередатчиков с телефонами не заставили себя ждать. Ассистенты Попова - Петр Рыбкин и Дмитрий Троицкий создали подобные устройства через полтора года после демонстрации радио Александром Степановичем. В том же году началось промышленное производство таких решений. Правда, принято считать, что передача голоса по радио достигла приемлемого качества примерно к 1903 году, но, как видно, находила практическое применение и до этого.

  2. Итоги опроса школьников по пользованию SMS.

V.Организация игры «SMS-ку я пишу и культурным быть хочу». Уч-ся разделены на две команды – «Телефончики» и «Мобильники».  Итоги работы в группах подводятся на магнитной доске на клавишах мобильных телефонов разного цвета, наклеенных на доску.

Задание 1.  «Смайлики настроения».

- Могут ли, по вашему мнению, SMS передавать интонационные особенности предложения? ( SMS не могут передать все интонационные особенности предложения.)

- Что вы для этого используете? (Смайлики)

Нарисовать на листках бумаги как можно больше смайликов, которые используются при SMS-общении.

Задание 2. «Волшебные слова».

- Используете ли вы вежливые слова? (Да.)

- Согласно опросу, проведённому среди учащихся, многие искажают написание вежливых слов.

(На экране мультимедийной презентации    вежливые слова, которые используются при написании  SMS - сообщений.)

Необходимо грамотно написать все эти слова и «перевести их на истинно русский язык», разделив на 6 групп в соответствии с лексическим значением.

“досвидос”, “посиба”, поки”, с празнегом”, “здрасте”“псип, “спс”,“пожалусто”, “пок”, “пжл”, “плиз, ”, “поке”, “пжалста”;“ дарова”;“с др».

Спасибо - “посиба”, “спс”, “псип”;
Пожалуйста – “пожалусто”, “пжл”, “плиз”, “пжалста”;
Здравствуйте “здрасте”, “дарова”;
С днем рождения – “с др”;
С праздником – “с празнегом”;
До свидания – “досвидос”, “поке”, “пок”, “поки”.

- Напишите теперь  все эти  слова грамотно.

- Нельзя допускать в своей речи – ни в письменной, ни в устной – коверкания русских слов, употребления жаргонизмов. Умение грамотно оформлять свои мысли говорит о вашей культуре речи, о культуре вообще.

Задание 3. Корректор.

- Прочитайте предложения из “эсэмэсок”, содержащие обращения.  Кроме того, в  некоторых из них нет точек.

(На экране  мультимедийной презентации  демонстрируются  эти предложения)

- Выделите обращения, расставьте недостающие знаки препинания. (Уч-ся работают в группах)

  1. Привет солнышко письмо дошло спасибо скоро отвечу твой лучик Марина.
  2. Катюш перезвони мне на домашний.
  3. Чем занимаешься Даш.
  4. Привет Вася как дела Вась давай на физике махнемся вариантами.
  5. Лапа с 8 Марта тебя целую желаю счастья красоты и больших успехов.
  6. Оля привет скажи пожалуйста номер Вали а то у меня комп не работает.

Задание 4 «Веселый диалог».

- Прочитайте диалог двух друзей, представляющий собой SMS-переписку. Найдите в нём ошибки, исправьте их. В правую колонку запишите окончательный вариант.

(На экране мультимедийной презентации высвечивается данный диалог) 

Диалог №1.

-Превед-)

-Прет

-Как дела.

- норм.

-Чво делаешь?

- ниче.

- пшли гулять?

- Ок.-)

Диалог № 2.

- А ты чво делаишь?

- в комп рубаюсь, весело

- Ой, ща предки прийдут

- Ха-))), лан бай

- Пока.

(Уч-ся предлагается по ролям  зачитать исправленные варианты диалогов).

Задание 5 «Ох, уж эти паразиты!»

Прочитайте диалог двух одноклассников, представляющий собой SMS-переписку. (На экране мультимедийной презентации высвечивается данный диалог) 

- Дай списать ПЛЗ?
- Перебьёшьсо!
- Ну пожалста!..
- Нефиг!
- Тож.

- Почему эти предложения нельзя считать правильными? Нужно, как можно быстрее, ответить на этот вопрос. (Употребляются жаргонные и обидные слова в адрес друг друга. Культурный человек даже в SMS-ках не будет так писать.)

- Исправьте диалог так, чтобы его можно было легко понять.

Задание 6. «Поздравление другу  с днем рождения».

SMS отправляется на телефон учителя. Он проверяет грамотность. Без ошибок написанное SMS-сообщение удваивает баллы.

Задание 7. Сформулируйте  правила написания  SMS-сообщений, вспомнив все, о чем сегодня говорилось на занятии.

  1. Систематизация полученных знаний.

- Что повторили сегодня на занятии? Что вспомнили? ( Вспомнили правила написания письма.) Что нового вы для себя узнали на сегодняшнем уроке? (SMS – это тоже письмо, относится к разговорному стилю речи. При написании SMS надо помнить о правилах русского языка, о правилах культуры общения.)

- Как правильно писать SMS ?

- SMS, как и любое письмо, надо начинать с вежливого обращения.
- Начало предложения и имена собственные надо писать с заглавной буквы.
- Всегда надо помнить о правилах постановки знаков препинания.
- Нельзя коверкать слова.
- Нельзя употреблять жаргонизмы.
- Нельзя допускать нарушений языковых норм.
- SMS-ка – это короткое письмо, и поэтому при его написании надо помнить об основных компонентах письма.)

  1. Подведение итогов занятия.

Учитель благодарит ребят за работу на уроке, за представление интересных и содержательных ответов. Подсчитываются баллы каждой команды и объявляется команда-победительница.

- Надеюсь, что знания, полученные на этом уроке, помогут вам грамотно оформлять свои мысли и в устной, и в письменной речи. До встречи на следующих уроках! А следующее занятие будет посвящено общению в социальных сетях. Как вы думаете,  почему я хочу провести такое занятие?

(На экране мультимедийной презентации высвечиваются фразы, написанные с ошибками в социальных сетях)

- Всего доброго! До скорой  встречи в стране русского языка!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 8-ых классов, проведённое учителем русского языка и литературы Погорелой Е.В. в рамках предметной недели

знакомство учащихся с этикетными формулами русского речевого этикета;            обучение применению этикетных формул в разных этик...

внеклассное мероприятие по русскому языку "На чистом русском"

воспитывать бережное отношение к слову, развивать интерес к изучению русского языка как на уроках, так и во внеурочное время...

"Мой родной язык -русский!" Внеклассное мероприятие по русскому языку в 10 классе

Внеклассное мероприятие по русскому языку в старших классах средней школы. Цель: акцентировать внимание обучающихся на необходимости говорить и писать грамотно....

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

План-конспект занятия по русскому языку (6, 7 класс) на тему: Внеклассное мероприятие КВН русский язык "Страна русского языка" 6 - 7 классов

Сценарий поможет заинтересовать прекрасным  миром русского языка обучающихся основной школы (для 6 - 7 -х классов). Помогает развить командный дух, навыки творчества, мышления....

Внеклассное мероприятие по русскому языку Игра «Знатоки русского языка» (для учащихся 8-9 класса) в рамках «Недели русского языка и литературы»

               ·        формирование познавательного интереса учащихся  к изучению русского языка;·...