Три склонения имён существительных.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Монгуш Светлана Май-ооловна

    Формы организации познавательной деятельности: коллективная работа  под руководством учителя, работа в парах и группах, фронтальная    работа,  индивидуальная работа.

Планируемые результаты: обучающиеся должны уметь определять склонение имен существительных, объяснять языковые явления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_sklonenie.docx33.47 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Составитель: учитель русского языка и литературы Монгуш Светлана Май-ооловна.

Класс: 5 «в», МБОУ СОШ №2 пгт. Каа-Хем

УМК: Учебник «Русский язык. 5 класс», под редакцией Ладыженской Т.А., Москва «Просвещение» 2015 год.

Тема урока: Три склонения имён существительных.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Цель урока:

  1. Предметные:совершенствовать умение определять падеж, род и склонение имен существительных.
  2. Метапредметные:
  • Развивать познавательные способности, логическое мышление (анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы);
  • Умение грамотно и связно излагать свои мысли;
  • Извлекать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (в схему, ключевые слова), владеть разными видами чтения (ознакомительным, детальным).
  1. Личностные:
  • Формировать положительную мотивацию и интерес к изучению русского языка;
  • Умение слушать и слышать других, формулировать собственное мнение и аргументировать его, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.
  1. Регулятивные:овладевать способностями, понимать учебные задачи урока, отвечать на вопросы, оценивать свои достижения на уроке.

Оборудование: компьютер, проектор, учебник, карточка с текстом.

    Формы организации познавательной деятельности: коллективная работа  под руководством учителя, работа в парах и группах, фронтальная    работа,  индивидуальная работа.

Планируемые результаты: обучающиеся должны уметь определять склонение имен существительных, объяснять языковые явления.

Этапы урока, задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации этапа

Предполагаемый результат (УУД)

I. Мобилизующее начало урока. Эмоциональный настрой.

Подготовка учащихся к работе на уроке.

1.Здравствуйте, ребята!!!

Слайд №1

2.Урок начинаю  со слов: “Улыбнёмся друг другу». Ребята, сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на парты. Под тихой  музыкой тихо повторите за мной (про себя):

            - Я в школе на уроке,

- Сейчас я начну учиться.

- Я радуюсь этому.

- Внимание моё растёт.

- Я как разведчик, всё замечу.

            - Память моя крепка.

- Голова мыслит ясно.

- Я хочу учиться.

- Я очень хочу учиться.

- Я готов к работе.

- Я работаю!        (Слайд №2)

Спасибо. Я желаю вам успеха, а вы пожелайте

открыть новые знания друзьям и гостям. Садитесь правильно. Мы начинаем работу.

Ученики настроились на работу, проверили на столах наличие школьных принадлежностей. Поприветствовали друг друга.

Коллективная.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю, одноклассникам и гостям

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя.

II. Актуализация знаний.

Организует повторение изученного.

Введение в проблему, обеспечение  целеполагания и мотивации учителем и учениками совместной деятельности.

Подготовка к основному этапу урока.

- Давайте вспомним, о чем с вами говорили на предыдущих уроках, в форме блиц-опроса:(слайд 3)

1. Имя существительное – это …(часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? что?)

2. Имена сущ. бывают …(одушевленные ИС отвечают на вопрос кто?;неодушевленные ИС отвечают на вопрос что?)

3. А помните ли вы из курса 4 класса, что такое склонение? (изменение существительных по падежам называется склонением)

Отвечают на вопросы

Вывод. Подытожим

Фронтальная.

Личностные УУД: анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения.

Регулятивные УУД: исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения.

Познавательные УУД: извлечение нужной информации, самостоятельное ее нахождение.

Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений, умение воспринимать информацию на слух, осознано строят речевые высказывания.

III. Формулировка темы, целей урока.

Цель: формулирование  темы урока.

- Ребята, мы с вами продолжаем работу по изучению Имени существительного.

 - А теперь посмотрите на ( слайд №4)

Какой частью речи являются данные слова? На какие 3 группы можно их распределить?

Мышь, луна, дядя, лимон, день, море, дедушка, земля, облако, печь.(Слайд№5)

Iсклонение мужской род

IIсклонение средний род

IIIсклонение женский род

дядя

море

луна

лимон

облако

земля

день

печь

дедушка

мышь

- Итак, как вы уже догадались тема сегодняшнего урока это?

Да, вы правы, запишите тему урока(Слайд №6)

Определение цели урока

- Посмотрев на тему урока, сформулируйте цели нашего урока?(Слайд №7)

-Имена существительные.

Распределяют слова в паре.

Записывают дату и тему урока

Пятнадцатое марта.

Классная работа.

Три склонения имён существительных.

Цели:

1)Вспомнить, как определяется склонение существительных.

2) научиться определять склонение существительных.

Вывод

Фронтальная

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование учебной деятельности.

Коммуникативные УУД: умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов.

IV. Открытие новых знаний.

Цель: познакомить с делением существительных на три группы.

1.Работа с учебником.

1.Откроем учебник на стр.62.Прочитайте параграф. Прочитали. Пользуясь учебником, скажите: Какую информацию по теме вы узнали в параграфе №95

2.Что такое склонение? /Изменение существительных по падежам называется склонением/

3.Сколько склонений мы знаем?/три склонений/

4.По какой форме мы определяем склонение? /склонение существительного определяется по именительному падежу единственного числа. Это и есть начальная форма/

2.Работа в группах.

1группа

1)Выделите окончания, определите род  у следующих существительных: распутица, струя, юноша.  

2)Сделайте вывод: какие существительные относятся к 1-ому склонению. (Имена существительные женского рода  и мужского рода с окончаниями - а, - я)

3)Выделите среди указанных слов существительные1 склонения: верба, соловей, травка, лужа, мощь, грач, облако, капель, бабочка, росток, сирень, черёмуха,  трель, тишь.

4)Какие признаки вам помогли правильно определить склонение?

2группа.

1)Выделите окончания, определите род у следующих существительных: облако, грач.

2)Сделайте вывод: какие существительные относятся ко 2-ому склонению.(Имена существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями - о, - е)

3)Выделите среди указанных слов существительные 2 склонения:верба, соловей, травка, лужа, мощь, грач, облако, капель, бабочка, росток,сирень, черёмуха, трель, тишь.

4)Какие признаки вам помогли правильно определить склонение?

3группа.

1)Выделите окончания, определите род у  следующих существительных: трель, сирень.

2)Сделайте вывод: какие существительные относятся ко 3-ему склонению. (Имена существительные женского рода с мягким знаком на конце)

3)Выделите среди указанных слов существительные3 склонения:верба, соловей, травка, лужа, мощь, грач, облако, капель, бабочка, росток, сирень,черёмуха,трель,тишь..

4)Какие признаки вам помогли правильно определить склонение?

3.Вывод.

-Какие действия нужно для этого сделать?

-Вернёмся к существительным, встретившимся в словарно-орфографической работе. Определим, к какому склонению относится каждое из них.

-Не забудьте оценить свою познавательную деятельность при открытии новых знаний.

4.Кластер «Склонение существительных» (или составить алгоритм) /Пока учащиеся делают вывод, у доски один ученик составляет кластер/

Работают с учебником, выделяют ключевые понятия.

Работают в группах, распределяют данные в карточках.

(на доске выходит ученик)

Делают вывод, оценивают познавательную деятельность.

Составляют кластер

Фронтальная

Проверяем

Групповая, каждый выполняет работу в тетради, взаимопроверка, 1 от группы выступает, доказывает

Познавательные УУД: самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера.

Коммуникативные УУД: эффективно сотрудничать в группе, устанавливать рабочие отношения, определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы, обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

Личностные УУД: оценивание усваиваемого содержания.

V. Физминутка.

Релаксация и смена видов деятельности.

- Молодцы, ребята! Вы хорошо поработали, пришло время отдохнуть и заодно проверить, как вы усвоили материал.

Лингвистическая разминка.

- Я называю существительное, если

1склонение – поднимаем руки вверх (река, дедушка, деревня)

2 склонение – в сторону (дом, облако, море)

3 склонение-  отпускаем (ночь, степь, мышь)

Спасибо. Продолжаем работать.

Выполняют гимнастику.

Коллективная

Познавательные УУД:

1.Проверка знаний и умений.

Личностные УУД:

1.Снять напряжение и утомление на уроке.

VI. Первичное закрепление знаний.

Цель. Закрепить знания в определении склонения.

-Ребята! Прошедший год был Годом тувинских обычаев и традиций, а 2016 год объявлен в республике  Годом тувинского гостеприимства

1.Пословицы и поговорки о гостеприимстве. Выпишите существительные, определите склонение,род:  (Слайд№8)

Где слова привета, там улыбка для ответа.

  • Хороший гость всегда вовремя.
  • Хочешь быть хорошим гостем - хвали хозяйку.

В гостях хорошо, а дома лучше.

1.Самостоятельная работа с взаимопроверкой.

Цель. Проверить умения в определении склонения имен существительных, самоконтроль усвоения знаний.

-Проверь свои знания, определи склонение существительных. (Поставь плюс в нужную колонку)

1 вариант

1 склонение

II склонение

1II

склонение

солнце

соловей

весна

проталина

трель

капель

луч

журчание

2 вариант

1 склонение

II склонение

1II

склонение

пение

звон

теплынь

гомон

жаворонок

ландыш

ледоход

солнцепёк

-Кто допустил ошибки?

-Поставьте на полях знак «+», у кого нет ошибок.

Выписывают существительные, определяют склонения, оценивают познавательную деятельность

Слово (ср.р. II скл.)

Привет (м.р. II скл.)

Улыбка (ж.р.I скл.)

Ответ (м.р. II скл.)

Гость (м.р. II скл.)

Хозяйка (ж.р. I скл.)

Дом(м.р. II скл.)

Вывод, оценивание.

Самостоятельная работа с карточками по вариантам; оценивание познавательной деятельности;

самопроверка

Если всё правильно-5;

Если 2 ошибки-4;

Если 3 ошибки-3

Вывод, оценивание

Парная, индивидуальная

Индивидуальная,

фронтальная

Познавательные УУД: умение находить нужную информацию.

Личностные УУД: формирование навыков самоанализа и самоконтроля, устойчивой мотивации к обучению, способности самооценки своих действий.

Регулятивные УУД: умение организовывать свою деятельность при  выполнении заданий, сравнивать и сопоставлять, развитие навыков самооценки.

Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, умение оформлять свои мысли в письменной форме.

VII.Рефлексия.

-А теперь подведем итог нашей работы.

-Какую цель ставили на урок?

-Добилисьмы поставленной цели?

На слайде №9:

  • Сегодня на уроке я научился…
  • Какие трудности встретились?
  • Своей работой на уроке я …

-Оцените свою работу на уроке.

-Чью работу вы можете сегодня оценить? Прокомментируйте.

Учитель выставляет отметки за конкретные виды работы отдельным ученика на основе их самооценки.

-Сдайте, пожалуйста, оценочные листы.

-Повторить склонения имен существительных.

Отвечают на вопросы.

Оценивают свою работу в «Оценочных листах» и сдают на проверку учителю

Коллективная индивидуальная фронтальная

Регулятивные УУД:

1.Соотносить цели и результаты своей деятельности;

2. Определяют степень успешности работы согласно критериям.

Коммуникативные УУД:

1. Соблюдать нормы культуры речи в процессе учебной деятельности и речевой практики;

2. Слышать и слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;

3. Строить связанное монологическое высказывание  

Познавательные УУД:

1.Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы;

VIII.Домашнее задание.

-Домашнее задание дается на выбор двух уровней – базовый и повышенный.

Тексты распечатаны. 1.(базовый уровень)

Выписать имена существительные из текста, определить склонение и выделить окончание.

В жаркий полдень мальчики шли по дороге. Вдруг увидели над полем дым. Это горела спелая рожь. Коля и Сережка кинулись тушить пожар. Павел помчался в село. Вскоре подоспела помощь. Все стали заваливать рожь землей.

2 (повышенный уровень)

Спишите, определите склонение и падеж, выделите окончание.

Образец:

Идти по алле          (аллея – 1 скл., Д.п.)

Вдоль дорог…, запах полын…, быть на лекци…, по тропинк… к станци…, из поездк… по Америк…, книга по истори…, спустился на парашют…, в огромном здани… .

Записывают задание

Коллективная

Полное понимание способа и важности выполнения домашнего задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок: Письмо и развитие речи в 5 классе Тема: "Склонение имён существительных"

Урок: Письмо и развитие речи в 5 классеТема: " Склонение имён существительных"Цель: формирование навыков в определении склонений имён существительных; повторение грамматических признаков имен существи...

Урок письма по теме "Склонение имён существительных" 8 класс.

Урок письма для  обучающихся коррекционной школы VIII вида"....

Открытый урок в 5 классе по теме "Три склонения имён существительных"

Урок разработан для учащихся с задержкой психического развития, которые имеют специфические речевые  расстройства и нарушения в эмоционально-волевой сфере....

Урок русского языка в 4 классе по теме"определения типа склонения имён существительных в начальной форме"

Тема урока «Определение типа склонения имён существительных в начальной форме». Задачи урока: 1. Научить детей правильно определять склонение имён существительных в начальной форме; 2. Прочно закрепит...

Общее понятие о склонении имён существительных. Урок по русскому языку

Тема. Общее понятие о склонении имён существительных. Цели:      - сформировать первоначальное представление о склонении имен существительных; ...

Таблицы в помощь глухим и слабослышащим учащимся по теме "Склонение имён существительных"

Материал представлен в виде таблиц, в которых отражены закономерности словоизменения по трём типам склонения имён существительных, а также примеры словоформ существительных во множественном числе. Кро...