Подготовка к ЕГЭ..Паронимы
тест по русскому языку (10 класс) на тему

Подготовка к ЕГЭ. Задание 5. Паронимы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadanie_5.rar874.21 КБ

Предварительный просмотр:

Готовимся к ЕГЭ. Задание  6

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

  1. двухстами предметами        3) серьёзнейшее замечание
  2. килограмм помидоров        4) поезжайте в город

_______________________________________

  1. смотрев вперёд        3) о трёхстах участниках
  2. лучшие парикмахеры        4) около двух килограммов

______________________________________

  1. по их желанию        3) красивейший пейзаж
  2. в двух тысяч пятом году        4) прополощи бельё

_____________________________________________

  1. на триста пятьдесят седьмой странице
  2. эта работа более лучше
  3. несколько мандаринов
  4. хорошие доктора

___________________________________________

  1. о полутора часах
  2. более позднее
  3. четырьмястами студентами
  4. две пары ботинок

________________________________________

  1. повеселее        3) не пророняя слов
  2. ряд критериев        4) обоих студентов

_________________________________

  1. попробоваем        3) пара полотенец
  2. килограмм яблок        4) наисложнейший

___________________________________________

  1. пара носков        3) поезжай быстрее
  2. несколько полотенец        4) около пятиста километров

______________________________________________

  1. положи на полку        3) более лучший ответ
  2. несколько яблок        4) семьюдесятью процентами

____________________________________________________________

  1. полки для кухонь        3) мощные компьютера
  2. красивее дочери        4) в тысяча девятисотом году

Задание 5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

  1. Настоящий педагог должен стремиться ОХВАТИТЬ вниманием всех своих учеников.
    2) Составленный руководителем проекта план в процессе работы ПРЕТЕРПЕЛ большие изменения.
    3) В Музыкальном салоне был представлен огромный ОТБОР дисков.
    4) На книжной ярмарке всем желающим будет ПРЕДОСТАВЛЕНА возможность встретиться в с любимыми авторами.

________

  1. На девочке было ОДЕТО осеннее пальто.
  2. АБОНЕНТ не отвечает.
  3. Все лето стояла  НЕСТЕРПИМАЯ жара.
  4. ЛЕСНЫЕ озера очень красивы.

_______

  1. Пулей, вытянув шею, несётся чирок, над ним, не отставая, падая, примеряясь — проворный ХИЩНЫЙ  сокол.
  2. Всё очевиднее становилось: это не РЕБЯЧЬЯ забава — это потребность прирождённого таланта.
  3. Тут послышались издали  РИТМИЧНЫЕ щелчки,  похожие на лёгкое щёлканье кнутом.
  4. В нашей школе больше нет НЕПОПРАВИМЫХ двоечников.

_______

  1. В полку царило ВОИНСТВУЮЩЕЕ настроение
  2.  В документе указано на возросшее значение объединения всех прогрессивных и ДЕМОКРАТИЧНЫХ сил.
  3. На этом предприятии не создано никакого запаса овощей для переработки. КОНСЕРВАЦИЯ их ведется из подвозимого сырья, что называется, с колес.
  4. Оля стала ДИПЛОМАНТОМ  в конкурсе сочинений на военно-патриотическую тему.

_______

  1. Многие наши фильмы получили ПРИЗНАНИЕ и наших  зрителей, и за рубежом.
  2. Город СТРЯХНУЛ оцепенение будней.
  3. На солнце блестят ИГОЛЬЧАТЫЕ кристаллы снежинок.
  4. В моей жизни это было самое ПАМЯТЛИВОЕ событие.

_______

  1. Рассвет прояснил ГОРИСТЫЕ берега, открыл море по всему горизонту.
  2. Этот человек любит испытывать судьбу, участник всех опасных переходов, одним словом очень РИСКОВАННЫЙ.
  3. Стрекочут кузнечики, НЕСТЕРПИМЫЙ  зной стоит над лугом.
  4. На СБОРОЧНОМ пункте было много народу, но работы еще не начинались.

________

  1. ГУМАННЫЕ законы возможны только в зрелом обществе.
  2. Для него, видимо, это был единственный СПАСИТЕЛЬНЫЙ аргумент.
  3. СЫТЫЙ голодного не разумеет.
  4. Всего три месяца назад этот спортсмен дебютировал как солист на ОТБОРНОМ региональном этапе.

_________

  1. Я работаю каждый БУДНИЧНЫЙ день.
  2. Можно было бы рассказать, как сделался он неисправным АБОНЕНТОМ библиотеки Философского института и библиотеки колледжа.
  3. Из всех слов Витька выбрал самое злое, ОБИДНОЕ и несправедливое
  4. Он  скупал лес на сруб, давал деньги в рост,  вообще был старик ОБОРОТЛИВЫЙ.

_________

  1. Первое описание заболевания, похожего по признакам на ЯЩЕР, относится к 1514 году.
  2. По грубо оштукатуренным стенам скатывались капли и, набегая одна на другую, образовывали длинные ПОТЁКИ.
  3. На дверях ПОМЕТКИ: сколько раз кому звонить.
  4. Гжельский фарфор имеет устоявшуюся, только ему присущую стилистику, венчающую   долгие ПОИСКИ наилучшего сочетания формы и цвета.

________

  1. Дверь, снабжённая АВТОМАТИЧЕСКИМ замком, захлопнулась.
  2. Весь день она зло высмеивала Григория, глядела на него НЕНАВИСТНИЧЕСКИМИ глазами.
  3. Любая  её  прихоть исполнялась им мгновенно с РАСТОЧИТЕЛЬНОЙ  щедростью любви  и волшебства
  4. Всё очевиднее становилось: это не РЕБЯЧЬЯ  забава — это потребность прирождённого таланта.

_________

  1. На трёх пластинках стоят НЕПОНЯТЛИВЫЕ буквы.
  2. Она жила в ВЫСОТНОМ здании в центре города.
  3. И вот бывший  ГЕНЕРАЛЬНЫЙ  инспектор,  став министром,  пришёл навестить его.
  4. Вошёл в контору человек низенького роста, чахоточный на вид, с неподвижными глазами и весьма ГОРДЕЛИВОЙ   осанкой.

_________

  1. Руками   он  раскопал одну   из   ямок,   где   спрятаны   были   бутылки  с   ГОРЮЧЕЙ  смесью.
  2. Кругозор мой расширялся, моё отношение к книгам становилось более РАЗБОРОЧНЫМ.
  3. Главой в семье была мать, умная, но властная и ДЕСПОТИЧНАЯ женщина.
  4. Я столько месяцев был принуждён вести СКОТСКИЙ образ жизни, что испытал поистине райское блаженство, маясь в ванне.

_______

  1. Должно быть,  характером   [сын]  тоже  в  неё —  замкнутый, СКРЫТЫЙ,  неласковый.
  2. С   заунывной   песней   высоко  в   небе   потянулись УЗОРЧАТЫМИ   вереницами   журавли.
  3. Все меня до сих пор помнят, любят и  с удовольствием читают мои ЭКОНОМИЧНЫЕ статьи.
  4. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ  и лечебные ванны        появились в  глубокой древности.

________

  1. Тут стоят лыжи короткие и широкие для ходьбы по глубокому пушистому снегу, длинные и узкие для ГОНЧЕГО бега.
  2. Как все женщины с живыми, подвижными лицами, Аня ДУРЕЛА, изучая себя в зеркало.
  3. Борьба и КУЛАЧНЫЙ бой, особенно «стенка на стенку», были типичными приметами старинного русского быта
  4. Я не буду в состоянии приходить в её дом, чтоб чувствовать вновь на себе НАБЛЮДАТЕЛЬСКИЙ и недружелюбный взгляд её мамы.

_________

  1. Я с собой привёз несколько книг ДУХОВОГО содержания.
  2. Грызуны часто погибают из-за ИСТРЕБИТЕЛЬСКИХ наклонностей горностая.
  3. Жужжало веретено в её ЛОВКИХ руках.
  4. В сотый раз я объясняю тебе это правило. Какой же ты НЕПОНЯТЛИВЫЙ.

_________

  1. Это была эпоха Пестеля и Муравьёва, университетов и лицеев, Пушкина и 1812 года, эпоха ГРАЖДАНСТВЕННОГО сознания  и  гражданственной  мощи.
  2. Свой путь ГРАЖДАНСКОГО служения Пушкин осознаёт как возвышенный и благородный.
  3. Человек ты, видно, ЗАПАСЛИВЫЙ: вон у тебя добра сколько.
  4. Люди, вышедшие наружу, сняли шапки, повинуясь какому-то ЕДИНСТВЕННОМУ порыву.

__________

  1. Покидали его [коня] последние силы: дрожь становилась всё реже, МЕРТВИЛИ глаза, на шее выступила испарина.
  2. От счастья, от добрых слов, от песни МОЛОДЕЕМ душой.
  3. ОПЕЧАТАЛИ дом его и приставили караул, на каждую дверь по два солдата.
  4. Я так устал сегодня: РАЗДЕНЬ меня да уложи.

_________

  1. Когда ГОНОЧНЫМ псам запрещают убегать в лес за дичью, то они дома бросаются на мирных домашних животных
  2. Её слова открыли мне многое, но не загадку ГОРНОГО  эха.
  3. ЛОВЧИЙ сокол нВ охоте ценился более всего.
  4. За   КАМЕННОЙ   высокой   стеной   находятся  бывшие   архиерейские   палаты.

_________

  1. Родственники и друзья умершего съезжались со всех сторон и с ГРОМОВЫМ плачем шли в саклю.
  2. Сдвигая камни вековые, текли потоки ДОЖДЛИВЫЕ.
  3. Даже татарин,  разливавший ИГРИВОЕ вино по  рюмкам, с заметною улыбкой удовольствия поглядывал на Степана Аркадьича.
  4. По своему жанру «Руслан и Людмила» — шуточная и ИРОНИЧЕСКАЯ поэма-сказка.

___________

  1. Отец был изрублен в далёком районном селе, куда он отправился для ликвидации КУЛАЧНОГО бунта.
  2. Огромная и ОТВЕТСТВЕННАЯ роль назначена историей литературе нашей.
  3. Некоторые успехи сделала и ПРАКТИЧЕСКАЯ медицина при Иване Грозном.
  4. Живая, свободная, бодрая   мысль   пытлива   и   властна;   для   ленивого,  ПРАЗДНОГО   ума   она   невыносима.

____________

  1. Ей   ЯВНО  хотелось  разыграть   передо   мною   новую   роль   —   роль   приличной   и благовоспитанной  барышни.
  2. Пропаганда среди солдат велась так ИСКУССТВЕННО, что офицеры не замечали в своём батальоне ничего по дозрительного.
  3. Поспешил фуражку снять: «Здравия желаю! Что УГОДНО приказать, Водки или чаю?..»
  4. На каком-то реальном факте эта легенда безусловно основывается: она слишком ФАНТАСТИЧНА, для того чтобы её можно было выдумать.

___________

  1. Крестьянин взял оружие и стал ГРОЗОВЫМ партизаном, истребителем угнетателей.
  2. Он скупал лес на сруб, давал деньги в рост,  вообще был старик ОБОРОТЛИВЫЙ
  3. Ещё одно ЗЕРНОВОЕ хозяйство вступило в строй.
  4. Снег делается ЗЕРНИСТЫМ, ноздреватым, оседает и чернеет.

__________

  1. Ему, старому строителю, приятно и радостно думать о том, что у нас инженеры, которые умеют ДЕРЗАТЬ.
  2. Оля не воевала с матерью и не ДЕРЗАЛА ей, но она перестала повиноваться матери.
  3. Душевная рана иногда ЗАЖИВЛЯЕТ дольше, чем повреждение на теле.
  4. Я   бы,   с   радости,   всех   гребцов   по   рублю   серебром   ОБДЕЛИЛ.

__________

  1. Честь   считать   себя   ДИПЛОМАТОМ  Московской   консерватории   заманчива  даже   для   знаменитостей.
  2. Алёша считал себя в эту минуту боль шим ДИПЛОМАТОМ: желая задобрить хозяина,  он говорил ему «товарищ».
  3. —   Как?  с НЕВЕЖЕЮ!   чтобы  я   примирился   с  этим  грубияном?
  4. Основой  ЭКОНОМИКИ Исландии является рыбный промысел и отчасти животноводство.

__________

  1. Ей   ЯВНО  хотелось  разыграть   передо   мною   новую   роль   —   роль   приличной   и благовоспитанной  барышни.
  2. Пёс сидел у ног хозяина и  ЗЛОСТНО  рычал.
  3. Княжна сидела против меня и слушала мой вздор с таким глубоким, напряжённым, даже нежным вниманием, что мне стало СОВЕСТНО.
  4. — Прошу у пани разрешения отлучиться на минутку: пан майор хочет холодного пива, — УГОДЛИВО сказал проводник.

___________

  1. ДЛИННАЯ, в несколько вёрст, тень ложилась от гор на степи.
  2. Но она [санитарка] тянет и тянет его меж чернеющих воронок, напрягаясь вся, плача, изнемогая, од новременно и сильная, и слабая, и ЖЕНСКАЯ, и мужественная девочка на войне.
  3. Он даже не потрудился переменить свои НАДУВАТЕЛЬНЫЕЕ приёмы в последние пятнадцать лет.
  4. И всё-таки хочется думать, что Пётр Александрович не чувствовал себя ОДИНОЧНЫМ: редко кому на долю выпадает столько уважения и любви, которыми был окружён Герцен.

__________

  1. Входит очень приличный на вид, высокий, статный, пожилых лет незнакомец — в ШТАТСКОМ  платье, но манера держаться  военная.
  2. Работа на пришкольном опытном участке развивает у ребят НАБЛЮДАТЕЛЬСКИЕ способности.
  3. Декоративные ЛУКОВИЧНЫЕ растения представлены большим числом сортов тюльпанов, нарциссов, ги ацинтов.
  4. Свернувшись в калачик, жмётся,  вздрагивает у ног моих старый пёс, мой ЕДИНЫЙ товарищ.

_________

  1. От телесных наказаний ГРУБЕЮТ и ожесточаются не одни только арестанты, но и те, которые наказывают.
  2. А в бухте — что оставалось делать? Только спать до ломоты в глазах, ДУРЕТЬ от однообразного ветряного воя.
  3. ОТПЕЧАТАЛИ дом его и приставили караул, на каждую дверь по два    солдата.
  4. Массовые выступления недавних лет, и прежде всего студенческие волнения во Франции, ПОРОДИЛИ целую библиотеку публицистической, социологической да и художественной литературы.

_____________

  1. Во время ДОБРОВОЛЬЧЕСКОГО изгнания в Сибирь жён декабристов он [Пушкин] был полон искреннего восторга; он хотел мне поручить своё «Послание узникам» для передачи сосланным
  2. Боец ИСТРЕБИТЕЛЬНОГО батальона —  он находился на линии  обороны.
  3. Только ДЛИННЫЕ раскопки могут вскрыть залегающие под землёй слои со следами тех времён.
  4. В Законе о государственном бюджете СССР  фиксируется ДОХОДЧИВАЯ и расходная части союзного бюджета

______________

  1. Маленькое ГРОЗОВОЕ облако превратилось в зловещую тучу.
  2. В мастерской установили новый НАДУВАТЕЛЬСКИЙ прибор.
  3. КАМЕНИСТАЯ тропинка вела к уцелевшим воротам.
  4. Стол её нельзя, однако ж, было назвать отличным. Картофель, ветчина и ЛУКОВЫЙ  суп —  главные основы его.

____________

  1. Осень была долгая, ДОЖДЛИВАЯ
  2. Семьдесят учителей ведут преподавание днём, а по вечерам участвуют в ДОБРОВОЛЬЧЕСКИХ отрядах за щиты революции.
  3. Слева,  среди белоснежных цветов  орхидей, лежали КРОКОДИЛЬИ черепа.
  4. Чуть не смеясь и от избытка приятных и ИГРИСТЫХ чувств, я нырнул в постель

____________

  1. Учеником я оказался ПОНЯТЛИВЫМ и памятливым.
  2. Налоговая политика Годунова носила ОТЧЕТЛИВЫЙ сословный характер.
  3. Бумаги  передали  в РАСЧЁТЛИВУЮ часть бухгалтерии.
  4. Новые туфли из КРОКОДИЛОВОЙ кожи стояли на скамейке.

____________

  1. Работница московского завода резиновых изделий проявила в клубном кружке большое дарование ДРАМАТИЧНОЙ актрисы.
  2. Борьба и КУЛАЧНЫЙ бой, особенно «стенка на стенку», были типичными приметами старинного русского быта.
  3. Ковалёв был чрезвычайно ОБИДЧИВЫЙ человек.
  4. Каждый год на ОТЧЁТНЫХ собраниях его разбирали «по косточкам», ругали напрямик, обвиняли в смерт ных грехах.

____________

  1. Происшествия ДРАМАТИЧНЫЕ здесь соединены с весёлыми, обыденные — с праздничными; так соединяет их сама жизнь.
  2. Месяц светил в окно, и луч его играл по ЗЕМЛЯНОМУ полу.
  3. Как бы ни были ЛОГИЧНЫ его [Вайса] рассуждения, он не смог уснуть ночь.
  4. Музыка строилась на ДУХОВНЫХ инструментах, из них преобладали медные валторны, трубы, тромбоны

____________

  1. И, наконец, пришёл это ЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ день и час!
  2. Огромная и ОТВЕТСТВЕННАЯ роль назначена историей литературе нашей
  3. Второй   удар   пришёлся  по   венцу   башни,   и   все  ПОВОРОТНЫЕ   механизмы   отказали   разом.
  4. Онемевшая на щеках кожа стала понемногу отходить, пальцы на руках тоже сделались ПОДВИЖНЫМИ и  чувствительными.

_____________

  1. Потом такое выразительное и ДОХОДНОЕ доказательство от противного стало общедоступным и рас пространённым актёрским приёмом.
  2. ЗАПАСНЫХ струн у музыканта Егорова не было и достать их было негде, потому что дело происходило осенью 1941  года на осаждённом острове Эзель в Балтийском море.
  3. Из всех слов Витька выбрала самое злое, ОБИДЧИВОЕ и несправедливое
  4. Математика дисциплинирует ум,  приучает к ЛОГИЧНОМУ мышлению.

_____________

  1. До сих пор я всё ещё не терял надежды сыскать дорогу домой; но тут я окончательно удостоверился в том, что ЗАБЛУДИЛСЯ совершенно.
  2. Ему было,  наверное, лет под пятьдесят,  но глаза МОЛОДИЛИ  его
  3. Уверяю, что ты ЗАБЛУЖДАЕШЬСЯ насчёт этого человека: он совсем не тот, за кого себя выдаёт.
  4. Деды        сами раны ЗАЖИВАЛИ.

__________

  1. Боец ИСТРЕБИТЕЛЬНОГО батальона —  он находился на линии  обороны.
  2. Происшествие это не окрашено высокой героикой, ЖЕЛАТЕЛЬНОЙ для вашей диссертации, но оно рас кроет перед вами некоторые пружины тогдашнего быта
  3. Не только молодым, но и некоторым нашим так называемым маститым художникам не мешало бы вспомнить эту ПОДВИЖНУЮ жизнь.
  4. Огромная и ОТВЕТСТВЕННАЯ роль назначена историей литературе нашей.

_____________

  1. Я увидел окаменелое извержение, поднявшее к небу пласты ЗЕМНОЙ коры.
  2. На острове, по преданию, насыпанном ИСКУСНО пленными турками, стоял полуразвалившийся дво рец.
  3. На уроке учитель говорил об ОБСТОЯТЕЛЬНЫХ придаточных предложениях.
  4. И всё-таки хочется думать, что Пётр Александрович не чувствовал себя ОДИНОЧНЫМ: редко кому на долю выпадает столько уважения и любви, которыми был окружён Герцен.

_____________

  1. Она  повернулась всем своим костлявым телом, пробормотав сквозь вставные ЗУБЬЯ: — Это не ему, а вам хочется попутешествовать.
  2. Он уважал рабочий класс, невиновный в своей безграмотности — НАСЛЕДИИ дореволюционного прошлого.
  3. —   Как?  с НЕВЕЖЕЮ!   чтобы  я   примирился   с  этим  грубияном?
  4. НЕВЕЖДА  он  был  круглый,   ничего   не  читал.

___________

  1. Я ж не кулак какой-нибудь, который ЗЛОСТНО хоронил пшеницу в землю.
  2. Чем больше рассказывал он о своих приключениях, тем ИРОНИЧНЕЕ и недоверчивее становились слушатели.
  3. — Прошу у пани разрешения отлучиться на минутку: пан майор хочет холодного пива, — УГОДЛИВО сказал проводник.
  4. Княжна сидела против меня и слушала мой вздор с таким глубоким, напряжённым, даже нежным вниманием, что мне стало СОВЕСТЛИВО.

______________

  1. Это был очень ОРГАНИЧНЫЙ, приятный во  всех отношениях человек.
  2. ВЫБОРОЧНЫЙ диктант оказался достаточно лёгким.
  3. Буржуазия не знала более НЕНАВИСТНИЧЕСКОГО имени, чем имя Дзержинского, отражавшего стальной рукой удары врагов пролетарской революции.
  4. Результатом процесса информатизации является создание ИНФОРМАЦИОННОГО общества.

_____________

  1. ЗУБЬЯ, длинные, короткие, огромные, острые, стальные , шестерни, ковша, пилы, бороны, колеса, гре бёнки, ржавеют, блестят на солнце.
  2. Звучали сигналы, которые подавал ОСВЕТЛИТЕЛЯМ их бригадир, слышались указания операторов.
  3. И лишь один воин захоронен по-особому. ОСТАНКИ его лежат под небольшой конической юртой
  4. Работа исследователя прошлого России, которую вёл Пушкин с целью понять будущее страны, требовала ПОИСКОВ в архивах.

____________

  1. Покидали его [коня] последние силы: дрожь становилась всё реже, МЕРТВЕЛИ глаза, на шее выступила испарина.
  2. От счастья, от добрых слов, от песни МОЛОДЕЕМ душой.
  3. Она лежала лишённая красоты и торжественности мёртвых, даже в этом судьба её ОДЕЛИЛА
  4. Я здесь наслаждаюсь совершенным здоровьем и --- начинаю очень и очень ПОЛНЕТЬ (т. е. толстеть).

____________

  1. Патриотизм и гуманизм творчества Непринцева нашли  в людских сердцах живой и горячий ОКЛИК.
  2. Когда офицер кончил чай, денщик унёс самовар и ОСТАТКИ ужина к себе в сарай.
  3. Вода в резервуаре ОСВЕТЛИТЕЛЯ поднимается снизу вверх через слой хлопьев, образовавшихся после коагуляции, придерживает их во взвешенном состоянии и сама освобождается от взвеси.
  4. Они всё спорили об оставшемся  от отца НАСЛЕДСТВЕ: каждому казалось, что именно его обделили.

____________

  1. Воробей закружился над сценой, освещённой сотнями огней, и все заметили, что в клюве у него что-то НЕСТЕРПИМО блестит, как будто хрустальная веточка.
  2. Княжна сидела против меня и слушала мой вздор с таким глубоким, напряжённым, даже нежным вниманием, что мне стало СОВЕСТЛИВО.
  3. Ей   ЯВНО  хотелось  разыграть   передо   мною   новую   роль   —   роль   приличной   и благовоспитанной  барышни.
  4. Пёс сидел у ног хозяина и  ЗЛОБНО  рычал.

____________

  1. Владимир направил своего надёжного Терёшку в Ненарадово с своею тройкою и с подробным, ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫМ наказом.
  2. Следом шла его фраза уже по роли и за ней моя ОТВЕТНАЯ
  3. Донеслось ещё несколько ОДИНОЧНЫХ выстрелов.
  4. Время оборота капитала зависит от того, в каких пропорциях он делится на основной  и ОБОРТНЫЙ

____________

  1. Проценко собственноручно составил общее донесение и приказал ОТПЕЧАТАТЬ.
  2. Дыша тяжело, как загнанные лошади, они ОТИРАЛИ широкими ладонями пот, лившийся с их лиц.
  3. Пионерам поручили ПОДСТРИЧЬ кустарник у входа в школу.
  4. Большое это дело — ПОРОДИТЬ людей между собой! Когда вот знаешь, что миллионы хотят то же, что и мы, сердца становятся добрее.

____________

  1. Но сегодня собрание было настроено НЕСТЕРПИМО, не прошло и минуты, как из зала крикнули: — Кон кретней,  Бабинков!
  2. Чем больше рассказывал он о своих приключениях, тем ИРОНИЧНЕЕ и недоверчивее становились слуша тели.
  3. Княжна сидела против меня и слушала мой вздор с таким глубоким, напряжённым, даже нежным вниманием, что мне стало СОВЕСТНО.
  4. — Прошу у пани разрешения отлучиться на минутку: пан майор хочет холодного пива, — УГОДЛИВО сказал проводник.

__________

  1. У неё не было сил обрадоваться, когда она услыхала за спиною быстрые шаги и приглушённый ОКЛИК.
  2. И лишь один воин захоронен по-особому. ОСТАНКИ его лежат под небольшой конической юртой
  3. За большие ПОСТУПКИ наказывали тогда студентов солдатчиной.
  4. Я   сама стряпаю,   сама хожу  на базар. Вы знаете, сколько я делаю ЭКОНОМИИ?

___________

  1. По  приказу Фёдора мать Дмитрия  насильно ПОСТРИГЛИ  и отослали  «в место  пусто» на Белоозеро.
  2. Она стала СИНИТЬ бельё.
  3. Старцеву ПРЕДОСТАВИЛИ Екатерину Ивановну, восемнадцатилетнюю девушку.
  4. ПРОЗАИЧЕСКИЕ произведения были насыщены не только характерным для Скитальца бунтарским роман тизмом, но нередко и революционными настроениями.

_________

ВСЯКИЙ  раз мне приходилось объяснять эту тему по-другому

Я обратил внимание на ОРГАНИЧНЫЕ остатки, валяющиеся среди песка и гальки.

Здесь [в Петербургской академии наук] впервые ОПЫТНЫМ путём был доказан закон сохранения вещества при химических процессах.

В ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКОМ словаре всё сказано про алгебру и про всякое слово, какое вам только в голову

 _____________

  1. Я старательно ОТТИРАЛ пятно с моих новых брюк, боясь, что мама его тут же заметит.
  2. Это платье её ПОЛНИТ.
  3. Медлить было нельзя, потому что в эту пору рано ТЕМНЕЕТ.
  4. Была тема, к которой постоянно обращались его [Н. К. Рериха] мысли, к которой ТЯГОТИЛО его творчество.

________

  1. Работа исследователя прошлого России, которую вёл Пушкин с целью понять будущее страны, требовала ПРОИСКОВ в архивах.
  2. Когда офицер кончил чай, денщик унёс самовар и ОСТАТКИ ужина к себе в сарай.
  3. Вода в резервуаре ОСВЕТЛИТЕЛЯ поднимается снизу вверх через слой хлопьев, образовавшихся после коагуляции, придерживает их во взвешенном состоянии и сама освобождается от взвеси.
  4. Они всё спорили об оставшемся  от отца НАСЛЕДСТВЕ: каждому казалось, что именно его обделили.

________

  1. В жизни большого двора Прейну принадлежала выдающаяся роль, хотя он и держался по возможности всегда в стороне от всяких ПРОИСКОВ и интриг.
  2. Алёша считал себя в эту минуту боль шим ДИПЛОМАНТОМ: желая задобрить хозяина,  он говорил ему «товарищ».
  3. —   Как?  с НЕВЕЖЕЮ!   чтобы  я   примирился   с  этим  грубияном?
  4. Основой  ЭКОНОМИКИ Исландии является рыбный промысел и отчасти животноводство.

________

  1. Александр Павлович устало закрыл глаза, и вдруг  совсем ЯВСТВЕННО он ощутил запах сосен и увидел ровные земляничные грядки
  2. При каждом шорохе он осторожно приподымал голову, всматривался в темноту: не покажутся ли две их СОВЕСТНО  крадущиеся фигуры?
  3. Ей   ЯВНО  хотелось  разыграть   передо   мною   новую   роль   —   роль   приличной   и благовоспитанной  барышни.
  4. Поспешил фуражку снять: «Здравия желаю! Что УГОДНО приказать, Водки или чаю?..»

__________

  1. У девушки, имеющей красивый голос, ПОНЯТНОЕ желание — поступить в консерваторию.
  2. Коренными называются те первоначальные слова в языке, от которых происходят другие слова, которые,  поэтому,  и называются  ПРОИЗВОДНЫМИ.
  3. На   Пете  был   городской   ПРАЗДНИЧНЫЙ  костюм,   из которого  он   за  лето  сильно   вырос.
  4. Потекли искренние, восторженные речи, каких не говорит человек, когда его сдерживает РАСЧЁТНАЯ и осторожная трезвость.

___________

  1. Ещё ребёнком он ПРОСЛЕДОВАЛ за отцом, которого сослали в Сибирь.
  2. Войдя в гостиную, он довольно свободно подошёл к Кураеву и произнёс обычное: «Честь имею ПРЕДСТАВИТЬСЯ»
  3. Оксана получила у него обещание ПРЕДОСТАВИТЬ ей должность преподавательницы русского языка.
  4. Я доказываю обратное — значит, я мудрю, ТЕМНЮ,  выступаю против очевидной для  всех простоты.

____________

  1. Во дни сомнений, во дни ТЯГОСТНЫХ раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора,   о,   великий,   могучий,   правдивый   и   свободный  русский   язык!
  2. Что же, другие умирают, а теперь моя очередь, — и только. Вещь по своему существу не только обыкновенная,  но даже ПРОЗАИЧНАЯ.
  3. Это был несколько другой успех, чем мы ожидали, потому что спектакль был задуман как ТРАГИЧЕСКИЙ, а зрители почти всё время смеялись.
  4. Это был дружелюбный и ТАКТИЧЕСКИЙ человек.

_____________

  1. Получив сообщение с разъезда о том, что пассажирский ПРОСЛЕДОВАЛ, начальник станции Щеглово, Василий Иванович, встал из-за стола.
  2. Девять дней хворал Иванушка,  на десятый день ПРЕДСТАВИЛСЯ.
  3. Богатства своего он как будто бы стыдился, во всяком случае оно его ТЯГОТИЛО и заботило.
  4. Побледневшее небо стало опять СИНЕТЬ — но то уже была синева ночи.

_____________

  1. На шлюпочной верфи  мы нашли подходящую килевую шлюпку с двумя парами вёсел и установили на ней  СЪЁМОЧНУЮ мачту.
  2. Никто не объясняется в любви так, как об этом пишут! И жизнь совсем не ТРАГИЧНА... она течёт тихо, однообразно.
  3. Ознакомьтесь с новым ШТАТНЫМ расписанием.
  4. Онемевшая на щеках кожа стала понемногу отходить, пальцы на руках тоже сделались ПОДВИЖНЫМИ и  чувствительными.

 _____________

  1. Хочу перейти к самому СЪЁМОЧНОМУ процессу, попытаться обрисовать работу актёра на киностудии в течение киносъёмки.
  2. Она порой сама недоедала, Чтоб только детям досыта хватало, Чтоб СЫТЫМИ вставали от стола.
  3. Основная задача военно-инженерного дела — облегчить манёвр своих войск и стеснить манёвр против ника. Это — задача чисто ТАКТИЧЕСКАЯ
  4. Ознакомьтесь с новым ШТАТСКИМ расписанием.

____________

  1. Он  один   в   ЦЕЛЬНОМ  свете  понял  бы   меня.
  2. Каждое утро из ворот порта выезжают огромные грузовики с ТЕХНИЧЕСКИМ оборудованием для строек
  3. Но ПРАКТИЧНЫЕ греческие и турецкие торговцы быстро разобрались в сомнительности этой «валюты» и вскоре,   к  нашему огорчению,   признали  её совсем  лишённой   цены
  4. Он [Вашингтон] мог считать себя УДАЧЛИВЫМ дельцом и с учётом возраста был таковым

_____________

  1. Эпитет «простоватый»  означал не столько умственную бедность, сколько отсутствие ХИЩНИЧЕСКИХ наклонностей.
  2. По сравнению с десятью месяцами прошлого года наибольших темпов роста добились ПРОИЗВОДНЫЕ коллективы химического и нефтяного машиностроения
  3. Открытие оказалось УДАЧНЫМ, и прежде всего потому, что во многом определило уникальность его живописной   системы.
  4. Пулей, вытянув шею, несётся чирок, над ним, не отставая, падая, примеряясь — проворный  ХИЩНЫЙ сокол.

________________

  1. Слова Рудина так и остаются словами и никогда не станут ПОСТУПКОМ, а между тем эти слова могут смутить, погубить молодые сердца.
  2. В жизни большого двора Прейну принадлежала выдающаяся роль, хотя он и держался по возможности всегда в стороне от всяких ПРОИСКОВ и интриг.
  3. Алёша считал себя в эту минуту боль шим ДИПЛОМАТОМ: желая задобрить хозяина,  он говорил ему «товарищ».
  4. —   Как?  с НЕВЕЖДОЮ!   чтобы  я   примирился   с  этим  грубияном?

__________

  1. Какой ЦЕЛЬНЫЙ, законченный образ революционера, — «революционера, который никогда не отступает»
  1. Любовь к Вареньке освободила всю СКРЫТУЮ в моей душе способность любви.
  2. Барыня ласково приняла её, угостила пирожками и СЛАДОСТНЫМ вином.
  3. Он  нашёл на поле сражения СЛОМАННУЮ золотую челюсть.

____________

  1. Глафира Львовна сама купила в магазине на Кузнецком мосту детское платье, РАЗОДЕЛА Любоньку как куклу
  2. Девять дней хворал Иванушка,  на десятый день ПРЕСТАВИЛСЯ
  3. После осмотра места происшествия велено было ОТПЕЧАТАТЬ дверь.
  4. Была тема, к которой постоянно обращались его [Н. К. Рериха] мысли, к которой ТЯГОТЕЛО его творчество.

___________

  1. И должно быть,  характером   сын тоже  в  неё —  замкнутый, СКРЫТНЫЙ,  неласковый
  2. Наконец, совершенно обессилев, она упала в кустах и сразу же уснула, СЛОМЛЕННАЯ отчаянием и уста лостью
  3. Всё небо в тучах, по лужам пузыри прыгают, у забора под реденькой ёлкой СОСЕДНЯЯ  собака сидит.
  4. Смутно  вспоминая свой  выпускной спектакль,  я должна была сказать, что была далеко  не так ТЕХНИЧНА,  как мне бы того хотелось.

______________

  1. Под ТЯЖКОЙ ношею даров  Едва, едва переступая,  За ним верблюдов длинный ряд  Дорогой тянется, мелькая.
  2. После СЫТНОГО обеда Париж кажется веселее и приветливее.
  3. Обломов не учился любви, не засыпал в своей СЛАДОСТНОЙ дремоте, о которой некогда мечтал вслух при Штольце.
  4. Дверь, снабжённая АВТОМАТНЫМ замком, захлопнулась.

___________________

  1. У девушки был явный талант к языкам: её ПРОИЗНОШЕНИЕ на английском было великолепным.
  2. Мне  просто хотелось оставить ему что-нибудь  на  память... Какую-нибудь БЕЗДЕЛИЦУ.
  3. Когда офицер кончил чай, денщик унёс самовар и ОСТАТКИ ужина к себе в сарай.
  4. Политика ДИКТАНТА свойственна империалистическим государствам.

__________________

  1. Характер сформировался неприятный, вздорный, СКРЫТНЫЙ.
  2. В ЭНЦИКЛОПЕДИЧНОМ словаре всё сказано про алгебру и про всякое слово, какое вам только в голову.
  3. Смысл его слов был вполне ПОНЯТНЫЙ.
  4. ОТВЕТНЫЙ  удар был нанесён мгновенно

 _____________

  1. Ему, старому строителю, приятно и радостно думать о том, что у нас инженеры, которые умеют ДЕРЗАТЬ.
  2. Чуть не смеясь и от избытка приятных и ИГРИВЫХ чувств, я нырнул в постель
  3. Сначала боль в ногах была НЕСТЕРПИМОЙ, но страх сильнее боли.
  4. Каждый год на ОТЧЁТЛИВЫХ собраниях его разбирали «по косточкам», ругали напрямик, обвиняли в смерт ных грехах.

_____________

  1. Героизм его [Ван Гога] заключался в ФАНАТИЧЕСКОЙ вере в прекрасное будущее людей труда — пахарей и рабочих,  поэтов и учёных.
  2. Быстрые взоры царя отыскали в толпе молодую ХОЗЯЙСКУЮ дочь
  3. Это была тяжёлая эпоха в истории нашего народа: свирепый ЦАРСКИЙ деспотизм, полицейщина, мракобесие
  4. В течение трёх дней на берегу Адуна появился ПАЛАТНЫЙ посёлок.

_____________

  1. На этом закончилась простая, деловитая и ПАМЯТЛИВАЯ речь.
  2. Когда ГОНЧИМ псам запрещают убегать в лес за дичью, то они дома бросаются на мирных домашних животных и рвут в клочья кошек, телят,  кур и проч.
  3. Кондрат Семёныч,   с  опухшим лицом,  но уже в спокойном, БУДНИЧНОМ настроении, сидел за столом против печника
  4. У неё был самый РАЗБОРЧИВЫЙ и красивый почерк.

_____________

  1. Красавица собой и добрая, а уж скромная какая! на редкость. И РАСЧЁТЛИВАЯ, уж на наряды или там на какие безделицы денег не промотает.
  2. С   заунывной   песней   высоко  в   небе   потянулись УЗОРЧАТЫМИ   вереницами   журавли.
  3. Чтобы быть гуманным, ЧЕЛОВЕЧНЫМ в науке, надо помнить границы человека.
  4. ШЕЛКОВИСТАЯ с выспевающими семенами трава была почти по пояс.

_____________

  1. Из ШИРОТНОГО трёхстворчатого окна, выходившего на обгорелый балкон, было видно почти всё про исходившее впереди.
  2. Рядом с куклой он действительно был великаном, но кукла по сравнению с настоящим живым человеком казалась мёртвой,  а мальчик выглядел  неприятно  НАТУРАЛИСТИЧНЫМ  и  неуклюжим.
  3. Кого только там [на портретах] нет — короли и императоры, НАСЛЕДНЫЕ принцы и принцессы, магараджи.
  4. Итальянцы разумели оперу прежде всего как арену чистого пения, ПЕВЧЕСКОЙ виртуозности.

______________

  1. Петербург,  как и вся страна, был охвачен ПАТРИОТИЧЕСКИМ подъёмом.
  2. Иудушка самым ЗЛОСТНЫМ образом длил время, помаленьку прихлёбывая из стакана.
  3. При целом ряде НАСЛЕДНЫХ заболеваний уста новлены специфические биохимические нарушения, обуславливающие возникновение и развитие болезни.
  4. Держалась она всегда необыкновенно прямо, и это давало ей, с её красотой и высоким ростом, какой-то ЦАРСТВЕННЫЙ  вид.

________________

  1. Воробьёв провозглашал ЗДРАВНИЦЫ в честь руководителей работ, и лучших бригадиров, и лучших стаха новцев.
  2. БЕЗДЕЛЬНИЦА: молодая, толстая;  спит, гуляет, болтает, раздражает.
  3. Можно было бы рассказать, как сделался он неисправным АБОНЕНТОМ библиотеки
  4. Покровский выработал правила, которыми нужно руководствоваться при ПОИСКАХ и разведках на рудоносных площадях

_______________

  1. Благие цели никогда не достигаются тайными ПРОИСКАМИ.
  2. Я взвешиваю и разбираю свои собственные страсти и ПОСТУПКИ с строгим любопытством,  но без участия
  3. ЗУБЫ старой пилы ржавеют под открытым небом
  4. Кругом парк. А по склонам бурых отлогих гор высятся светлые дворцы народных ЗДРАВНИЦ.

_____________

  1. До сих пор я всё ещё не терял надежды сыскать дорогу домой; но тут я окончательно удостоверился в том, что ЗАБЛУДИЛСЯ совершенно.
  2. Миллионы   крыс  и   мышей   бросились  в  стороны,  когда  мы   ОСВЕТИЛИ   стены.
  3. Была тема, к которой постоянно обращались его [Н. К. Рериха] мысли, к которой ТЯГОТИЛО его творчество. Эта  тема  —  Россия,  её  история,   её  культура.
  4. Рана не очень тяжёлая. И вообще она ЗАЖИВАЕТ.

______________

  1. Я вдруг понял, что давно ЗАБЛУЖДАЛСЯ по поводу этого человека.
  2. Надина худела, ДУРНЕЛА; но в то же время она умнела!
  3. От телесных наказаний люди ГРУБЕЮТ.
  4. Я НАЧЕРТАЛ план школы на шестьдесят мальчиков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Употребление слов - паронимов. Тест для подготовки к ЕГЭ"

Пояснения Примеры  предложений, специально подобранные к этому тесту, учат различать слова-паронимы. При выполнении заданий отрабатываются  умения оценивать речь с точки зрения со...

Подготовка к ЕГЭ. Задание А 2 (паронимы)

Данный материал поможет подготовиться к заданию А 2. Требуется знать: что такое паронимы, паронимическая пара; умение разграничивать лексические значения слов; понимать, с какими словами сочетается ка...

Паронимы и парономазия: нормы употребления в речи и средства художественной выразительности на уроках русского языка для учащихся 5 – 11 классов (Система подготовки к ЕГЭ частей А2 и В8

Презентация подготовки к ЕГЭ по выявлению средств художественной выразительности. Учащиеся различных возрастных категорий тренируются в выявлении паронимов и парономазии в художественных произведениях...

Лексические нормы.Паронимы.Подготовка к ЕГЭ.

Данный конспект урока нацелен на подготовку учащихся 10 класса к ЕГЭ по русскому языку (задание №5). Предлагаются различные задания, связанные с правильным употребленипем паронимов....

Подготовка к ЕГЭ. Паронимы. Ошибки в употреблении слов-паронимов.

Надеть или одеть, скрытый или скрытный, освоить или усвоить. Очень часто выпускники испытывают трудности в различении данных слов. Паронимия - один из источников "трудностей" литературного языка. Что ...

Подготовка к ЕГЭ.Паронимы.

Тренажёр. Паронимы....

Подготовка к ЕГЭ. Паронимы

Подготовка к ЕГЭ. Паронимы. Множество заданий, позволяющих освоить трудный материал и успешно подготовиться к экзамену по русскому языку....