Общее понятие о склонении имён существительных. Урок по русскому языку
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Сидельникова Наталья Ивановна

 

Тема. Общее понятие о склонении имён существительных.

 

Цели:

      - сформировать первоначальное представление о склонении имен существительных;  

     - познакомить учащихся с названием падежей, шестью парами падежных вопросов, предлогами, которые употребляются с падежными вопросами;                

     -  уточнить представления учащихся о начальной форме имени существительного, как о форме существительного в именительном падеже единственного числа;

    -  развивать орфографическую зоркость, навыки грамотного письма, речь, внимание;

     - воспитывать любовь и уважение к матери;

     - создавать на уроке здоровьесберегающую среду для учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема. Общее понятие о склонении имён существительных.

Цели: 

      - сформировать первоначальное представление о склонении имен существительных;  

     - познакомить учащихся с названием падежей, шестью парами падежных вопросов, предлогами, которые употребляются с падежными вопросами;                

     -  уточнить представления учащихся о начальной форме имени существительного, как о форме существительного в именительном падеже единственного числа;

    -  развивать орфографическую зоркость, навыки грамотного письма, речь, внимание;

     - воспитывать любовь и уважение к матери;

     - создавать на уроке здоровьесберегающую среду для учащихся.

Оборудование: учебник «Русский язык» Л.М.Зелениной; памятка о падежах для каждого учащегося, рисунок с изображением «мамы  Склонения», плакат «Падежи», переносная доска.

 

                                      Ход урока.  

I. Организационный момент

             Будем отвечать активно,

             Хорошо себя вести,

             Чтобы гости дорогие

             Захотели вновь прийти!

- К нам на Кубань пришла долгожданная весна. На дворе солнышко, капель, лужи. Весна приходит и всегда приносит с собой что-то новое. На уроках русского языка вы тоже открывается для себя что-то новое, и этот урок не будет исключением. Сегодня ваш багаж знаний пополнится новыми сведениями об имени существительном. Но сначала повторим то, что вы уже знаете об этой части речи. (Ответы учащихся.)

II. Чистописание

                 Я тетрадь свою открою

                 И наклонно положу.

                 Я, друзья, от вас не скрою:

                 Ручку я вот так держу!

                 Сяду прямо, не согнусь,

                 За работу я берусь.

- Запишите число. Классная работа. Сегодня на минутке чистописания повторим написание строчной буквы в. Как соединяется буква в с другими буквами?

- Напишите эти соединения в тетрадь.

    в    в    вв    ви     во    ве    вя     во ве

- Прочитайте пословицу. Поясните смысл пословицы. Спишите.

Март – весна света, он зиму кончает, весну начинает.

- Определите род у имен существительных. (Самостоятельная работа.)

- Проверим. (Один ученик работает у доски, остальные сигнализируют с помощью светофора, правильность ответа.)

  1. Актуализация знаний

- Над какой темой работали на предыдущем уроке? (Изменяли слова по вопросам.)

- Сегодня мы продолжим работу над этой темой.

- Скажите, чей праздник мы отмечаем в марте? (Мы отмечает праздник мам.)

- А что мамы любят вам печь? (Мамы любят печь пирожки.)

-Давайте изменим слова мама и порожки по вопросам. (Два ученика на переносных досках  изменяют слова по вопросам и выделяют окончания. Затем проверяем с помощью светофора.)

              кто?    мама                     что?    пирожки

              кого?   мамы                    чего?  пирожков

         кому?  маме                     чему? пирожкам

        кого?  маму        что?   пирожки

        кем?   мамой        чем?  пирожками

        о ком? о маме                  о чем? о пирожках

- К какой группе имен существительных относится слово мама? (ж.р., одушевленное, имеет твердую основу).  

- К какой группе имен существительных относится слово пирожки? ( м.р.,  неодушевленный, имеет мягкую основу).

  IV. Физкультминутка для глаз.

1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1 – 4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть в даль на счет 1- 6. Повторить  4 – 5 раз.

2. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1 – 4, затем посмотреть в даль прямо на счет 1 – 6. Посмотреть налево не поворачивая головы 1 – 4, затем посмотреть в даль прямо на счет 1 – 6 .   Посмотреть вверх не поворачивая головы 1 – 4, затем посмотреть в даль прямо на счет 1 – 6 . Посмотреть вниз не поворачивая головы 1 – 4, затем посмотреть в даль прямо на счет 1 – 6 .

   V. Постановка темы урока

- Какой вид работы мы с вами выполняли? (Изменение имен существительных по вопросам.)

- Кто из вас знает, каким, одним словом можно заменить эту длинную фразу? (Вслушиваются ответы учащихся.)

- Изменение имен существительных по вопросам называется склонением или изменением по падежам.

   VI. Работа по теме урока

1.Знакомство с названиями падежей.

- Послушайте сказку.

- В самом центре города Слов стоит высокий дом со стеклянной крышей, в нём живут мама Склонение и шесть ее сыновей-падежей.

Самое любимое место в доме — кухня.  Как хорошо по вечерам собираться здесь всей семьей, пить чай, смотреть на звезды и рассказывать о том, что произошло за день. Когда часы бьют полночь, все желают друг другу спокойной ночи и расходятся по своим комнатам....

Каждое утро, как только проснутся первые лучи солнца, мама спускается вниз с полным подносом горячих пирожков.  На верхнем этаже живет именительный падеж, он самый старший и предпочитает быть в предложении главным членом — подлежащим. Правда, как говорит мама Склонение, иногда ему приходится соглашаться и на сказуемое. Любимые вопросы этого падежа— кто? что?

 — Тук-тук-тук! — стучит мама в дверь.

—Кто?

 —Мама!

—Что?

-Пирожки!

Этажом ниже живет родительный падёж.  Он уже давно проснулся и с нетерпением ждет своего завтрака, а мамы все нет и нет.

Нет кого?

—Мамы!

— Нет чего?

Пирожков!

Догадались, какие вопросы он любит больше всею? Правильно — кого? чего?

Еще ниже живет дательный падеж — самый добрый из братьев. Он всегда готов прийти на помощь, и его любимые вопросы — кому? чему?

— Рад кому?

-    Маме!

— Рад чему?

-   Пирожкам!

А вот и винительный падеж.  Как вы думаете, почему его так назвали? Правильно, потому что он всегда и во все всех обвиняет. Солнце — в том, что оно рано встает, маму — в  том, что она недостаточно его любит (хотя это и неправда), а братьев-падежей — в  том, что они   разобрали все самые хорошие вопросы.

Что-то мамы давно нет. А может, про него забыли?

— Виню кого?

 — Маму.

— Виню что?

-   Пирожки!

Вам ничего не напоминают эти вопросы?  Напоминают?  А вот винительный падеж с вами не согласен.

Ну, хватит о нем. Давайте познакомимся со следующим братом — творительным падежом. Этот падеж — мастер на все руки. Вечно что-то пилит, строгает, чертит. Солнце только что взошло, а он уже за работой.  Мама поставила ему тарелочку с пирожками на верстак.

—  Доволен кем?

-     Мамой!

 - Доволен чем?

 - Пирожками!

 Его любимые вопросы – кем? чем?

 Слышите  песню? Это самый младший из падежей – предложный. Голос у него чистый, звонкий, заслушаешься! Даже птицы в небе притихли.

- Пою о ком?

- О маме!

- Пою о чём?

- О пирожках.

- А сейчас запишем по порядку названия падежей в столбик, которые получились при склонении слов  «мама» и «пирожки».

Им.п.          кто?    мама                     что?    пирожки

Р.п.            кого?   мамы                    чего?  пирожков  

Д.п.         кому?  маме                     чему? пирожкам

В.п.                кого?  маму        что?   пирожки

Тв.п.        кем?   мамой        чем?  пирожками

Пр.п.        о ком? о маме                  о чем? о пирожках

2. Чтение определение понятия «склонение» на стр. 90.

   VII. Физкультминутка.

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти стряхнули –

Ветер сдувает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем,

Руки согнули назад.

3. Знакомство с памяткой

У каждого ученика лежит памятка на партах .

- Что называется склонением?

- Проговорим хором названия падежей и вопросов относящиеся к ним.

- Встречается ли одинаковый падежный вопросу одушевлённых существительных? А у неодушевлённых существительных?

- Подумайте и скажите, как определить падеж существительного.

- В этом нам будут помогать предлоги, которые употребляются с определённым падежом. (Работа с памяткой.)

- У какого падежа нет предлогов?

-  Как вы думаете почему? (Ответы учащихся.)

На стр. 91 прочитайте, почему рядом с именительным падежом никогда не пишутся предлоги.

- Перечислите косвенные падежи.

И напоследок открою вам еще один секрет. Иногда винительный падеж капризничает и становится похожим на своего брата – именительный падеж. В таком случае зовите на помощь маму Склонение, уж она-то сразу определит, кто это.

Художник нарисовал красивый стол (?) .

Меняем слово стол на слово мама.

Художник нарисовал красивую маму (В.п.). Значит, слово стол в первом предложении стоит в винительном падеже.

Посреди комнаты стоит стол (?).

Посреди комнаты стоит мама (И.п.).

- Значит, слово стол стоит в именительном падеже.

4. Самостоятельная работа. (Упражнение 96.)

- Прочитайте предложения. О ком говорится в предложениях.

- Спишите текст. В каждом предложении подчеркните главные члены.

- Давайте проверим. Разбор каждого предложения. Проверяем светофорами.

- Следующее задание по вариантам: 1 вариант во втором предложении, 2 вариант в третьем предложении, поставьте падежный вопрос к каждому существительному и укажите  его падеж. (Проверка с помощью светофора.)

VIII. Словарная работа.

- Запишите, комментировано слова, и определите, в каком падеже  стоят имена существительные?

    На языке, без учителя, от ученика, на огороде, с севера, по Родине, о ребятах,

за берёзой,  из гороха, о воробье.

 

   IX. Итог урока

- Что мы называем склонением?

- Сколько падежей в русском языке?

- К какому падежу относятся существительные в начальной форме?

- Угадайте, о каком падеже говориться?

Предлогов с детства не люблю,

С собою рядом не терплю.

Мои вопросы – кто? и что? –

Ни с чем не спутает никто.

(Именительный падеж)

Кого же нет?

Я очень беспокоюсь,

Чего же нет?

Отправлюсь я на поиск.

Прошу друзья, скорее помогите!

И как зовут, меня скажите!

(Родительный падеж)

Я работаю старательно.

Кому отдать? К чему призвать? –

Лишь только я могу сказать.

С предлогом "к" порой дружу,

Но и один гулять хожу.

(Дательный падеж)

Кого винить, мне видно сразу!

Пусть каждый здесь

Запомнит эту фразу.

Ведь я важней министра!

Все это знают тут!

А ну скорей скажите,

Как меня зовут?

(Винительный падеж)

Творите – чем? Творите – с кем?

Я подскажу вам – нет проблем!

Предлогам "перед", "под" и "над"

В любой момент я очень рад.

(Творительный падеж)

Мне без предлогов свет не мил.

Пусть будет "в", и "о", и "при" –

Ты их случайно не сотри!

Тогда смогу я рассказать,

О чем мечтать и в чем гулять.

(Предложный падеж)

Выставление оценок.

 X. Домашнее задание

- Выучить определение понятий склонения, косвенных падежей, вопросы падежей и предлоги, которые употребляются с определённым падежом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 классе по теме"определения типа склонения имён существительных в начальной форме"

Тема урока «Определение типа склонения имён существительных в начальной форме». Задачи урока: 1. Научить детей правильно определять склонение имён существительных в начальной форме; 2. Прочно закрепит...

Урок русского языка в 5 классе коррекционной школы 8 вида "Первое склонение имён существительных"

Цель: 1. Способствовать закреплению знаний обучающихся о первом склонении имён существительных.            2. Развивать и коррегировать внимание,...

Урок по русскому языку в 5 классе: «Три склонения имён существительных».

Разработка урока по русскому языку в 5 классе "Три склонения имён существительных" в свете ФГОС.Учебник Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова и др.Цель урока: повторить и закрепить знания об основных видах ск...

Дидактический материал по теме "Употребление имён существительных в речи". Русский язык 5 кл.

Дидактический материал разработан для учащихся 5 класса по теме " Употребление имён существительных в речи" для работы по текстам. Этот материал можно использовать как раздаточный в качестве разноуров...

"Имя существительное". Урок по русскому языку 5 класс.

Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов,  Л.А.Тростенцова, Л.Т.Григорян  под редакцией Н.М.Шанского, 2012 год....

Тема: Три склонения имён существительных. Существительные 1-го склонения. Определение склонения имён существительных по начальной форме.

Тема: Три склонения имён существительных. Существительные 1-го склонения. Определение склонения имён существительных по начальной форме.Цель: повторение изученного по теме “Склонения имен сущест...

Интерактивная дидактическая игра "Склонение имён существительных". Урок русского языка в 5 классе

Интерактивная дидактическая игра «Склонение имён существительных» урок русского языка в 5 классе предназначена для отработки навыков определения склонения имён существительных (1 часть зад...