Теория русского языка в таблицах.
материал по русскому языку на тему

Вяткина Анна Павловна

Данный материал рекомендуется использовать для повторения и обобщения изученного, а также для изучения новых тем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchayushchie_tablicy_po_rya_8-_9_kl.docx57.62 КБ

Предварительный просмотр:

  Словосочетание.

1.Строение словосочетания: главное слово (Х) и зависимое слово (?)

                            Именные

                                     Глагольные

                          Х

        Прил. + сущ.

        Прил.   Какие?    Х сущ.

длинные           молнии

                Х

            Глаг. + нар.

Нар.    Как?     Х гл.

ярко        вспыхивали

    Х

Глаг. + сущ. с предлогом

      Х Гл.   где?      Пр.   Сущ.

Вспыхивали     в      небе

                           Х

         Прич. + сущ.

      Прич.   Какие?       Х сущ.

разветвлённые молнии

             Х

     Дееприч. + нар.

  Х деепр. Куда?  Нар.

улетая       вдаль

     Х

Деепр. + сущ. с предлогом

  Х деепр. По чему?  Пр. сущ.

проплывая           по реке

2.  Виды связи слов в словосочетании.

Согласование

Главное и зависимое слова согласуются в роде, числе и падеже.

                          Х

        Прил. + сущ.

                  Какие?   

Прил.(ж.р. мн.ч. И.п.) Х сущ.

длинные               молнии

                           Х

         Прич. + сущ.

                       Какие?       

 Прич. (ж.р. мн.ч. И.п.)    

                                    Хсущ.

разветвлённые молнии

Управление

Главное слово (гл., деепр.) управляет зависимым (сущ. с предлогом).

   Х

Глаг. + сущ. с предлогом

                 (где? В чём?)

Х Гл.                     Пр.   Сущ.П.п.

Вспыхивали     в      небе

     Х

Деепр. + сущ. с предлогом

             По чему? 

 Х деепр.          Пр. сущ.Д.п.

проплывая    по реке

Примыкание

Зависимое слово (нар., деепр.) примыкает к главному с помощью вопроса.                          

                Х

            Глаг. + нар.

Нар.    Как?     Х гл.

ярко        вспыхивали

             Х

     Дееприч. + нар.

  Х деепр. Куда?  Нар.

улетая       вдаль

           Х

        Глаг. + деепр.

        Х гл.  (как?)   деепр.

вспыхивали улетая

             Х

Нар. (прил., прич.)+ нар.

Нар. (как?)      Х нар.

Очень         высоко

    Нар. (как?) Х прил.

Весьма     длинный

   Нар. (как?) Х прич.

Менее расположенный

  Разбор словосочетания.

                                         Какая?                                                                      Где?

         прил                  Х сущ.           Х гл.        по чему? Пр. сущ.     нар.       Как?  Х нар.

    Вечерняя гроза проходила   по небу очень далеко.

1 гроза проходила – грамматическая основа, словосочетанием не является;

        прил.     какая?   Х сущ.                              Х

2 вечерняя    гроза: прил. + сущ., именное, согласование;

        Х гл.             по чему? Пр. сущ. Д.п.

3 проходила   по    небу:     гл. + сущ. в Д.п. с предлогом, глагольное, управление;

           Х гл.         где?      Нар.           Х

4 проходила далеко: гл. + нар., глагольное, примыкание;

       нар.   Как?     Х нар.

5 очень далеко: нар. + нар., примыкание.

 Простое предложение.

  1. Характеристика предложения.

1.Роль в языке.

Выражает законченную по смыслу и интонации мысль.

В лесу раздавался топор дровосека.

2.Строение.

Виды предложений по числу грамматических основ.

Есть грамматическая основа.

Одна грамматическая основа – предложение простое, две и более – сложное.

3.Вид предложения по цели высказывания.

Повествовательное (.), побудительное (!, .), вопросительное (?).

1.Мы пойдём в кино.

2. Пойдём в кино!

3. Когда мы пойдём в кино?

4.Виды предложения по интонации.

Невосклицательное (нет !)

Восклицательное (!)

1.Стой!

2.Сегодня прохладно.

5.Виды предложения по количеству главных членов.

Двусоставное (есть подлежащее и сказуемое), односоставное (есть один главный член).

1.В поле зацвели васильки. 

2. На дворе тепло.

6. Виды предложе-ния по наличию второстепенных членов.

Нераспространённое (нет второстепенных членов), распространённое (есть второстепенные члены)

1.Мы молоды.

2.В полях растут ромашки.

7. Виды предложения по наличию осложняющих конструкций.

Не осложнено (нет осложняющих конструкций), осложнено (есть осложняющие конструкции).

1.В полях растут ромашки.

2. В полях растут ромашки, васильки, зверобой. 

2.Члены предложения.

Грамматическая основа – главные члены предложения – подлежащее и сказуемое.

Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.

Член предложения

Вопросы

Чем выражается

Пример

Подлежащее – главный член.

Кто? Что?

Существительное

Местоимение (может быть глаголом в н. ф., числительным, прилагательным)

1.За окном трещит мороз.

2. Мы смелые и сильные.

3. Курить – здоровью вредить. 4.Пятью пять – двадцать пять.

Сказуемое - главный член.

Что делает? Что сделает? и т.д.

Каков?

Простое глагольное сказуемое: глагол.

1.За окном трещит(ПГС) мороз.

2. я начал изучать (СГС) английский язык.

3.Мы смелы(СИС) и сильны (СИС0.

4. Дороги расчищены(СИС).

5.Учение – свет(СИС).

Составное глагольное сказуемое: вспомогательный гл. + основной гл. в Н.ф. (вспомогательные гл.: стал, начал, кончил, собирался, мог, хотел, должен, рад, обязан, готов)

Составное именное сказуемое: глагол-связка быть (есть, нулевая связка) + краткое прилагательное, краткое причастие (может быть сущ. в И.п., полное прил., полное прич.)

Дополнение – второстепенный член.

Вопросы косвенных падежей (Р., Д., В., Т., П.)

Прямое / косвенное

Существительное местоимение (может быть гл. в н.ф.).

 Обо мне написали в газете.

Определение - второстепенный член.

Какой? Чей?

Согласованное / несогласованное

Прилагательное причастие местоимение

Фруктовые деревья, приносящие много плодов, требуют нашего внимания.

Приложение - второстепенный член.

Какой?

Существительное

Врач-терапевт принимает каждый день.

Обстоятельство - второстепенный член.

Образа действия и степени: как? Каким образом?

Наречие деепричастие существительное с предлогом

        Как?

Я хорошо отдохнул.

Времени: когда?

Когда?

Утром надо делать зарядку.

Места: где?

    Где?

В лесу много комаров.

Сравнения: как?

                         Как?

Я устал как собака.

Цели: зачем?

На море мы поехали

     Зачем?

отдохнуть.

Причины: почему?

Мы не успели добраться

    Почему?

из-за дождя.

Уступки: несмотря на что?

Несмотря на что?

Несмотря на сильный дождь, мы отправились в путь.

3.Виды простых односоставных предложений.

С главным членом - подлежащим

                   С главным членом – сказуемым.

Назывные предложения

Определённо-личные (о-л) предложения

Неопределённо-личные (н-л) предложения

 Безличные (безл.)

предложения

Подлежащее – существительное (Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.) 

Сказуемое -  

 глагол в форме

1)изъявительного наклонения 1 или 2 лица (Сижу и пишу письмо.);

2)повелительного наклонения (Стойте!).

Сказуемое - глагол    

1) 3 лица множественного числа настоящего и будущего времени (В газетах пишут о новостях в кино.);  

2) прошедшего времени множественного числа (Мне позвонили.).

               

Сказуемое - глагол    

 1) 3 лица единственного числа настоящего и будущего времени (В народе говорят.);   

2) среднего рода прошедшего времени (На улице подморозило.).

4. Осложняющие конструкции. 

Вид осложняющих конструкций

Признаки осложняющих конструкций

Знаки препинания

Примеры

Однородные члены предложения.

1)одинаковые члены предложения,

2)отвечают на один вопрос от одного члена предложения,

3)любые члены предложения,

4)связаны сочинительной связью с помощью союзов или без них,

5)могут иметь обобщающие слова (слова, выражающие общее значение, а также мест. всё, ничто, др., нар. всюду, везде, др.) 

О , О;

О и О;

О, и О, и О;

О, а (но, да=но, зато);

не только О, но и  О;

как О, так и О;

О.С. : О, О;

О, О – О.С. ;

О.С. : О, О - …

1) В саду росли яблони, груши. (осложнено О, О)

2) В саду росли яблони и груши. (осложнено О и О)

3)В саду росли и яблони, и груши. (осложнено и О, и О)

4) В саду росли не яблони, а груши. (осложнено О,а О)

5) В саду росли не только яблони, но и груши. (осложнено не только О,но и О)

6)В саду росли фруктовые деревья: яблони, груши. (осложнено О.С. :О, О)

7) Всё: деревья, трава, кусты – было омыто дождём. (осложнено О.С. : О, О - …)

Обращение

1)слово, называющее того, к кому обращаются с речью,

2) не член предложения.

О, … .

…, О.

…, О, … .

(О! … . )

Коля, пойдём в кино.(осложнено О, …)

Пойдём в кино, Коля. (осложнено …,О.)

Поёдём, Коля, в кино. (осложнено …,О, …)

Водные слова и предложения.

1)слова, выражающие оценку  или отношение к происходящему, порядок мыслей,

2) не член предложения.

Вв.с., … .

…, вв.с. .

…, вв.с., … .

Наконец, мы добрались до города. (осложнено Вв.с., … .)

Мы добрались до города, наконец. (осложнено …, вв.с. .)

Мы, наконец, добрались до города. (осложнено …, вв.с., … .)

Обособленные члены предложения.

1)обособление –  выделение членов предложения запятыми,

2)обособленными могут быть определения, приложения, обстоятельства, дополнения.

Обособленные определения:

1)распр. и нераспр. определения и приложения, стоящие после определяемого слова  

   х

Сущ. , прил. (ПО), … .

Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастием или ДО.

Обособленные обстоятельства, выраженные сущ. с предлогом (ввиду, в продолжение, втечение, несмотря на и др.)

Сущ.х   какой?

1)Лёд, большой и громоздкий, идёт по реке.(осложнено обособленным определением, выраженным прил.)

2) В воздухе

                       Сущ. Х

кружилась листва,

    какая?      ПО

сорванная ветром. (осложнено обособленным определением, выраженным ПО)

           сущ. Х

3) Одуванчик – медоносное растение – можно встретить повсюду. (осложнено обособленным приложением)

                       ДО

4)Вдали, сливаясь с 

   Как?         Х гл.

небом, громоздились льды. (осложнено обособленным обстоятельством, выраженным ДО)

             сущ.с пр.

5)Ввиду плохой погоды,

мы заночевали у лесника. осложнено обособленным обстоятельством, выраженным сущ. с пр.)

Обособленные уточняющие члены

1)уточняющие члены поясняют другие члены предложения,

2)уточняющими могут быть любые члены предложения,

3)уточняющие члены могут сопровождаться словами то есть, а именно. 

Х  … именно?

   Нар. Х где именно?

1)Далеко, в лесу, раздавались удары топора.(осложнено уточняющим обстоятельством)

Прил. Х  какая именно?

2)Длинная, в несколько вёрст, тень ложилась от гор на степи. (осложнено уточняющим определением)

 Разбор простого предложения.

       Прил.         сущ.    нар.               Гл.                 с.                               ДО         деепр.              Гл.

Собачий лай чуть слышался и, всё дальше удаляясь, терялся

           с                          о.д.               ПГС                                       о.д.                                            ПГС

Пр.     сущ.                  сущ.

в глубине лощины.

                  м                                                                                                                                           ДО      х       

(Простое, повеств., невоскл., двусост., распр., осложнено О и О, …, _ . _ , =)

Способы передачи  

         чужой речи. 

  1. Предложения с прямой речью.

Прямая речь речь говорящего, переданная точно, дословно, без изменений.

Предложение с прямой речью состоит из собственно прямой речи (П) и слов автора (А (а)).

      Знаки препинания при прямой речи.

   Схемы предложений

                         Примеры

          А : «П».(? , !)

(слова автора стоят перед прямой речью)

Мама попросила дочку: «Помоги мне убрать в квартире».

Учитель спросил: «Кто будет отвечать?»

Тренер громко скомандовал: «Стройся!»

             «П», - а.

(слова автора стоят после прямой речи)

«Помоги мне убрать в квартире», - попросила мама дочку.

«Кто будет отвечать?» - спросил учитель. «Стройся!» - громко скомандовал тренер.

«П, - а, - п».

«П, -а. – П».

«П?- а. -П». 

(слова автора  прерывают прямую речь)

«Вот что,- сказал Андрей, - поговорим позже».

«Сегодня будет праздник, - сообщил Коля. – Приходите в 19 часов».

«Почему ты не пришёл на концерт? – спросила Маша. – Было интересно».

  1. Предложения с косвенной речью.

Косвенная речь – это речь говорящего, переданная неточно, в виде сложноподчинённого предложения с изъяснительным придаточным. Например: Тренер громко скомандовал, чтобы мы строились.(СПП [    ], чтобы [    ].)

  1. Цитаты. 

Цитата – речь известных людей, записанная в виде прямой или косвенной речи. Например: А.П.Чехов говорил: «Краткость – сестра таланта». А.П.Чехов говорил, что «краткость – сестра таланта».

Сложное предложение.

Сложное предложение – это 2 или несколько простых предложений, связанных по смыслу и с помощью союзов.

Виды связи предложений: сочинительная, подчинительная, бессоюзная (смысловая).

Виды сложных предложений: сложносочинённое (ССП), сложноподчинённое (СПП), бессоюзное (БСП).

Вид СП

Средства связи  

      ПП в СП

     Схема

Пример

Сложносочинённое предложение (ССП)

(простые предложения РАВНОПРАВНЫ между собой (1 = 2) )

Сочинительные союзы:

1)соединительные: и, да =и, ни-ни, тоже, также;

[ 1 ], и [ 2 ].

1Было уже часов десять, и 2над садом светила полная луна.

(ССП, [ 1 ], и  [ 2 ].)

2)разделительные: или, либо, то-то, не то- не то;

[1  ], или [2 ].

То[ 1 ], то[2 ].

1Вчера был дождь, или 2ярко светило солнце. (ССП, [1 ],или[ 2 ].)

1Не то вдалеке был пожар, не то 2закат пламенел. (ССП, Не то [1 ],не то  [2 ].)

3)противительные:

а, но, да=но, однако, зато.

[ 1 ], а [  2 ].

1Под утро дождь прекратился, но 2солнце не выходило.

(ССП, [1 ],но [ 2 ].)

Сложноподчинён-ное предложение (СПП) (простые предложения не РАВНОПРАВНЫ: есть главное (х) и придаточное. От главного задаём вопрос к придаточному

(1   ?  2   или  1   ?  2)).

Подчинительные союзы. 

Вид придаточного определяется по виду подчинительного союза.

Придаточное может стоять после, перед и в середине главного.

  х     ?

[ 1 ], пс ( 2 ).

         ?     х

Пс ( 1 ), [ 2 ].

  Х  ?

[1, пс (2 ), …].

1)1Пошёл снег, когда 2мы возвращались домой.

(СПП, [  1], когда ( 2 )).

2)Когда 1мы возвращались домой, 2пошёл снег. 

(СПП, Когда (  1), [ 2])).

3)1Дом, где 2мы жили, был старый.

(СПП, [  1, где ( 2 ),…]).

Бессоюзное сложное предложение (БСП) (простые предложения РАВНОПРАВНЫ и связаны по смыслу)

Отсутствуют союзы.

В БСП можно поставить запятую, двоеточие, тире, точку с запятой.

[ 1 ], [ 2 ].

[ 1 ]: [ 2 ].

[ 1 ]; [ 2 ].

[ 1 ] - [ 2 ].

1Было тепло, 2светило солнце.(БСП, [ 1 ], [ 2 ].)

   Виды придаточных в СПП.

 

Вид придаточного

На какой вопрос отвечает

К чему

относится?

Где расположено?

Чем присоединяется к главному?

1.Определительные

Какой?

К сущ. (мест.) в главном предложении

После определяемого слова

Союзными словами

который, что,

где, куда и др.

2.Местоимённо - определительные

Какой?

кто (что) именно?

К мест.

в значении

сущ.

Перед и после определяемого слова

Союзными

словами

кто, что.

3.Изъяснительные

Вопросы косвенных падежей

К словам со значением

мысли, речи,

чувства.

Перед, после,

в середине

главного.

Союзами что, как, будто, чтобы; 

союзными словами кто, что и др.; частицей ли.

4.Обстоятельственные

1)степени

В какой степени?

Насколько?

К сочетанию с указательным словом

После главного

Союзы и союзные слова что, как,  сколько

2)образа

действия

Как? Каким образом?

К сочетанию с указательным

словом

После главного

Союзы и союзные слова что, как, будто, словно

3)места

Где? Куда?

Откуда?

Ко всему главному

Перед, после,

в середине главн.

Союзные слова

где, куда, откуда.

4)времени

Когда? Как

долго? С (до)

каких пор?

Ко всему главному

Перед, после,

в середине

 главного.

Союзы когда, пока,

с (до) тех пор как, как только

5)условия

При каком условии?

Ко всему главному

Перед, после,

в середине главн.

Союзы если, раз,

 когда

6) причины

Почему? Отчего?

Ко всему главному

Перед, после,

в середине

главного.

Союзы потому что. так как, оттого что

7)цели

Зачем? с какой целью?

Ко всему главному

Перед, после,

в середине главн.

Союзы чтобы, для того чтобы

8)сравнения

Как? В сравнении с чем?

Ко всему главному

Перед, после,

в середине

 главного.

Союзы как, подобно тому как, будто, точно, словно

9)уступки

Несмотря на что?

Ко всему главному

Перед, после,

в середине

 главного.

Союзы хотя, несмотря на то что

10)следствия

Вследствие чего?

Ко всему главному

Перед, после, в середине главн.

Союз так что

11)присоедини-     тельные

Что можно добавить к этому?

Ко всему главному

После главного

Союзные слова что, отчего, зачем, почему

Разбор сложного предложения.

      Сс  ч    сущ.           гл             сс   ч   Сущ   мест       гл.

1.1То ли врачи ошиблись, 2то ли рана сама заросла4. (ССП, То[ 1], то[ 2]., повеств., невоскл., 1- простое, двусост., нераспр., не осложнено; 2- простое, двусост., распр., не осложнено). 

             Пр.       прил.               сущ.          гл.            пр.  сущ.     каким?       мест.  

2.1После рекламной паузы вернёмся к событиям, 2которые 

       Гл.              пр.  мест.   сущ.                                             какие?

происходят в этом матче. (СПП, [ 1    сущ.], (2   которые    ), повеств., невоскл., 1 – главное- простое, односост., о-л., распр., не осложнено;

2-придаточное определительное- двусост., распр., не осложнено).

    Пр.  сущ.            гл.        что?   пс.  Сущ.       гл.        прил.                                          что?

3.По радио сообщили, что лето будет жарким. (СПП, [1  гл. ], что( 2 ), повеств., невоскл., 1-главное- простое, односост., н-л., распр.,

не осложнено; 2-придаточное изъяснительное- простое, двусост., распр.,

не осложнено).

            Пс        гл.    когда?  сущ.            гл.               прил.    сущ.                                         когда?

4.1Когда взойдёт солнце, 2наступит новый день. (СПП, Когда (1  ), [2 ], повеств., невоскл., 1- придаточное обстоятельственное времени-простое, двусост., нераспр., не осложнено; 2-главное-простое., двусост., распр., не осложнено).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к урокам русского языка "Русский язык в таблицах"

Данная презентация предназначена для повторения и изучения материала по орфографии в 5-6 классах. Этот материал  можно использовать в виде орфографических пятиминуток на уроках русского язык...

Методическая разработка на тему: " Презентация к урокам по русскому языку" Русский язык в таблицах".

таблицы по русскому языку помогут учащимся  получить и систематизировать знания по основным темам орфографии и пунктуации на уроках русского языка , при подготовке к контрольным работам....

Теория русского языка в таблицах и схемах.

Компьютерная презентация по теории русского языка в таблицах и схемах....

Теория русского языка в таблицах.

Данный материал рекомендуется использовать для комплексного повторения и обобщения, а также для изучения новых тем....

Теория русского языка в таблицах.

Данный материал рекомендуется использовать для комплексного повторения и обобщения изученного материала,  а также для изучения новых тем....

ТЕРМИНЫ по теории русского языка

Морфология, синтаксис, части речи, категории...

ТЕРМИНЫ по теории русского языка

Морфология, синтаксис, части речи, категории...